История одной песни
Старый чёрно-белый фильм. 9 мая 1970 года. «Голубой огонёк» посвящён 25-летию Победы. Звучат песни военных лет. За кадром голос диктора: «Морякам подпевают бывшие танкисты: работник Горьковского облисполкома Улахов, музыкальный руководитель Свердловского драматического театра Комм, режиссёр Вульфович, музыканты Нотик, Лебедев, Мозговенко».
Бойцы-гвардейцы УДТК (Уральского добровольческого танкового корпуса) тогда ещё совсем не похожие на ветеранов, подтянутые, с орденами и медалями, вспоминают дивизию «Чёрных ножей» и запевают знакомую песню.
Шепчут в страхе друг другу фашисты,
Притаясь в темноте блиндажей:
Появились с Урала танкисты –
Дивизия чёрных ножей.
В 1943 году во время боёв на Орловско-Курском направлении родилась эта песня. Слова написала Роза (Рахиль) Нотик, музыку Иван Овчинин и Наум Комм.
В год 75-летия Победы хочется рассказать историю песни, вспомнить бойцов музвзвода, танковый красноармейский джаз-оркестр гвардейского Уральского добровольческого танкового корпуса.
Уральский добровольческий танковый корпус собирали три области: Челябинская, Свердловская и Молотовская (Пермская). Златоустовские оружейники изготовили для каждого бойца и командира нож в чёрных ножнах с чёрной рукояткой. Обычный армейский нож разведчика. Но когда корпус прибыл на фронт, в донесениях фашистов, поражённых бесстрашием танкистов, появилась «Шварцмессер панцер дивизион» – «танковая дивизия чёрных ножей». Так этот нож стал легендарным и о нём сложили песню.
Авторы песни служили в танковом корпусе в музыкантском взводе и тоже носили чёрные ножи, не как украшение, а как боевое оружие. Они вместе с танкистами принимали участие в боях, выносили раненых, выполняли работы в медсанбате, несли караульную службу, ходили в разведку, а в перерывах между боями давали концерты.
Сохранился архив Розы Нотик, воспоминания родственников, музыкантов, рассказы Теодора Вульфовича. Так, по крупицам собирается история каждого музыканта взвода.
Рахиль Ханановна Нотик, её называли Розой, автор стихов песни, солистка красноармейского джаз-оркестра. В 1941 году работала контролёром литейного цеха на Харьковском дизель-моторном заводе (№ 75). Отправив с заводским эшелоном семью в эвакуацию в Челябинск, оставалась в Харькове, была связисткой и сандружинницей. Больше месяца добиралась до Челябинска, где сразу пошла работать на Кировский завод. В Челябинске семья жила в деревянном домике на две семьи на улице Пушкина. Успевали сбегать в кинотеатр имени Пушкина, благо рядом, на кинофильм «Свинарка и пастух». В 1943 году, когда танковый корпус отправлялся из Свердловска на фронт, сбежала из части ПВО и отбыла вместе с друзьями-музыкантами. Была зачислена добровольцем. Роза выступала на концертах, прошла с танковым корпусом весь боевой путь, приезжала с концертами и в Челябинск.
26 января 1944 года в «Челябинском рабочем» была напечатана заметка: «Песни с фронта и привет от доблестных земляков привез в нашу область красноармейский джаз-оркестр 10-го Гвардейского Уральского добровольческого танкового корпуса. В своеобразном отчете, литературно-музыкальном монтаже, отражен боевой путь корпуса. Здесь и рассказ о танкисте Зинченко, о Герое Советского Союза Маркове, о павших смертью храбрых челябинцах Мише Орлове, капитане Иванове, экипаже танка капитана Бучковского. Художественный руководитель – старший лейтенант Н.А. Улахов. Тексты читает В. Сеничев, минометчик-разведчик, награжденный медалью «За отвагу». Среди солистов бывшая работница Кировского завода сандружинница Р. Нотик и старший сержант И. Дурова. Прошли концерты на Кировском заводе, в Магнитогорске, Коркино…». («Челябинский рабочий» – 1944 – 26 января)
Вот что пишет сама Роза Нотик в своих воспоминаниях: «Наш джаз-оркестр дал свыше 500 концертов на фронте. Во время боёв наши музыканты работали в медсанбате санитарами, на пекарне, несли караульную службу по охране штаба. А как только заканчивались боевые действия и части выводили на отдых, переформировку, мы давали по пять концертов в день. Я помню, после освобождения Орла первый концерт в городе дал наш джаз. Потом стало традицией давать концерты в освобожденных городах: Каменец-Подольский, Львов, Прага! Первые концерты давали мы! Было еще много небольших городков на Украине, в Польше, Германии и Чехословакии».
Рахиль Ханановна награждена боевыми наградами – орденом Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги», орденом Отечественной войны II степени.
Иван Овчинин – автор музыки. Погиб 9 мая 1944 года. В донесении о потерях запись: «неосторожное обращение с оружием». Что случилось, уже не расскажет никто. Иван, студент пятого курса Свердловской консерватории, круглый сирота, воспитанник детского дома, пошёл добровольцем. Учился по классу народных инструментов. Был очень одарённым студентом, мечтал стать дирижёром.
Наум Комм – только что окончил третий курс Свердловской консерватории. Попросился на фронт и с друзьями музыкантами стал автоматчиком, перевозил раненых и выступал вместе с музыкантами на концертах. Кинорежиссёр Теодор Вульфович, в годы войны гвардии лейтенант, офицер разведки танкового корпуса, в послевоенные годы написал книгу «Там на войне», в которую вошёл рассказ «Возвращение Шопена», главный герой которого его друг Наум Комм.
Нет уже в живых авторов песни. Но слова остались! И так же поют наши современники о дивизии «Чёрных ножей».
Шепчут в страхе друг другу фашисты,
Притаясь в темноте блиндажей:
Появились с Урала танкисты –
Дивизия чёрных ножей.
Беззаветных бойцов отряды,
Их отваги ничем не убьешь.
Ой, не любят фашистские гады
Наш уральский стальной чёрный нож!
Как с брони автоматчики спрыгнут,
Никаким их огнем не возьмешь.
Добровольцев не смять лавину,
Ведь у каждого чёрный нож.
Мчатся танков уральских громады,
Вражью силу бросая в дрожь,
Ой, не любят фашистские гады
Наш уральский стальной чёрный нож!
Мы напишем седому Уралу:
«Будь уверен в сынах своих,
Нам не зря подарили кинжалы,
Чтоб фашисты боялись их».
Мы напишем: «Воюем, как надо,
И уральский подарок хорош!»
Ой, не любят фашистские гады
Наш уральский стальной чёрный нож!
В Екатеринбурге, в музее ВДВ, хранится уникальная реликвия, нож разведчика НР-40 – «чёрный нож» рядового 88-го мотоциклетного разведывательного батальона музыканта Наума Комма.