Валерий СКРИПКО. Заметки на полях… рассуждений

Часть первая

 

В журнале «Наш современник» (№ 4-5 за 2018 г.) опубликована статья Бориса Тарасова «Передовые люди о прошлом, настоящем и будущем». По концентрации и глубине мыслей статью можно образно назвать краткой энциклопедией мировых представлений о душе человека. Здесь сосредоточено всё самое важное, что нужно знать о ней! Материал будоражит ум, но он вызывает и потребность задать новые вопросы, предложить своё объяснение причин важных перемен в общественном сознании.

 

Многих мыслящих людей гении философии и литературы, кажется, убедили в необходимости обратить самое пристальное внимание на духовную составляющую своего существования и охранять, развивать её, считать главной целью своей жизни. Весь вопрос в том: как осуществить это на деле?

Отказаться от рационалистической цивилизации, от «культа бесконечного потребительства» – ни одному обществу пока не удаётся. Все вынуждены существовать в мировой системе государств, подчиняясь основным законам выживания. А они, в основном, еще почти все языческие… Под язычеством здесь понимается не религиозные верования, а признание первичными ценностями благ этого мира, земного успеха, чувственных наслаждений.

Автор статьи называет их «тёмной основой человеческой природы». И приводит слова великого поэта Фёдора Тючева: "без Бога" и без следования высшей воле тёмная и не преображённая основа человеческой природы никуда не исчезает, а лишь принаряжается и маскируется, и рано или поздно даёт о себе знать».

Но ставить на первое место-душу, присущую ей изначально доброту и отзывчивость, в рыночном, потребительском сообществе очень рискованно. А в российском особенно. Еще живо в народе чувство социальной справедливости, с которым не оберёшься хлопот! Хозяева жизни (то есть мировых капиталов и Масс-медиа) против такого развития событий. Пусть лучше горстка мудрых гуманитариев страдает от примитивности духовных запросов своих сограждан, зато большинство будет спокойно «пастись на лужайке» всемирного общества потребления под присмотром кучки самых влиятельных правителей.

Можно сколько угодно ругать сильных мира сего, но они не могут действовать по-другому. Автор статьи Борис Тарасов пишет, что «коноводы капиталистических и социалистических проектов, уповающие на разум и науку, здравый смысл и прагматизм, склонны были игнорировать вопрос бессмертия человека, не замечать его значения для сохранения не только их же собственных гуманистических «идеалов», но и вообще жизни на земле».

Вероятнее всего, «игнорируют», потому что боятся «коноводы» этого «вопроса бессмертия» пуще всего на свете! Они интуитивно догадываются, какое громадное значение для человека имеет осознание себя частью бессмертного Божьего мира. Какой поворот в сознании целого общества оно может произвести! Какие плачевные для «коноводов» последствия этот поворот повлечёт в послушном рыночном обществе! Верующего человека уже не загонишь, как белку, в «колесо потребительства», из которого невозможно выбраться. Он будет уже далеко не так управляем, как нынешний типичный представитель среднего класса, жизнь которого полностью «упакована», расписана до мелочей во всемирном обществе потребления от рождения до смерти.

Имей достаточную сумму и за всё тебя решат, тебя накормят, развлекут… Этот повсеместный уют душу убаюкивает! К нему привыкают так, что не оторвёшь… Сознание – плывёт по течению…

Но потребность в любви, в сильных духовных переживаниях остаётся. Западные интеллектуалы временами пробуют «бунтовать». В статье Тарасова говорится о «Парижском письме» европейских интеллектуалов, опубликованном в 2017 году. Авторы письма призывают к духовной революции, чтобы на христианской основе возродить чувство нравственного величия личности, предлагают отказаться от суррогатов религии и суеверий прогресса, от подмены мудрости техническим знанием. «Надо убедить всех, что экономический рост необходим, но не является высшим благом».

Борис Тарасов, с сожалением, констатирует, что затронутые в «Парижском письме» вопросы не только не становятся предметом активного обсуждения, но маргинализируются и уходят на периферию общественного сознания.

Далее, автор статьи снова развивает мысль о пагубности потребительских жизненных целей. Для доказательства данного тезиса в статье в большом количестве на многих страницах собраны все лучшие мысли и факты, но при чтении одолевает душу тревога: не ждёт ли статью Бориса Тарасова судьба «Парижского письма интеллектуалов»? Будет ли активное обсуждение этой чрезвычайно насыщенной идеями статьи? Услышит ли российская интеллектуальная общественность призыв к духовной революции?

