Ольга КУРАКИНА. Идеология Православной Соборности в эпоху кризисных Перемен

На илл.: Василий Соловьёв. Несущие крест

«Эпоха перемен», от которой в глубокой древности предостерегал Конфуций и с родины которого, по иронии судьбы, подул очищающий ветер этих перемен, наступила в момент, казалось бы, самого устойчивого роста всеобщей успокоенности и материальной обеспеченности западно-ориентированного цивилизационного уклада. И вдруг, «ниоткуда» за считанные дни – П а н д е м и я, вирусная эпидемия, охватившая весь Земной шар, посрамившая и хваленые либеральные ценности, и государственные институты глобального мироустройства.

Впору бить во все Колокола, в прямом и переносном смысле. В прямом – как издревле водилось на Руси в годину тяжких испытаний повсюду звучал Колокольный звон, разгоняющий душевную и телесную немощь и зовущий к покаянию. Богословский термин «покаяние», в своих первоистоках восходящий к греческому слову «метанойя», в Православной традиции означает не только признание своих неправедных, греховных, поступков, но и осознание, изменение себя перед Богом. В переносном смысле, призыв к повсеместному Колокольному звону – это и есть метанойя или «изменение ума», призванное осознать всю тщетность, бесплодность, современной материально-технической цивилизации.

Шутки кончились… Расслабленному существованию человечества поставлен предел, казалось бы, ничтожнейшей из букашек, микроскопическим вирусом COVID-19, поражающим всех и каждого. Какого бы происхождения этот вирус не был бы, «естественного или искусственного», с севера или юга, с запада или востока, пандемия и сопровождающая её изоляционная паника способна откинуть человечество в каменный век. Резонно задаться вопросом о Попущении Божием, т.е. о том, как Всемогущий и Благой мог допустить саму возможность угрозы уничтожения человечества, пусть даже не всего, а какой-то его весьма значительной части? – Ответ на поверхности, но слушать его не пожелали ни из уст древних Пророков и Церковных подвижников, ни религиозных мыслителей прошлых и настоящих веков. В русской религиозной философии этот ответ достиг предельной ясности и четкости изложения, не оставляющего двусмысленного толкования, свойственного быть может художественной образности писателей, поэтов, живописцев и музыкантов.

Самобытная русская философии XIX-XX вв. – это Соборный ответ содружества русских мыслителей на недолжное состояние мира; ответ, начало которому было положено в первой половине девятнадцатого века ранними славянофилами И.В. Киреевским и А.С. Хомяковым. Богословский термин Символа веры во единую, Святую, «Соборную» («всемирную», «вселенскую») Церковь А.С. Хомяков ввел в философский оборот как категорию, наиболее общее понятие, более того, как принцип, – «соборность», т.е.  свободное единство, собранное силою благодатной любви к Богу всех, кто любит Бога. В лице ранних славянофилов русская философия приобрела искренних идеологов отечественного самосознания, первоначально оформившегося как духовное неприятие и протест против западноевропейского повсеместного рационализма, с которым сталкивались молодые люди, ищущие просвещения у своих «передовых» соседей. Честь создания «программы» развития русской философии как самобытной национальной идеологии, как целостного Православного мировоззрения, принадлежит И.В. Киреевскому, главной идеей которого была «христианизация культуры, ее оцерковление», поскольку человеческий прогресс должен «основываться на божественном фундаменте». В самом кратком изложении – это программа «неопатристического синтеза», Православного синтеза, опирающегося на учение восточных Отцов Церкви, с учетом последних достижений западноевропейской философии и науки.

