На фото: Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова и гендиректор турфирмы «Экзотик Тайм» Вероника Бирман провели дебаты в прямом эфире в Instagram 7 мая 2020 года.
Разговоры об интервью официального представителя МИДа Марии Захаровой М. Зыгарю, гневном обращении директора турфирмы Вероники Бирман к Захаровой и так называемых дебатах навязли в зубах. Оживлённые обсуждения в соцсетях, статьи на туристических сайтах, ролики известных блогеров, чего только не было. Чуток подтухла тема, а тут ра-а-аз! – многосрочный президент повесил на Машину грудь очередной орден, а Бирман, переобувшись в прыжке, оповестила туристическую общественность о своем бесконечном уважении к Маше и признании ее заслуг. Пожалуй, президент при вручении награды произнес меньше хвалебных слов, чем Вероника.
Вот честно, я бы и внимания не обратила на интервью Захаровой. Ну, мало ли, что брякнула зарвавшаяся чиновница. Все это из уже ставшей привычной череды чиновничьих испражнений: «это не цены высокие, а вы мало зарабатываете», «макарошки всегда стоят одинаково», «я зарплату Сечина не знаю, да и свою тоже» и т.д. Но тут нервы Бирман не выдержали, ведь нет перелетов, нет и работы в туризме.
И приходится признать неприятную вещь. Да, наши коллеги, подобно Маше Захаровой, тоже делят туристов на касты: с деньгами, и перед ними большинство агентов стелется, лебезит, взахлеб рассказывая басни в рекламных турах о множестве ВИПов, выстраивающихся к любимому турагенту в очередь и летающих исключительно бизнес-классом и частными джетами, и на нищебродов, с которыми приходится возиться, продавая дешевые туры с низкой комиссией. Сидели бы дома – разве эту фразу мы впервые от Маши услышали, а не друг от друга? Ни в коей мере не имею в виду досаду напрасно потерявшего время агента, если клиент поматросил и бросил – попросил подобрать 10 стран и 50 отелей, выпросил скидку, а потом испарился в неизвестном направлении. Так поступить может и богатый, и бедный турист. Говорю о презрении большинства коллег к клиентам с тощим кошельком (а таких туристов с каждым годом все больше), и пиетете к богатым. Многие агенты давно берега попутали, скачки по рекламникам с проживанием в элитных отелях, где есть возможность почувствовать себя на месте толстосумов, да тусня с поеданием канапе на туроператорских мероприятиях – вот, собственно, круг их интересов.
***
Не отстают и некоторые туроператорские компании, предлагающие туры вроде бы на любой кошелек, от 2 до 5*, но... Примечательно, что интервью директоров таких фирм стали вынужденно демократичными примерно после кризиса 2008, а в конце 90х-начале 00х – богатый заходи, бедный отвали. Да что там, недавно сидели душевной компанией друзей-агентов, и вот за столом одна коллега резонно сказала, что не любит профессиональные группы в соцсетях из-за негатива к туристам (и мне это понравилось), а другая заметила, что может дать понять нищеброду, что он нищеброд (и мне это совсем не понравилось, ну, возможно, она сказала, не подумав…). Замечу, что ни в коей мере не выпячиваю собственную белизну и пушистость, не раз замечала за собой проявления снобизма, правда, била себя по губам…
В целом непонятно, отчего Вероника разразилась столь эмоциональной филиппикой. Пишет, «глубоко поражена и озадачена» поведением Захаровой. Да полно, один из постулатов успешно функционирующей пропагандистской машины современной России – выталкивание наверх посредственностей а ля Маша. Бирман зачем-то ссылается на Путина, дескать, Гарант Владимирович Бессмертный сказал, что туризм «открывает новые возможности для общения и дружбы между гражданами разных стран». Дык ведь президент Маш и назначает, да еще зорко следит, чтоб подчиненные, по крайней мере, из числа публичных, не казались умнее, интереснее его самого. Ну да, семь пядей во лбу – это не про Захарову. Так Маше-то и не с кого из вышестоящих пример брать, как вести себя на людях. Вспомним, как Путин, будучи в Америке, присел на четвереньки и облобызал собаку президента США. Вот не понимает, что можно публично делать главе великого государства, а что нет. Можете представить, чтобы в Потсдаме Сталин опустился на карачки перед моськой Трумэна? Наиболее разумной, на мой взгляд, инициативой, раз Вероника почувствовала себя столь оскорбленной, могло стать письмо Лаврову от имени турсообщества с требованием снять Захарову с должности. Мол, ко всему привыкли, идиотов во власти пруд пруди; вот вы, товарищ Лавров, по уровню явно не Громыко, но калинку не отплясываете на камеру и странные вещи про элитарность перелетов не говорите. Так нельзя ли кого назначить на должность Маши хоть чуток поприличнее?