Все разбрелись по своим «улусам»: художники, поэты, философы; каждый «проповедует» что-то своё! Вероятнее всего, российское общество еще не созрело для поиска путей своего собственного спасения. Не переварило все «прелести» постиндустриального мира, который с начала 60-х годов прошлого века дал среднему классу развитых стран невиданное изобилие.

Этот процесс охватил и российскую элиту. Началось формирование нашего среднего класса. Наш российский «язычник», так долго (с 1917-года) тосковал по обилию благ, так истомило его это вынужденное почти столетнее «воздержание», что теперь не знает: как наверстать упущенное, как насытить утробу! Примеры безрассудности и максимализма можно приводить без конца.

Чрезмерность во всём говорит об огромном влиянии на людей внутренней языческой программы. Она есть, она требует своё, она «вертит» каждым обеспеченным человеком так, что самый образованный и разумный гражданин, в окружении своих «собратьев» по среднему классу, вынужден жить по примитивным стандартам потребительского общества – тщеславится и соревноваться в роскоши. По сути, самые активные и деятельные люди произвели на нашей планете революцию плоти, решительно перераспределив материальные блага в свою пользу! Они образовали новый более просторный, чем их усадьбы в 19-м веке, но всё же достаточно замкнутый на себя мир. Он состоит из фирм с передовыми технологиями, международных аэропортов, десятков тысяч туристических мест, своих предметов быта и одежды.

В статье есть очень характерное замечание Ф.М. Достоевского о том, что чрезмерное богатство отравляет душу не только его обладателя, но и всех окружающих …которых охватывает зависть! За ней часто следует стойкая неприязнь. Говоря компьютерным языком, самый обеспеченный социальный слой «активирует» агрессивную языческую программу остальных слоёв населения, что само по себе очень вредно для всех нас, потому– что ведёт к разладу в обществе, к социальному расизму.

Да, человек, как подчёркивал Карл Ясперс, «надеялся найти в научно-технической и материально-потребительской деятельности подлинный смысл, а оказался перед им же созданной пустотой»!

Но «пустоту» надо до конца осознать, пережить, выстрадать! И этот трагический, по своей сути, процесс идёт на наших глазах. Социологи констатировали рост числа самоубийств среди молодёжи в наиболее развитых странах. Это жест отчаяния самых чутких к ужасу пустоты людей… Но возрождение нации – процесс коллективный и не происходит раньше, чем созреет в сознании большинства членов данного общества или самой активной его части потребность в таком возрождении. А в сердце – не созреет насущная потребность в Божьей благодати!

Карл Ясперс считает коренной задачей современности – изменить устоявшиеся принципы и цели, возродить интерес к многомерности и таинству жизни, восстановить полный и правильный образ человека, вернуть изначальный смысл понятиям истины, свободы, любви, несовместимым ни с обывательским спокойствием в рамках принятых условностей, ни с постоянным страхом в условиях насильственной диктатуры.

К сожалению, никакому не под силу совершить так быстро поистине вселенский переворот в человеческих отношениях. Скорее всего, всё будет совершаться медленно, тяжко, с возвратами и откатами к прежнему состоянию.

Как не удивительно, такой отдельный духовный переворот– всё же возможен! Его в состоянии совершить каждый человек, раскрыв Евангелие и прочитав его всей душой своей, всем сердцем своим!

Обнадёживают и вселяют робкий оптимизм некоторые коллективные попытки жить духовной жизнью. Потрясает история первых христианских общин. Но они же и показывают – сколько всего здесь надо пройти и пережить, чтобы преуспеть! В тринадцатом веке молодые женщины Европы создали полу-монастырские общины Бегинок. Что-то произошло в их сознании: возникла насущная потребность – жить одной семьёй, всем помогать, всех любить по-христиански… Но, видимо, испугавшись первых успехов бегинок в деле духовного перерождения, князь мира сего, уговорил Господа – продолжать испытания рода человеческого на всех без исключения «режимах» материального мира. С этой целью вечному младенцу-сластолюбцу-человеку были подброшены новые сладости и «игрушки» в виде достижений научно-технического прогресса. Энтузиазм от новых материальных возможностей надолго отвлёк от серьёзных духовных поисков. Новые «игрушки» так заводят, что от них не оторваться!

