Пётр СВЕЧНИКОВ. Революционер с головы до пят

На фото: Владимир Ленин

 

Имя Ленина давно является объектом политической и идеологической борьбы. Обострение этой борьбы в конце XX – начале XXI столетий неслучайно. Прежде всего потому, что Ленин – не просто выдающаяся историческая личность, а символ борьбы против власти капитала, против эксплуатации человека человеком. В условиях краха либерального проекта, усиления антагонизмов между трудом и капиталом, между богатыми и бедными ленинская тема приобрела новую актуальность. В наши дни обнаружилось, что проблемы, связанные с деятельностью В.И. Ленина, с его идейным и политическим наследием далеко не закрыты ни для исторической науки, ни для общества, ни для властей. Причем как в России, так и в мире в целом.

Ленин выступил крупнейшим теоретиком, развившим марксизм применительно к анализу современной ему эпохи. Он дал непревзойденную характеристику капитализма в России, провел анализ империализма и определил его как высшую стадию капитализма, выдвинул положение о слабом звене в цепи империализма и о возможности победы пролетарской революции в одной, отдельно взятой стране. Ленину принадлежит открытие Советов как формы власти трудящихся. В его теоретическом наследии важное место заняли идеи НЭПа и некапиталистического пути перехода к социализму и т.д.

Теоретические изыскания не были для Ленина самоцелью. Он прежде всего революционер, по выражению финского социал-демократа Г. Ровио, – «революционер с головы до пят». Меньшевик Ф. Дан утверждал: «…нет больше такого человека, который все 24 часа в сутки был бы занят революцией, у которого не было бы других мыслей, кроме мысли о революции, и который даже во сне видит только революцию». Философ и экономист, историк и юрист, литератор и политик, В.И. Ленин обладал силой ума и логики, гениальной прозорливостью, способностью быстро разгадывать внутренний смысл текущих и грядущих событий. Глубокий анализ ситуации, умение сконцентрироваться на основном звене в сочетании с силой воли, организаторским талантом и целеустремленностью сделали Ленина и созданную им партию большевиков важнейшим фактором Октябрьской революции 1917 года.

Приехавший в Россию после 9 лет эмиграции Ленин стал ключевой фигурой 1917 года, вождем пролетарской революции в крестьянской стране. Ему удалось привести к власти малочисленную партию (летом 1917 года она насчитывала всего 24 тысячи человек). Именно большевики, возглавляемые Лениным, четко выражали главные требования масс: мир, хлеб, земля, рабочий контроль! Тесные связи партийных организаций большевиков с рабочими, солдатами и матросами гарантировали осенью 1917 г. соответствие партийных лозунгов и тактики истинным желаниям масс. На II Всероссийском съезде Советов был образован Совет Народных Комиссаров – первое советское правительство во главе с В.И. Лениным. Российская государственность перешла в новое качество.

Оппоненты Ленина и большевиков издавна используют конспирологические объяснения того, что произошло в 1917 году, настаивая на том, что Октябрьская революция – это заговор кучки профессиональных революционеров, историческая случайность. При этом упускается из виду, что, если события 25-26 октября 1917 года в Петрограде в техническом смысле еще можно назвать переворотом, то дальнейший ход революции по праву именуется «триумфальным шествием Советской власти». В распоряжении Ленина, большевиков в тот момент не было никакой вооруженной силы или карательной структуры, а между тем в абсолютном большинстве губерний власть Советов устанавливалась очень быстро и безболезненно. Этот факт говорит о том, что налицо была революционная волна, что Октябрь являлся массовым народным движением, антикапиталистической, антибуржуазной революцией.

Сегодня нелишне задаться вопросом: зачем Ленину, большевикам была нужна власть, почему они добивались её? Для личного обогащения? Для утоления собственного тщеславия? Ответ на этот простой вопрос дала сама история: в основе всех революционных усилий Ленина и возглавляемой им партии была великая идея социальной справедливости. Придя к власти, большевики начали социальные преобразования в интересах трудящихся. Первые декреты Советской власти звучали так: о мире, о земле, о бесплатном образовании и медицинском обслуживании, о 8-часовом рабочем дне, о страховании рабочих и служащих, о свободе совести и отделении церкви от государства, о равных правах для женщин, о ликвидации сословий, чинов и званий и т.д.

Октябрьская революция в Антилениниане изображается только как разрушение, а Ленин как разрушитель Империи, российской государственности, российской цивилизации. На Ленина и большевиков возлагают ответственность за Гражданскую войну, многомиллионные людские жертвы. При этом не хотят признавать тех очевидных фактов, что распад Российской империи начался до Октября 1917 года, что в условиях разгула стихии сепаратизма и самостийности Ленину с большевиками пришлось собирать распавшуюся страну. И делали они это на новой добровольной и равноправной основе. В результате на территории бывшей Российской империи был создан евроазиатский союз равноправных народов под названием Союз Советских Социалистических Республик. Что касается Гражданской войны, обратим внимание на мнение Герберта Уэллса: «…не коммунизм, а европейский империализм втянул эту огромную, расшатанную, обанкротившуюся империю в шестилетнюю изнурительную войну. И не коммунизм терзал эту страдающую и, быть может, погибающую Россию субсидированными извне непрерывными нападениями, вторжениями, мятежами, душил ее чудовищно жестокой блокадой. Мстительный французский кредитор, тупой английский журналист несут гораздо большую ответственность за эти смертные муки, чем любой коммунист».

