Памяти Михаила Петровича Лобанова, великого русского правдолюбца
10 декабря 2016 г. ушел в путь всея земли учитель и творческий наставник Михаил Петрович Лобанов. В истории нашего Отечества и русской литературы об этом человеке останется светлая память.
Не всякому свыше дается говорить от лица своего народа и заступаться за него. Наверное, прекрасные бесконечные просторы Рязанской земли, где «не видать конца и края», и где со всех стороны небо с землей сходятся, рождают именно таких вольных правдолюбцев. Потому и другой уроженец этих краев, русский национальный поэт Сергей Есенин, также в смутно-темные 20-е годы ХХ столетия позволял себе открыто выговаривать власть предержащим то, о чем все вокруг угрюмо молчали или шептались тихо, чтобы никто не услышал. В конце такой короткой жизни лебединой песней поэта стали стихи о любви к Руси уходящей, которой он остался верен даже до смерти.
Михаил Петрович творил уже в несколько другие времена, но вопрос о судьбе России и русского народа стоял так же краеугольно и остро. Впрочем, как и сегодня.
Очень кратко скажу о его жизни, об этом много уже написано. Михаил Лобанов родился 17 ноября 1925 г. в Спас-Клепиковском районе Рязанской области года в деревне Иншаково. В январе 1943 г. из 10 класса средней школы он был призван в армию, участвовал в боях на Курской дуге. 9 августа 1943 г. был ранен в бою осколком мины. За участие в сражениях награжден двумя боевыми орденами – Красной Звезды и Отечественной войны I степени.
В 1949 г. окончил филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Защитил в университете кандидатскую диссертацию по своей книге «Роман Л. Леонова «Русский лес». (Впоследствии с Леонидом Леоновым их соединила многолетняя дружба). После университета в 1949 г. Михаил Петрович некоторое время жил в Ростове-на-Дону, куда уехал по зову души, быть там, где творил писатель Михаил Шолохов. Прочтение «Тихого Дона» вызвало у молодого критика потрясение его художественной силой. Впоследствии он вспоминал: «Когда поезд мчался по донской степи, я из окна вагона смотрел на расстилающиеся степи и все думал: неужели этот великий писатель живет в наше время?» («В сражении и любви». М., 2003. С. 213-214).
Однако долго задержаться в Ростове не сподобилось, по словам самого Михаила Петровича: романтику переборол туберкулез, «хотя от того благоговение перед творцом «Тихого Дона» не исчезло». (Там же. С. 214). Вскоре болезнь вернула его в Москву. Встреча с Шолоховым произошла только через десять лет, и оставила в душевной памяти Михаила Петровича глубокие переживания.
В 1960-е годы открылась новая стезя его служения нашему народу. В 1963 Михаил Петрович стал руководителем творческого семинара прозы, профессором Литературного института им. А.М. Горького. Подвизался он на ниве воспитания творческой молодежи немногим больше половины столетия, вплоть до 2014 года.
Всю свою долгую и нелегкую жизнь он всегда оставался правофланговым в строю патриотов России. В 1960-е годы, когда Михаил Петрович стал членом редколлегии журнала «Молодая гвардия», по словам В.В. Кожинова, там начало складываться «новое направление» и «прежде всего в статьях Лобанова… но стало явным для всех позднее».
Особый резонанс вызвала его статья «Просвещенное мещанство», в которой он, в частности, писал, что в будущем «рано или поздно смертельно столкнутся между собой две непримиримые силы – американизм духа и нравственная самобытность» народа («Молодая гвардия»,1968, №4). Один бывший работник комсомольского журнала, эмигрировавший в Америку, вспоминает, что «даже на кухнях говорили об этой статье шепотом». Будущие «архитекторы перестройки» обвиняли молодого автора столь нетипичных для его времени публикаций в «антимарксизме», «внеклассовости», «почвенности», «русском шовинизме» и т.д.