Автор статьи приводит мнение Э. Фромма о том, что: «человек отчуждается от самого себя, от ближнего, от природы». Заметим, что это результат научно-технического прогресса – то есть дела рук и ума человеческого! Не странное ли занятие – «копать» самим себе метафизическую яму? Очевидно, так надо высшим силам! Любое техническое изобретение – это и радость, облегчение в быту и одновременно – испытание на прочность для душ человеческих.

Автор цитирует О. Шпенглера, который указывал, что опошлилось само время, стали привычными и привлекательными дурные манеры парламентов, нечистоплотные сделки для лёгкой наживы, примитивные вкусы в культуре. А могло ли быть иначе? Вместо слова «опошлились» я бы применил выражение – «вернулись к языческим привычкам». У природного «дикаря» в глубине его натуры не может быть «примитивных вкусов» в культуре. Он сам –естественный природный примитив. У него не может быть «пошлости» в нашем понимании. Он и есть сама пошлость в её «натуральном» виде. «Дикарь» не оценивает себя эстетически-он так примитивно-пошло живёт, не зная учения Дарвина-по закону Дарвина об естественном отборе, по праву сильного! В доказательство подобного утверждения можно привести бесчисленное количество примеров. Язычника могут окружать «декорации» любого просвещённого времени. Сам он может быть одет в самую модную одежду и иметь диплом престижного университета. Но в отношениях с людьми, при благоприятных для этого условиях, в нём проснётся «тёмная основа» и начнёт действовать, ломая все представления о человечности.

Уж на что культурным казался 19-й век в России – великая литература, живопись, музыка. Один из гигантов российского бизнеса, потомок староверов, Пётр Михайлович Рябушинский приехал оценить невесту младшего брата Василия, с которым вёл весь бизнес. Приехал, посмотрел, и, словно напавший на крепость с дружной – древний степной князёк, увёл в качестве «добычи» молоденькую красавицу-невесту брата из-под венца. «Захватчику» было пятьдесят лет. У него уже была семья. Но он чисто по-язычески, с позиции силы– продолжил свой род с молодой женой. Вместе они народили еще восемь сыновей и восемь дочерей. А младший брат так и остался холостым и рано умер. (1)

Борис Тарасов приводит в своей статье мнение мыслителя К. Ясперса о том, что сущности человека стал угрожать созданный им мир техники, материалистических установок, потребительских ценностей у которых он оказался в плену. Эти опасения К. Ясперса я бы изложил в другой редакции, например, в такой: созданный человеком мир стал проверять на прочность его самого. Всё легкомысленное, обывательское – в ходе жёсткой проверки «выбраковывается», пошлость – выявляется и осознается в нас. Правда, очень медленно и с большими издержками. Антон Павлович Чехов по капле выдавливал из себя раба…» Но для великого человека это был следующий более высокий этап духовного самосовершенствования. Многие из нас еще не приступали к первой «обязательной программе» – «по капле» выдавливать из себя «дикаря!» (Я здесь имею в виду и себя)

Испытание человека проходит по полной программе. Снова цитируем статью Бориса Тарасова. «Аппарат обеспечения существования (в современном мире В.С.) превращается в универсальный порядок существования, демонически (выделено мною-В.С.) подчиняющий все проявления бытия, автоматически исключающий высшие ценности и абсолютные смыслы, поскольку они не служат улучшению методов труда и техники, удовлетворению разбухших и утончающихся материальных потребностей, и растворяющей в себе духовные цели.»

Тут опять хочется возразить, что в самом «универсальном порядке существования», обывателя, ничего демонического нет. Он предсказуем, однообразен. Так язычники жили тысячи лет. Вообще, обывательщина – место забавы для мелких бесов. Самые могучие «тёмные силы» спешат к тем, кто управляет человеческими сообществами, хмелея от власти и могущества, кто в состоянии формировать общественное мнение, обладая для этого всеми необходимыми средствами. В России, например, настоящая, ответственная, поистине «дьявольская» работа всегда поручалась тем прозападным интеллектуалам, которые занимались идеологией в литературе и искусстве, в учебных заведениях, в СМИ, в организации массовых мероприятий. Их прочные связи с высшей властью надежно «законспирированы» с помощью тайных союзов. Этих беспощадных помощников Воланда не разоблачишь на публичных слушаниях международного суда, как военных преступников, загубивших миллионы людей на полях сражений. А они губят больше людей, чем все военные вместе взятые, но тихо и вкрадчиво, на «полях» изданий и на сценах театров, извращая всё самое святое и сокровенное….