Познавательным орудием такого синтеза должно стать «целостное познание», восходящее к самым глубинам православного умозрения, где ум под водительством «сердца» способен разрешить все проблемы, стоящие перед русскими мыслителями, в их отношении прежде всего с западноевропейской цивилизацией. Дальнейшее развитие этой программы «искание цельного знания о целостном бытии», по словам Н.О. Лосского, составило историю русской религиозной философии XIX-XX вв. Перечислим в хронологическом порядке наиболее значимые труды, взаимно восполняющие друг друга, как результат творчества своеобразного Собора русских мыслителей:

«О необходимости и возможности новых начал для философии» (И.В. Киреевский, 1856), «Церковь одна» (А.С. Хомяков, 1860), «Россия и Европа» (Н.Я. Данилевский, 1869), «Чтения о богочеловечестве» и  «Оправдание добра» (В.С. Соловьев, 1878, 1897),  «Опыт изложения учения Н.Ф. Федорова…» (В.А. Кожевников, 1908), «Борьба за Логос» (В.Ф. Эрн, 1911), «Столп и утверждение истины» (П.А. Флоренский, 1914), «Свет невечерний» (С.Н. Булгаков, 1917), «Смысл жизни» (Е.Н. Трубецкой, 1918), «Диалектика мифа» (А.Ф. Лосев, 1930), «О назначении человека» (Н.А. Бердяев, 1931), «Творческая идея нашего будущего» (И.А. Ильин, 1937), «Бог и мировое зло» (Н.О. Лосский, 1941), «Кризис индустриальной культуры» (Б.П. Вышеславцев, 1953), «Основы христианской философии» (В.В. Зеньковский, 1962), «История русской философии» (Н.О. Лосский, анг.- 1951, рус.- 1991).

Семнадцать названий из списка литературы, обязательной к прочтению, незнакомы подавляющему большинству граждан нашей страны, поскольку никто ни в школе, ни в институте никогда даже не намекал им на основные идеи этих произведений и на авторов этих книг, взявших на себя труд промыслительно осознать предназначение человека, в частности, русского человека. Таково положение с образованием не только у нас, но и во всем мире – поэтому, что делать в «эпоху перемен» и к чему стремиться на уровне государственного управления практически не знает никто, судя по импульсивным изоляционным мерам по остановке пандемии. Вопрос о недолжном состоянии мира, – а не только о недолжном состоянии отдельного человека, чему учит любая религия, – предмет рассмотрения Соборного разума русской философии, Единодушный ответ, который на протяжении почти ста лет пытались донести до окаменевшей совести материалистического человечества, можно кратким образом представить, как ряд тезисов соборной идеологии.

Но прежде чем озвучить эти тезисы давайте всмотримся в себя. Человек, погруженный в пучину житейской суеты и лишь на краткий миг выныривающий на поверхность за глотком свежего воздуха к Солнцу, вряд ли воспримет заветы вековой мудрости иначе чем очередной информационной шум. Человек религиозный, воцерковленный, каждый раз в таинстве исповеди приходит к покаянию, к освобождению от мирской суетности, откуда открывается, пусть на краткий миг, осознания всего себя, всей своей жизни, осознание предназначения человека в этом мире. И тогда установления соборной идеологии являются естественными положениями самосознания человека, соединяющими его с Соборным разумом всего Русского мира. В человеке безрелигиозном надеяться встретить понимание и вовсе не приходится, поэтому начнем с нынешней готовности России противостоять всеобщему заражению, пандемии.

Об эпидемии и Крестном ходе. В православном опыте былых эпидемий существует обычай совершать Крестный ход, непрерывно бить в Церковный колокол, участвовать в Соборной молитве. Первый вопрос к Церковному священноначалию, которое еще со времен уханьских событий в начале года, не распорядилось о Всероссийском крестном ходе о печаловании о болящих и миновании православного люда неведомой напасти. Тогда еще можно было дать наказ, даже за две недели до начала самоизоляции, о непрерывном колокольном звоне и непрерывной церковной молитве, в том числе с участием в молитвенных чтениях самых юных воспитанников церковных школ. А когда государством была объявлена всеобщая самоизоляция, нашему Патриарху-златоусту ничего не осталось как отдать распоряжение, запинаясь на каждом слове, «не ходить в церковь», вместо того чтобы призвать всех в Церковь Христову под спасительный покров Пресвятой Богородицы. А где до этого были разрекламированные астрологи и предсказатели, а где предостережения православной монастырской братии и молитвенных отшельников о трудных временах, или никто из начальствующих не готов был их слушать? – Не к осуждению, а к покаянию на всех уровнях, прозвучали слова эти, по-видимому, и в ушах священноначалия и побудили, правда с опозданием, Патриарха за всех прихожан опустевших храмов обнести иконой «Умиления» погрязшую в грехах столицу.

