Сергей АЛАБЖИН. Прости, школа

 карталинский район поселок родники школа

Фото 2013 года

На юге Челябинской области в Карталинском районе есть небольшое село с красивым названием Родники – я там провел свое детство, о чем вспоминаю с благодарностью и щемящей ностальгией.

В селе была восьмилетняя школа, где учились крестьянские дети, в том числе и я. Здание было большое, светлое, нам, сельским ребятишкам, оно казалось самым  красивым, по крайней мере, в нашем районе. В этой сельской школе было уютно, тепло и весело.

Благодатное советское время... Я часто вспоминаю дорогих моему сердцу учителей, директора-фронтовика Аркадия Александровича Костылёва, походы, пионерские сборы, Зарницу, спортивные мероприятия, уроки и своих школьных друзей.

После окончания этой школы прошло уже почти 45 лет. В апреле этого года мне довелось побывать в своем родном селе. Я там давно не был, и, естественно, мне захотелось посетить школу, но мои земляки предупредили, что её закрыли лет десять тому назад, поскольку детей в селе осталось мало и районное начальство провело так называемую оптимизацию, детей на школьном автобусе за 15 км стали возить в соседнее село.

Когда я подъехал к школе, то передо мной предстала унылая картина: обшарканное облезлое здание без окон и дверей, от былого величия и красоты ничего не осталось. От увиденного я был ошарашен, я даже стал себя успокаивать: сколько в России за последние тридцать лет уничтожено школ, больниц, детских садов, клубов, Домов культуры, ферм, заводов – тысячи.  Но все-таки когда я наяву увидел свою осиротевшую родную школу, разбитое и никому не нужное здание, внутри у меня как будто всё оборвалось. На меня нашла щемящая и до сих пор непроходящая тоска и злоба, меня как будто оскорбили и унизили. Но только ли меня одного, подумалось мне. Таких, как я, миллионы. Удар нанесен по нашей памяти, по нашему счастливому детству при нашем молчаливом созерцании.

Я долго стоял, молча взирая на то, что осталось от школы, в памяти вновь возникли картины далекого детства. Не так я представлял свое свидание с родной школой спустя много лет.

Родниковская школа. Фото 2013 года

 

*   *   *

Через два дня я позвонил своему давнему московскому другу, который работает в редакции  центральной московской газеты и поделился с ним своими впечатлениями от увиденного. Он мне ответил, что Америку я для него не открыл: «Ты же сам знаешь, такая ситуация по всей стране, их много этих школ разбитых и разоренных, что ж теперь поделаешь, это уже свершилось. Терпи и смирись».

Однако, по-видимому, эта история его задела. Хотя я его и не просил, но он позвонил в администрацию Карталинского района, поговорил с заместителем главы района Галиной Клюшиной, и с её слов узнал, что это здание спасти уже, по-видимому, не удастся, что школу эту они сохраняли до последнего, а когда там осталось восемь учащихся, её закрыли. Да, сказала она, здание осталось бесхозным, его предлагали  разным организациям, предпринимателям, но получали отказ. Что будет дальше с этим зданием, она не может предположить и посоветовала моему другу переговорить с вновь избранным главой района Анатолием Вдовиным. С её слов, он владеет этой ситуацией и как бывший учитель тоже переживает за судьбу сельских школ.

Вскоре он в назначенное время позвонил в район  Клюшиной, чтобы она связала его с главой района, но Галина Алексеевна с сожалением сказала, что Вдовина срочно вызвали  в Челябинск и разговор не состоится. Впрочем, он это и ожидал услышать, ибо, с его слов, районная власть бессильна и беспомощна в таких вопросах, как и во многих других и с грустью добавил: «Получается, как в той песне: враги сожгли родную хату... Понимаешь, обидно,  по-человечески обидно, отцы и деды воевали, строили, учили нас, а мы даже свои родные  школы  сохранить и отстоять не можем».

Мне к сказанному добавить было нечего.

 

г. Челябинск

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2020

Выпуск: 

5