Во времена т.н. «технического прогресса», «передовых взглядов» дышать порой становится тяжело от воздействия со стороны рекламы, СМИ, «общественного мнения». Кругом твердят о «новых» ценностях, о жизни «в кредит», о карьерном росте. Человеку консервативно настроенному и читающему ещё нужно побегать в поиске достойной современной книги. И очень редко бывает, что книга, которая сначала привлекла внимание читателя, станет для него «глотком свежего воздуха» в удушающем пространстве цифровых медиа. Сборник статей Лидии Сычёвой «Мы всё ещё русские» – как раз то издание, после прочтения которого дышать становится легче. Тем более, что автор прямо пишет о проблемах сохранения русской национальной идеи и возрождения подлинных русских ценностей.
Когда с экрана телевизора, ноутбука или смартфона нам вещают, что нынче настало время «новой России», здравомыслящий, образованный человек задаётся вопросом: «А старая Россия чем была плоха?». На этот вопрос телевизионные эксперты не ответят. Сами не знают. А Лидия Сычёва на страницах своей книги очень подробно рассказывает, как и почему «старая Россия» оказалась неугодна власти, которая с 1991 года планомерно уничтожает всё традиционное и классическое, что есть в культуре самого многочисленного славянского народа в мире. В главе «Под корень» автор пишет следующее: «Советская эпоха – трагическая смесь героизма и безумия. Предыдущие столетия русской истории были не легче, но XX век – нам ближе, мы из него родом, мы одной ногой стоим в прошлом. Век трагедии русского крестьянства. Все наши радости и победы оплачены слезами и горем деревенского люда». Необходимо понимать, что не только русский народ в своём современном состоянии связан с историческими процессами прошлого века, но и власть, которую сейчас прикрывает «маска» либерализма, также неразрывно связана с социалистической эпохой. И антинародные методы, которые использует эта власть последние 25-30 лет, корнями своими уходят в период, когда государство подчинили себе большевики.
Трагедия русской деревни, изуродованная система среднего образования, ложь через пропаганду, подмена культурных ценностей «нетрадиционными», искажение понимания национальной идеи – вот результат политики власти на протяжении целого века. Но обо всём по порядку. Лидия Сычёва пишет: «Деревня – камертон России, корень её жизни, совесть и суть». Далее там же: «Лёгкий, всего лишь вполоборота, поворот столыпинского правительства к крестьянству дал царской России невиданный темп роста населения…; привел к развитию Зауралья и дальневосточных территорий, вплотную подвёл страну к аграрному рывку». Автор говорит не только об экономической пользе для государства развитого сельского пространства, но и о культурной:«Не только родная земля, но и «натуральное» родное слово, без иностранных «присадок», возвращают нас к самим себе, к настоящему свету жизни». Можно с уверенностью сказать, что борьба советской власти с русской деревней, начиная с 20-х годов XX века – есть борьба с основным источником русской народной культуры.
В главе «Без мужчин народ – не народ» Лидия Андреевна поднимает проблему резкого падения численности мужского населения страны. Собеседник автора, Владимир Базарный, профессор, связывает эту проблему с фактором «бесполого» образования. В былое время просвещение было хоть и не массовым, но опиралось на воспитание в мальчиках и девочках характерных для каждого пола достоинствах. «При воспитании детей народы всегда исходили из разной природы мальчиков и девочек. Стратегия воспитания была связана с полом ребёнка. У мальчиков родители стремились рано сформировать комплекс мужских характеристик и мужского характера. Это смелость, воля, сила духа, способность быть лидером и брать на себя ответственность, готовность защитить более слабых, готовность стать главой семьи, встать на защиту Отечества и т.д.». Что же сделали большевики? В 1918 году выходит постановление «О введении обязательного совместного обучения». Тем самым власть дала понять, что для неё важен не народ, а отдельный класс – пролетариат, желательно без ярко выраженных половых признаков.
Отдельным образом хочется отметить отношение к проблеме деградации народной культуры самого автора книги «Мы всё ещё русские». Лидия Андреевна Сычёва высказывалась на эту тему не только на страницах нового издания. В статье «Художественное слово и жизнестойкость народа российского», опубликованной в третьем номере журнала «Родная Кубань» за 2018 год, Сычёва пишет: «Гомер не знал интернета, Пушкин понятия не имел о мобильной связи, но «техническая отсталость» не помешала им создать величайшие художественные произведения». Автор продолжает развивать тему художественности в материале. «Народ, не связанный любовью и художественностью, превращается в население, в сообщество вечно одиноких, обобранных – духовно и материально – индивидуумов, которых сплачивает лишь телевизор и пропаганда». Под влиянием пропаганды, общество теряет вкус не только к художественным произведениям, но и культуре народной и классической как таковой. «Комплекс мер», предпринимаемый властью в отношении русской культуры в течение последних ста лет, увы, дал свои плоды. И, как результат, сегодня многие забыли, какова национальная идея русского народа.
Проблеме понимания традиционной идеи народа посвящена целая глава книги. Она так и называется «Женитьба как национальная идея». Лидия Сычёва подробно разбирает произведения классической литературы, в которых эта тема заложена. А ведь действительно, и у Грибоедова в «Горе от ума», и у Пушкина в «Евгении Онегине», и у Лермонтова в «Песне про царя Ивана Васильевича…», и у многих других классиков русской литературы в произведениях идея создания традиционной семьи была центральной. «А вот у Достоевского, чтобы возвыситься до национальной идеи, героям «Преступления и наказания» нужно пройти искушение ложными теориями, преступить заповеди «не убий», «не прелюбодействуй», «не кради», изведать духовную пытку и каторгу. Демона, в конце концов, Родион Раскольников и Соня Мармеладова побеждают, но какой ценою!..» – вопрошает Лидия Сычова. Далее автор «Мы всё ещё русские» объясняет, в чём отличие светлой национальной идеи от того суррогата, который навязывает нам пропаганда. «В нашей настоящей национальной идее есть задор и азарт молодости, энергия действия, правда жизни, созидательный смысл. И, между прочим, никакого разврата или агрессии. Наоборот: в цене верность, честь, целомудрие, домовитость, нежность, серьёзность». Думаю, разница с «идеалами общества потребления» ощутима. И, самое главноев в нашей национальной идее слово «женитьба». То есть осознанный мужской, мужественный выбор в пользу создания семьи. Не замужество, свойственное для англо-саксонской художественной культуры, а именно женитьба.
Вывод напрашивается сам собой. «Левые» политические деятели, захватившие власть в 1917 году, своими постановлениями положили начало разрушению основ народной культуры. Власть, пришедшая в страну с 1991 года, продолжила этот разрушительный путь ускоренными темпами. На помощь государственной политике пришёл технический прогресс. Как быть? Лидия Сычёва отвечает и на этот вопрос: «Восстановление жизнестойкости народа российского на трёх уровнях – природно-демографическом, социально-политическом, духовно-нравственном – главная задача нынешнего исторического времени». Главное, чтобы народ наш понимал, что только при сохранении истоков собственной культуры, при понимании национальной идеи русская цивилизация в полной мере сможет существовать в мире, где моду задает постглобализм. А он «натравливает» братские народы друг на друга и заставляет людей потреблять и как можно ярче «прожечь» земную жизнь.
-------------------------------------------
Источники:
1. Сычёва, Л.А. Мы всё ещё русские. М.: Вече, 2018.
2. Сычёва Лидия Андреевна. Художественное слово и жизнестойкость народа российского // Родная Кубань. – 2018. – №3.