– Остается надеяться только на провинциальную обобранную нищую Россию, – которую под раздачу «оптимизации» лишили местных больниц и начальных школ, – Россию, до которой еще не докатилась «забугорная зараза толстосумов» и которая быть может найдет в себе силы в одночасье, по срединному российскому времени, с непрерывной молитвой пойти Крестным ходом вокруг своих скромных малых Храмов и часовен, а жители мегаполисов запертые в каменных джунглях могли бы духовно присоединиться к матери Церкви, обходя мысленно в непрестанной молитве о помиловании наши блистающие позолотой ныне пустующие городские Храмы.

Об укладе и геостратегии. Следующий вопрос о недолжном состоянии организации всего хозяйственного уклада жизни. Неужели надо было дождаться Вируса перемен, чтобы сообразить о том, что в нашей громадной стране надо создавать не кучку мегаполисов, сосредотачивающих в себе все ресурсы страны, а сельские поселения вокруг Православных храмов с безотходным производством сельскохозяйственных продуктов. А промышленные роботизированные комплексы с замкнутым экологически чистым производством, требующие для своего обслуживания немногочисленное количество высококлассных специалистов, сосредотачивать в пригородах малых городов без ущерба окружающей среде. Проект безудержного роста Москвы, поглощающей немногие оставшиеся зеленые пригороды и рискующей более всего пострадать от эпидемии, должен быть остановлен, если не добровольно, то вынужденно под влиянием всемогущей букашки. Переход на дистанционную работу и обучение может стать тем положительным опытом, который позволит свободно расселиться в просторных усадьбах по всей стране без ущерба для качества государственного или социального служения и фундаментального образования в век современных информационных технологий

– Весь хозяйственный уклад России может быть изменен путем создания прихрамовых общинных производств сельскохозяйственных продуктов и народных промыслов, а города превратить в садово-парковые архитектурные градостроительные комплексы, культурные очаги высокого искусства и высокотехнологичного производства.

О государстве и экономике. Если даже пандемию удастся обуздать, по крайней мере в Богохранимой стране России, люди будут долго вспоминать о том, что в условиях всемирного кризиса правительство, наконец, вспомнило о простом народе-труженнике, который живет на грани выживания в богатейшей по природным ресурсам стране. Печальный опыт семидесятилетнего тоталитарного социализма и тридцатилетнего грабительского капитализма не оставляет никаких оснований для этих устаревших форм социально-экономического устройства. Для русского человека, особенно чуткого ко всякой несправедливости, оба эти уклада являются в равной степени неприемлемыми, каждый раз раскалывающими общество на две противоборствующие стороны, каждая из которых неправомерно превозносит достоинства одного уклада и уменьшает недостатки другого. На смену хаотического шараханья на протяжении одного столетия от социализма к капитализму и обратно должна прийти новая модель государственного устройства, построенная на духовных основаниях – основаниях теократии, т.е. бого-властия. Соборный разум русской философии предлагает модель России как Православной Соборной Державы, укорененной в тысячелетней Православной культуре и воспринявшей современные сетевые методы государственного управления.

– Дальнейшее существование России возможно только как Православное социальное государство, теократическое государство Христианского социализма, построенное на со-началии тройственного Собора: выборных государственных органов народовластия и духовной иерархии православного собора Церкви как богочеловеческого организма, а также экспертного участия союза ученых-специалистов.

