Такого начала 2019 года россияне не ожидали. В разгар новогодних каникул прилавки магазинов, автозаправочные станции, многочисленные услуги хозяйствующих субъектов обзавелись новыми ценниками на жизненно важные товары и продукты.
Как говорится, стон пошел по всей Руси Великой...
Этот вопрос волнует сегодня миллионы наших граждан во всех уголках России. Понятно, ведь от динамики цен на все виды жизненно необходимых товаров зависит благосостояние, здоровье людей, морально-психологическая и общественно-политическая атмосфера в стране.
От каких факторов зависит цена товара? Гениальный К. Маркс скальпелем материалистической диалектики до последней молекулы вскрыл все секреты товарного производства при капитализме и убедительно разъяснил всем поколениям человечества, что такое товар, его стоимость и цена; что такое труд, рабочая сила, эксплуатация человека человеком, прибавочная стоимость, что такое капитал, деньги, прибыль, какую роль играет форма собственности в экономических отношениях, раскрыл историческую перспективу капиталистической формации.
На производство любого товара затрачивается труд наемных работников. Чтобы, к примеру, выставить в салоне магазина готовый автомобиль, горняки должны добыть руду; шахтеры, нефтяники, газовики – добыть энергоресурсы, энергетики – выработать электроэнергию, металлурги – сварить металл, машиностроители – изготовить тысячи деталей и поставить их на конвейер автозавода, где рабочие за считанные минуты соберут автомобиль.
То есть в готовый продукт, автомобиль, вложен труд работников многих отраслей производства. К. Маркс этот вклад называет общественно необходимыми затратами труда, или стоимостью товара, которая и является основой цены (К. Маркс и Ф. Энгельс, соч., 2 изд., т. 23, стр. 111).
На размер цены влияют: закон стоимости, закон спроса и предложения, закон капиталистической конкуренции, форма собственности на средства производства, основной экономический закон господствующего общественно-политического строя и ряд других факторов.
В условиях социализма советское государство использовало систему ценообразования как могучий инструмент динамичного развития экономики ради повышения благосостояния народа. Это было возможным благодаря общественной собственности на средства производства, планомерному и пропорциональному развитию народного хозяйства. В СССР действовал Государственный комитет цен, соответствующие структуры в союзных республиках, во всех отраслях действовали научно-исследовательские институты и лаборатории цен.
Цены могли отклоняться от стоимости товара, но это был не стихийный, хаотичный процесс, а взвешенный, научно обоснованный подход, продиктованный потребностями общества. Мы, люди довоенного поколения, хорошо знаем, что цены на продукты первой необходимости, в т.ч. хлеб, молоко, мясо, сахар, проезд в общественном транспорте, цены на товары детского ассортимента и школьные учебники, плата за коммунальные услуги, цены на билеты в кино, театры имели по сравнению с нынешними временами символический размер. А кроме того, трудящиеся имели бесплатный доступ к медицине, получению любого образования и профессии. Жилье предоставлялось трудящимся... бесплатно!
Сегодня ветераны с восхищением вспоминают, как в течение многих лет ежегодно правительство страны объявляло о снижении цен на очень важные для народа товары. Эта политика советского государства вызывала в народе чувство удовлетворения, прилив трудового энтузиазма и гордости за свою Родину.
Промышленность страны по сниженным ценам и нарастающим объемом поставляла сельскому хозяйству тракторы, комбайны, сложные комплексы и агрегаты для обработки полей, для животноводства, переработки сельхозпродукции. Росла производительность труда сельских тружеников, объемы производства, снижалась себестоимость необходимых продуктов питания и сырья для легкой промышленности.
Государство строго поддерживало неизменными цены на товары, определявшие стабильность в социальной сфере и устойчивый рост экономики в целом.
Ценами стимулировалось развитие науки, техники, технологий, их ускоренное внедрение в производство, то есть в условиях социализма научно-технический прогресс способствовал снижению общественно необходимых затрат труда и перекрывал издержки на поддержание благоприятных условий в социальной сфере.
Помимо твердых государственных цен в СССР действовали цены колхозного рынка. Совхозы, колхозы, сельхозартели, рассчитавшись с государством по твердым ценам, продавали на рынке излишки продукции, получали дополнительные доходы, становились хозяйствами-миллионерами. Это они, совхозы и колхозы, – могучие социалистические предприятия совместно с государством содержали и развивали социальную сферу советского села: школы, детские сады и ясли, амбулатории, больницы, спортивные сооружения, обучали студентов в вузах за свои средства. Весь народ воочию убеждался в том, что труд ради общественного блага сторицей возвращается к каждому гражданину Отечества.