В 1970-е годы нападкам людей, не любивших историческое прошлое России, подверглась книга Михаила Петровича «А.Н. Островский». Жизнь великого драматурга, описанная вопреки омертвелым «канонам» «революционных демократов», вызвала гневную критику, что Лобанов неправильно, «внесоциально» описывает имперскую Россию, бывшую, по их мнению, лишь «темным царством».
Но самая трагическая страница в жизни моего учителя произошла после опубликования в 1982 г. в журнале «Волга» статьи «Освобождение». В ней говорилось о замалчиваемой современными историками народной трагедии – голоде в Поволжье в 1933 г. Сам генсек партии Ю.В. Андропов потребовал принять постановление ЦК КПСС, осуждающее статью Лобанова. Последовали гонения, проработки и прочее…
Но вскоре вдруг наступила «перестройка», и в непродолжительное время бывшие марксисты и комсомольские вожаки «перековались» и неожиданно стали ярыми противниками советской власти, либералами, модернистами… А Михаил Петрович продолжал славить великую Россию. Это был человек, всю жизнь совершающий поступки согласные с голосом совести и до самого конца верный своим убеждениям. На его слова и действия никогда не влияли никакие «ветры перемен». Зато, повторюсь, многие общественные деятели, имевшие в не столь отдаленные «советские» времена большие льготы и почести, стали выливать на эти времена мутные потоки, отрицая все – плохое и хорошее, которого был немало, унижая русский народ и обвиняя его во всех смертных грехах. И Михаил Петрович вновь поднялся во весь рост и стал на защиту своего народа, рассказывая новым поколениям правду о любимой России. Одна за другой появлялись книги «Великая победа и великое поражение» (2000), «В сражении и любви» (2003), «Память войны» (2006), «Оболганная империя» (2008), «Твердыня духа» (2010).
Однако для меня, человека верующего, самое главное – это взаимопонимание души человека и Бога. Ведь в свое время Христос каждому из нас, невзирая на лица, должности, мировоззрение, социальное положение задаст одни и те же вопросы, совсем не о достижениях в чем-то или чего-то, а о простом, но самом сущностном: «Ты дал стакан воды жаждущему? Не воровал, не прелюбодействовал? Отца и мать не обижал? Накормил голодного? Проведал больного?»
Могу с радостью свидетельствовать, что Михаил Петрович был настоящим искренним христианином. Однажды он рассказывал мне, что когда в послевоенное время в стране объявили об очередной переписи населения, то в народе говорили, что одним из пунктов ее может вновь стать вопрос о вероисповедании. Когда Михаил Петрович завел об этом речь со своим старшим другом писателем Леонидом Леоновым, тот говорил с ним уклончиво. «Как же это, Леонид Максимович? Нельзя промолчать… Ведь это будет отречение от Христа, – заметил тогда Михаил Петрович. – Надо отвечать прямо – верующий». Из этого разговора я сделала вывод, что Михаил Петрович был готов к исповедничеству. В те годы еще помнили перепись 1937 года, когда в самый разгар невиданных в истории Православной Церкви гонений на веру (даже в сравнении с первыми веками мученичества) многие люди назвали себя христианами, и атеисты были в меньшинстве. Но, видимо, время отрытых гонений и мученичества прошло и Михаил Петрович и многие верующие люди, готовые стать исповедниками, нужны были Господу на нашей земле для свидетельства о высшей истине и правде. Поэтому так сложилось, что безбожные власти, вероятнее всего, желая избежать повторения случая из довоенной переписи, исключили пункт о вероисповедании.
Еще меня очень тронул и запомнился на всю жизнь один случай. Михаил Петрович, когда я стала болеть от сильного переутомления (дело дошло до капельниц), предложил свою помощь в покупке для меня лекарств. И я даже растерялась от неожиданности. Сердечно его благодарила, сказав, что тут дело не в лекарствах, а в необходимости хоть изредка давать себе отдых. Сейчас точно знаю, что Михаил Петрович не только мне предлагал, но оказывал различную помощь многим людям. Это была необходимая потребность его верующей души.