О религии и нации. Провозглашение России Православной державой может привести к недопониманию со стороны некоторой части исламского мира как внутри страны, так и вне, хотя относительно Исламской Республики Иран, наследницы древне-персидского государства индоиранцев, и других исламских теократий возражений почему-то не слышно. Главный аргумент здесь связан с устойчивым недоразумением о том, что Россия является многонациональным государством, хотя по стандартам ООН русский народ, составляющий более восьмидесяти процентов, имеет гораздо больше оснований для провозглашения своего государствообразующего статуса и, соответственно, моноэтничности и моноконфессиональности, чем, например, прибалтийские или украинские титульные этносы. Русский – это наименование не просто великого народа, а нации, в состав которой входят русские великороссы, малороссы и белорусы, а также русские татары, башкиры, чуваши и т.д. Статистика вероисповедальной принадлежности сохраняет практически те же процентные соотношения и также может быть обозначена аналогичным образом как православные христиане, а для  небольшого процента представителей других религий как православные (правоверные) мусульмане, буддисты и т.д., естественным образом входящие в культуру большой Православной страны.

– Мы все являемся представителями одной, русской нации, которая содержит в себе помимо государствообразующего русского этноса также этнические группы белорусов, украинцев, татар и других многочисленных малых этносов и племен. Преобладающее большинство русской нации исповедуют Православие, которое должно естественным образом входить в название государства как Православной Соборной Державы.

О ноосфере и СМИ. Самоизоляция, на которую перешла вся страна, оставила для каждого отдельного человека в качестве почти единственного, связующего со всем миром, элемента средства массовой информации: телевидение, радио, интернет. Но телевидение, как ни в чем ни бывало, продолжает «петь и плясать», вещать в своем привычном формате: неуместная назойливая реклама, вместо видео-музыкальных заставок; беспрерывные ток-шоу или разговорные игрища, вместо экспертного обсуждения насущных проблем; пошлейшие сериалы, вместо богатейшей русской классики (фильмов, спектаклей, концертов и т.д.). В стране не везде доступен интернет, который еще менее безупречен, ибо прежде чем человек доберется до интересующей его темы на него выливается неимоверный поток информационной нечисти. Каждый вправе надеяться, что хотя бы на время карантина из эфира ушла на самоизоляцию и реклама, и сериалы, и поношения друг друга в прямом эфире.

Ноосфера, как сфера Разума, более того сфера Нравственного разума, играет для человека разумного даже большую роль чем биосфера, ибо определяет его сознание и самосознания. Китай победил пандемию не только потому, что опирался на тысячелетнюю культуру жестко-иерархичного государственного подчинения, выражаясь современным языком «организованности», но и благодаря своей «идейности», о чем свидетельствуют наши соотечественники, живущие в приграничных областях и делающие выводы не в нашу пользу, при посещении и сравнении процветающих городов наших южных соседей с собственным убогим выживанием.

 – В стране, находящейся на военном положении борьбы с пандемией, идеология Соборности может оказаться единственным шансом совместными усилиями всего Русского мира преодолеть силой Духа разъедающее тело и душу человека тлетворное влияние.

О науке и технике. Положительный опыт Китая и других юго-восточных стран свидетельствует о том, что ровно за то самое время, за которое Россия, доживающая технологическое наследие некогда передовой научной страны, утратила свой мировой уровень и постепенно превратилась в сырьевой придаток трансатлантических монополий, эти страны, сумевшие соединить в своем государственном укладе и заветы предков, и современные научные технологии, вышли на мировой уровень научно-технического производства. Россия, руководствуясь идеей духовного возрождения, может всю организацию науки и научно-технологических исследований, ориентированных во всем мире до сих пор на военные цели, полностью перестроить на создание действительно насущно необходимого в области дистанционных коммуникаций, робототехники, здравоохранения, экологически-чистых производств, надежной бытовой и сельскохозяйственной малой механизации и т.д.. Раз и навсегда Россия должна отказаться от вывоза любых необработанных видов сырья и полезных ископаемых, посредством введения такого налога, который подобный бизнес превратит в абсолютно убыточный. Россия может быть полностью самодостаточной Державой, производящей абсолютно всё внутри страны: никаких комплектующих из-за рубежа, никаких компонентов, всё должно производится в стране, на местах, максимально сокращая пространственную удаленность цепочки поставщиков.

