Виктор КРЫЛОВ. Чем уязвимей власть, тем больше она боится оскорблений

Совет Федерации Торшин Матвиенко

Андрей Вавилов, Сергей Миронов, Александр Торшин, Валентина Матвиенко, Рапуф Арашуков

В Госдуме – новый всплеск штрафовальных намерений. Некоторое время назад член Совета Федерации Андрей Клишас с коллегами из своей палаты предложил карать штрафами тех, кто распространяет недостоверные сведения, оскорбляет власть и государственные символы. Законопроект об этом был направлен в Госдуму. Там горячо поддержали идею. Сначала наметили установить штрафы для граждан от трёх до пяти тысяч рублей. Но потом некоторые депутаты сочли такие штрафы слишком ничтожными и предложили увеличить их в несколько раз: от 30 до 100 тысяч. Один из депутатов – единороссов объяснил рвение своё и своих коллег просто: большой штраф провинившийся запомнит на всю оставшуюся жизнь.

Конечно, надругательство над флагом, гербом или гимном недопустимо. И власть надо уважать. Но, разумеется, ту власть, которая сама не оскорбляет общество. В противном случае, по делам её и оценки ей. Вплоть до оскорбительных.

Чуть больше года назад, в декабре 2017-го, министра экономического развития России Алексея Улюкаева посадили в колонию строгого режима. За взятку в два миллиона долларов. Дали 8 лет, наложили штраф в 130 миллионов рублей, арестовали имущество и запретили когда-либо занимать государственные должности.

Штраф списали с крупных счетов бывшего министра, а вскоре после этого начались непонятные послабления. Замоскворецкий суд снял арест с имущества коррупционера и вернул ему 10 земельных участков, два жилых дома, элитный автомобиль, больше миллиона долларов, 300 миллионов рублей, а также дорогие часы и слиток серебра. В довершение ко всему с Улюкаева сняли запрет занимать государственные должности. Это что же получается? Отсидит коррупционер, скорее всего не полный срок, обретёт свои немалые богатства, нажитые «непосильным трудом» и снова вернётся во власть?

В Китае такого не только разорили бы дотла, но и расстреляли, а то, что руки никто не подал – уж точно. В России же во власти непотопляемо остаются люди, которые саму эту власть дискредитируют сильнее врага.

Впервые страна с отборной руганью заговорила о Мутко в 2010 году. До этого тоже были поводы ругать его, но не такие безобразные. А в том году министр спорта, туризма и молодёжной политики Виталий Мутко повёз российскую команду в канадский Ванкувер, где должна была проходить зимняя Олимпиада.

Результаты оказались возмутительные. Никогда за всю историю Олимпиад так плохо ни Советский Союз, ни сборная России не выступали. Наша команда заняла лишь 11– е место. Но это была вина не столько спортсменов, сколько министерства спорта и его руководителя. Подробный анализ сделала Счётная палата. Тех, кто должен был ехать из тренерского состава, не взяли. Зато набрали тех, кто захотел прокатиться за казённый счёт. Поехала, в том числе жена Мутко, которая вернула 52 тысячи рублей только после начала проверки.

Отчёт Счётной палаты на 70 страницах подробно описывал, как разворовывались деньги, выделенные на подготовку спортсменов, закупку инвентаря, одежды, как шиковали чиновники и, прежде всего, сам министр. Согласно постановлению правительства России, работникам бюджетных организаций разрешалось тратить за проживание в отелях Канады не более 130 долларов. Мутко поселился в номере за 1499 канадских долларов. А всего на его присутствие там было потрачено 34,5 тысячи долларов.

В результате на участие в Олимпиаде оказалось израсходовано больше 6 миллиардов рублей. Цена одной нашей медали составила 10 миллионов евро, в то время как у европейцев даже в самые неудачные для них годы медаль обходилась в 2-4 миллиона.