Вообще очень благодарна Богу, что нежданно выпала мне именно такая, творческая, дорога жизни. И что встретились на ней прекрасные люди – Михаил Петрович Лобанов и Светлана Владимировна Молчанова. Сначала стало страшно, когда Светлана Владимировна, прочитав мои рассказы и передав их Михаилу Петровичу, в конце концов, предложила поступать в Лит. Сидела я в приходской библиотеке, выдавала людям богословские книги, время от времени жила в монастырях, писала об этом, от избытка души, в стол для себя впечатления и рассказы, ни о каком писательстве не мечтая. И вдруг — Литинститут. Сам Михаил Петрович берет меня в свой семинар!
В первое время, сидя на лекциях, изумлялась: как меня сюда занесло? Потом почувствовала, что на семинарах Михаила Петровича я не инородное тело. Творчество — объединительное начало, для самых непохожих друг на друга натур. У Михаила Петровича был особенный талант собирать вокруг себя одаренных и по своей сути хороших людей. Наверное, в текстах абитуриентов он чувствовал созвучных себе художников. В наших семинарах всегда были неповторимые творческие личности, работавшие в самых разных направлениях: реалистических, модернистских, сказовых, фантастических, – под объединяющим началом «да будет творчество». Сам Михаил Петрович однажды написал: «В истории семинара все было. Были и Виктор Пелевин, и Юрий Пономарев, из выпуска 1977 года, ныне о. Феодор, монах Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря…» (См.: В шесть часов вечера каждый вторник. Семинар Михаила Лобанова в Литературном институте. М., Изд-во Литературного института им. А.М. Горького, 2013).
Надо еще сказать, что у Михаила Петровича многими замечалась еще одна удивительная черта натуры: он в своих статьях бывал подчас резок в суждениях, точнее, называл неприглядные действа современников своими именами. Мне, как читателю, иногда казалось, может надо бы иначе написать, не так остро… Хотя его рассуждения всегда уходили в самый корень вопроса. А по жизни, наоборот, он был весьма доброжелателен. На семинарах щадил студентов во время обсуждения рассказов и с мягким юмором относился к нашим «проколам» (мы сами, критикуя, иногда отзывались во время дебатов намного жестче). Никогда наш мастер не давил собственным авторитетом, не навязывал своих убеждений, а просто душой и сердцем рассказывал о том, что ему было дорого, исподволь передавая свою любовь студентам. И всегда давал нам свободу быть собой, мы не опасались выражать перед ним своего мнения, но если кого-то в творчестве кружил дух сего лукавого времени, то Михаил Петрович весьма бережно давал понять, что это «не художество». Однако если наш мастер принципиально был с чем-то не согласен, то высказывал свою позицию спокойно, никогда не повышая голоса, но очень веско, убедительно, и это запоминалось навсегда.
Мы любили нашего учителя, и, закончив Литинститут, продолжали посещать его семинар. Как было отрадно, что ему всегда можно было позвонить и поздравить с праздником, либо посоветоваться о своем новом творческом начинании, получить в ответ слово одобрения или мудрый совет. Очень больно, что теперь этого уже никогда не будет. Но у меня остались друзья, наши семинарцы, и ведь опять, это Михаил Петрович одарил нас друг другом.
