Ольга ВАЖАЕВА. О чем молчат памятники

Центральная площадь г. Россошь. 1942 год.

О чем молчат памятники с их лаконичными надписями, символами, участниками церемоний возложения живых цветов и венков, отданием воинских и гражданских почестей? А ведь памятники это не безгласные скульптурно-архитектурные сооружения, это вечное напоминание живым об исторических личностях, минувших событиях, победах и сподвижничестве, мученичестве и стойкости, об отданных жизнях во имя победы, во благо справедливости.

Памятники – память, облаченная в гранит и бронзу, потомкам напоминание о том, что забывать нельзя. И борьба с памятниками воинам-освободителям, их полководцами в освобожденной от фашизма Европе, потомкам страны-победителя представляется дурным фарсом.

Прозрение придет и в Европе, я уверена. Каким оно будет, будущее покажет, главное, чтобы не слишком запоздалым.

Теперешнее мое размышление о другом. О том, как в нашей стране, победившей фашизм, в преддверии 75-летия Великой Победы относятся к памятникам.

Нет, не к монументам героям, не к комплексам-мемориалам, памятникам-бюстам воинам, павшим на полях сражений, братским могилам-захоронениям. Это историко-патриотическое наследие находится в относительной сохранности, здесь видно участие государства, местных департаментов культуры, общественности.

Но как оказалось, помимо памятников народу-победителю на территориях нашей страны, бывших в оккупации, сооружены памятники представителям стран, воевавших на нашей земле, погибших в результате освободительного наступления Красной Армии.

Потомки неудавшихся завоевателей решили увековечить память своих предков на той земле, куда они пришли с мечом и от меча погибли.

Об этой, сомнительной в своей правоте истории, я узнала из документально-публицистического очерка «Поруганная память». Авторы – Михаил Гвоздев, Владимир Куркин, Олег Першин, Николай Савченко. Офицеры запаса, среди которых и воин-афганец (инвалид 1 группы) пишут о том, как в городе Россошь Воронежской области был торжественно открыт памятник. По документам он оформлен как «Памятный знак в честь 10-летия открытия детского садика, построенного Национальной ассоциацией альпийских стрелков Италии».

На постаменте – знак в форме военного головного убора стрелка Альпийского корпуса.

Четыре альпийских дивизии принимали участие в захватнической войне, дислоцировались в городе Россошь. Три были разгромлены, уцелевшая «Тридентина» отступила с большими потерями за пределы Воронежской области.

Потомки альпийских стрелков чтят память предков. В Италии вышли книги-воспоминания М. Р. Стерн «Сержант в снегах», книга Кьес Лино, Фаверо Себастьяно, Понкато Чезаре «Мы вернемся в Россошь».

Возвращение, как видим, состоялось. В 1995 году с разрешения местной администрации Национальной ассоциацией альпийских стрелков был построен детский сад «Улыбка», затем в честь 10-летия садика открыт памятник или «памятный знак» альпийскому стрелку-захватчику. К памятнику приезжают потомки альпийских стрелков, поклониться праху оккупанта, воевавшего в союзничестве с немецкими фашистами, убивавшими не только в бою, но и не щадившими наших стариков, детей и женщин.

Есть документальные свидетельства из архивов о создании тюрьмы для жителей Россоши, доказательства жестокости, расстрелов за малейшее неповиновение.

Жители г. Россоши, отмечают авторы очерка «Поруганная память», выступают против подобных знаков-памятников. «9 Мая 2019 года, Николай Савченко: «Я верю, что это последний пикет на могиле неизвестного фашиста. Мы считаем, что здесь, в центре города, не место для этого памятника» (из материалов очерка).

 Бравые альпийские стрелки вели непримиримую войну с мирными жителями. В архивах сохранились списки невинно расстрелянных мирных жителей села Ольховатка. В семье Савченко погибло шесть человек: двое стариков (бабушка и дедушка) и четверо внуков, младший из них, Савченко Саша, 1941 года рождения. Альпийские стрелки не щадили ни старых, ни малых.

Авторы очерка «Поруганная память» не только приводят архивные документы как аргументы жестокости итальянской оккупации, здесь свидетельства очевидцев, взятые из книги П.А. Вислогузова «Пока свеча не догорела»: «Немцев сменили итальянцы. Рассказывают, будто они были помягче предшественников. Но это выглядело внешне. Те, кто жили в левобережных селах, на себе испытали итальянскую мягкость. Стоило выйти к колодцу за водой или в огород, накопать картошки, как «мягкие» открывали ураганный огонь. Стреляли зажигательными снарядами по кровлям домов. Выгорали целые улицы. А по выбегающим людям, будь то женщины, дети – пулеметная очередь» (стр. 13).