– Научно-технические исследования, оставляя позади современный технологический уровень, должны перейти к разработке принципиально новых технологий, обеспечивающих человеку духовное возрастание и телесное совершенство.

О пенсионной реформе и зарплате. Пенсионная реформа необходима, но при ориентации на более высокий технологический уклад, пенсионный возраст должен снижаться, а не повышаться. Более того каждый гражданин страны должен получать с самого рождения пожизненную ренту (т.е. денежный доход от общественного государственного производства) в размере реального прожиточного минимума, обеспечивающего человека насущно необходимым в условиях конкретного региона. Беспроцентные ссуды, необходимые для создания полноценной семьи и обустройства родового поместья могут пропорционально погашаться с рождением здоровых детей и творческих достижений. При таких условиях наличные деньги уходят в прошлое, но на первых порах, пока степень осознанного служения государству не станет всеобщей и повсеместной, каждый может получать любой дополнительный доход, которым вправе распорядиться самостоятельно, заработанный своим конкретным трудом и творчеством во благо всего Русского собора. «Коммунизм» как идеал государственного устройства, волей-неволей, превратившийся в мобилизационную реальность наших дней из-за вынужденного всеобщего карантина может оказаться предварительным позитивным опытом для дальнейшего развития государственных структур управления.

О экономических последствиях. Помимо статистики распространения коронавируса следующей самой обсуждаемой темой являются экономические последствия пандемии для всего мирового производства. Но нужно ли Православной Державе такое «производство», уничтожающее многообразие жизни на земле и не восполняемые природные ресурсы, – кому нужна такая паразитическая экономика? Руководствуюсь призывом русских мыслителей заменить всё бессознательное – сознательным, неправедно-нажитое, дармовое – трудовым, искусственное – природным, можно не дожидаясь окончания изоляции начать дистанционно разрабатывать Соборную стратегию Православной экономики. Аналитические центры, создаваемые под общие и самые конкретные проблемы, могут уже сейчас начать выработку моделей и рекомендаций дальнейшего экономического развития, с привлечением всех граждан страны и использования уже существующего опыта православных общин, приходов, кадетских школ и т.д.  В условиях продолжающейся эпидемии, которая даже при затухании может возобновиться в любой момент с еще более коварным вирусом, – ибо биологического оружия никто не отменял, биолаборатории вдоль наших границ никто не закрывал, – стратегией развития должно стать обеспечение самым насущным, а именно: местным продовольствием, расселением городских агломераций, безотходной переработкой природных ресурсов, полной утилизацией бытовых отходов и т.д. и т.п., и конечно медициной, лечащей не отдельную болезнь, а исцеляющей всего человека.

– Первым шагом экономической стратегии, в преддверье весеннего посевного сезона может стать повсеместное создание под эгидой Церкви православных общин для многодетных семей, готовых изменить свой городской образ жизни на сельский для обеспечения себя и окружающих местными экологически чистыми продуктами питания, ибо продовольственная проблема – следующая на очереди после экономической.