Не в обиду Бирман, но написать хлесткий ответ на уничижительные заявления Маши ей не хватило интересных примеров, убедительных фактов, кругозора в целом. Ведь что, по сути, сказала Захарова? Ее измышлизмы – замшелый, траченный молью антисоветизм, помноженный на буйные фантазии. В этом она не отличается от своего верховного патрона, у которого то Ленин из мавзолея страну дистанционно атомными бомбами рвет, то СССР ничего, кроме галош, не производит.
Маша вещала о трогательных воспоминаниях из советского детства – об элитарности поездок за границу и их доступности каким-то невероятно одетым людям с не менее невероятными связями. Массовый забугорный туризм был запущен в Европе примерно с 70х гг, до этого времени не существовал вовсе, а за границу катались только сливки западного общества. Ограниченность свободного выезда на отдых из СССР, к сожалению, имела место, правда, при развитом и недорогом внутреннем туризме. Этот козырь был выложен в перестройку, когда людей на голубом глазу убеждали, что переход к капитализму автоматически означает кисельные реки с непременной доступностью для каждого лучших зарубежных пляжей. «На Канары под пальму» – девиз 90х.
Тем не менее, те несколько миллионов человек, выезжавших в заграничные туристические поездки из СССР, никакой элитой в понимании Маши не являлись. В СССР не было резкого расслоения общества, а уровень жизни позволял отдыхать каждому ежегодно и длительно, так что за границу ехали не те, у кого денег больше, а кто получил путевки по линии «Интуриста» и «Спутника» на предприятиях и в вузах. Моя бабушка (преподаватель кройки и шитья в Доме культуры) дважды отдыхала в Карловых Варах, причем по месяцу, я (студентка) ездила в Югославию и Болгарию – просто пришла в комитет комсомола и написала заявление на поездку, список предложений вывешивали на доске объявлений. Мамина подруга (инженер) съездила в круиз вокруг Европы, другая подруга (врач) в Египет, еще одна (адвокат) в Париж и пр. Не говоря уже о том, что большое количество граждан жили и работали за границей годами. Например, треть нашего класса составляли дети военнослужащих, ранее проживавшие в ГДР, Венгрии, на Кубе и других странах соцблока, а одна девочка уехала с родителями (инженеры-строители) в Индию. Моя мама тоже провела детство в Германии, где служил ее отец.
Сейчас количество таких людей – кот наплакал в сравнении с советскими временами, т.к. РФ почти нигде за рубежом не имеет собственных экономических проектов. Работающие нынче за границей отправляются туда, как правило, самостоятельно, используя возможность работать удаленно (it-специалисты, менеджеры по продажам и пр.), а не при поддержке государства.
Где здесь некая элита в понимании Маши и в какой самоизоляции она жила, сочиняя небылицы, вот вопрос. Факты поездок за границу самых обычных граждан нашли отражение даже в фильмах, которые вся страна смотрела, да и сейчас гоняют по телеку. Кто не видел «Отпуск за свой счет», где воспитательница детского сада полетела искать счастья в Венгрии? Вспомните сцену в фильме «Женщины», где героиня Инны Макаровой (работница фабрики) говорит: поехать, что ль в туристическую, посмотреть, как бабы за границей живут?.. Или знаменитую юмореску Аркадия Райкина, где он рассказывает, что в Париж на конференцию вместо ученого полетели передовик производства и ушлый товарищ с правильными анализами.
«…этот запах салфеток Аэрофлота… это было чудо невозможное… мы их хранили». Вот морщу лоб, вспоминая, чем этаким пахли салфетки в моем рейсе Москва-Белград? Не знаю, может, маленькая Маша Захарова так билась в экстазе об иллюминатор от ощущения собственной элитарности, что бортпроводницы чем-то успокоительным на салфетки капнули?