Оценивая провал нашей команды при огромных тратах денег глава Счётной палаты Сергей Степашин сказал: «Надо навести порядок и перестать воровать».

По материалам аудиторов были возбуждены уголовные дела. Но Мутко заявил, что это «ловля блох» и оправдываться он не намерен.

Бывший в то время Президентом России Дмитрий Медведев с возмущением порекомендовал ответственным чиновникам написать заявления и уволиться по собственному желанию. Добавил: «Если не смогут, мы им поможем». Уволился только глава Олимпийского комитета Леонид Тягачёв. Виталия Мутко высшая власть сохранила во власти.

Но если бы изгнали тогда, может, не случилось через несколько лет ещё большего позора для страны. Я имею ввиду допинговый скандал.

Он не забыт до сих пор и по сей день трясёт российский спорт. Сбежавший в США бывший руководитель московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков во всеуслышание объявил, что в России создана целая система подмены проб «грязных» анализов на «чистые». Международный Олимпийский комитет (МОК) образовал несколько комиссий для проверки этих фактов. В докладах канадского профессора Макларена назывались фамилии целого ряда спортсменов, чиновников, засветившихся в этом позорном деле. В том числе, не раз был упомянут министр спорта Мутко. Скандал разгорался всё сильнее. На Олимпиаду в Бразилии были не допущены наши паралимпийцы, не пустили легкоатлетов.

Потом стали расследовать результаты сочинской Олимпиады, где Россия завоевала первое место. В результате она скатилась сразу на 4-е место. Нескольких спортсменов дисквалифицировали пожизненно.

Наконец, Россия была официально отстранена от участия в Зимней Олимпиаде в Южной Корее в 2018 году. «Чистым» спортсменам разрешили участвовать только под нейтральным флагом. Это ли не оскорбление страны, её символов?

Решение МОК вызвало небывалую волну критики в адрес Виталия Мутко. «Унизительно для страны иметь такого человека, как министр спорта, который допустил всю эту ситуацию, – заявила заслуженный тренер СССР по фигурному катанию Татьяна Тарасова. – Считаю его виноватым, и тех, кто его выдвигал, тоже считаю виноватыми. Мутко должен отвечать, люди должны отвечать за то, что они сделали со спортсменами».

Виновным в том, что Россия осталась без команды на Олимпийских играх, считает Виталия Мутко и глава комиссии МОК Самуэль Шмид. «Борьба с допингом, соблюдение правил находились в компетенции министра спорта Виталия Мутко, – сказал он. – Именно министр спорта нёс ответственность за провалы в российской антидопинговой системе».

МОК наказал этого российского деятеля. Он пожизненно дисквалифицирован в качестве олимпийского спортивного чиновника. Ему навсегда запрещено присутствовать на Играх.

Но в России Мутко по – прежнему во власти. Причём, не только остался, а получил её больше. С мая 2018 года он стал заместителем Председателя Правительства по вопросам строительства и регионального развития.

Создаётся впечатление, что те, кто находится на самом верху властной лестницы, думают, будто грязь на разных её ступенях не сказывается на восприятии обществом всей конструкции. Опасное представление. Количество уже давно стало переходить в качество и загрязнение власти продолжает разрастаться.

Некоторое время назад разорвалась «бомба позора» в Совете Федерации. Прямо на заседании палаты был задержан сенатор от Карачаево-Черкессии Рауф Арашуков. Увидев пришедших Генпрокурора Юрия Чайку и главу Следственного комитета Александра Бастрыкина, он попытался сбежать, но не удалось. Поднявшийся на трибуну Генеральный прокурор огласил обвинения, среди которых заказные убийства и другие серьёзные преступления. Все коллеги Арашукова, кроме одного воздержавшегося, проголосовали за снятие с него неприкосновенности.

