Елена КОТОВСКАЯ. Заметки «по хозяйству»

На фото: одна из центральных улиц города Осташкова. Март 2020 года. Фото автора

Экономика – это искусство ведения хозяйства.

Аристотель

 

Вот меня, как хозяйку, всегда мучил вопрос: почему наши региональные руководители различных рангов все сплошь ТАКИЕ БЕСХОЗЯЙСТВЕННЫЕ? Они ведь не просто «руководители», у них лежит в подчинении «их земля» – от поселка и города до губернии. Именно так они свое руководство в большинстве своем и мыслят – как личное ВЛАДЕНИЕ, в смысле распоряжения ресурсами полиции, суда, транспорта, местных медиа и прочим.

Но ведь любой адекватный человек, не бомж и не алкоголик, получив во владение какую-либо недвижимость и собираясь проживать в ней, пытается ее как-либо обустроить! В зависимости от личного вкуса, времени и кошелька. Согласитесь, всем приятно жить в чистом, опрятном и ухоженном доме, а при наличии ремонта и дизайна приятность эта возрастает в разы!

Согласитесь также, что было бы странно, если бы человек, ежемесячно получающий зарплату (деньги из федерального бюджета), как Плюшкин, с горящими глазами и трясущимися руками, прятал бы ее немедленно в какую-нибудь щель в полу (офшор) или клал «по банкам». Оставляя при этом себе лишь малую часть – чтобы идеально вылизать и обустроить крохотный кусочек своего владения – например, пространство три на три вокруг своей кровати. Но зато на благоустройство этого маленького пространства наш горе-хозяин не скупился бы! Самые дорогие материалы! Экологичные! Лучшие сорта дерева, каррарский мрамор. Да что там мрамор, можно позволить себе и полудрагоценные отделочные камни, и даже благородные металлы на этом маленьком, но дорогом сердцу пятачке!

Неважно, что во всей остальной квартире давно царит разорение: висят обои клочьями, кое-где провалился пол, на кухне – плита 70-х годов прошлого века, колченогий табурет и дырявый линолеум, про удобства и писать неудобно…

И вот представьте еще, дорогие читатели, что наш условный Плюшкин вдруг решил принять гостей: продемонстрировать свой идеальный пятачок во всей красе. Вот подходят гости к болтающейся на петлях входной двери, входят в темный обшарпанный коридор с лампочкой Ильича, продираются сквозь грязную комнату непонятного назначения – и – о счастье! попадают в маленький дорогой оазис. Тут блеск, мерцание люстр и брызги шампанского. И веселье начинается!

Вы, читатель, наверное, уже пожимаете плечами? Какое веселье, понятно ведь, что хозяин тяжело болен, впору уже вызывать перевозку, а лучше – по тихому и по-быстрому смыться, а то неизвестно, что этот псих еще учудит… Но не торопитесь, друзья мои, вкладывать свои нормальные человеческие соображения в головы гостей Плюшкина: они ведь, по большей части, все тоже «плюшкины»: все чем-то подобным владеют (руководители) или помогают владеть (помощники руководителя, «команда»). У каждого из них есть подобное владение на территории обширной нашей Родины – разного размера, но примерно одинаковой степени захламленности квартира (поселок, город, регион), доставшаяся «от предков» (наследие СССР) и с тех пор ни разу не починявшаяся, и внутри нее – крошечный, но невероятно дорогой в прямом смысле слова пятачок (собственный пентхаус, дом, вилла с окрестными угодьями).

Кстати, про Москву, где ресурсов на обустройство города хватает даже после всех «уворований», мне представляется такой образ. Стоит на большом участке (Подмосковье) красивая ухоженная дача. Такая вся прекрасно-обустроенная и сияющая. Здесь уже гостей можно даже по этажам поводить: везде распрекрасно. Даже в туалеты заглянуть не зазорно. Но вот чуть выйдешь на порог – что такое? Наряду с великолепными островками ландшафтного дизайна (коттеджные поселки) встречаются горы мусора, старые разваленные сараи, гаражи, кучи какого-то хлама, пустыри. А сам дом окружен почему-то, кольцом каких-то заброшенных промзон (Москва в окружении заброшенных промзон).

Ведь так же не бывает у рачительных хозяев, ведь стыдно же будет перед гостями и прохожими, если дом или кусочек в нем вылизан, а все остальное – как после Чернобыля? Но нашим «руководителям» и хозяевам земель русских не стыдно. Если какой высокий гость из Кремля или из-за Бугра пожалует – можно подходы к своему нарядному пятачку простынями белыми завесить – прикинуться радетелем всеобщей народной гигиены, авось прокатит.

