Николай ЧЕПАСОВ. Бизнес, государство, общество

Дерипаска

Эта формула вдалбливается сегодня либеральными идеологами в общественное сознание как неоспоримая догма. При этом все три субъекта рассматриваются как партнеры, однако абсолютное преимущество закрепляется за... бизнесом. Именно так соотносятся между собой бизнес, государство и общество в странах классического капитализма.

В условиях социализма понятие «бизнес» использовалось только в тех случаях, когда речь шла о капиталистических производственных отношениях, основанных на частной собственности, и вся деятельность в материальном производстве, финансах, торговле, образовании, здравоохранении, культуре, спорте подчинена единственной цели – извлечению прибыли.

При социализме экономика, как базовая основа существования общества, опиралась на общественную собственность на средства производства и планомерно развивалась в интересах всего народа. Более 60 лет назад я начинал свою трудовую деятельность на строительных площадках треста «Челябметаллургстрой», который возводил крупнейшие доменные печи, уникальные прокатные станы, сталеплавильные цеха на Челябинском металлургическом комбинате. Комплекс возведения каждого объекта включал в себя не только создание производственных мощностей, но и обязательно строительство социальных объектов – жилых домов, детских учреждений, трамвайных и троллейбусных линий, учебных заведений для подготовки рабочих кадров.

Все работы на комплексе велись согласованно и завершение строительства всегда было праздником для всего Челябинска. Нас, молодых рабочих, привлекали к работе постоянно действующих производственных совещаний, на которых мы узнавали о новой технике, передовых технологиях, о проблемах предприятия. С тех пор я понял, что на государственной стройке в СССР украсть деньги невозможно, так как банк финансировал объекты точно по смете и каждый рубль был на учете.

Инженеры банка контролировали каждый этап строительства на комплексе. К руководству предприятия и на ответственные посты в государстве выдвигались подлинные самородки из народа, прекрасно знавшие конкретное дело во всех его тонкостях и прошедшие фильтр морального и нравственного контроля в трудовых коллективах, партийных комитетах.

Это были подлинные альтруисты с коммунистическим сознанием. И пример было брать с кого. В 1918 году Председатель СНК В.И. Ленин подал в «Московское участковое по подоходному налогу присутствие» декларацию о своих доходах. Доход В.И. Ленина за год составил 24 883 рубля, в т.ч. зарплата – 9 683 руб. 33 коп. и 15 000 рублей – литературные гонорары. При этом известно, что покупательная способность рубля в 1918 году по отношению к 1913 году составляла... 5-7 копеек! Квартира казенная, 4 комнаты – по одной на каждого члена семьи из трех человек и 1 комната для домработницы. «Других доходов: от денежных капиталов – нет; от недвижимого имущества – нет; от торговли и промыслов – нет; от прав на всякого рода периодических получений и выгод – нет».

В 1917 году перед отъездом в Россию казначей большевистской ячейки, в которой В.И. Ленин стоял на учете, Р. Харитонова вошла в швейцарский банк г. Цюрих со сберегательной книжкой В.И. Ленина в руках. На счете было... 5 франков. Клерки банка спросили, что она хочет сделать – получить вклад или закрыть счет? «Нет! Я везу сберегательную книжку в Россию, а вклад пусть остается у вас. Не велик вклад, зато велик вкладчик. Именно это мне хотелось довести до вашего сведения», – сказала Р. Харитонова.

А теперь, уважаемые читатели, сравните декларацию о доходах В.И. Ленина и нынешних «слуг народа». Мне посчастливилось дважды побывать в кремлевской квартире В.И. Ленина и я убедился в спартанских условиях, в которых самоотверженно трудился и жил наш национальный гений.

Социалистическое государство, опираясь на поддержку своего народа, выступало как организатор строительства новой жизни. Оно разрабатывало планы развития страны, которые после утверждения Верховным Советом обретали силу Закона. Под особым контролем государства находилась финансовая система, обеспечившая стабильность рубля и четкое финансирование планов развития. Никаких противоречий между государством и экономикой не было и быть не могло. Государственная власть в стране была единой – от сельского до Верховного Совета СССР.

Во всех представительных органах власти большинство составляли депутаты трудового народа – рабочие, аграрии, учителя, врачи, представители трудовой интеллигенции, поэтому «непопулярных», т.е. антинародных законов такие органы власти никогда не принимали. В Конституции права граждан на труд, отдых, на жилище, образование и здравоохранение, пенсионное обеспечение по старости не только декларировались, но и защищались законом.