Россия –всегда хотела выжить, стать органично организованной в соответствии с потребностями своего коллективного духа. Это было на уровне инстинкта самосохранения. Как восторженно принимали выступления Ф.М. Достоевского столичные студенты! Какие духовные горизонты пробовали открыть перед нами Н.В. Гоголь и А.С. Хомяков, Л.Н. Толстой и В.В. Рязанов.

«Московская кофейня Печкина в Охотном ряду славилась на всю Россию: в ней собирались профессора и студенты Московского университета и его бывшие выпускники…Здесь бурно обсуждались последние статьи Белинского и Писарева, кипели страсти, свергались авторитеты». (2)

Но это всего лишь милые картинки московского быта! На самом деле, реально управляли массовым сознанием, умело направляя его к индивидуализму и потребительству, совсем другие люди, а точнее– близкая к царскому двору масонская сволочь, спаянная мировым капиталом, суррогатом религиозного сектантства, конспирологией, (которой у нас нет, не было и не будет-в чём клянутся Ротшильды всеми своими триллионами!)

У этой «пятой колоны» еще со времён царствования Екатерины Второй считалось модным «записываться» в католики! В 19-м веке митрополит Филарет отмечал усиленное стремление к «невнятным реформам при утрате духовного измерения жизни» Но таков скорбный путь язычника: не может масонская правящая команда «опираться на высшие религиозные принципы Истины и Откровения», которые прямо противоречат целям и содержанию жизни правящего социального слоя – выстраивать весь духовный и физический мир в интересах собственного материального благополучия.

И сегодня – ситуация не менее сложная и противоречивая.

Если руководствоваться тем, что познал и сообщил нам Достоевский и другие передовые люди мирового сообщества -, надо, прежде всего, перестать слушать, читать, поддерживать идеологов индивидуализма, с его непомерной гордыней и лицемерием. Самое трудное, «изжить» культ собственного «я» в рыночном обществе, где личный успех, как раз и является главной движущей силой.

Автор статьи приводит суждение Достоевского о том, что человек есть на земле существо только развивающееся, следовательно, не оконченное, а переходное. После появления Христа появился другой идеал человека во плоти. Когда-то наступит миг высшего счастья – человек как бы уничтожит своё "я" отдаст его всем и каждому безраздельно и беззаветно.

Но это произойдёт в «самом конце развития». А пока эгоистическое «я» ему не надоело своей двойственностью, постоянным соседством с «тёмными силами», которые им самим через это себялюбивое «я» и помыкают! Но разочарование в таком «я»– неизбежно.

Обнадёживают первые «удары пульса» духовно оживающего человека. Внутри нашего потребительского мира появляются православные инженеры и программисты. Растут ряды православной по духу творческой молодёжи.

Да, материальные интересы (по Ясперсу) забирают духовную энергию человека... но он сам волен решать-сколько ему этой энергии отдавать технике, а сколько оставлять душе. Каждый миг земной жизни – глубоко внутри себя – все мы чувствуем потребность в высшей духовной защите-в Боге! Эта потребность ничем и никогда неистребима. Не смотря ни на какие научно-технические революции. Её можно заглушить, от неё можно временно отвлечься, но…

Еще великий социолог Питирим Сорокин предсказывал, что «помучившись» с своей рационалистической пустыне, человек снова возжаждет Бога. Возврат к религиозности будет болезненным, но он неизбежен! Без него –Россия не выживет! Прежде всего, потому, что в «рациональной пустыне» не знают самого спасительного чувства для любого государства-чувства ответственности перед обществом и друг другом. У атеистических потребительских сообществ нет никаких внутренних ресурсов, никаких идеологических средств, чтобы это спасительное чувство создать, воспитать! Это «по плечу» – только могучей преобразующей силе религиозного сознания.

Приложение:

1) В. Ю. Чумаков. «Удивительная история русского предпринимательства». Москва. ЭНАС-КНИГА,2017 г стр.54

2) Л.В. Беловинский. Жизнь русского обывателя, Москва, Кучково Поле, 2012 г.стр.79.