Безобразия происходили, да и не могли не происходить при ограниченном выезде. Скажем, выделят пару мест на завод на поездку в Италию, и начинается цыганочка с выходом за место под солнцем. Зато сейчас всё хорошо, и десятки миллионов граждан, кроме как на своих шести сотках, вряд ли могут где «отдохнуть». Денег нет. И что еще будет в посткоронавирусные времена…
Но Машу понесло дальше. «Мое воспитание говорило о том, что ты можешь отдыхать, когда у тебя на это есть средства и когда над тобой не висит что-то вроде ипотеки, долга и так далее». Когда Машу воспитывали-воспитывали-да не вывоспитали, никакой ипотеки не существовало, жилплощадь предоставлялась бесплатно либо приобреталась в кооперативе, но без ростовщических банковских ссуд.
«Я слишком была сурово воспитана и надо было меня воспитывать с меньшей долей ответственности». Машиным родителям вполне успешно удалось воспитать дочу с наибольшей долей безответственности.
«Для меня было очевидно, что пока ты не решил свои базовые потребности, ни о каком отдыхе речи быть не может». Да в том и дело, белокурый рупор МИДа, что в детстве вашем голоштанном отдых могли позволить себе практически все желающие. Забугорный туризм был проблемой, да и был он не пляжный, а больше экскурсионный, но используя все возможности внутреннего туризма, народ в сезон отпусков растекался кто куда.
***
Захарова трещала об элитарности полетов не только за границу, но и внутри страны. Летаешь – элита, не летаешь – мелочь пузатая. «Перелеты… это было явление…» Вот тут даже странно, что Вероника не прошлась по несусветной чуши, и мало кто из коллег обратил на нее внимание при обсуждении в соцсетях. Зато об этом сказал Навальный, человек правых взглядов, которого никак не заподозрить в симпатиях к СССР – именно в то время перелеты стали обыденным явлением. Аэропорты, ныне многие заброшенные, были построены в каждом мало-мальски крупном населенном пункте. Я впервые полетела в младенческом возрасте, а когда в последнее лето существования СССР случайно встретила в аэропорту сибирского города-миллионника свою учительницу, оказалось, что она тоже направляется в Сочи, но другим рейсом – самолеты тогда летали чаще, чем трамваи скрипели. Подруги моей мамы, поклонницы Мельпомены, иногда летали в Москву на премьеры спектаклей. Днем прилетели, сходили в театр, а ночным рейсом домой. Кстати, то же самое рассказывает в интервью Н. Цискаридзе, как его мама, учитель физики (совсем не элита по захаровским меркам), порой позволяла себе слетать из Тбилиси на московские премьеры.
Маша возвела перелеты в некий абсолют и до нее не доходит, что люди могут выбирать иной способ передвижения, исходя из целей поездки. Например, я познакомилась в Италии с английской парой (кстати, дипломаты – привет Машиной маме), которая проехалась на поезде Пекин-Москва. Сказали, что хотели прочувствовать масштабы нашей страны. На днях смотрела чудный старый фильм «Верные друзья» и вспомнила, как студенческой компанией ходили на плотах по притоку Иртыша. Днем плыли, а ночевали на берегу в палатках.
Машу беспокоит, что авиаперевозки стали доступны столь большому количеству людей, что, по ее мнению, это не может продолжаться в том же виде. Тут, думаю, дело вот в чем. Не могут все едросовцы летать на частных самолетах. Даже будучи пассажирами бизнес-класса, «слуги народа» вынуждены сталкиваться в аэропортах с нами, простыми людьми. А градус ненависти к жирующим чиновникам просто зашкаливает. Не все же способны в одночасье стряхнуть оперение, как Бирман, и сменить гнев на милость.
Мне довелось наблюдать любопытную сцену при посадке на рейс в Рим. В рукаве стояла Ирина Яровая, еще один белокурый рупор Кремля, с некими богато одетыми мужчинами и крепкими парнями, видимо, телохранителями. И какой-то паренек не растерялся и громко схохмил: «Яровая! Пошли к нам в эконом! Местечко тебе у туалета найдем. Поговорим, за что голосуешь и на какие деньги в бизнесе летаешь». Видели бы лицо этой фурии…
Ах, если бы сбылась мечта Маши и мы ездили на подножках и крышах вагонов, как она того хочет. Ведь так приятно жить в воображаемом мире, в котором льстецы скажут, какая ты замечательная, почти Коллонтай, президент очередную медальку повесит за укрепление престижа разграбленной, деградирующей России на международной арене… А народ пусть изливает ненависть к «слугам народа» в интернете, ведь в него можно и не заглядывать.