Все это я к чему веду? А к тому, что если у «хозяев» территорий нет вкуса, желания и/или навыка обустраивать ничего, кроме собственного отдельно взятого домишки, никакие бюджетные «вливания» ни из каких «распечатанных кубышек» не помогут. Ну уворуют они и эти деньги – понастроят себе новых «пятачков» по всей планете или, если совсем фантазия закончится, как у бывшего губернатора Сахалина Хорошавина, часы коллекционировать затеют… Ну не доходит до них, что «их земля» – это «ИХ ЗЕМЛЯ», что раз обустраивают они и их жены с тещами свои собственные приусадебные хозяйства и радуются, какие у них там «японские сады» с беседками и прочими павлинами, то так же они могут радоваться и веселиться, облагораживая и преукрашая вверенный им поселок, городок, город, район, область, губернию и… так далее. И ведь как же это будет прекрасно: и глазу приятно, и от людей – «спасибо».

Но нет, и в голову не приходит нашим «индивидуалистам». Курсы «домохозяйства», что ли ввести, обязательные для посещения при всяких факультетах управления и в экономических вузах?

«Денег нет в бюджете», говорят (особенно в маленьких территориальных единицах). Но ведь добиваетесь же вы повышения зарплаты (или иные какие способы раздобыть деньги придумываете), чтобы приукрасить свой личный быт? Вот и из «кубышек» тоже нужно выбивать со всей остервенелостью! А для начала можно просто убрать «свою территорию», чтобы, как в Белоруссии: бедно, но чисто. Я вот ничем не руковожу в государственном масштабе, но если вижу вдоль дороги покосившиеся сараи или штыри металлические или прочие антропогенные остовы, сразу переживать начинаю. И думаю: как же руководители-то, имеющие ресурс все это убрать, каждый день мимо проезжают? Или теперь модно на вертолетах летать? Чтобы «свою землю» поменьше видеть. Я вот, например, не только свою квартиру, но и предбанник, и площадку около лифта регулярно убираю и подметаю…

И это я о только о внешней стороне дела говорю, об «архитектуре» здания, так сказать. А есть же еще обитатели – домочадцы. Ведь их же надо учить, лечить, одевать, кормить, охранять…

Вот, говорили, при социализме не было настоящих хозяев (частников) – отсюда такой разгул «бесхозности» и запустения. Согласна. Эстетика позднего социализма была удручающе убога. Собственно, о буржуазном уюте «вымытых окон» и «вылизанных передней» никто не заботился. Бытом пренебрегали, именовали «мещанством». При этом в домах поздних номенклатурщиков царил вполне себе веселенький и чистенький, подсмотренный на Западе буржуазный быт. Но что же новые руководители? Которые частники и «понимают толк» в многоразличной собственности? Разве не для этого все вокруг приватизировали, чтобы «крепко владеть», «вкладывать», «инвестировать» и прочее?

Не для этого. Те, кто пришли, закрылись в своих «прайвитях» и мрачно перегоняют ресурсы за Бугор. Там их владения. А на аборигенов с их территориями им … ну, вы поняли. ЭТИМ распечатывать кубышку не надо, нельзя! Все вывезут. До́ма местных руководителей должны быть только в России. Необходимо строго ограничивать их «интернациональные возможности»: никаких счетов, никакой собственности за границей (лучше вообще временно запретить их допуск туда, как у фсбшников). Власть сама по себе достаточно привлекательная штука, чтобы ради нее можно было потерпеть отсутствие Парижей и Мальдив. Человек должен понимать, что «смыться» у него не получится и годами закапывать бюджетные деньги, как например, происходит в несчастной Тверской области – тоже.

Пока же приходится, увы, констатировать, что в экономику, в территориальное наше руководство пришли Свинюшки. Окопавшиеся на своих «пятачках», роющие и взрыхляющие своими же «пятачками» лишь пространство собственного жизненного благополучия. Государственников нет. По крайней мере, их катастрофически нет в сферах, не связанных с внешней политикой и безопасностью. Да простят мое незнание их имен имеющиеся (я верю, такие имеются) хорошие региональные руководители, но я мало где встречала примеры человека с ресурсами, готовыми эти ресурсы заботливо и рачительно вкладывать не только в личные «удобства», но и во вверенный ему регион. Ведь чем была поначалу так привлекательна фигура П. Грудинина? Информацией о том, что он в своем колхозе начал обустраивать инфраструктуру, социалку и окружающее пространство для своих работников и жителей.