Особый феномен представляло собой общество страны Советов. Классы сохранялись, но между не было антагонизмов, а противоречия разрешались бесконфликтно. Эффективным участником социалистических преобразований выступала трудовая советская интеллигенция. Помимо коммунистической партии в стране активно действовали профсоюзы, комсомол, ветеранские, творческие организации. Советский народ был прекрасно осведомлен о всех планах государства. Весь мир удивлялся размаху социалистического соревнования в СССР. Опыт новаторов, передовиков производства, таких как шахтер Алексей Стаханов, машинист паровоза Максим Кривонос, трактористка Паша Ангелина, сестры-ткачихи Мария и Евдокия Виноградовы и тысяч других становился достоянием трудовых коллективов всех отраслей народного хозяйства.

Это вело к повышению производительности труда, снижению себестоимости продукции, росту национального богатства, улучшению жизни народа. В общественном сознании господствовала идеология компартии, моральный кодекс строителей коммунизма соответствовал гуманным духовным традициям нашего народа и был ориентиром для миллионов советских людей.

Таким образом, в советской стране экономика, государство и общество не противостояли друг другу, а были едины в процессе строительства новой жизни. Это единство трансформировалось в великую и непобедимую силу, которая вынесла на своих плечах индустриализацию и коллективизацию, обеспечила Победу в Великой Отечественной войне, восстановила народное хозяйство, вывела Советский Союз на уровень великой Державы.

 

* * *

В современной, капиталистической России такое понятие как «экономика» практически реализуется в понятие «бизнес», его юридической основой является частная собственность на средства производства и капитал, закрепленная в законодательстве страны. Закон капиталистической конкуренции сопровождает бизнесмена с первого шага его «дела». Борьба между участниками рынка ведется не на жизнь, а на смерть конкурента: расталкивание друг друга локтями, шантаж, угрозы, слияния и поглощения, умышленное банкротство, физическое уничтожение конкурентов. Сегодня в России капитализм обрел вид и структуру, типичную для большинства стран – господство монополий в базовых отраслях экономики, окруженных «средним бизнесом» и архипелагом «самозанятых», вынужденных терпеть давление монополий.

В свою очередь монополистический бизнес России глубоко интегрирован в мировую империалистическую систему и руководствуется интересами этой «корпорации». Реставрация капитализма в России привела к разрушению Советского Союза, ликвидации социализма и народной власти, сорвала модернизацию экономики и отбросила страну в число «развивающихся стран» третьего мира.

Обладая колоссальными природными ресурсами, талантливым и трудолюбивым народом, Россия под руководством либералов больше четверти века топчется в трясине перманентного кризиса, которому нет конца. И в это же время, опережая мировые показатели, в России растет число самых богатых людей и их капиталы, а за чертой бедности остаются 20 миллионов наших граждан.

Имея безраздельное господство в стране, бизнес продолжает утверждать, что государство сковывает бизнес, мешает его прибыльному развитию. Инвесторы требуют от государства бесплатного предоставления земли, всех разрешительных документов, подготовки всей инфраструктуры и логистики, немедленного и бесплатного подключения к энергосистеме и коммуникациям, снижения налогообложения.

Но и этого бизнесу мало. Он требует полного выхода государства из экономики, скорейшей приватизации остатков общенародной собственности и гарантий неприкосновенности частной собственности. А ведь любому бизнесмену известно, что «гарантия» собственности носит весьма призрачный характер, ибо постоянный передел собственности – родовой признак и свойство капитализма: ведь нельзя обогатиться, не обобрав трудового человека, своего конкурента или государство.

Какая же роль отводится государству в современной России? Известно, что господствующий класс определяет характер и систему власти в стране, поэтому государство не просто почтительно относится к бизнесу, но и старательно выполняет все его прихоти. Все законодательство России благоприятствует бизнесу. Работодатель – безраздельный хозяин судьбы наемного работника, который никогда не будет восстановлен на работе против воли «хозяина». Представители государства сами говорят языком бизнеса.

  • статье «Россия-2024. Стратегия социально-экономического развития» Председатель правительства Д. Медведев прямо утверждает: «На повестке – проведение структурных и институциональных реформ, позволяющих в полной мере реализоваться предпринимательской инициативе, снять избыточное ограничение на рынке труда и капитала»...

