Виталий ГУЛИЙ. Курилы 1. Куда опять нас отвлекают?

Э. Шеварнадзе, Дж. Буш, Дж. Бейкер. Белый дом, 1989 год.

В канун нового, 2019 года, Курилы затрясло. Между тем, величавые вулканы Иван Грозный, Менделеева, Тятя молчали и даже не курились. Не возмущался и солидный Богдан Хмельницкий. Хотя мог бы чихнуть разок для порядка на события, что творят земляки его полного тезки. Не чихнул, однако. Может, испугался, что переименуют? Так нет, россияне еще до этого не дошли.

И все же, по всей стране прошлись возмущенной лавой вулканы страстей. От Сахалина до Калининграда распалялись протестами народные митинги и отдельные, известные в определенных кругах, личности. Рефреном неслось: «Не отдадим Курилы!», «Ни пяди русской земли…». Ну и в том же патриотическом духе.

На несколько праздничных дней народ, отягощенный длительным застольем, казалось, успокоился. Ан, нет. Только заработали телешоу, как его участники дружно начали спасать далекие острова от «тайной» распродажи их соседу.

Один из очень активных и смелых либералов из чубайсовской тусовки, по имени Леонид Гозман (тот еще «спаситель земли русской») открыто обвинил президента и правительство в трусости (а ведь ранее он утверждал, что у нас демократии нет). Мол, они втайне сговорились с японцами, а народу правду боятся донести.

Мне тоже предложили публично высказать свою точку зрения. Я решил повременить, посмотреть, чем вся эта шумиха вокруг островов закончится. Впрочем, и так было ясно – ничем. Погудит народ, погудит и успокоится. Потом новый повод найдется для выплеска адреналина.

Ох, как мне все это знакомо. А ведь прошло почти двадцать лет с тех пор, как «курильская волна» народного негодования накрывала страну. Дежавю, да и только.

Напомню, что тогда было. Экономика разорвана в клочья, в магазинах шаром покати. Народ большей частью оказался на улице. А там какое занятие? Только митинговать. Все же лучше, чем за колья браться. Те, кто рулил страной, переводили стрелки народного возмущения на что угодно, лишь бы от себя отвести.

Кстати подвернулась под руку пресловутая «курильская проблема». Вся страна вдруг забыла, что в собственных холодильниках пусто, а какие-то острова надо спасать. Чисто русский подход. Как можно такой народ победить?! Невозможно. Если что-то или кого-то спасать – это к русским. Последнюю рубаху снимут, но спасут.

  • в отношении рубахи я, видимо, погорячился. Сейчас для многих своя рубаха стала ближе к телу. Тем не менее. уровень патриотизма в стране по-прежнему зашкаливает.

Но тогда меня угораздило выступить с очень не бесспорной и не популярной инициативой – помирить два соседних народа. Найти, так сказать, компромисс.

Был молод, амбициозен, горел желанием помочь своим избирателям, которые сделали меня народным депутатом СССР. Избирался не от каких-то партий, а по предложению трудовых коллективов. Моим главным оппонентом был первый секретарь Сахалинского обкома КПСС Бондарчук. А избирательный округ состоял из южной части Сахалина и всех Курильских островов.

На островах я раньше бывал, но в избирательную кампанию там ни разу не появился. Тем не менее, островитяне отдали за меня более 80 процентов голосов притом, что в целом за меня проголосовали свыше 70 процентов избирателей. Доверие – суперогромное. Его надо было оправдывать. И зачастил я на острова при каждой возможности.

Везде, конечно, побывать не удалось. Их слишком много. И большинство из них – совершенно безлюдные. Просто скалы, торчащие из моря. Там из населения только птицы да тюлени. Но все равно это российские владения.

Когда читаю и слушаю рассуждения наших «экспертов» о передаче (непередачи) «двух островов» – Шикотана и Хабомаи – после заключения мирного договора с Японией в соответствии с соглашением от 1956 года, то, как минимум, неловко за них становится. Путаница в экспертных головах невообразимая. Но давайте по порядку, с названий.

Из этих «двух островов», на самом деле, островом является только Шикотан (либо Сикотан. Название исходит от айнов – коренного народа Курил). Что же касается Хабомаи, то это не остров, а целая гряда. Она так и называется – Малая Курильская гряда, и состоит, как минимум из семи приличных островов. Подчеркиваю, не скал, а островов. Они также имеют русские названия: Полонского, Зеленый, Танфильева, Юрий, Демина, Анучина… Но, странное дело, практически все «протестанты», ура-патриоты, псевдоэксперты по Курилам и даже ученые в яростных декабрьско-январских дебатах обзывали имеющие русские имена территории чужим названием Хабомаи. В карты не удосужились посмотреть или недоучили в школе географию?

Между тем, даже безымянные прежде скалы, не так давно по инициативе Сахалинского облсовета получили имена известных россиян.