Слышала несколько раз от педагогов Лита: «О! это лобановцы, молодцы». (Недаром семинар Михаила Петровича считали лучшим Литинститута). Что и говорить, учитель отражается в своих учениках. Труды Михаила Петровича на ниве взращивания литераторов, и даже монахов и священников, дали много прекрасных плодов. Его семинар окончили архимандрит Дамаскин (Орловский), протоирей Геннадий Рязанцев, протоиерей Владимир Чугунов, монах Федор (Пономарев), Алексей Серов, Василий Киляков, Сергей Тимченко, Евгений Богданов, Андрей Тимофеев… и этот список можно продолжать еще очень долго. Хотя Михаил Петрович был скромным человеком, и если бы это все сейчас услышал, то, наверное, сделал бы мне замечание, что я мыслью по древу растекаюсь. Но, как говорится, от избытка сердца…
Ушел Михаил Петрович так, как может сподобиться только лучшим из христиан. О жизни человека говорит его смерть. (К этим словам старца Силуана, разумеется, не относятся судьбы людей, живших по-христиански, но ушедших из мира трагически. Мученики – это избранники Божии, как правило, в глубине души желавшие подвига. Бог дает людям по сердцу их, и не нам разбирать Суды Божии). Однако для меня стало откровением то, что Бог особо принимает и жизнь людей, в борьбе отстаивающих Его и человеческую правду. Давно уже для себя сделала вывод, что Бог не любит нераскаянных предателей и лицемеров, они обязательно за это расплачиваются уже в земных измерениях, и вообще как написано: «смерть грешника люта». А вот как перед судом Божьим предстоит человек, который был здесь правдоборцем и позволял себе говорить или писать подчас резко… Уход Михаила Петровича ясно показал, что Бог такого человека приемлет, и что он в своих обличениях был абсолютно искренен, честен и если появлялся в его словах гнев, то праведный. Причастившись Святых Христовых Таин раб Божий Михаил мирно перешел в жизнь вечную в день иконы Богородицы «Знамение».
Отпевание совершалось в храме его небесного покровителя святого Архистратига Михаила, прихожанином которого он был многие годы. Нищая у храма спросила: «Кого хоронят? Народа больно много…» Да, пришли люди, его любившие, а их было немало. Такая чудная в тот день погода случилась: яркое солнце, голубое небо, иней на деревьях, – все переливалось. Даже на кладбище было красиво и значимо во время прощания с нашим мастером. Вдруг подумалось, что и икона Богородицы «Знамение» в день его ухода тоже стала своеобразным знаком, потому что творческая судьба и жизнь Михаила Петровича была действительно неким особым примером – «знамением» для его современников и потомков.
Послесловие
Уходящий, 2019 год, порадовал всех, кому дорога память русского писателя, литературоведа и критика, известного общественного деятеля Михаила Петровича Лобанова. В рязанском краю, на малой родине писателя, 12 декабря, земляки, почитатели его таланта, присвоили новому Екшурскому сельскому Дому культуры имя Михаила Лобанова.
Мне, как человеку, увидевшему это событие собственными глазами, хочется рассказать о нем подробнее. Начну с того, что в этом мире нет ничего случайного. В конце ноября в праздник Архангела Михаила, день Ангела Михаила Петровича, стоя на панихиде и молясь об упокоении его светлой души, подумала, что скоро очередная годовщина ухода в путь всея земли нашего учителя, и было бы хорошо, если его память почтят еще многие люди. Тут же решила, что надо отнести статью, написанную после его кончины, в журнал «Наш современник», автором которого и членом общественного совета Михаил Петрович был многие годы. Задумано – сделано. В редакции сказали, что статья должна выйти в 12-ом номере. Подумала: «Как раз ко дню его ухода». Каково же было мое удивление, когда в начале декабря услышала, что на родине Михаила Петровича тоже организуется торжественное мероприятие в честь его памяти, и приглашаются все близкие ему люди. Далеко не все смогли туда поехать, потому что день был рабочий. Собрались, конечно же, близкие родственники: вдова нашего незабвенного мастера Татьяна Николаевна, его дочь Марина Михайловна, внук Глеб, брат Николай Алексеевич, а от литераторов: секретарь правления Союза писателей России Николай Иванович Дорошенко, и его ученики: протоиерей Геннадий Рязанцев, Василий Киляков, Александр Евсюков, Софья Гуськова, и ваш покорный слуга, Светлана Рыбакова.