Но «рынок труда» – это жесткое чудище капитализма. На этом рынке нет одушевленного человека с его головой, умом, сердцем, нервами. Перед всесильным работодателем стоит... товар – рабочая сила, и если его потребительная стоимость – профессиональная подготовка, физическое здоровье, возраст устраивают хозяина, то этот товар будет включен в процесс производства прибавочной стоимости, которую будет присваивать... работодатель.

Хоккеистов, футболистов уже давно и публично продают на рынке спортивных товаров. Сама природа частного бизнеса противоречит идее планомерного и пропорционального развития экономики. Хаос – самая лучшая муть, в которой бизнес ловит свою прибыль. Государство разрабатывает свои программы, но средств на их выполнение нет, т.к. государство не является собственником средств производства, отстранено от участия в экономике и располагает только тем, что скапливается в бюджете от налогов.

Совсем недавно бизнес оглушительным отказом отреагировал на предложение власти изъять сверхдоходы бизнеса и направить их на выполнение указов Президента В. Путина по насущным социальным проблемам. Россия – крупнейший в мире экспортер энергоресурсов, но это не мешает бизнесу, извлекая прибыли на внешнем рынке, повышать цены на бензин и топливо в нашей стране. Правительство тут же заявило: регулировать цены... не будет! Оно будет договариваться с бизнесом о смягчении последствий этого шага и поиске решений, приемлемых... для бизнеса.

И договорились: цены продолжат свой рост с февраля 2019 г. в темпах роста инфляции в стране. Уже подписано постановление Правительства РФ о повышении тарифов на услуги ЖКХ с января 2019 г., владельцы сотовой связи хотят поднять цену на свои услуги, тихой сапой ползут вверх цены на лекарства, продовольствие, транспорт, на все, чем живет человек. Сокрушительный удар по оптимизму миллионов наших граждан на многие годы вперед нанесло новое законодательство о пенсиях. Абсолютно ясно, что государство в условиях капитализма не может полноценно осуществлять свою основную публичную миссию – заботу о социальном здоровье общества. Да и внутри такого громоздкого института как государство полно пороков, порожденных зависимостью от господствующего класса, у которого деньги и прибыль являются смыслом существования.

Кадры для управления и госслужбы подбираются не из тех, кто прошел школу производства, имеет опыт управленческой работы в отраслях экономики, а те, кто обучался в престижных западных вузах, знает банковское дело, коммерцию, имеет авторитет в соответствующих кругах. Моральный облик претендентов на власть значения не имеет. На этой почве процветает коррупция, позорящая Россию на весь мир. Не хватает мест в колониях для работников силовых ведомств, госслужащих, управленцев высокого ранга. (РГ, № 256, 15.11.18 г.).

Какова же «температура» в современном российском обществе?

Для бизнеса в любой стране капитализма общество – тревожная обуза, набитая проблемами стариков, молодежи, образования, здравоохранения. Но больше всего господствующий класс боится политической непредсказуемости и солидарности сил общества. Поэтому власть, адепты капитала делают все, чтобы расколоть общество, раздробить его, затуманить общественное сознание. И опыт у буржуазии в этом деле огромный и ресурсы неисчислимы...

Для этого в стране зарегистрировано более 60 политических партий, сотни тысяч некоммерческих организаций (НКО), в их числе – агенты иностранных государств. Демократии это не прибавляет, зато общество рассеяно по закуткам, местечковым, групповым, религиозным, сектантским интересам и не может солидарно реагировать на процессы, протекающие в стране.

Это хорошо для капитализаторов, но с одной стороны. А с другой, в обществе неизбежно накапливаются противоречия, недовольство жизнью, отсутствием оптимистической перспективы, т.е. очень опасная база для спонтанного, стихийного протеста. Посмотрите, как кипит Франция. На улицы и площади вышли тысячи протестующих против повышения цен на бензин. Идет жесткое противостояние, идут аресты. При этом известно, что ни одна политическая партия Франции не приложила руку к организации полномасштабного бунта. И если законная политическая деятельность находится под контролем государства, то стихия подчиняется своим законам и проявляется как мощная разрушительная сила, если власть неправильно измеряет температуру в обществе.