Две из пресловутых «скал» – острова Зеленый (58,2 кв. м) и Танфильева (12,92 кв.м) – я посещал. Там в свое время погранзаставы стояли. На других – разное зверье наши границы сторожило. Правда, безуспешно. Японские браконьеры в этой акватории хозяйничали, как в своем огороде. И все им сходило с рук. До поры до времени. Пока стрелять в них не стали. Даже мне пришлось пару раз разряжать свой табельный «ТТ» в сторону наглецов. А военные моряки на это права не имели. Не по закону, нет. А по секретной инструкции… ЦК КПСС.

Такое вот время было. Я писал об этом в своей первой книжке, которую потом запретили и изъяли со всех прилавков. Приходится повторяться.

В главе «Курильский вариант» подробно рассказано о так называемом «третьем пути» в решении территориальной проблемы. Если коротко, то суть его заключалась в совместном управлении и хозяйствовании на одном из островов. Имелся в виду о. Шикотан.

Как показало время, предложение не совсем дурное. Сейчас на этот счет имеются определенные договоренности между двумя странами. Тогда же оно было воспринято моими политическими оппонентами (в основном, коммунистами) в штыки. Они же организовали против автора кампанию по отзыву из депутатов.

Пришлось ехать на остров и на месте разбираться с избирателями. Скандала, на который рассчитывали организаторы, не получилось. Накануне собрания я принял участие в субботнике по очистке пляжа в бухте Агатовая – излюбленном месте отдыха островитян. Место, должен заметить, уникальное. Бухта закрыта от ветров. Свой микроклимат. Сочи, да и только. Песка, правда, маловато.

В основном, галька. Зато какая! В ней, при желании, можно за несколько часов пару килограммов агатов насобирать. Камней, как известно, полудрагоценных. Не зря ведь бухта так названа.

На субботник пришли около десятка человек во главе с директором рыбокомбината и его сотрудников. В результате нашего ударного труда с пляжа было вывезено несколько самосвалов различного мусора, оставленного «истинными хозяевами» земли курильской.

Вечером прошелся вверх по протекающей через поселок речушке. Когда-то она была нерестовой. Лосось во множестве сюда приходил, чтобы оставить потомство. Увиденному поразился. Речка была засорена до невозможности. Возникло впечатление, что каждый из хозяев из расположенных по ее берегам домов, считал своей обязанностью засыпать ее домашними отходами и мусором.

Так что, на состоявшейся на следующий день встрече с избирателями, выслушав подготовленных ура-патриотов, я их легко осадил. Просто привел два этих примера, наглядно показывающих, как они на самом деле любят и берегут родную землю.

…Однако, должен признать, в своих предложениях я сделал одну ошибку. Или глупость. Как угодно. Короче, я предложил управлять островом под совместным суверенитетом. И тут пошло, поехало.

Наши патриоты на дыбы поднялись: Россия суверенитетом не торгует! Точка.

Японцы, со своей стороны, углядели в этом предложении слабость соседа. Ментальность у них такая. Смотрят, что сосед ослабел, и ну к нему во двор. Тогда невооруженным взглядом было видно, что великая держава вот-вот развалится. Колос оказался на глиняных ногах. Но и в 45-м году Советский Союз, положив массу людей при освобождении островов, атомными бомбами в японцев не бросался, а теперь и подавно не посмеет. Как тут не воспользоваться ситуацией!

В японской прессе развернулась яростная кампания по возвращению «северных территорий» (так они именуют Курилы и Сахалин). Пошли потоком многочисленные митинги и демонстрации, в первых рядах которых стояли местные коммунисты. У них «аппетит» побольше, чем у официального Токио. Им южных островов мало. Подавай все Курилы. И в придачу – Сахалин.

Мне всегда невдомек было, как это за столько лет наши отечественные коммунисты не смогли договориться со своими идеологическими собратьями? Ни на шаг не сдвинулись с прямо противоположных позиций. Вот вам и коммунистический интернационал.

Кстати, моими предложениями заинтересовался Б.Н. Ельцин. Перед своим визитом в Японию он посетил Сахалин. Местная власть тут же организовала ему поездку на Курилы. Самолет был набит чиновниками разных мастей. Не хватило места только народному депутату СССР, представляющему интересы курильчан.

По возвращении высоких лиц меня все же разыскали помощник Бориса Николаевича, и организовал встречу с ним. Мы пробеседовали часа полтора. Точнее, говорил, в основном, я. Ельцин внимательно слушал и задавал уточняющие вопросы. Память у него, действительно, была феноменальной. Не знаю, пользовался ли он моими записками в Японии, но в предложенном им японцам «пятиэтапном пути» решения территориальной проблемы оказалось много из моих идей.