12 декабря мы, на красивом автобусе, отправились на рязанскую землю, а попали в иное измерение, как в фильме «Сталкер». За спиной, словно беспокойный сон, остался грохочущий московский муравейник с его сумасшедшей беготней, суетой, тревогой – куда-то не поспеть, и через три часа, очутившись на «тихой» родине нашего дорогого Михаила Петровича, вдруг переместились в мир тишины и умиротворения.
В Ешкурском поселении в нововозведенном Доме культуры нас радушно встретили приветливые люди с удивительно спокойными глазами и размеренными движениями. По старому русскому обычаю гостей сразу напоили горячим чаем с пирожками, расставленными на длинном столе в просторном кабинете заведующей этим Домом Еленой Яранцевой. Все вокруг было, как обычно говорится, «с иголочки», и даже еще чувствовался едва уловимый запах недавнего строительства. Татьяна Николаевна сказала, что все в нашей жизни взаимосвязано, и раньше на этом месте стоял клуб, где юный Миша перечитал в библиотеке все книги. Именно здесь началась его творческая судьба.
Немного отдохнув, мы отправились на открытие именной доски на фасаде здания нового Дома культуры. Глава районной администрации Николай Владимирович Крейтин и вдова писателя Татьяна Николаевна Окулова, старший научный сотрудник ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, член СП России, опустили скромную завесу, открывшую нам надпись, говорившую о том, что это «Екшурский сельский Дом культуры имени М.П. Лобанова». Затем все вошли в здание, дабы продолжить торжественное мероприятие.
Наблюдая приходивших на него зрителей-сельчан, заметила, что мужчины немножко сутулятся, несколько тяжело и твердо ступают по полу, смотрят, чуть склонив голову в сторону, что живо напомнило Михаила Петровича. Некоторые из них и своим обликом: немного продолговатым овалом лица, и своеобразной посадкой глаз, с чуть припухшими веками, были и внешне похожи на нашего мастера. «Да… – Невольно подумалось мне. – Вот оно – родные корни». Возможно, многие жители были друг с другом в дальнем родстве? Для меня, безвылазно городского человека, произошло маленькое открытие, оказывается, люди поколениями живущие в своем краю, и внешне схожи друг с другом. Можно, конечно, надо мной посмеяться, но все равно решила поделиться этим наблюдением. Могу сказать, что мне было чрезвычайно интересно и полезно воочию увидеть ту плодотворную «почву», которая возрастила Михаила Лобанова. Показалось, что она очень здоровая, потому как, и в организаторах этого действа и в пришедших сюда людях чувствовались степенность, интерес к жизни и ответственность, бытийное трезвение.
Зрительный зал нового Дома культуры, где состоялось наше памятное собрание, был красив и уютен. Сам вечер проходил в самой милой и домашней обстановке. Однако все увиденное воспринималось мной с чувством щемящей душевной боли. Мы еще не успели привыкнуть к тому, что Михаила Петровича уже нет с нами, память о нем еще трепетно живая. Иногда так хочется позвонить на его номер, услышать знакомый голос: «А… Света… Здравствуй… Как ты живешь?» Михаил Петрович с искренним теплом и вниманием относился к своим студентам, и мы, конечно же, отвечали ему взаимностью. Поэтому и семинар у Михаила Петровича был дружный, а укреплялся он заботой преподавателя о нас. А тут вдруг передо мной – сцена, а над ней возвышается огромный портрет нашего мастера, с которого он смотрит вдаль внимательно и чуть грустно. Все это означало, что на наших глазах творческая жизнь человека становится уже историей, и нам посчастливилось с ней соприкоснуться, но все-таки слезы на глаза просились.
Однако, еще раз хочу отметить, мне особенно понравилось, что во всем происходящем не было ни официоза, ни помпы, атмосфера царила самая простая, искренняя и душевная.
