Виталий СЕНИН. «Лес в законе»

В последние несколько лет у нас в стране постоянно происходят стихийные бедствия, такие, как наводнения, лишающие жителей на Дальнем Востоке, проживающих в городах и поселках, их домов и урожаев; а также лесные пожары, наносящие не меньший вред населению и хозяйствующим субъектам.

Вот и 2019 год в этом плане был, пожалуй, наиболее тяжелым. Иркутская область, Западная Сибирь и Якутия наиболее пострадали от пожаров. Режим «черного неба» был введен на территории Новосибирской области, Алтайского края и Кузбасса. Хотя по данным экспертов Роспотребнадзора, осуществляющим ежедневный мониторинг за качеством атмосферного воздуха на содержание вредных веществ, превышение предельно допустимой концентрации не выявлялось. Однако медики и спасатели рекомендовали горожанам целый комплекс мер помогающих избежать вреда от смога своему здоровью (РГ, № 160, от 24.07.19 г.). А как быть всему животному миру в горящей тайге?

Лесные пожары в Сибири полыхали на тысячах гектаров. Принято считать, что в лесных пожарах там виноваты сухие грозы и человеческий фактор. Но эти же причины существовали и раньше. Однако леса в таких объемах, пожалуй, не горели. В чем же дело? Вот уже и премьер-министр требует, что нельзя допустить, чтобы повторился 2010 год, когда от пожаров были десятки погибших.

Главной задачей он назвал недопущение распространения огня на населенные пункты (РГ, № 169, от 2.08.19 г.). Кроме этого им предложено проанализировать действующие нормативные документы как федерального, так и регионального уровня, касающиеся понятия тушения лесных пожаров.

А ведь дошло до того, что некоторые чиновники договорились, что мол не надо тушить «природные» пожары, находящиеся далеко от населенных пунктов, т.к. это мол экономически невыгодно – требуются значительные расходы?!

А какие денежные затраты сейчас идут на тушение пожаров?

Кроме десантирования парашютистов с ранцами Рослесхоза и специалистов авиалесохраны, задействованы авиаторы МЧС и особенно Минобороны. Используются для тушения самолеты Миообороны – могучие ИЛ-76 и МЧС Бе-200. Однако, согласно действующему Лесному кодексу, который специалисты и спасатели не раз критиковали, за тушение лесных пожаров отвечает Рослесхоз. МЧС имеет право подключаться только на этапе, когда огонь начинает угрожать населенным пунктам... А участие Минобороны вообще не прописано!?

Но когда в 2007 году Лесной кодекс вступил в силу, почему-то никто не удосужился подумать об оснащении Рослесхоза эффективными средствами пожаротушения.

А ведь наша страна, еще со времен Российской империи, все, что происходило в лесах, регулировала «лесными уложениями». В начале тридцатых годов девятнадцатого века в составе царского Министерства госимуществ был создан Корпус лесничих. Леса в то время были как казенными, так и частными, как, например, сейчас в соседней с нами Финляндии.

Но, начиная с 1918 года по вторую половину сороковых годов прошлого века, шло реформирование системы лесопользования и его охраны. В 1947 году было создано Министерство лесного хозяйства СССР, а через год был утвержден перечень всех лесхозов и составляющих их лесничеств.

Вообще за годы Советской власти много чего только не было, но никто не посмел покуситься на священную «корову» – систему управления лесами в низовых административно-территориальных единицах еще дореволюционного лесного управления – лесничествах и объединения их в более крупные элементы системы – лесхозы.

Разгром основ существования Российского леса, прошел в XXI веке. Лесной кодекс 2006 года, иными словами, свод законов, регулирующих правовые и хозяйственные отношения в лесном хозяйстве, убил сформированные за почти две сотни лет правила лесопользования.

Лес с той даты стал движимым имуществом. То есть леса оказались в гражданском обороте, как и ранее земля. Лес отныне мог продаваться отдельно от земли, вот и рубят его все кому не лень, особенно вблизи от границы России и Китая.

Лес в Китай наши бизнесмены поставляют, с учетом «черного экспорта» порядка 40 млн кубов! («АН», № 30, от 7.08.19 г.). Неслучайно Минприроды, в лице его министра Д. Кобылкина, в интервью газете «Ведомости» заявил, что Россия может полностью запретить экспорт леса в Китай, если Пекин не подключится к решению проблемы с незаконной вырубкой лесов на территории РФ. На самом деле это проблема! Но может самим, у себя в стране навести порядок с незаконными вырубками леса?

