II театральный фестиваль «Смотрины» по пьесам известного российского прозаика и драматурга Юрия Полякова, прошел с 1 по 13 ноября 2019 года в Москве. «Смотрины» – единственный в России фестиваль, посвященный драматургии ныне здравствующего автора. Назван он по одноименной пьесе Юрия Полякова, написанной в 2000 году. Мероприятие проводится во второй раз, первый фестиваль прошел пять лет назад. Открывал его спектакль «Как боги» в постановке легендарной Татьяны Дорониной. Тогда в афише фестиваля значились выступления двенадцати театров из России, Армении, Венгрии и Казахстана.
В этом году сразу несколько заслуженных театральных коллективов из разных уголков нашей страны приняли участие в фестивале. Публика увидела работы столичных театральных трупп – МХАТа имени М. Горького, Московского театра Сатиры, Театра-студии Всеволода Шиловского, Театральной компании «Сюжет», Центрального академического театра Российской армии. Свои постановки показали и театры из российских регионов: Рыбинский драматический театр, Пензенский областной драматический театр имени А. В. Луначарского, Самарский художественный театр, Иркутский академический драматический театр имени Н.П. Охлопкова, Борисоглебский драматический театр имени Н.Г. Чернышевского. Спектакли прошли в большом и малом залах Московского театрального центра «Вишнёвый сад», на сцене МХАТа, театра Сатиры и театра Российской армии.
В рамках фестиваля «Смотрины» автор представил свою новую пьесу: читка «В ожидании сердца» прошла на сцене театрального центра «Вишнёвый сад». Читка – это только эскиз спектакля, набросок, который может измениться к его премьере. Пьесу читал сам автор. По словам зрителей, в том числе и не сильно искушенных в театральном искусстве, такой неожиданный формат исполнения пьесы им очень понравился. Читка в исполнении автора была интереснее некоторых современных спектаклей, которые им довелось увидеть на столичных сценах.
Одной из представленных в рамках фестиваля постановок была сатирическая комедия «Колесо фортуны» по культовому роману Юрия Полякова «Козленок в молоке» в исполнении актеров Театральной компании «Сюжет». Действие пьесы строится на пари, заключенном между поэтом Духовым и его коллегой «по перу». Суть спора: можно ли сделать из человека, далекого от литературного сообщества, знаменитого писателя?! Причем при условии полного отсутствия писательской деятельности, как таковой. Приятелям-поэтам подвернулся совершенно необразованный грузчик Витёк, и тут – закрутилось-завертелось... В конце концов, Духов выигрывает пари. Витёк, простой работяга со стройки, становится известным писателем и даже получает литературную премию!.. В пьесе блестяще реализован принцип сегодняшнего дня: чтобы считаться гением, вовсе не обязательно быть им – главное, чтобы о тебе говорили как о гении.
Сюжет пьесы очень оригинален, при этом возникает ощущение, что все это не вымысел, а вполне реальная история, что все это было на самом деле. Автор блестяще показывает нравы современного писательского мира, в том числе и посредством хлесткой сатиры на этот самый мир.
Спектакль длится более двух часов, и при его просмотре время проходит совершенно незаметно. Закрученный сюжет, искрометный юмор и отличная, естественная игра актеров приводят зрителей в восторг.
В четвертый день фестиваля на сцене Московского театрального центра «Вишневый сад» прошел спектакль «Халам бунду, или Заложники любви» в постановке Иркутского академического драматического театра имени Н. П. Охлопкова. Пьеса представляет собой сатирическую картину жизни российской творческой интеллигенции в 90-е годы. Сюжет таков. В квартире профессора сравнительной мифологии и его жены неожиданно появляется «новый русский», который берет в заложники всю семью. Он предлагает хозяевам квартиры баснословные суммы за аренду их жилья. «Новый русский» Юрий Юрьевич намерен скрыться в доме своей бывшей сотрудницы, внучки профессора, от охотящихся на него конкурентов.
И с этого момента события нарастают как снежный ком. Но эпизод захвата квартиры и сопровождающие его дальнейшие шумные сцены не являются главной темой пьесы. Стержнем спектакля становится диалог между представителями разных социальных групп, противостояние между «новыми русскими» и «старыми советскими». Вынужденные терпеть друг друга на одном пространстве люди разного материального достатка, образования, взглядов на жизнь и человеческое достоинство, сквозь смех и слёзы учатся понимать друг друга.
Пьеса не делит персонажей на хороших и плохих, правых и не правых. У каждого своя правда, и герои рьяно её отстаивают. В этой истории много смешных ситуаций, но смех автора не злой. Он улыбается, глядя на своих героев, и дарит им чувство любви, способное примирить всех.
Стоит отметить замечательную, очень убедительную игру актеров Иркутского академического драматического театра имени Н. П. Охлопкова. Уровень их актерского мастерства ничуть не ниже, чем у театральных трупп столичных театров. Режиссеру Геннадию Гущину вместе с актерами успешно удалось создать оптимистическую историю о том, как любовь побеждает любые преграды, а жизнь продолжается даже в самые сложные времена, если люди умеют слушать друг друга и сохранять чувство юмора.
Почти под занавес фестиваля на сцене Московского театрального центра «Вишневый сад» состоялся показ спектакля «Одноклассники» в исполнении актеров Театра-студии Всеволода Шиловского. Премьера «Одноклассников» состоялась аж в 2009 году, а залы, где идет постановка, полны зрителей спустя десять лет. Это, наверное, лучшая оценка творчества драматурга.
Этот спектакль о том, как празднование сорокалетия героя афганской войны Ивана Костромитина неожиданно превращается в подведение итогов для каждого из его бывших одноклассников: спившегося поэта, олигарха, красавицы-модели, тоскующего эмигранта, священника и школьной учительницы. В пьесе поднята тема, актуальная во все времена, – во что превращаются юношеские мечты во взрослой жизни. Вспоминается фраза одного из героев: «Жизнь – это изощренное издевательство над мечтами».
Пьеса «Одноклассники» заставляет задуматься о вечных темах. О человеческом желании соответствовать «нормам», подогнать свою жизнь под рамки «общепринятого»; о стереотипах, от которых мы никак не можем отказаться; о жажде сотворить себе кумира, которому можно исповедаться в отсутствие настоящей веры. В целом, спектакль сильный, смотрится на одном дыхании. Он про людей, которых не пощадили жизненные обстоятельства, но несмотря ни на что, хорошее в них сохранилось.
Игра актеров Театра-студии Всеволода Шиловского очень хороша и естественна, заставляет зрителей смеяться и грустить вместе с героями пьесы. Особенно великолепны монологи артистов, в которых открывалась прожитая жизнь и поступки. В конце спектакля зал аплодировал стоя.
Всего в рамках театрального фестиваля «Смотрины» было показано 12 спектаклей по пьесам Юрия Полякова, каждый из которых со своим неповторимым характером, новаторскими идеями в постановке и отличной актерской игрой.
Фестиваль – хорошая возможность насладиться талантливой драматургией Юрия Полякова, а также увидеть постановки из разных регионов нашей страны, не выезжая из Москвы. Будем надеяться, что новые «Смотрины» не заставят себя долго ждать!
Фото автора: Поклоны после спектакля «Халам бунду, или Заложники любви». В центре - Ю.М. Поляков