О приоритетах. Необходимо расставить приоритеты и те немногие имеющиеся средства направить на развитие насущно необходимых сфер производства, минимизируя бессмысленные траты на поддержку отраслей и бизнеса, которые не служат соборным целям государства. Как можно поддерживать итак достаточно богатых людей, которые нажили себе громадные состояния на продаже природных богатств, принадлежащих всему народу, и распорядились им в пользу других государств: размещая там свои денежные активы, покупая дома и виллы, перевозя туда свои семьи, а сами неся здесь лишь временную трудовую вахту, обеспечивающую баснословную прибыль за счет обездоливания остальных. Стратегически важные отрасли не могут оставаться в частных руках, к которым должны прикладываться и «мозги», хоть какое-то стратегическое мышление, чтобы, спохватившись, не оказаться в холерных америках и европах без денег и медицинской страховки. Олигархам, возвращающимся под давлением пандемии в ограбленную им родину, впору предписать весь свой неправедно нажитый доход вложить в восстановление лежащих в руинах старинных русских усадеб как для своего проживания, так и как музейно-парковые ансамбли, доступные для всеобщего посещения.

О нефти, гастарбайтерах и валюте. Нефть в тарелку не положишь, газом не запьешь, самое лучшее, что может сейчас сделать правительство – это уйти с рынка продажи нефти, газа, руды, и полностью перевести их потребление на внутренний рынок. Россия слишком холодная страна, чтобы по дешевке разбрасываться стратегическими ресурсами, необходимыми для благих целей преобразования всего уклада жизни на земле. В Православном государстве инославные «гастарбайтеры», или в переводе с немецкого временно «приглашенные рабочие», в условиях эпидемии должны вернуться на свою родину, для обеспечения там сохранности своей жизни и здоровья. Для стран, которые не пожелают принять своих сограждан, будут предусмотрены соответствующие санкции, наподобие тех, которые собирается ввести президент «самой, самой передовой страны в мире». Время гастарбайтеров кончилось, страна больше не нуждается в приглашенных неквалифицированных работниках, которых предполагается заменить собственными безработными и потерявшими работу тружениками, в связи с отказом от устаревших производств и невостребованных более услуг.  Страны, которые ранее всех произведут преобразовательные изменения и благодаря этому преодолеют у себя эпидемию, могут рассчитывать на то, что наконец-то восторжествует справедливый паритет стоимости национальной валюты по отношению к другим, опираясь на истинную обеспеченность национальными богатствами и производствами.  

Можно еще долго рассуждать об итогах, поставленного над человечеством эксперимента, и конкретизировать возможные и невозможные следствия, но пандемия еще не преодолена и человечество оставаясь в том же рутинном состоянии рискует изжить себя. Россия, следуя заветам своих мыслителей, которые были одновременно и пророками, и призывали столетие назад к полному изменению всего образа жизни, ибо пророчество о конце мира может быть условным и при всеобщем покаянии, изменении и преображении, апокалиптического конца истории может и не быть.

– Надежды и упования эти исходят из Соборного ответа на нынешние времена мучительного поиска цивилизационного выбора, по которому пойдет человечество. Кратчайший путь уяснить для себя суть этого выбора и тем самым приобщиться к мудрости веков, – это начать с завершающей список книг «Истории русской философии» Н.О. Лосского, последняя глава которой так и называется «Характерные черты русской философии». В интернете любой может прочитать этот небольшой обзорный текст, с которого и следовало бы начать знакомство с собственной культурой, с самим собой, подумать о «смысле жизни». Самое время подумать о «вечном», т.е. философии, отечественной философии, ибо только здесь русский, в широком смысле, может получить ответы на свои вопросы, приобщиться к Соборному разуму Русского мира. 

В начале начал самобытной русской философии были истинные чада Православной Церкви И.В. Киреевский (1806-1856) и А.С. Хомяков (1804-1860) и оба из-за повсеместной эпидемии холеры безвременно ушли, – как предупреждение, нам беспечным, своим жизненным подвигом, – один в беспокойстве за сына поехал в тогдашнюю столицу, где свирепствовала эпидемия холеры, а другой – занимаясь излечением поместных крестьян. Последним русским православным мыслителем, завершившим классический период развития самобытной русской философии, стал Н.О. Лосский (1870-1965), проживший долгую творческую жизнь, полную самых невероятных испытаний и чудесных исцелений, изгнанный вместе со всеми своими соратниками из большевистской страны в 1922 г. и оставшуюся половину жизни проживший в чуждой культурной среде европейского «зарубежья». Немалая заслуга Лосского состоит в представлении истории русской философии, которую творил и он сам, как своеобразной симфонии многоаспектного миропонимания, как проявления соборного Логоса русского мира. Незаслуженно забытый, до такой степени, что на планируемом до эпидемии Философском конгрессе-2020 в Москве, никто ни на одной секции или круглом столе его не вспомнил, а наша заявка на проведение соответствующего мероприятия, посвященного 150-летию со дня рождения самого значительного, универсального мыслителя «Мира как органического целого», была отклонена из-за условного «опоздания»;

