В издательстве ИТРК в 2019 году вышли первые три тома «Науки о Боге». Автор данного труда — канадский ученый Алекс Бэттлер, многие книги которого в России издаются под псевдонимом Олег Алексеевич Арин. Его перу принадлежит около 500 научных и публицистических работ в различных областях науки, включая 30 индивидуальных книг и монографий.
«Наука о Боге» — серия книг из пяти томов, куда входят «Феноменология Библии», «Идеология христианства», «Философия христианства», «Христианство и политика», «Россия и православие».
В этом обширном исследовании позиция автора определяется не политическими, идеологическими или религиозными предпочтениями, а только критерием научной истины, в которой автор видит единственный детерминант мировоззрения прежде всего ученого и вообще любого человека. Такая позиция вынуждала Бэттлера (Арина) критически относиться к суждениям и выводам как теологов, так и ортодоксальных атеистов.
Книги непременно привлекут внимание тех читателей, которые хотят познавать мир и свое место в этом мире.
В авторском вступлении О.А. Арин размышляет: «В чем причина столь мощного воздействия религии на человечество, в чем причина того, что несмотря на достижения науки, которая каждый раз опровергает религиозные догмы и легенды, миллиарды людей верят в богов и чудеса? В чем причина, что человечество, создавшее мифы о богах, само подчинилось этим мифическим богам? Многие великие философы, ученые, политики пытались дать ответ на этот вопрос. И несмотря на убедительность этих ответов, миллиарды людей все еще преклоняются перед этими мифами. Я понял, что без серьезного изучения этой темы я не смогу дать ответ на этот вопрос».
Автор намеревался разобраться с этим феноменом «очень быстро, можно сказать, в проходном режиме», поскольку «Мне казалось, что тут все настолько очевидно, что как бы и спорить не о чем. Французские просветители убедительно доказали как отсутствие всяческих богов, так и причины возникновения религии. Выдающиеся английские и немецкие философы вскрывали вопиющие противоречия как самой Библии, так и нравственную физиономию церкви».
О.А. Арин – воинствующий атеист, но атеист думающий, а не слепо уверовавший в атеистическую догму. Он размышляет: «Современные американские атеисты уже на современном материале демонстрируют зло христианства. Но с другой стороны, не менее активно действуют богословы, клирики, теософы. Более того, на стороне религии оказалось немало так называемых ученых, которые тоже всерьез «научно» доказывают существование богов. Оказалось, что многие очевидные вещи, для них отнюдь не очевидны и, более того, все теофилы именно нас, атеистов, как раз и рассматривают недоразвитыми людьми, не доросшими до понимания Яго. Я не представлял, какая битва идет вокруг религиозных тем и проблем и хотел было уклониться от этой битвы, но вспомнил девиз Гёте/Фауста: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Мне ничего не оставалось делать, как в этот бой ринуться».
Предполагается, что выйдут ещё два тома из серии «Науки о Боге».
Информируя читателя о появлении этих книг, ниже мы предлагаем фрагмент интервью О.А. Арина 2011 года для более полного представления об авторе.
Соб. инф.
Корр.: – Насколько изменилось Ваше видение России после того, как Вы переехали на Запад. Стало ли Ваше отношение к России лучше или хуже, на что Вы взглянули по-иному?
О.А. Арин: –После переезда на Запад резко изменилось мое видение прежде всего самого Запада. В советские времена я не верил антизападной пропаганде о «загнивании капитализма». Особенно на фоне Японии, куда я часто ездил в различных статусах. Начав жизнь на Западе (начинал в Канаде) уже как гражданин Запада, я, как и многие другие, убедился в том, что советская пропаганда была права. Даже в такой благополучной стране как Канада я узрел дикое расслоение общества, массу бедных и бездомных. И т.д.
То есть открыл для себя «старую истину»: капитализм постоянно воспроизводит несправедливость. С этого момента я стал критически относится и к России, которая строит такое общество. К своему величайшему стыду я сам ратовал за переход России в капситему в годы «перестройки», критикуя Горбачева за то, что он слишком нерешительно ведет Россию к капитализму. В то время я был на стороне Ельцина. Теперь я рассматриваю период между 1985 и 1992 гг. как самый позорный этап в своей жизни. Сейчас у меня даже в голове не укладывается, каким, оказывается, можно быть глупцом даже в степени доктора исторических наук и в ранге директора Института (во Владивостоке). Не всегда жить в среде и анализировать ее правильно взаимосвязано. В моем случае наоборот: объективность в оценках появилась именно от взгляда «со стороны», от отсутствия прямой зависимости от какой-либо партии или структуры.
Ни российская журналистика, ни клановость не могут повлиять на экономические параметры страны, как бы они не старались обелять/очернять действительность. В настоящий момент я имею возможность изучать «сухую цифирь» по различным мировым источникам, а не только российским. Поэтому мое отношение не лучше и не хуже. Оно объективно.
Корр.: – Считаете ли вы себя востребованным в России? Что дает Вам основание так считать?
О.А. Арин: – Нет, не считаю. Во-первых, мои попытки стать «востребованным» не увенчались успехом. Я уже возвращался из Канады в Россию, думал, на совсем, но не тут-то было. Из МГИМО, где я начал работать, меня уволили, пока я находился в командировке: как мне сказали, из-за моих книг «21 век: мир без России» и «Россия: ни шагу вперед». В другие институты меня не взяли, как я понимаю, из-за моих политических позиций. А все директора ведь весьма трусливые люди. И хотя находились смельчаки, которые давали мне возможность работать то в одном учебном заведении, то в другом, но в целом все это было нестабильно и унизительно. Так что несмотря на болтовню президентов о благоприятных возможностях для своих бывших соотечественников работать в науке, на практике все это оказывается очередной фикцией.