Обвинения Ленина в непатриотизме, предательстве интересов России, возникшие еще при его жизни, опровергаются тем, что реально делалось в стране и для страны в те несколько лет, которые судьба отвела ему для активной жизни и государственной деятельности после 1917 года. Шла кровопролитная Гражданская война, а в стране открывались новые высшие учебные заведения, музеи, театры, библиотеки; создавались те научные коллективы, которые по прошествии некоторого времени обеспечат стране овладение атомной энергией и освоение космоса. В частности, в 1918 году открыт знаменитый Физико-технический институт, в 1919 году – Оптический институт, Институт народного хозяйства, Институт твердого вещества, десятки научно-исследовательских лабораторий. В 1920 году была утверждена невероятная, по тем временам грандиозная программа индустриального преобразования России – план ГОЭЛРО, который В.И. Ленин назвал «второй программой партии» и подчеркнул, что «коммунизм – это есть Советская власть плюс электрификация всей страны». В 1922 году в Советской России началась денежная реформа, которая позволила нашей стране первой среди всех стран, где бушевала инфляция, установить твердую валюту – золотой червонец. Благодаря НЭП, введенной по настоянию Ленина, была преодолена хозяйственная разруха, к 1925 году и сельское хозяйство, и промышленность СССР вышли на довоенный уровень 1913 года. Действия Советской власти под руководством В.И. Ленина отнюдь не были утопией. Это была реалистичная политика, целиком совпадавшая с задачей модернизации страны.

Конечно, в осуществлении задуманных идей были неудачи и ошибки, и Ленин сам их признавал. Но при всем при том в СССР было создано невиданное в истории общество с мощной вертикальной мобильностью, открытыми социальными лифтами (кто был никем, тот мог стать всем). Уходя, Ленин оставил после себя сильное централизованное государство, растущую экономику, налаженную финансовую систему, начавшуюся культурную революцию. Реальное ленинское наследие выразилось в том, что впервые в мировой истории было построено общество без расовых, национальных, имущественных, культурных антагонизмов – по большому счету общество социальной справедливости, альтернатива капитализму. В том, что существование и совершенствование советского общества было прервано, вины В.И. Ленина нет.

Историческая роль ленинизма, как и марксизма, далеко не исчерпана. Об этом свидетельствуют современные процессы в глобализированном мире (так сегодня называется описанный Ленином империализм). Он переполнен социальными, конфессиональными и межнациональными конфликтами, проявлениями экстремизма и терроризма, вооруженными столкновениями. Экологические угрозы, пандемия коронавируса дополняют картину и обостряют борьбу за передел мировых рынков. Сейчас все громче звучат заявления о том, что учение о классовой борьбе рано сбрасывать со счетов, что цели, идеалы и принципы коммунизма не устарели, что коммунистический проект, пожалуй, теперь единственный, в котором воплощается гуманизм.

Несмотря на то, что ныне наблюдается некий ренессанс марксистского мировоззрения, в российском обществознании до сих пор отсутствует признание в капитализме. В самом деле, трудно признаться, что страна строит капитализм. Эта формула стыдливо заменяется выражениями о переходе к рыночной экономике, о цивилизационном транзите и т.п. Трудно признать состоявшийся в результате распада СССР передел собственности. Трудно признать, что главным выгодоприобретателем уничтожения советского государства стала буржуазия. Трудно признать пролетаризацию разных слоев населения: не только промышленных рабочих, но служащих, учителей, врачей, ученых и т.д. Еще труднее признать наличие классового антагонизма в современном российском обществе. Вопрос о социальной справедливости стал главным в мироощущении основной массы россиян. Нельзя не согласиться с писателем Захаром Прилепиным: «…не могут 20 млн человек работать настолько плохо, чтоб иметь в месяц доход меньше 12 тысяч рублей и не уметь прокормить своих детей. А 172 тысячи россиян – работать настолько хорошо, чтоб иметь миллион, а иногда и миллиард долларов».

В преддверии Ленинского юбилея не может не волновать вполне конкретный вопрос: ждать ли сейчас, в условиях беспрецедентного давления на Россию, в условиях, когда неудержимо растет пропасть между богатыми и бедными, революционного взрыва? Социологические опросы показывают, что массовые настроения в России сейчас против революции. Причин таких настроений много. Одна из них в том, что нынешний культурно-исторический тип, доминирующий в стране, – мещанство. В России отсутствуют сколь-либо значимые субъекты революционного действия. Известный публицист Юрий Белов верно заметил: «Советский рабочий класс, увы, завершил свою героическую историю в руинах деиндустриализации, а новый пролетариат формируется, испытывая на себе влияние буржуазной идеологии, замаскированной словесами, под колокольный звон любви к Отечеству». Отсутствуют и революционные вожди уровня Владимира Ильича Ленина. Но мифы о «цивилизованном капитализме с человеческим лицом» развенчиваются самой историей. И с точки зрения долговременной перспективы, думается, что распад Советского Союза и серьезные геополитические изменения в Евразии – лишь зигзаг в движении человечества к тому обществу социальной справедливости, о котором мечтал В.И. Ленин.

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2020

Выпуск: 

4