–  быть может и опять всемогущий вирус вирусов сподвигнет оргкомитет, в связи с переносом конгресса с мая этого года на следующий, отдать должное замечательному русскому философу.

Из прозрений русских религиозных мыслителей вырисовывается картина мира, существенным образом отличающаяся от механико-материалистического функционирования мирового целого, уверенность в котором, казалось бы, подкрепляется всем ходом «прогрессивного» развития глобальной механизированной цивилизации, наукой и образованием. Живая Вселенная мира как органического целого, пронизанная духом Божественного присутствия, представляет собой многослойное, многоразмерное Мироздание, один из слоев которой ограниченный трехмерным пространством и одно-потоковым временем, мы принимаем за всю Вселенную, место нашего лишь телесного «вселения».

 Современное состояние мира является следствием мировой бытийной катастрофы (символически описываемой как «грехопадение» первозданного человека), «повреждения» части Божественного творения, и как результат её «оплотнение», замыкание в своей самости и подчинение законам тления. Мы живем в мире, утратившем первоначальное сияние Божественного творения, в мире уплотнившейся материи, в мире непроницаемых затемненных материальных образований, в мире физических тел и жестких излучений. Этот мир таков, что только в нём и может жить оплотненное человечество, это ― антропный мир, параметры которого тесно взаимосвязаны с материальной телесностью нынешнего человека.  Грядущее Преображение, о котором учат православные мыслители, касается не только изменения стихий, но и пространства и времени, которые прейдут, и времени больше не будет. Из замкнутого пространства последовательности событий однолинейного времени человек должен выйти на просторы соборного творчества. Пространственная иерархия вложенных вещественных структур приобретет характер сотворчества «субстанциальных деятелей» в мире светоносных сущностей, формирующих пространственные формы в мире размерностей тем больших, чем ближе к творческому Замыслу Бога может подняться преображенный Человек, славящий соборность Божественного мироустройства.

Возвращаясь к тезисам Православной Соборной Идеологии, можно лишь выстроить некоторую иерархию принципиальных положений:

