Леонтий РАБЧЕНОК. Вернут ли Ильменскому заповеднику имя Ленина?

Государственный минералогический заповедник

Памятник Ленину в Ильменском заповеднике. Авторы: скульптор С.Д. Меркулов, архитектор А.А. Скаруцкий. Дата открытия: 13 октября 1940 года. Фото Владлена Феркеля

14 мая 1920 года В.И. Ленин подписал декрет Совета Народных Комиссаров, в соответствии с которым на Южном Урале у Миасса появился единственный в мире Государственный минералогический заповедник, предназначенный исключительно для выполнения научных и научно-технических задач страны. В этом же документе указывалось и на то, что использование заповедника в каких-либо других практических целях допускалось лишь с разрешения Совета Народных Комиссаров… А на участках, объявляемых Государственным минералогическим заповедником, не допускается никаких горных промыслов.

К бесценному национальному достоянию Уральских гор интерес в мире не угасает уже более 250 лет. В разные годы здесь побывали и оставили свой след в виде научных исследований и описаний известные путешественники и ученые-минералоги, коллекционеры И. Менге, А. Гумбольдт и Г. Розе.

На территории, объявленной 100 лет назад заповедной, работали лучшие умы российской и советской науки, академики Н.И. Кокшаров, П.В. Еремеев, А.П. Карпинский, Д.С. Белянкин, В.И. Вернадский, А.Н. Заварицкий, А.Е. Ферсман (поэт камня, как его называл писатель Алексей Толстой); создатель Уральской школы экологов академик С.С. Шварц; член-корреспондент академии наук Н.М. Федоровский, генетик с мировым именем Н.В. Тимофеев-Ресовский, видные учёные И.Д. Мушкетов, В.И. Крыжановский; талантливый самоучка-учёный С.Л. Ушков, создатель уникальной систематической коллекции нескольких десятков птиц и животных заповедника, и многие другие.

В 1940 г. решением Президиума Верховного Совета СССР заповеднику было присвоено имя В.И. Ленина. Тогда же на его территории был установлен и памятник основателю заповедника.

В 1951 г. заповедник вошёл в состав Академии наук СССР и с тех пор остаётся эталонным участком биосферы, представляющим уникальный ландшафтный комплекс восточного макросклона Уральского хребта. Площадь заповедника составляет 303,8 кв. км, из которых 9 процентов приходится на акватории, представленные многими озёрами. Здесь оказались сосредоточенными чуть ли не все известные геологам горные породы и огромное число самых разнообразных минералов. А многие минералы, птицы и животные заповедника на данный момент не встречаются нигде в мире.

Объявление заповедной значительной части Ильмен имело далеко идущие последствия. Прежде всего в плане того, что прекращалась наконец «каменная лихорадка», будоражившая почти два века Западную Европу, ученых, а вместе с ними купцов, любителей редчайших и неизвестных ранее минералов и просто проходимцев, искателей лёгкой наживы. В результате этой лихорадки в России хищническим путём добывались и вывозились топаз, аквамарин, сапфир, гиацинт, амазонит, ильменит, корунд, гранат, другие ценные минералы. Этим целям служили появившиеся частным образом более 400 копей, объединявших 600 горных разработок. Можно только представить, с каким размахом освобождались наши недра от драгоценных камней и других несметных природных богатств.

Ещё в 1912 году академиком В.И. Вернадским поднимался вопрос о том, чтобы объявить Ильменские горы на Урале запретными для частного промысла. Но этому помешала начавшаяся вскоре первая мировая война. И только с появлением заповедника полностью был прекращён на его территории горный промысел и появились государственные гарантии сохранения для науки и грядущих поколений того, что содержала в себе кладовая уральской природы.

Раз земля заповедная, значит неприкосновенная. На ней нельзя охотиться на птицу и зверя, ловить рыбу в озерах, собирать в лесах грибы и ягоды, рубить деревья, разводить костры и главное добывать минералы. Выполнение природоохранной функции в заповеднике возложено на отдел государственной охраны. Главные задачи, поставленные перед сотрудниками, – это охрана заповедных лесов от самовольных рубок леса, борьба с браконьерами и с лесными пожарами. Ещё в недавнем прошлом в составе отдела охраны природы действовало три лесничества и 21 кордон. Помимо охраны территории заповедника, инспекторы вели дневники наблюдений и занимались сбором первичного материала для научного отчета «Летопись природы».

К услугам посетителей с 1930 года в заповеднике действует естественнонаучный музей, в фондах которого хранится 25 тыс. экспонатов, в том числе 740 минеральных видов из 4,5 тыс. имеющихся в мире. В 1985 году, благодаря усилиям В.А. Коротеева, нынешнего академика, работавшего тогда директором заповедника, музей переехал в новое современное здание и входит теперь в пятерку крупнейших геолого-минералогических музеев страны. На трёх этажах белоснежного корпуса у подножия Ильмен, с видом на озеро и отроги Чашковских гор размещены выставочные и лекционные залы, рабочие помещения сотрудников заповедника, одна из крупнейших в России диорам, демонстрирующая видовое биоразнообразие и ландшафтный комплекс заповедника. Ежегодно музей принимает около 60 тыс. посетителей из 40 городов России и 39 стран мира.

На базе музея работает филиал научного общества учащихся Челябинска. В летнее время для ребят организуются экологические лагеря, слеты. Здесь проходят практику студенты из университетов Челябинска, Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, действует информационно-издательская группа заповедника, выпустившая в свет за 10 лет существования около 100 научных и научно-популярных изданий.

Вместе с тем общественность не может не беспокоить факт, что заповедник утратил статус самостоятельного юридического лица, что из публичного обихода исчезло упоминание о том, что он носит имя В.И. Ленина. Нет его и на фронтоне главного здания, и у проходной на территорию заповедника, где они были ранее. Со всеми прошедшими реорганизациями 90-х годов прошлого века, первое, что было потеряно в Миассе, это имя человека, которому заповедник обязан своим появлением. Бренд единственного в мире минералогического заповедника с именем Ленина известен всему научному миру и многие крупные специалисты в области геологии с недоумением спрашивают своих коллег из России: «Что же у вас случилось, где вы потеряли имя основателя такого уникального на планете научно-исследовательского учреждения и своего государства?»

Хотелось бы знать мнение по этому вопросу директора заповедника П.М. Вализова, директора Центра минералогии УрО РАН доктора минералогических наук В.Н. Удачина, председателя УрО РАН академика В.Н. Чарушина.

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2020

Выпуск: 

3