Никакие изменения цен на внешнем рынке не могли поколебать устойчивость социалистической плановой экономики и ввергнуть нашу страну в трясину капиталистического кризиса.
А как сказывался на ценах в условиях социализма закон спроса и предложения? С ростом трудовых доходов населения поднимался и спрос на различные товары. Этот спрос удовлетворялся расширением производства товаров широкого потребления, строительством мощных предприятий легкой промышленности. Вспомним прекрасного советского поэта В. Маяковского, который буквально дышал воздухом социалистического созидания в СССР. В поэме «Хорошо» он призывал:
Пыши, машина, шибче-ка,
вовек чтоб не смолкла,
побольше ситчика
моим комсомолкам.
Побольше! Конечно же, чем больше необходимых товаров на прилавке, тем стабильнее цены. А производители товаров могли за счет улучшения организации труда, стахановских методов работы, экономии ресурсов снижать затраты на производство и становиться рентабельными.
Сегодня в России господствует капитализм – модернизированный, монополистический, но сохранивший все родовые признаки дикого варварства и выживающий за счет жестокой эксплуатации трудящихся. Ценообразование полностью подчинено основному закону капитализма – производству и присвоению прибавочной стоимости, созданной неоплаченным трудом наемных работников. А так как «товар» при капитализме носит всеобщий характер, то продается все: земля и ее ресурсы, средства производства, рабочая сила, товары промышленности и сельского хозяйства, услуги здравоохранения, образования, культуры и спорта, ум, честь, совесть, части организма человека...
Капиталисты модернизируют производство, внедряют новую технику, роботизированные технологии, удлиняют рабочий день, повышают нормы выработки, – все для снижения себестоимости продукции и повышения конкурентоспособности товаров на рынке. Однако этот процесс не ведет к снижению цен, а является источником сверхприбыли капиталистов. К тому же, в условиях господства монополий на рынке устанавливаются монопольно высокие цены, которые ведут к баснословному обогащению «хозяев жизни» (РГ, 24.12.18 г., № 259).
Приглядитесь, уважаемые читатели, к прилавкам монополистов в торговых сетях – «Магнитам», «Дикси», «Пятерочкам», «Монеточкам», к автозаправкам: цены на аналогичные товары отличаются друг от друга разве что на... копейки. Почему? Потому что действует известный со времен К. Маркса картельный сговор, обеспечивающий солидарность владельцев товаров в вопросах монопольно высоких цен. Мы живем в условиях континентального климата, и для жизнеобеспечения населения и экономики требуется много энергоресурсов. Вот эти товары – газ, электроэнергия, тепло – стали в руках монополистов неиссякаемой «золотой жилой», приносящей миллиардные доходы.
Почему государство не пресекает рост цен? Нельзя! В условиях частной собственности капиталист является не только хозяином средств производства, но и безраздельным владельцем товара, произведенного на его предприятиях. И он волен сам распоряжаться, что делать с товаром, по какой цене продавать или сжечь в паровозной топке. Вот почему правительство «договаривается» с владельцами тепло-, энергоресурсов о «поэтапном», а не шоковом повышении цен. Будто разговорами можно убедить волка не резать овцу...
Влияет ли закон спроса и предложения на цену товара при капитализме? Конечно, влияет. Пока потребитель – человек, производство живы, будет и спрос на товары – от хлеба насущного до зрелищ. Капиталист никогда не будет заваливать полки товарами в достатке и по доступной цене – прибыль покажется очень малой. Поэтому хозяин держит товар на рынке в объеме, близком к дефициту, чтобы цену не снижать, а при возможности – повысить.
Не секрет, что россияне потребляют на душу населения
«Российское продовольствие сегодня поставляется в 143 страны мира», – заявляет председатель правительства Д. Медведев (РГ, 04.09.18 г., № 195). А эксперты Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) отмечают: экспорт продовольствия растет, а обеспеченность россиян едой снижается. Экспорт российского продовольствия перевалил за 20 миллиардов долларов в год, мы вывозим 35-40 млн тонн зерна; 3,5 млн тонн растительного масла, 700 тыс. тонн сахара. При этом 14 млн россиян питаются низкокалорийной некачественной пищей.
С 2013 по 2018 год в стране снизилась обеспеченность населения продовольствием. Цены на продукты питания выросли на 41 процент, а доходы – только на 20. Вывод аналитиков РАНХиГС совершенно верный: «Не доедим, но вывезем» (РГ, 6.12.2018 г., № 274). На этом фоне утвержден новый нацпроект – «Экспорт продукции АПК». Объем вывоза продуктов питания из России должен нарастать, хотя только одной молочной продукции вывозится из страны... на 300 млн долларов в год (РГ, 28.09.2018 г., № 217).