  1. Первоосновой всякой идеологии являются религиозные установления, в частности непререкаемые догматы Православия, выраженные в Символе веры: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым...».
  2. В русской религиозной философии эти вероучительные истины находят свое воплощение в трех основополагающих идеях: «тварности мира» как сотворенности мира Богом, «иерархичности бытия» как ступенчатой структуры мирового целого, «поврежденности природы» как болезненное уклонение бытия от вложенной в него нормы, – идеях, характерных для любой монотеистической религиозной системы.
  3. Человек есть образ и подобие Божие. В христианской антропологии и только в ней, Человек является центром мироздания как связующее звено между Богом и тварным миром, между миром Божественным и природным.
  4. Бытийное положение человека не является однородным, он может пребывать в трех качественно различных состояниях: в первозданном райском, в нынешнем падшем греховном, и как входящий в благодатный соборный организм Церкви. Задача Человека состоит не только в восстановлении своего первозданного Богочеловеческого состояния, но и Софийного преображения всего антропного слоя бытия.
  5. Организация общества как живого социального организма предполагает сообщество свободных личностей, собранных под водительством Церкви для выполнения богоданных установлений по исполнению предназначения человека на земле. В условиях кризисных перемен организация православного общества требует для принятия стратегических решений союза, собора, синархии, под духовным окормлением Патриарха, государственной Воли, экспертно-научного Ума и православно-народного Сердца (т.е. правительства, академии наук, народного самоуправления), при этом последнее слово всегда остается за Патриархом.
  6. Политика государства в условиях пандемии могла бы наконец стать христианской политикой, служащей соборным целям Православной Державы, в отношении с мировым сообществом враждебно настроенным к России и собиранию земель христианского мира в единое Союзное государство, начиная с «самопровозглашенных» государственных образований. Не исключено, что по мере собирания Русского Православного мира в его состав захотят войти в статусе ассоциированного членства и некоторые Православные страны Запада, такие как Сербия, Болгария и даже Православная Греция.
  7. Экономика Православной Державы, создаваемая в условиях чрезвычайной ситуации на базе отживших форм производственных отношений, предполагает государственное перепрофилирование промышленности на производство насущно-необходимых товаров народного потребления и создание собственных высокотехнологичных экологически чистых производств замкнутого цикла, с использованием собственных научно-технических разработок, а также мировых научных высокотехнологичных достижений.
  8. Стратегия государства на увеличение благосостояния народа и создание комфортной среды обитания предполагает равномерное расселение Православного люда по всей территории страны с использованием веками накопленного опыта ведения хозяйства при монастырях, например таких как Соловецкий, и современных попыток возрождения церковных приходов и хозяйственных общин при них, а также привлечения на родину некогда вынужденных переселенцев русских старобрядческих общин, рассеянных по всему миру, но сохранивших древние традиции  Православной Руси.
  9. Памятуя о чудесных исцелениях мирян и подвижников, – в ответ на искреннее раскаяние и обет стать на путь православного служения, – будем надеяться и мы, что милость Божия не обойдет стороной Богохранимую страну Россию и что, вопреки всем эпидемическим расчетам, вместе с Пасхальным звоном начнется исцеление духовное и телесное, в том числе и от вирусной инфекции всех и каждого, готового принять на себя обет трудиться над созданием Православной Соборной Державы, дабы вместе со всем Церковным Собором разделить Пасхальную весть о Воскресшем Спасителе.

В заключении стоит добавить, что вынужденные изменения под напором Коронавируса (которому хоть впору ставить памятник) происходят так быстро, что отдельные элементы Соборной идеологии как стратегия действия и на государственном уровне, и по инициативе отдельных граждан, начинают повсеместно проявляться. Все вдруг вспомнили о своих загородных домах и дачах, и у кого есть такая возможность переселиться загород на природу; лозунг «сиди дома» стал все более напоминать «Учись дома», «Открой свои таланты», «Найди себя», чтобы реализовать себя в том, о чем каждый мечтал в юности. Телеканал «культура» вдруг вспомнил, что у нас существует великий драматург Н.А. Островский и включил в программу пьесу «Таланты и поклонники», а заодно расщедрился на музыкальную классику. Осталось только выделить парочку государственных телеканалов, без рекламы и пошлости, возложивших на себя обязанность по образованию, обучению и гражданскому воспитанию.  В интернете волей-неволей выделился образовательный сегмент для школьников и студентов, не допускающий на свои страницы ложных новостей и недобросовестных ресурсов.

И наконец, все вдруг решили познакомиться со своими соседями, чтобы помочь одиноким и пожилым; познакомиться заново со своими домочадцами, с которыми вынужденно приходится сидеть целыми днями бок обок дома; познакомиться хотя бы дистанционно со всеми, кто на передовой в борьбе за выживание; и стать, тем самым, единым народом, единство которого обеспечивается Соборной Идеологией, ибо русский народ свое единство издревле строил на духовных основаниях.

 

Вербное Воскресение, 12 апреля 2020

Доктор философских наук, профессор Московского физико-технического института Ольга Даниловна Куракина

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2020

Выпуск: 

4