***
В ходе так называемых дебатов Захарова повторяла «услуги», «выполнение услуги», «такой услуги раньше не было», говоря о вывозе граждан РФ домой, а Бирман улыбалась и удовлетворенно кивала головой. Из обихода чиновников давно исчезли слова о долге, обязательствах государства перед народом. В связи с чем нельзя не вспомнить, как вывозили домой граждан СССР даже при самых сложных обстоятельствах. Например, пассажиров раздавленного льдами парохода «Челюскин». Это была эпопея, за которой с замиранием сердца весной 1934 года следила вся страна, герои-летчики стали первыми Героями Советского Союза, а имена Ляпидевского и Водопьянова знал любой советский ребенок.
А вызволение из американской тюрьмы и обмен в 1962 году знаменитого разведчика-нелегала Вильяма Фишера, он же Рудольф Абель! По мотивам этой истории даже сняли знаменитый фильм «Мертвый сезон», в котором сам Фишер, полковник ГРУ, обратился к зрителям с приветственным словом. Что уж говорить о простых ситуациях – попали в беду обладатели советского паспорта за границей, их надо вернуть домой.
Как это «выполняется» в современной РФ, наблюдаем с конца марта. Ни помочь деньгами реально, а не на бумаге, ни вывезти организованно – ничего не могут ни Минтранс, ни контора, где аки рабыня на галере, трудится Маша.
В обращении к Захаровой Бирман написала, на мой взгляд, странную фразу: «Дайте людям возможность обеспечить себе более высокое качество жизни, вместо морализаторства времён Советского Союза». Вот с первой частью не могу не согласиться, Маша и прочие яровые-озимые получают непомерно высокие зарплаты, не говоря о сверхдоходах олигархов, прихватизировавших народное добро.
А ко второй есть вопросы. Да причем тут советское морализаторство-то?.. Во всех странах и при всех социальных системах государственные мужи учат людей жить. Вопрос в том, в чьих интересах это делается. Вы что же, никогда не слышали, к примеру, слова президента США Д. Кеннеди «Не спрашивай, что Америка может сделать для тебя — спроси себя, что ты можешь сделать для Америки»? А Кеннеди настолько не выносил все, что имело отношение к социализму, что ввел экономическую блокаду Кубы и даже, говорят, кефир пить не мог при одном упоминании СССР.
А недавно нас учил патриотизму президент Путин, спрятавший, по слухам, в 1991 году на даче партбилет и скоропостижно переобувшийся из советчика в антисоветчика. Сказал, патриотизм должен быть не просроченным, а свежим, выбритым и устремленным в героическое будущее. С президентского языка перевожу на человеческий: мы все, олигархи, и те, кого они обворовали, вместе, у нас же одна страна, а кому это не нравится, идите в суд или утешьтесь каналом «Спас».
Ну да ладно, мы не об идеологии и пропаганде вообще, а о туризме в частности. Так в чем состояло советское морализаторство применительно к путешествиям? В том, что в аэропортах и авиакассах в Советском Союзе можно было увидеть лозунги «Летайте самолетами Аэрофлота»? В том, что на стендах в санаториях помещали выдержки из Конституции о праве граждан на отдых?
Вот честное слово, хочу жить в новой России, где, с одной стороны, не будет ограничений на заграничные путешествия, как в СССР, а с другой, где государство и руку помощи протянет гражданину, попавшему в беду за кордоном, и отечественный авиапром вновь поднимет, и создаст такую экономику и социальные гарантии, при которых, как в Советском Союзе, гражданам будет хватать на жизнь и отдых. Только вот думаю, если произойдет это, то в благословенные времена, когда к управлению страной таких, как Мария Захарова, и на пушечный выстрел на пустят. Перефразируя строки Некрасова, чтоб жить в пору эту прекрасную довелось – и мне, и тебе.
Марина Насонова, турагент со стажем более 20 лет