Этот невероятный случай, чтобы сенатора брали на заседании, Валентина Матвиенко – Председатель Совета Федерации – попыталась объяснить несовершенством закона. Дескать, людей в сенаторы направляют региональные власти, и руководство палаты ничего не может сделать. Но этот лепет лишь показывает состояние, так называемого российского сената. Он ведь создавался не только, как фильтр законотворчества. Сенату также предоставлено право законодательной инициативы. Что мешало предложить необходимые изменения в закон, которые позволяли бы строже подходить к формированию столь ответственного органа? Мешала ставшая приниженной роль в системе властей. В других государствах законодательная ветвь власти стоит, как правило, над исполнительной. У нас – наоборот. Достаточно посмотреть на некоторые документы, адресованные, например, правительству, чтобы увидеть, кто есть кто. Там иногда даже не рекомендуют правительству, а только просят его.

Но даже в этих условиях можно ставить хотя бы какой – то заслон проникновению в палату не слишком достойных людей. Зависит от личности спикера. Бывший Председатель Совета Федерации Сергей Миронов, используя различные меры, не раз закрывал дорогу в сенаторы сомнительным посланцам с мест. Кто мешал Валентине Матвиенко, которая является по Конституции третьим человеком в государстве, подключить соответствующие структуры для выяснения личности направляемого в верхнюю палату человека. В менее ответственные организации и то практикуются проверки. А тут – Совет Федерации. Тем более, что у неё, как передаёт слова Матвиенко пресса, «были сомнения относительно Арашукова, когда тот получил полномочия сенатора. Уже тогда имели место слухи о его возможной причастности к преступлениям. Но судимостей у него не было».

Ничего себе, объяснение! Значит, только судимый не стане сенатором, а других, направляемых в высшую законодательную власть, проверять не надо? А если на местах, в регионе, был сговор, если там проплатили деньги за назначение. Некоторое время назад губернатор одной центральной области дал расписку двум «спонсорам» его избирательной кампании, в которой обещал, что в случае победы, одного сделает своим заместителем, а второго – членом Совета Федерации. Это несмотря на то, что оба «спонсора» были членами организованной преступной группы.

Впрочем, случай с Арашуковым – не единственный в жизни верхней палаты российского парламента. Отсидел свой срок, осуждённый за мошенничество бывший сенатор от Калмыкии Левон Чахмачан. Находится в пожизненном заключении экс – сенатор от Башкортастана Игорь Изместьев. Получил 9 лет колонии строго режима за взятку бывший член Совета Федерации от Челябинской области Константин Цыбко. И неизвестно, сколько ещё может открыться грязи на этой ветви власти, ибо некоторые сюда идут, чтоб отсидеться за щитом неприкосновенности от уголовного преследования. Ведь просидел же несколько лет вместо скамьи подсудимых в кресле сенатора бывший замминистра финансов Андрей Вавилов и только когда десятилетний срок привлечения к уголовной ответственности прошёл, он дал согласие на прекращение дела «по нереабилитирующим основаниям». То есть, из – за окончания срока давности. И хотя следствие отметило, что вина его «полностью доказана», Вавилов продолжал заседать в Совете Федерации, как сенатор от Пензенского законодательного собрания.

Внимательней вглядываться в людей, продвигаемых во власть и находящихся в ней – это, в определённой мере, и защита власти от грязи. А значит – сбережение её хорошей репутации. Если бы та же Валентина Матвиенко критичней посмотрела на своего первого заместителя Торшина, доставшегося ей от Миронова, может не появлялось бы лишних пятен на мундире федеральной власти. Ведь с именем Александра Торшина связаны не только разные инициативы с «душком», но и крупный международный скандал.

Даже не беря во внимание сведения испанских правоохранителей о том, что Торшин в ранге первого заместителя Председателя Совета Федерации инструктировал членов Таганской преступной группировки, как отмывать деньги – мало ли: вдруг это желание врага дискредитировать одного из самых высоких российских политиков, посмотрим на то, что известно в нашей стране. Когда принимался закон об ограничении курения, активней всех выступали против него две силы: производители табака и... Торшин. При том, что сам он не курит и знает: в России каждый год от болезней, вызванных курением, умирает больше полумиллиона человек.