 

Часть вторая

 

Автор статьи приводит мнение Александра Шмемана о том, что эпоха Возрождения стала на глубине восстанием против христианства, а на еще большей глубине-восстанием против измены христианства самому себе. Потом будет еще очень много самых разных «восстаний» и агрессий со стороны «тёмных сил». В 19-м веке в России будет гонение на славянофилов. Великий поэт Фёдор Тючев считал близким к безумию этот факт: объявлять преступным направление журналистской деятельности И.С. Аксакова -истинного российского патриота. Его издания постоянно и энергичнее других изданий– защищали все основные духовные начала русского общества!

На Руси так всегда! Те, кто проповедует патриотизм-мешают силам зла, которые используют государство и религию только ради достижения ими власти и материального могущества. Россия для жестоких чужаков всех мастей, кажется «лакомым куском», прежде всего в силу слабости родового, кровного родства населяющих её народов!

В качестве свежего образца такой агрессии против сил добра – можно привести очень показательную реакцию либеральной печати на появление документального фильма «Гибель империи. Византийский урок». Автор фильма – священник Тихон Шевкунов. Время – 2008 год. Священник вдохновенно рассказывает телезрителям об истинном Православии. А на «дворе» – рынок. Во многих городских российских библиотеках бесплатный «либеральный» журнал «Континент», который издают на Западе. Во втором номере журнала – автор Владимир Можегов поднимает тревогу: «фильм-икона консервативного сознания».

В рыночной России «хозяйничает» буржуазный постмодернизм – роскошное буйство формы при полном отсутствии содержания. Его главное достоинство – «предельная самоирония и некая божественная игра в смыслы», которая «делает постмодернизм искусством.» И вот, оказывается, на этом весёлом бесовском балу – автор фильма «предельно серьёзен… и выходит у него не только нечто смешное, но и нечто зловещее.» (1)

Конечно, «зловещее»! Каждая христианское слово пастыря в любой форме и в любом виде – величайшая опасность для «играющих в смыслы». Призыв авторов фильма вернуться к духовным ценностям Византии – нарушает «рыночную идиллию» либерала – язычника, заставляет задуматься о высших категориях бытия, о возможности духовного счастья, которого естественным образом так жаждет каждая живая душа. Показ православного фильма о Византии, по сути, прозвучал, как покушение на идеологическую основу либеральной власти в России. А её основа-новое «язычество».

...Многие забывают главную особенность язычества – у него не существует понятия добра и зла в том нравственном значении, которое вкладывает в неё наша православная церковь. Добро для язычников – понятие прикладное, материальное –это то, что «мне» или «моей родне» в настоящий момент полезно! Зло-всё, что мешает мне наслаждаться благами материального мира.

В такой «парадигме» язычник хочет жить всегда и беспощаден ко всякому иному мнению, которое нарушает стройный порядок жизни возле материальной «кормушки». Он яростно защищает всё, что касается «тёмной основы» нашей природы. Это «наследие» Адама, изгнанного из рая, всё время требует своей «тёмной» пищи. Но такая пища не насыщает и не успокаивает. Как наркотик-после непродолжительной эйфории– она влечёт опустошение, медленно, но верно доводит жизнь до полного абсурда. Именно поэтому смена технологических укладов, и связанное с ней материальное изобилие– только стократно усиливает в нас самые разные проявления язычества, как способа существования, доводит их до бессмысленных причудливых форм постмодернизма.

С другой стороны, идеологи рыночного пути развития могут сказать его критикам, что Создатель сам в качестве «двигателя» любого прогресса, в том числе и положительного, выбрал именно соперничество. А уж в нём – пойди разбери, где оно «честное», а где не очень.

Борис Тарасов в своей статье отрицательно оценивает подобное положение вещей: а именно: что «на такой тёмной и злой основе политика, идеология и общественная жизнь всегда управляется соперничеством...ревнивым противопоставлением друг другу»

А по-другому и быть не может! Люди созданы неравными-существует красота и уродство, ум и глупость, существует тяга к совершенству, к тому, чтобы перейти в другой социальный слой… Плохо это или хорошо, не нам судить, но это истина. Такое соперничество может быть здоровым и нездоровым, страстным и порочным…Уберите из жизни – женскую красоту, красивую мужскую силу победителя-воина, и это будет совсем другой проект земной жизни, имеющий мало общего с нынешним.

