На фото: Официальный представитель МИД России Мария Захарова
Беседа с публицистом, доктор политических наук Вадимом Тиксиным
За плечами Вадима Тиксина немалый опыт работы в аппарате Андрея Громыко, многолетнего министра иностранных дел Советского Союза. Он хорошо знал и Анатолия Добрынина, долгие годы работавшего советским послом в Соединенных Штатах, дуайена дипломатического корпуса в Вашингтоне. Имена этих выдающихся советских дипломатов до сих пор с уважением произносят даже нынешние русофобски настроенные западные политики. Предлагаем вниманию читателей ответы Вадима Тиксина на наши вопросы.
– В своих выступлениях вы утверждаете, что «на словах все «патриотично», правильно и хорошо, на деле же происходит ослабление международных позиций нашей страны, возникновение новых вызовов и угроз ее безопасности, с которыми российские политики попросту неспособны справиться». Ваша позиция звучит диссонансом мнению даже видных деятелей оппозиции, поддерживающих, в отличие от внутренней, внешнюю политику российского руководства.
– Меня это ничуть не смущает. Дружное «одобрямс» я уже слышал в период горбачевской «перестройки», когда даже выступавшие против нее деятели убеждали меня в якобы возросшем международном авторитете страны и высоком рейтинге за рубежом главного «перестройщика» Михаила Горбачева. Он, кстати, тоже в то время активно общался с западными лидерам – как в ходе личных встреч, так и по телефону, не упуская ни малейшей возможности «засветить» себя или, выражаясь современным языком, «пропиарить свою «видную» роль в международных делах. Ну а чем все закончилось, хорошо известно… Однако никаких выводов из этих провалившихся попыток сделать западных лидеров «партнерами» и «друзьями» нашей страны так и не сделано. «Партнерами» и «друзьями» они по-прежнему остаются.
– Сравнение Горбачева с нынешним российским Президентом коробит слух. Это при Ельцине продолжалось унижение великой страны, второй державы мира, которая покорно сдавала и своих друзей, и свои геополитические позиции в угоду Западу, прежде всего, США. При нынешнем главе государства Россия, наконец, начала восстанавливать свои позиции на международной арене и, главное, вновь стала независимой страной, отвергающей диктат внешних сил…
– Разве нынешнее российское руководство отмежевалось от этого действительно унижающего наше национальное достоинство курса? Напомню, что Горбачев пользуется у этого руководства большим авторитетом, он, как известно, награжден высшим российским орденом. Непонятно, правда, за что? За организацию развала СССР, этой, по словам нынешнего Президента, «крупнейшей геополитической катастрофы»?
О Ельцине я уже не говорю, За такие же «выдающиеся» заслуги ему сооружено два роскошных музея, на что были потрачены огромные бюджетные средства. Главное, однако, в том, что пагубный и крайне опасный для страны внешнеполитический курс продолжается, хотя и в слегка модернизированным, точнее, «патриотизированном» виде.
– А как же Крым, Украина, Сирия, где Россия, вопреки открытому сопротивлению и усиливающимся санкциям Запада, прежде всего США, действует в своих интересах и не сдает своих позиций, как это было в горбачевско-ельциновский период?
– О Крыме, надеюсь, поговорим отдельно и подробно, его пример также полностью подтверждает мою позицию. Но сейчас предлагаю обратиться к очевидной реальности. Всего семь лет назад Украина была пускай не дружественной, но вполне лояльной страной. Сегодня она самое враждебное России государство мира, более того, источник угрозы для ее безопасности №1, да и безопасности во всем мире. Налицо глубокий раскол единого, казалось бы, русского мира.
Вблизи наших границ, в Донбассе идет настоящая гражданская война, и приход нового украинского президента ничего не изменил. Подобная же, но еще более кровавая война, за которую также немалой ценой приходится платить России, не завершена и в союзной Сирии, где совсем недавно царили стабильность и благополучие.
Ослаблены российские позиции и в других регионах мира, надежных союзников уже не осталось, даже близкая нам Беларусь стала отходить от России. И все это на фоне резкого усиления русофобского настроя и станционного нажима со стороны Запада. Из ключевых международных договоров и соглашений выходят США. Российская же дипломатия при всей ее шумной показной «миротворческой активности не сумела остановить или хотя бы затормозить эти процессы. Во внешней, как и во внутренней политике, она также пробуксовывает и также годами топчется на месте, как это происходит с минскими соглашениями или той же сирийской проблемой.
– Однако возросший натиск на нашу страну можно объяснить именно тем, что она стала проводить независимую внешнею политику. Есть и объективное соотношение сил. Запад, прежде всего США, использует свое влияние, чтобы подорвать позиции России. А после развала Советского Союза у нас гораздо меньше возможностей этому противостоять.
– То, что возможностей на два-три порядка стало меньше, очевидно. Однако нынешнюю слабость России, прежде всего, конечно, экономическую, можно и нужно компенсировать умелым использованием благоприятных для нашей страны внешних, обстоятельств. В политике не все решает экономическая и даже военная мощь. История полна примеров, когда уступающие по этим показателям страны добивались своего в противостоянии с более сильными.
Напомню, что в год смерти Сталина экономический потенциал советского государства не превышал 30% от уровня США, наша страна сильно отставала и по ядерному вооружению. Тем не менее, Советский Союз эффективно контролировал всю Восточную Европу, его позиции в противостоянии с теми же Соединенными Штатами и их союзниками ввиду приближающегося краха колониальной системы стремительно укреплялись.
И сегодня, существенно уступая Западу, тем же США, по экономическому потенциалу, Россия могла бы не только отстоять, но и укрепить свои позиции. В сегодняшней мировой ситуации у нее есть не только «минусы», но и «плюсы.
Динамика мирового развития направлена не в пользу США и их союзников, скорее наоборот. Умелым политическим маневрированием, включая, когда это необходимо и силовые варианты, активным взаимодействием с вновь возникшими новыми центрами силы и отдельными странами, интересы которых совпадают с российскими, можно добиться очень многого.
Но это при компетентном подходе и по-настоящему эффективной, а не рассчитанной чисто на личный пиар активностью в международных делах. В сочетании с решимостью и волей у того, кто определяет политику страны. А всего этого как раз и нет.
Беседу вёл Степан Панкратов