Также напористо Торшин боролся против повышения акцизов на пиво, отстаивая, тем самым, интересы «пивных баронов». Дескать, доступней будет пиво, меньше станут пить водки.

А вот чьи интересы защищал он, когда предложил ребятишек из детских домов Дальнего Востока и Крайнего Севера переселять в семьи жителей Северного Кавказа, понять трудно. Ясно одно: только не детей. Эту свою идею Торшин обосновал тем, что «убьёт сразу двух зайцев»: будут созданы новые рабочие места на Кавказе и сэкономятся деньги на содержание сирот.

Предложение первого заместителя Матвиенко люди назвали чудовищным. Передавать детишек в регионы, где в то время и взрослым было небезопасно, где из детей могли вырастить шахидов и боевиков, или в лучшем случае рабов, такое, говорили люди, могло придти в голову не совсем адекватному человеку.

Ну, а его упорное желание вооружить граждан России короткоствольным оружием, то есть пистолетами и револьверами, вообще вызвало в обществе оторопь. Представляя в Совете Федерации вместе с Марией Бутиной экспертный доклад об оружии, он заявил: «Оружие дисциплинирует. Вы посмотрите, как в Америке, все улыбаются». А Бутина добавила: «Не зря говорят: вооружённое общество – вежливое общество».

Определённые структуры в США Торшин знает хорошо. Он – пожизненный член Национальной стрелковой ассоциации США. Это мощная лоббистская организация, тесно связанная с Министерством обороны США и ЦРУ. Её аналог при активном участии Александра Порфирьевич стал создавать и в России. В итоге появилась общественная организация «Право на оружие», которую возглавила Мария Бутина.

Известный в Штатах, как Алекс Торшин, не рядовой сенатор, а первый заместитель третьего человека в России, допущенный к секретам страны, не раз ездил на национальные молитвенные завтраки, которые устраивает президент США. Здесь собираются высокие гости, в том числе зарубежные общественные деятели и чиновники, на которых американцы пытаются оказывать влияние. Похоже, неспроста российская пресса назвала Торшина «американским агентом влияния».

А в прошлом году разразился грандиозный скандал: в Штатах арестовали Марию Бутину. Обвинили в незаконном лоббировании российских интересов. Американцы связали её с Торшиным. Видимо, только это заставило отправить борца за оружие, который к тому моменту перешел в руководство Банка России, на пенсию.

Ну, и как этого человека считать достойным представителем власти? Как обойтись в его оценках без резких выражений? Трудно. Точно также, как не избежать жёстких слов о Совете Федерации после задержания там Рауфа Арашукова. «Арест во время заседания палаты подозреваемого в серьёзных преступлениях, пишет один из блогеров, серьёзно подорвал позиции Валентины Матвиенко. Это унижение Совета Федерации как института, за который Матвиенко несёт политическую ответственность». И хотя она не согласна с тем, что ситуация с арестованным сенатором ударила по репутации палаты, пусть откроет интернет. Там столько всего прочитает! В том числе о том, как палата регионов стала скрывать свою работу от населения. В Госдуме, например, любой гражданин может увидеть, как голосует интересующий его депутат за тот или иной закон. На сайте есть специальный раздел. А в Совете Федерации даже самим сенаторам аппарат палаты это не сообщает, не говоря о гражданах. Ну, это, наверное, для того, чтобы люди вдруг не оскорбили власть. Закон-то о больших штрафах скоро примут! И хотя против него выступило несколько ведомств, в том числе Генеральная Прокуратура, Роскомнадзор, зато положительно оценило Правительство.

 

Впервые опубликован в №8(652), 28 февраля 2019 года в газете «Аргументы недели» (в сокращении)

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2019

Выпуск: 

3