Отец Геннадий Рязанцев предложил начать этот вечер с молитвы, после чего и освятил Дом культуры. Глава районной администрации Николай Владимирович поделился со всеми радостью, что появилась такая возможность, прославить память Михаила Петровича, их знаменитого земляка. Ведь здесь живут родные писателя, многие о нем помнят и знакомы с его творчеством. «Думаю, что вечер будет замечательным, – сказал он. – Это событие выходит далеко за рамки нашего Ешкурского поселения, оно важно для всего района. Потому что обессмертить память наших земляков, это то малое, но бесценное, что мы можем сделать, дабы сохранить живую историю нашего края и всей нашей страны». Николай Владимирович поблагодарил всех, кто приготовил этот вечер, и даже нас, приехавших из Москвы на это торжество, и выразил надежду, что в дальнейшем такие вечера будут проходить ежегодно, что вдохнет творческую жизнь в работу Дома культуры. Его поддержал глава поселения Закалюкин Олег Викторович, сказав: «Мы рады, что Ешкурскому поселению выпала такая честь: нашему Дому культуры присвоили имя знаменитого земляка Михаила Петровича Лобанова. Мы будем носить его с гордостью».
Меня порадовало, что Николая Владимировича поддержал и Николай Иванович Дорошенко, заметив в своем слове, что «по сути, Михаил Петрович еще не прочитан по-настоящему, не осмыслен. Хотя мы знаем каждую его книгу, как она называется, и о чем она. Это первое, а второе… Главное, что теперь уже не только на книжных полках, но и на литературной карте России есть духовный центр, связанный с именем Михаила Лобанова. Он этой своей особенностью теперь отличается от остальных подобных творческих мест. Наверное, было бы естественно, если, скажем, в этом замечательном Доме культуры (если бы, конечно, вы согласились) наш Союз писателей с удовольствием проводил бы именно у вас ежегодные Лобановские чтения. (Зрители встретили это предложение дружными аплодисментами). Мы на праздники начнем посылать к вам замечательных поэтов и бардов. И я уверен, что ваша молодежь будет от их выступлений в восторге. Теперь вы для нас братья и сестры, потому что для меня нет никого ближе в литературе, с кем я общался, кому в глаза смотрел, чем Михаил Петрович Лобанов. Спасибо вам огромное».
Рассказ Николая Ивановича о дорогом нашем мастере дополнился добрыми воспоминаниями его учеников.
Александр Евсюков: «Действительно, Михаил Петрович был человеком, который притягивал, с ним хотелось, и на самом деле было интересно и необыкновенно насыщенно общаться. Каждая такая встреча требовала переосмысления, настройки на нее своей оптики, духовной сосредоточенности, о которой сейчас сказал Николай Иванович… И я надеюсь, что здесь на родной земле, его имя станет центром притяжения для многих творческих людей».
Василий Киляков: «Начать свой рассказ хочу со строк Сергея Есенина: «Как прекрасна земля, и на ней человек». Эти слова можно было бы приложить ко всей жизни Михаила Петровича. Он все делал для того, чтобы была прекрасна земля и на ней – человек. Открытием Дома культуры, мы как бы окрылили рязанскую землю. С одной стороны – Сергей Есенин, которого Михаил Петрович очень любил, это как свежее крыло, заряд духовности, совестливости, такое моцартианское начало. С другой – философия Михаила Петровича, глубочайшего человека, который, как мне кажется, будет разгадан еще только через многие годы».
Софья Гуськова: «Знаете, он настолько еще жив для меня в памяти и вообще в окружающем мире, что стоять сегодня на этой сцене и видеть только портрет Михаила Петровича для сердца очень грустно… Главное, чему можно было научиться на семинаре у Михаила Петровича – это совестливости в твоем деле, в частности, в литературе, в том, что ты пишешь. Это ограждало многих от… Ну, вполне естественных для человеческой натуры погони за славой, деньгами. Нам было стыдно приносить Михаилу Петровичу не честные работы. И за это ему большая благодарность».