Классовая структура российского общества носит пока уродливый характер: класс собственников, класс буржуазии сформировался, имеет свою идеологию, свою партию у власти, располагает огромными ресурсами пропаганды, всемерную поддержку государства. А реальная оппозиция – масса наемных работников, пока в аморфном состоянии, не организована, разобщена. Но «масса быстро проходит обучение собственным опытом» (В.И. Ленин) и классовое созревание истинной оппозиции неизбежно нарастает. А пока власть считает «оппозицией» праволиберальные элементы, от имени которых чаще всего выступает Навальный. Но на самом деле это не оппозиция, даже приход ее к власти не изменит политический строй в России. Эта «оппозиция» бьется не за социальную справедливость, а за кресла в высших эшелонах власти.

Есть ли в России демократия? Есть. Буржуазная. Ее красивым фасадом являются выборы органов власти, которые проходят под непрерывные разговоры о чистоте, прозрачности, о наблюдателях, в т.ч. зарубежных и т.д. Но эти все элементы являются процедурными вопросами и к демократии отношения не имеют. Главное – кто в бюллетенях, кто претендует на власть, а там одни представители бизнеса, капитала и их адепты. Сколько представителей трудящихся в региональных собраниях? А в Госдуме? То-то. Вот почему за время либеральных реформ принято так много полезных законов для бизнеса и «непопулярных» для народа. Вот почему у правительства есть план приватизации остатков общенародной собственности и нет закона о национализации. А ведь даже в такой консервативной стране, как Англия, такого перекоса нет.

В конце ноября уходящего года председатель правительства и председатель партии «Единая Россия» Д. Медведев, комментируя долгосрочный прогноз социально-экономического развития страны до 2036 года, охладил оптимизм общественности от «взгляда за горизонт» (РГ, № 264, 26.11.18 г.): «Главное, чтобы наши планы не вызывали такие же эмоции, как например, обещания программы КПСС, принятой на XXII съезде партии, нынешнему поколению советских людей жить при коммунизме».

Оставим на совести спичрайтеров лидера правящей партии некорректный и спекулятивный пассаж в отношении КПСС. И коммунисты и общественность страны того времени знали автора этого обещания и воспринимали его слова без заблуждения. Но веру в коммунизм советские люди не теряли! Сегодня адепты капитала говорят, что капитализм – вершина цивилизации, достигнутая человечеством и не надо вспоминать о коммунизме. А вот, мол, коммунисты обманывали народ, сеяли иллюзии относительно коммунистического общества.

Нет, господа! Идеи коммунизма родились задолго до появления капитализма, как стремление людей к обществу социальной справедливости. И коммунистическое общество – это не миф, не рай для бездельников и тунеядцев. Это будет общество граждан высокой сознательности и организованности. Эксплуататоров не будет. Труд на всеобщее благо станет естественной потребностью для человека, он не будет угнетать, унижать, а приносить радость трудящемуся.

Вспомним «Ударников коммунистического труда». Их были миллионы в советской стране! Это они беззаветно и бескорыстно с пламенным сердцем рвались на стройки коммунизма – Магнитку, ЧТЗ, «Уралмаш», Комсомольск-на-Амуре, во флот и авиацию и на все времена оставили о себе нетленную память как первостроители коммунистического общества.

А что можно сказать о планах нынешней правящей партии, если они не вызывают позитивных эмоций, энтузиазма у соотечественников? Кому нужны такие планы, для чего они принимаются?

Мир и наша Родина переживают смутный этап жизни, связанный с конвульсиями капиталистической системы. В борьбе за выживание цитадель капитализма – США стремится подмять под себя весь глобус. Вслушайтесь, как трещат косточки Старой Европы. И лишь социалистический Китай достойно и успешно сопротивляется империалистическому шантажу.

Наша страна оказалась в эпицентре санкционного давления мирового капитала, который стремится «усмирить» Россию, уничтожить ее суверенитет и превратить в вассальную территорию своего господства. Есть ли у нашей страны ресурс выживания? Есть! Но для этого надо очистить кровеносные сосуды общества от ядовитой и враждебной либеральной пропаганды, восстановить роль государства как мозгового интегратора нации, освободить экономику от цепких рук наживы и корысти и поставить ее на службу нашему Отечеству.

Только единая и сплоченная Россия способна противостоять глобальной разрушительной стихии и сохраниться на карте истории.

 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2019

Выпуск: 

1