Не знаю, что со всем этим делать. Возможно, народный и общественный контроль (местный, территориальный) за выделяемыми ресурсами мог бы помочь. Ведь что сегодня происходит? Повсеместно создана и продолжает культивироваться система, при которой «здесь» – это место работы, чтобы жить «там». Эту систему, при которой любая начальственная должность – это кормление, надо максимально ломать. Наша страна не благоукрашается, так как не воспринимается своими «хозяевами» как место жительство. Средоточие интересов и настоящие обетованные места – на иных, не русских территориях. Там уже построены виллы, там проживают семьи, там возникают лондонграды. И вот уже бывший мэр Москвы Лужков после снятия с себя полномочий перебирается с супругой в австрийские Альпы…

Кроме того надо вводить штрафы, если дом начальника слишком сильно выделяется из окружающих. Сначала подними уровень вверенной тебе территории, потом отстраивайся сам. Должна быть прямая корреляция между обустройством личного и общественного пространства. Твоя земля богатая? Строй богатый дом! Бедная?! Или ужмись или подними её уровень.

Однозначно, и сами ресурсы надо, наконец, начинать вкладывать, так как прохудившийся линолеум нельзя до бесконечности подметать и мыть – его надо менять. Наши малые города, по сравнению с европейскими, просто, откровенно бедны и требуют вливания денежных средств в приличном количестве. Каком – пусть решают люди с государственным мышлением, так же, как ими должен быть решен вопрос контроля и отчетности о выделенных средствах. Как говорит Михаил Хазин, чиновники вообще не отвечают ни за какой результат своей деятельности. Так вот, «на земле» такой контроль осуществить проще всего: не бесконечное «починение» и «подлатание» инфраструктурных объектов, а готовый объект за такой-то период.

Как это происходит в любом домохозяйстве? Хозяин с хозяйкой планируют ремонт, переустройство жилья. Рисуется или заказывается план. Просчитывается смета. Нанимается ремонтная бригады. Контролируется процесс (самим жить). По завершению покупается новая мебель и прочее вплоть до чашек и ложек. Если ресурсов недостаточно, что ж, можно ремонтировать постепенно, по комнате, метр за метром, но в любом случае, должен быть готовый план-проект.

Все это можно буквально в каждом регионе: план-проект по любому хоть сколько-то жизнеспособному селу, городу. Я реалист, понимаю, что не все будет блестеть как в сытых Европах, но ведь возможно, сообразуясь с ресурсами, при намерении вливать их в Россию, после определения приоритетов посчитать, сколько может быть вложено в починение инфраструктуры? Под эти просчитанные ресурсы просчитать конкретно каждый поселок и прочее, обнародовать этот план, изобразить его веселенько так, как на рекламе проектируемых новостроек. Где на фоне новых домов, фонтанов и детских площадок ходят улыбающиеся такие люди с детьми за руку. Чтобы эти планы и картинки висели в городах и селах буквально на столбах и в местном интернет-ресурсе, а не только под сукном у малозаинтересованного вышестоящего начальства (сугубо для отчетности). Чтобы люди видели, каков должен быть предполагаемый результат и что местный руководитель делает /не делает, чтобы его реализовать (в конкретные, тоже обозначенные сроки). Если не делает, а находится в перманентном процессе имитации – сразу на выход (как минимум). Объявить «кап соревнование» между мэрами и губернаторами, награждать «стахановцев», приветствовать внебюджетные инициативы по освобождению, например, вверенных территорий от хлама и недостроя (аналог генеральной квартирной уборки с обязательным выбрасыванием ненужных вещей); по привлечению средств местного купечества. Да мало ли что можно придумать, я как хозяйка, например, прям «вижу» этот процесс вычищения и обустройств!

Затем – поддерживать «чистоту» и ежегодно «вкладывать», как требует пусть небольших, но регулярных вложений и обновлений любая квартира, любое хозяйство! Все очень просто! Научились же наши чиновники мастерски делать евро- и прочие ремонты в любом стиле у себя на фазендах – вот пусть расширят этот бесценный опыт на вверенную им область. А там, глядишь, на ухоженной территории и население полюбят – заботиться о нем начнут – ведь красивые новые больницы и школы – это элемент инфраструктуры, сфера их внимания и компетенции. А уж туда, в «неразбомбленные» пространства, придут и специалисты (которым просто неприлично будет платить мизерные зарплаты).

Короче, на мой субъективный взгляд «хозяйки», если не навести порядок В СВОЕМ ДОМЕ (в прямом смысле, благоустроительном), жить в нем будет продолжать некомфор. Нельзя вливать новое вино в старые мехи…

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2020

Выпуск: 

4