Вот, например, в США, вырубку леса – хоть в частном лесу, хоть в федеральном – разрешает комиссия штата. Если за месяц группа граждан штата это не оспорит, начинается метка деревьев к вырубке специальной краской. Затем происходит рубка, и каждое дерево и каждый пень метится клеймом! Если что не так, то штраф 0,5 млн долларов или тюрьма до 5 лет.

И вот еще что – сразу после вырубки это место заливают с самолетов водой с удобрениями, чтобы молодая поросль быстрее приживалась и росла. А что касается тушения пожаров в США, по норме на его тушение отводится, после обнаружения, всего 10 часов! Там все противопожарные мероприятия на территории США финансируются из федерального центра («АН», № 30, от 7.08.19 г.). А наш Лесной кодекс переложил расходы на регионы, большинство из которых у нас давно дотационные.

В настоящее время Минприроды РФ готовит программу по предотвращению и сокращению масштабов лесных пожаров. Согласно исторической справки в 1915 году царская Россия справилась с пожарами на 16 млн гектаров, а мы со своим злополучным Лесным кодексом, мучаемся с тушением трех миллионов гектаров?! А может врет статистика?

По мнению директора Института экологии и географии Сибирского Федерального университета Руслана Шарафутдинова на паводковую сегодняшнюю ситуацию в стране повлияли многочисленные неблагополучные факторы, в том числе массовая вырубка леса. А изменение лесистости территории серьезно влияет на сток, разлив рек (РГ, № 166, от 31.07.19 г.).

Не дай бог это, наряду с другими, не менее важными проблемами, затронет озеро Байкал, с его 20 % мировых запасов пресной воды!

Вызывает настороженное удивление заявление заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрея Цыганова на пресс-конференции в медиацентре «Российской газеты» – «махинации с торгами на право аренды лесных участков повторяются во всех регионах, которые распределяют на конкурсах лесные запасы» (РГ, № 160, от 24.07.19 г.).

В России предлагают вернуться к страхованию лесов и начать с арендаторов, для их стимулирования принимать противопожарные меры. По оценкам, взятым из российской прессы, общая площадь лесов в России порядка 750 млн гектаров. Поэтому надо не «дыры затыкать», а менять Лесной кодекс, но вместе со специалистами из лесной отрасли, а не «спецами» из Минэкономразвития! А главное – восстанавливать численность лесничих (которых Лесной кодекс упразднил порядка 170 тысяч человек), со специальными полномочиями, технически вооруженными, с хорошей заработной платой и т.д. и т.п.

А то сейчас их всего 1 человек на 300 гектаров (РГ, № 179, от 14.08.19 г.).

На а теперь немного о лесе, как чуде природы. Как писал известный поэт Николай Асеев (1889 – 1963 гг.):

 

Хлеб, тепло, одежда, обувь,

Лев Толстой, да Лес густой.

Об ином мечтать не пробуй,

Все иное – звук пустой!

 

Что такое лес? Кто-нибудь задумывался? А ведь он живой организм! Если в организме человека течет кровь, то в дереве течет «хлорофилл»! В 1930 году Нобелевский лауреат доктор Ханс Фишер открыл химическую структуру гемоглобина – основного дыхательного пигмента крови человека, и, к своему удивлению обнаруживший, что она практически идентична хлорофиллу.

Просто хлорофилл отличается от гемоглобина только одним атомом! Если гемоглобин окрашивает клетки крови человека в красный цвет, то хлорофилл делает растения зелеными. И если кто-то думает, что дереву не больно когда его рубят или жгут, то он глубоко ошибается. А вот крестьяне еще с давних пор знали, что рубить лес лучше зимой, т.к. в это время лес спит и не чувствует боли.

Если вспомнить роман Тургенева «Отцы и дети», в котором один из главных героев Базаров говорил о природе, что «она не храм, а мастерская и человек в ней работник». Ошибался «нигилист» Базаров! Природа окружающая нас это не только мастерская, но и храм! И доказать эту истину очень просто!

Вот задайте себе вопрос – зачем люди ходят в церковь, то есть в храм? Наверное, для успокоения своей души? Ведь так? А теперь проведите над собой эксперимент, а именно тогда, когда вам плохо, ну например когда на работе возникли какие-то неприятности! Придя домой возьмите автомобиль и поезжайте поближе к лесу. Выйдите из машины и пойдите вглубь леса, а лучше на лесную полянку! Погуляйте там часок и почувствуйте как легче становится у вас на душе, все ваши проблемы как бы затихают! То есть поход в лес стал для вас походом в ХРАМ! Не так ли? Думаю, что священнослужители согласятся со мной на такое сравнение.

И совсем последнее. Может все катаклизмы, которые преподносит нам природа – это и есть расплата людям за их варварское отношение к ней, а особенно к лесу?

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2019

Выпуск: 

10