 

...А в это время без шума и огласки сдавались другие наши территории – морские. Тогдашний министр иностранных дел СССР Э. Шеварднадзе при одобрении М.Горбачева 1 июня 1990 г. в Вашингтоне вместе с госсекретарем США подписали Соглашение о передаче США акватории Берингова моря. В результате этой сделки, которую автор расценивает как предательскую, Россия потеряла значительную часть морских территорий. А вместе с акваторией лишилась огромных рыбных ресурсов и, самое главное, утратила суверенное право разрабатывать ресурсы континентального шельфа (морского дна и его недр). Между тем, здесь располагаются фантастические запасы нефти и газа. Специалисты сравнивают ущерб национальным интересам с продажей Аляски.

Впоследствии я сопоставил два этих факта и пришел к выводу, что совпали они по времени совсем неслучайно. Шумиха вокруг Курил служила своеобразной дымовой завесой и прикрытием сделки Горбачева-Шеварднадзе с американцами. Сделки подлейшей, какой не было в истории России. За Аляску хоть какие-то деньги выручили. А тут государству – ни копейки, ни цента. И молчок.

Все прошедшие годы молчит новая Россия, молчат дипломаты и видные политики. Будто и нет проблемы вовсе. Однако она есть и сама по себе не рассосется. Неслучайно периодически возникают публичные призывы к властям обсудить этот вопрос, дать на него внятные ответы. Однажды сам видел и слышал, как на «голубом глазу» затеял разговор о Беринговом море политолог, бывший военный контрразведчик В. Кошелев. Его прервали в начале рассказа. Рекламная пауза помешала. Пауза затянулась по сей день.

Через общих знакомых я связался с Владимиром Михайловичем. С историей вопроса он хорошо знаком. Пресловутое Соглашение, как и многие специалисты, считает «филькиной грамотой». Что совершенно справедливо. Ведь этот, так называемый, международный акт был принят в обход России. Тогда она называлась по другому (РСФСР), но являлась суверенным государством. Даже Верховный Совет СССР не ратифицировал Соглашение. Его, вопреки международной практике, ввели в действие в результате обмена нотами министра иностранных дел СССР Э. Шеварднадзе и госсекретаря США Дж. Бейкера. Таким образом, у России есть все юридические основания расторгнуть невыгодную для страны сделку.

Странное дело, но об этом никто не помышляет. А вот, представьте себе, что наши телеканалы (а с ними и пресса) изо дня в день, четыре года подряд обсуждают предательскую сделку, а вышедший на митинги народ требует от властей ее отмены. Как в таком случае поведут себя США? Тут и к гадалке ходить не надо. История свидетельствует, что за обладание нефтегазовыми ресурсами они пойдут на что угодно. С большой долей вероятности, могу утверждать, что, если не отменят санкции, то по многим вопросам смягчат свою позицию в отношении России. В том числе и Японию, что называется, нагнут. Впервой, что ли? Вон сколько военных баз понастроили на японских островах за послевоенные годы, не пересчитать. Подтолкнут американцы своих союзников к заключению мирного договора с Россией, коль будут затронуты их национальные (читай - шкурные) интересы. Мало кто в этом сомневается.

Однако создается впечатление, что нам, как бы, не нужно ни то, ни другое. Ни мирный договор с соседом (семьдесят лет жили без него и ничего – так, по крайней мере, утверждают наиболее ретивые патриоты), ни морские территории, которые те же самые патриоты в упор не замечают.

Что же до автора, то повзрослев и, надеюсь, помудрев за эти годы, я все же остаюсь в душе романтиком. Прекрасно понимаю, что в сложившейся политической ситуации в России, Японии и в целом в мире, ни одна из сторон не пойдет на уступки, ущемляющие национальные интересы. Японцы традиционно отмечают каждый год 7 февраля «День северных территорий». В России узаконен День освобождения Южного Сахалина и Курильских островов от японских милитаристов. В эти дни каждая из сторон по-прежнему гнет свою линию.

…В предпоследний день января премьер-министр Японии Синдзо Абэ, выступая перед парламентариями, заявил, что «Северные территории – это территории, на которые распространяется наш суверенитет. Изменения в этой позиции нет».

Мирились, мирились и ... обнулились. Последующее заверение премьера о том, что работа над заключением мирного договора будет продолжена, звучит на этом фоне очень неубедительно. Прежде всего, потому, что (по его же словам) Япония считает основой своей внешней политики и обеспечения безопасности союз с США. Россия сюда явно не вписывается.

И вот что интересно. Наши СМИ как-то очень вяло отреагировали на откровения главы японского правительства. Народ вообще пропустил его заявления мимо ушей. Даже хваткие на все «горяченькое» телеканалы проигнорировали эту тему. Почему? Так ведь Венесуэлу надо спасать! После Украины, конечно.

Словом, как ни крути, ситуация остается патовой. Тем не менее, убежден, выходы из нее имеются. Сегодня они могут показаться утопическими, нереальными для реализации. Так ведь многое в нашей жизни еще двадцать и даже десять лет назад казалось совершенно невозможным. Но об этом в следующих записках.

 

Декабрь 2018 – январь 2019 г.

 

На фото: Э. Шеварнадзе, Дж. Буш, Дж. Бейкер. Белый дом, 1989 год.

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2019

Выпуск: 

2