Отсюда и основное противоречие: соперничество – движет прогрессом, и оно же пробуждает в человеке все пороки. Нет пока в мире других «рецептов», идей и способов преодолеть такое трагическое несоответствие, кроме одного – посмотреть на земной мир так, как учит Евангелие-с любовью и всепрощением.

...Борис Тарасов в своей статье справедливо отмечает, что со временем: «не изменялась, а в лицемерных формах прорывалась, смешивая, вместо разделения, добро и зло, "тёмная основа» нашей природы, еще более укреплялись принципы "закона Я". То есть, «светлые умы» часто трудились и трудятся над открытиями и изобретениями в том числе и для «торжества» «темной основы». А как без этого? Если «тёмная основа» –ни что иное, как «каркас»-внутри которого титаническими усилиями многих поколений складывается духовный образ нового человека, Божьего подобия. Эта духовная сердцевина только и спасает всех нас от опасного языческого плена. Нельзя отчаиваться, как Зигмунд Фрейд, который предлагал человеку: «принять себя как животное».

Просто-нельзя человека оставлять одного наедине с его «тёмной природой». Вот где нужна Любовь-та самая Евангельская – к Богу, к ближнему своему, к врагу! Самим, без дарованной нам благодати, нам никогда не справиться со своим варварским языческим подсознанием!

Меня совершенно поразили откровения художников-скульпторов и музыкантов- «неформалов» советской эпохи, опубликованные недавно в одном сборнике (1) Оказывается, представители военно-промышленного комплекса Советского Союза заказывали им неофициальные выставки абстрактной живописи и концерты, тайком покупали их бредовые картины и книги «самоиздата» на туалетной бумаге. Талантливым инженерам и учёным– строителям социализма, явно хотелось чего-то языческого, мистического…Глубинные желания, древнее бессознательное…Никакими мысленными усилиями это не преодолевается. При обилии самой лучшей классической музыки, филармоний, оперных театров – советский «средний класс» нелегально заказывал концерты «интуитивной музыки Штокхаузена». Вместе с неформалами они «интуитивно» чего-то искали-возможно тёмную чащу с пляшущими бесами!

Уменьшение язычества – это плод невидимого качественного изменения нашего сознания под воздействием любви Божьей и его присутствия в нас.

Об этих изменениях мы узнаем из произведений искусства. Например, если проследить все этапы развития живописи на библейские темы в России, то лишь живописец конца девятнадцатого века – православный по духу Михаил Нестеров смог поразил зрителей новым качеством художественного мастерства. Протоиерей Сергей Круглов пишет о картинах Нестерова: «…земной воздух из них выкачан, а напущен-небесный, настоящий, правдишный, как в детстве говорили, «реальный», как нынче говорят. (2)

Историк живописи Джорджо Вазари писал, что великий Леонардо да Винчи однажды создал картину, где было множество зверей, птиц и насекомых, выглядевших как живые… Мастера эпохи Возрождения, имели дар писать одухотворенные лица, а вот написать воздух Небесный – время еще не приспело…Нужно было святителю Сергию Радонежскому и другим монахам по монастырям потрудиться, православным людям несколько веков в церквях помолиться, чтобы родился русский художник Нестеров с таким даром!

В статье Тарасова приводится мнение Достоевского об одном фундаментальным парадоксе в историческом процессе: это сознательное, бессознательное, или даже воинственное, насильственное забвение идеального измерения бытия и божественного происхождения человека при одновременно автоматически необходимой опоре на так называемые «реалистические» основания, здравый смысл и разумный эгоизм, экономическую выгоду или утилитарную мораль.

А может ли быть по-другому? За своё право жить по-своему, в основном, «по-животному», «язычник» в нас будет воевать до конца! С нами же! А «тёмные силы» будут исправно подносить ему патроны и снаряды!

Кажется, всё предусмотрели хитрые католики и протестанты, умело приспособив религию к рыночным отношениям и придумав свои «заповеди» типа: богатство, обеспеченная семья-угодны Богу. Главное, бережливость, доброжелательность, трудолюбие. Но видимость духовности вместо служения духовности привела к тому, что в самой благопристойной европейской среде-со временем завелись ведьмы, потом фашисты, потом трансвеститы!