Растут цены на хлеб по всей стране. «Кирпичик не по зубам», – пишет главная газета России (РГ, 12.12.2018 г., № 279), анализируя рост цен на хлеб... в Краснодарском крае, где из урожая в 9,3 млн тонн вывезли на экспорт 8 млн тонн. Производители хлеба – раздробленные владельцы частных предприятий, стремясь к наживе, повышают цены на продукцию от поля до прилавка. И помогают им владельцы газа, бензина, электроэнергии, транспорта, упаковщики, посредники...
Перепродавцы-посредники – это детище дикого рынка, их специализация – «купи-продай», и пока товар дойдет от производителя до потребителя, его цена вырастает в десятки-сотни раз. Невиданный размах обрела спекуляция на рынке товаров легкой промышленности и ширпотреба. На всю страну известен «челночный бизнес». Но реформаторы утверждают, это не спекуляция, это свободное предпринимательство, мелкий бизнес, который надо поддерживать и защищать законом.
К. Маркс показал, как капитал переливается из одной отрасли в другую, где предвидится наибольшая прибыль. Сегодня баснословно доходной стала лекарственная сфера. Посмотрите, уважаемый читатель, по сторонам – аптека чуть ли не в каждом доме! Их на любой улице больше, чем всех остальных объектов торговли вместе взятых! Почему? Фармацевтическая отрасль уничтожена давно, и лекарственное обеспечение попало в руки зарубежных дельцов. Лекарства стали дороже, но для ослабления страданий человек отдает свои последние деньги в руки тех, кому человеческие страдания приносят радость их душе и... пополняют карманы.
В рыночном хаосе все больше появляется фальсифицированных товаров, продуктов. В ушедшем году импорт пальмового масла в Россию увеличился на 24 процента! (РГ, 6.11.2018 г., № 248). Больше всего фальсификата в молочной продукции, где экологически чистое сырье вытесняется более дешевым пальмовым маслом, наполнителями, ароматизаторами и т.д., а продается эта продукция по цене известных «брендов», т.е. широко известных производителей.
И главным каналом сбыта молочного фальсификата в России являются... госзакупки (РГ, 16.04.2018 г., № 80), но потребитель, обнаружив подозрительный продукт, не сможет привлечь производителя к ответственности, т.к. такое понятие как «фальсификат»... отсутствует в Кодексе об административных правонарушениях.
А какова политика цен в развитых странах Запада? Известно давно, что класс капиталистов чутко ориентируется в социально-политическом пространстве, стремясь отойти от рубежа Великого Октября 1917 года. Правящая элита буржуазии хорошо усвоила уроки пролетарской революции в России и законами (а не «договором») ограничивает неуемную алчность эксплуататоров и пытается удержать их в рамках «правил игры», отодвигающих капитализм на некоторое время от роковой черты.
Если в России либеральные демагоги и ортодоксы твердят о «добросовестной» конкуренции, которой в природе не может существовать, то на Западе уже давно действует закон «О достаточной конкуренции». Разница в том, что монополисты поставлены в равные условия, которые нарушать нельзя! По закону сверхприбыль монополий изымается в бюджет безоговорочно, действует прогрессивная шкала налогообложения, а любую попытку капиталиста повысить цены надо с аргументами и расчетами в руках доказывать в специально созданном органе, в состав которого входят помимо независимых экспертов представители профсоюзов и рабочих организаций.
Например, в Швеции жестко регулируют цены на важнейшие виды сельхозпродукции – зерно, молоко, мясо, яйца и др. Основные принципы регулирования цен разрабатываются парламентом страны, а контроль за ценами осуществляет Государственное управление цен и конкуренции. Эффективные системы ценообразования действуют во Франции, Германии, Испании, Норвегии, Австрии, Швейцарии, Канаде...
Но правящая элита рыночников в России плохо учила историю нашей Родины и с брезгливо поднятой головой прошла мимо 100-летия Великого Октября 1917 года. Рыночная экономика, пущенная на самотек, ввергла страну в хаос и не видно реальных, взвешенных, согласованных с потребностями народа четких планов государства по выходу из тупика, в который загнали Россию реформаторы.
Наш народ – неутомимый оптимист. Он веками живет надеждой на лучшее будущее. Но либералы цинично охлаждают оптимизм населения: еще до наступления 2019 года стало известно о повышении тарифов на оплату услуг ЖКХ, о повышении цен на бензин, дизельное топливо, а значит, и на все остальное. Особенно радуют попытки ввести плату за проезд в такси, если там будет звучать... запатентованная музыка.
Будут ли наконец-то добрые перемены в нашей жизни?
Будут, если они, как манна, упадут с неба...