Татьяна Николаевна, вдова писателя вспомнила проникновенные слова Михаила Петровича, сказанные им по поводу нашего семинарского сборника (посвященного 50-летию его преподавательской деятельности в Литературном институте) «В шесть часов вечера каждый вторник» (М., 2013): «Михаил Петрович был убеждён, что со временем будет только возрастать признание, значение этой выдающейся книги (авторов которой, дорогие мои, вы сейчас видите в зале), книги, которая вызвала очень хорошие отзывы в печати (в частности, в журнале «Наш современник», «Независимой газете», «Литературной России», в интернете, на сайтах «Российского писателя», литературного альманаха «Артбухта» (Севастополь — Москва)». «Слишком эта книга контрастирует, – зачитала Татьяна Николаевна выдержки из Слова Михаила Петровича, – ставит на свое место господствующую игру в литературе, агрессивность авторского самоутверждения, жизненную, духовную, нравственную немощь. Главное здесь – убедительное свидетельство того – какое обилие молодых талантов, подтверждающих, что Россия, несмотря ни на что жива, что ее творческая молодежь противостоит злу, насилию, всему разрушительному, что русский язык по-прежнему объединяет людей разных народностей из нашей некогда единой великой страны». «Думаю, – добавила Татьяна Николаевна, – что и сегодняшнее знаменательное событие – открытие такого прекрасного Дома культуры имени писателя, фронтовика, наставника Михаила Лобанова – тоже будет служить благороднейшему делу: объединять, а не разъединять людей, просто – дарить любовь».
Хозяева памятного вечера в свою очередь порадовали всех нас концертом, где выступили и профессиональные артисты и замечательная самодеятельность. Заведующая Домом культуры Елена Яранцева исполнила песню «Где найду я страну» (А. Стефанов, муз. А. Костюк), Сергей Виноградов пропел стихи Сергея Есенина «Пара лебедей». С большим интересом слушала я вокальную группу Дома культуры им. М.П. Лобанова «Кумушка». Вообразите себе, на сцену вышли пышущие здоровьем и жизненным оптимизмом женщины в красочных народным костюмах и задорно исполнили песню «Россиюшка моя».
Были на концерте и гости. Они, как поняла, прибыли из Спас-Клепиков. Квартет «Нежность» Клепиковской школы искусств, представил нам «Попурри о Клепиках», из которого мы постепенно узнавали историю этого края. А девочки из хореографического коллектива «Овация» (рук. Торчкова Л.С.), Клепиковского Дома творчества, в своем танце «Ангелы» выглядели так по-детски трогательно, что сами казались белыми ангелочками. Одним словом, зрители, а с ними, конечно же, и гости получили от концерта настоящую радость.
В самом конце вечере показали фильм о Михаиле Петровиче, где он, окруженный своими «семинаристами», все время что-то говорил нам и улыбался. Возможно, у человека, углублявшегося в книги нашего мастера, могло появиться чувство, что он суров, так подчас нелицеприятно Михаил Петрович откликался на «злобу дня» и подобно пушкинскому пророку «глаголом жег сердца людей». Но в самой обыкновенной жизни по отношению к окружающим людям, особенно ученикам, Михаил Петрович был крайне чутким и внимательным человеком. Однако в нашей обыденности я почему-то, возможно, привыкнув (как само собой разумеющееся), не обращала внимание, а в этом фильме вдруг увидела, что Михаил Петрович везде улыбается, и какое у него прекрасное, приветливое и светлое лицо. Вот уж воистину: «Большое видится на расстоянье».
Домой мы уезжали в приподнятом духе. В этот день мне открылся новый, удивительно спокойный и гармоничный мир. И я думала, как замечательно, что теперь будут устраиваться литературные чтения памяти Михаила Петровича Лобанова. Какая это радость, что сюда можно будет вернуться.