В очерке «Поруганная память» приводится высказывание Николая Львовича Новикова, краеведа, командира Богучарского поискового отряда «Память», Почетного гражданина Богучарского муниципального района: «Нельзя, чтобы в городе Россошь был такой знак – это предательство памяти наших отцов».

Центральная площадь г. Россошь. 2003 год. Марш альпийских ветеранов

Как же легко и быстро предаются забвению тяжелейшие страдания и испытания, выпавшие на долю военному поколению граждан нашей страны!.. На волне либерализма и толерантности при непосредственном участии муниципальных властей появляются просветители в лице Алима Морозова с его книгой, в которой захватчики и их жертвы как бы уравниваются. Потом детсадик «Улыбка» от Ассоциации альпийских стрелков, затем памятный знак стрелку альпийского корпуса. В селе Басовка Подгоренского района ветераны альпийского корпуса крепят мемориальную доску на стене полуразрушенной церкви с фото и надписью: «В тиши этого места слышен наш крик благодарности тебе, кто отдал свою молодую жизнь за нашу Италию».

Что за бред! Где Италия, и где глубинная Черноземная Россия? Авторы очерка «Поруганная память» не могут понять причин расположения официальных властей, благоговейно внимающих скорби потомков итальянских захватчиков.

Однако, по словам авторов, вскоре вместо доски со скорбно-пафосной эпитафией появилась корявая надпись: «Мы Совесть, Родину и Память об отцах не продавали, как некоторые».

И это в стране-победительнице в 2013 году! О каком чиновничьем патриотизме можно говорить?!

Очерк офицеров-ветеранов «Поруганная память» получил широкий народный отклик, хотя вышел совсем небольшим тиражом, и молчание властей.

Впрочем, авторы очерка люди решительные и последовательные. Они готовы стоять за правду, поскольку стояли сами на боевых рубежах. Н. А. Савченко обратился в следственное управление СК РФ по Воронежской области по факту незаконного выделения муниципального участка и установления памятного знака, расходования бюджетных средств, а также незаконного захоронения останков альпийского стрелка.

Авторские исследования выходят далеко за рамки очерка, здесь концентрация фактического исторического материала, подтвержденного фотоматериалами архивных документов, фотографиями из открытых источников, свидетельствами очевидцев, ссылками на ранее опубликованные книги.

В этом издании нет места вымыслу, подтасовке и демагогическим измышлениям, тем оно ценно и читаемо.

В послевоенной художественной, публицистической, документальной литературе самое главное – не искажать последовательность военных событий, не умалять силу духа нашего народа, не пытаться навязывать читателю своих субъективных оценок, приравнивающих народ, воюющий за свободу своей страны, с захватчиками, не извращать судьбы погибших. Каждый факт и каждое имя должно быть честно описано, ведь погибшие не могут сами отстаивать правду и справедливость.

В очерке «Поруганная память» авторы адресуют читателя к повести М.А. Калашникова «От Купала до Крещения» (2014). Судьба старшего лейтенанта Шишкарева В.В., героя войны, становится предметом искажения. Автор порочит доброе имя офицера Красной Армии, пользуясь непроверенными источниками информации.

В то же время М.А. Калашников толерантно пишет об оккупационном режиме, установленном альпийскими стрелками на территориях Подгоренского, Павловского районов Воронежской области. «Враждующие стороны откатились дальше на Запад», – авторски-нейтрально пишет М.А. Калашников об освободительной борьбе нашего народа.

Правда о Великой Отечественной войне, её героях, сражениях, победах и поражениях, великой силе духа и великой скорби о погибших должна стать основным критерием написания произведений, где незапятнанная память потомков каждому воздаст должное.

Словами одного из авторов очерка «Поруганная память» М. Гвоздева закончу свои заметки. «Нет дороже отца и Отечества, / Нет дороже любимой земли. / Это главное, важное, вечное, / Как слова материнской любви. / Знай и веруй в отца и Отечество. / И бескрайнюю даль всей душой полюби. / Сини моря волною колышутся вечные / И хлеба золотые родимой земли!»

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2020

Выпуск: 

4