«Безжалостность к низшим классам, падение братства, беспощадную эксплуатацию бедных слоёв населения» (о чём пишет Б. Тарасов) – любой научно-технический прогресс только усиливает, если не применить самое эффективное оружие против этого: заняться своей душой, как местом, где присутствует Царство Небесное и решительно поменять в своём сознании жизненные ценности!

С помощью безграничной власти денег – язычество и «тёмные силы» хотят завладеть миром, но они бессильны перед людьми, которые (По выражению Достоевского) не участвуют в соперничестве самолюбий, властолюбий и сластолюбий, и как бы удерживают текущую действительность от окончательного падения.

«Человек должен прейти в себя», – говорил Блаженный Августин на вопрос, что такое Вера.

«Вера – наиболее мужественная сила духа, собирающая в одном узле все душевные энергии», – говорил священник и философ Сергей Булгаков.

И люди начинают руководствоваться другой философией. Профессор МГУ В.В. Бибихин писал: «Философия не часть культуры, её отношение к культуре другое, она касается, по выражению Тыну Вийка, трансцендентного фона культуры, невидимой, незаметной почвы, на которой культура». (3)

Кажется, очень понятно. Но эта истина или не доходит до большинства образованного культурного мирового сообщества или сознательно умалчивается! Ибо тогда каждому мыслящему человеку должно быть ясно: если в наше время господствует философия гедонизма, агностицизм и всё остальные «измы», уводящие нас от Бога – то и культура на такой почве – обязательно будет примитивно-развлекательной...Что бы, сами творцы такой культуры, при этом, не заявляли.

О том, какой философией руководствуются деятели искусства, литераторы, говорить не принято. Предполагается, что в условиях демократической свободы слова, свободы совести они будут законопослушны и доброжелательны. И что их «почва» в виде философии имеет своей целью исключительно пользу для всего человечества. Но что там «накопают» свободные творцы у себя внутри: ангельскую красоту или бесовское уродство – им самим неизвестно. Читатель или зритель должны принимать всё, как есть и не роптать. Сами «творцы», при этом, ни за что не отвечают.

Но все забывают, что если в основе философских взглядов большинства нынешних прозападных «творцов» лежит индивидуализм в «тяжёлой форме» себялюбия, то и «плоды их творчества» неизбежно ядовиты, они разлагают душу читателя или зрителя, прежде всего, их способность любить кого-то, кроме себя!

В 1972-м году в своём французском поместье семейство Ротшильдов организовали костюмированную вечеринку иллюминатов, куда съехались многие знаменитости. Ритуальными танцами участники вызывали Люцифера, своего хозяина. Нет больших атеистов и хладнокровных циников, чем эти богачи.

Но и у них есть насущная потребность в чертовщине! Они устраивают на вечеринке пляску с жуткими масками, потом – сумасшедшие сексуальные оргии!

Борис Тарасов приводит слова поэта Тютчева, который сетует на отсутствие у мирового сообщества «разумных оценок» общественных событий. Чья разумность имеется ввиду? Вот этих элитных «друзей Люцифера», которые управляют всем миром с помощью СМИ, финансов и экономических рычагов? Они и не думают отдавать кому-то свою власть, которая в основе своей безумна и опасна для человечества!

В статье Бориса Тарасова изложены практически все великие мысли о том, как надо жить. Вопрос в том, какие формы борьбы с «тёмными силами» могут принести успех. Ясно, что ни просвещение, ни научно-технический прогресс, не в состоянии оторвать всех нас от языческих корней.

Надо согласиться с неутешительными выводами автора статьи о том, что любые попытки преодолеть данное положение вещей на вне-христианских принципах, в какие бы человеколюбивые идеи, прогрессивные установления и прогрессивные учреждения они не облачались, неизбежно заканчиваются в истории лишь перераспределением "суммы " власти, богатства и наслаждений.

В конце концов, нам сулит духовное возрождение только медленный или быстрый переход всего мирового сообщества в новое духовное качество!

 

Приложение:

  1. «Эти странные семидесятые или потеря невинности», составитель Георгий. Кизевальтер. Издательство «Новое литературное обозрение», Москва, 2010 г.
  2. Сергей Круглов. «Стенгазета», издательство «Слово и дело», 2013 г. Стр.121.
  3. В.В. Бибихин. Дневники Льва Толстого. Издательство И.Лимбаха.С.Петербург.2012 г. Стр.51

На илл.: натюрморт Олега Барышевского

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2019

Выпуск: 

10