Виктор КРАСУСКИЙ. Судьба танкиста

На фото: тяжёлая советская самоходно-артиллерийская установка СУ-152. Курсант Вилен Рейзин, 1942 г.

 

В этой истории нет ничего выдуманного. О Юре Елькине мне рассказал мой родной дядька, ветеран Великой Отечественной войны, выпускник 1943 года Челябинского танкового училища Вилен Яковлевич Рейзин. Живёт он в городе Ариэль, в Израиле. 26 апреля ему исполнилось 96 лет, что не мешает ему  по скайпу рассказывать мне истории 75-летней давности. Он уцелел. В одном из рассказов он вспоминал о своем друге Юре Елькине, с которым познакомился в танковом училище. В Свердловске у Юры оставалась мать – Елькина Елена Петровна, которая жила на улице Декабристов, 3-й дом Горсовета, квартира 135. 

Нет уже Челябинского танкового училища, на его месте возвышается стандартный микрорайон. За свою историю чего только не повидали старые казармы. В начале прошлого века  в этом районе был переселенческий пункт, войсковой остановочный пункт, размещался 196-й пехотный Инсарский полк, потом  эвакогоспиталь, 85-я стрелковая дивизия, одной из первых принявшая бой в июне 1941-го,  598-й легкий артиллерийский полк. И вот, 30 июня 1941 года, территория была отдана для формирования Челябинского танкового училища.

1942 год. Шагают по улицам Челябинска курсанты. Идёт колонна от Красных казарм к вокзалу, туда, где находится Челябинское танковое училище. Стриженые головы, а на петлицах авиационные крылышки. Курсанты Челябинской военной школы авиационных механиков одним приказом превратились в курсантов-танкистов. Вчерашние студенты, рабочие, школьники. Призывались в Свердловске, Челябинске, Магнитогорске. Есть среди них бывшие учащиеся Минской авиационной спецшколы № 18. Проходят строем мимо двухэтажных кирпичных корпусов, штаба, служб. Последнее, четвертое здание – это их дом – казарма. Дальше по территории Южные ворота, за которыми поле. Вдоль казарм линейка, она упирается в клуб. В центре караульное помещение с гауптвахтой. Напротив 4-й казармы туалет, еще левее курсантская столовая.

Колонна выстраивается на линейке. Через несколько месяцев подготовки курсанты станут командирами экипажей, механиками-водителями. Они ещё не знают, что их судьбы будут очень разными, и многие не увидят победного салюта 1945 года. Стоят курсанты 13-й, 14-й и 15-й роты, будущие техники-лейтенанты: Электрон Приклонский, Юра Елькин, Вилен Рейзин, Марат Аникейчик.

Вдоль казарм шли железнодорожные пути. Из окон было видно, как на платформы грузили установки под брезентом. Это были «катюши». Каждый день загружали по 20-30 штук. В глубине территории – тиры, парки боевых машин, склады и мастерские.

Им было всего по 18 лет. Спали на трёхэтажных нарах. Третий взвод, как самые «мелкие», прямо под потолком.  Жизнь курсантов в 1942 – 1943 годах описал Электрон Приклонский, он, как раз и был курсантом 13-й роты. Всю войну он вёл дневник, который впоследствии превратился в книгу «Дневник самоходчика». В ней я нашёл упоминание о Юре Елькине: «…белобрысый, неуклюжий увалень Елькин, с которым тоже встречались на «вождении» и даже один раз поссорились среди ночи до драки, уставшие и злые…».

«Вождением» Электрон называет особый способ  мытья полов, когда на швабру для придания веса становился курсант, а два других тащили эту швабру вдоль половиц, соскребая всю грязь. В воспоминаниях Электрона Приклонского много фамилий: курсанты, командиры. Рассказывает он о занятиях, практике на Кировском заводе, приёмке самоходки после выпуска.

Подготовка танкистов – это в том числе и занятия строевой подготовкой, которые проводил заместитель начальника училища полковник, комбриг 12-й танковой, сталинградец Авраам Соломонович Кирнос (Абрам Шулимович), кадровый военный с 1914 года, боевой офицер, участник империалистической, гражданской, финской кампаний, Великой Отечественной. Командир 12-й танковой бригады. Абрам Шулимович  был ранен и тяжело контужен под Сталинградом и после лечения направлен в Челябинское танковое училище. Награды полковника: орден Красной звезды, 2 ордена Красного знамени, орден Ленина, медали. Именно его подпись стоит в удостоверении старшего механика-водителя техника-лейтенанта Рейзина. Вилен вспоминает Авраама Соломоновича: «Я маленький – замыкающий  на левом фланге, он тоже невысокого роста, учил меня гранату бросать. Он был начальником строевой части, заместителем начальника по строевой».

Будут впереди политзанятия, дежурства по казарме, вождение танков Т-26 и автомобилей, тренировки «пеший по танковому» и, конечно, практика в цехах Челябинского Кировского завода. Будущие танкисты проходили матчасть на сборочной линии, сами собирали машины, на которых предстояло уйти на фронт. Уставали, мёрзли, спали в термичке,  ели скудные заводские обеды – курсантские-то побогаче.

В роте взводы формировали по росту, и третий взвод  был взвод «штифты», а первый в отместку называли «карандаши».

Разными оказались роты при выпуске: 15-я у Вилена и 13-я у Юры. И то, только потому что Вилен угодил в карантин, и пока командование решало, что с ним делать, учебный процесс шёл, и  доучиваться пришлось в 15-й роте. 13-я рота выпустилась чуть раньше, а 15-я  рота в июле 1943-го. Командирам экипажей присваивалось звание лейтенант, младший лейтенант, старшим механикам-водителям – звание техник-лейтенант. С 1942 по 1945 г. Челябинское танковое училище произвело 37 выпусков и подготовило 6 863 офицера-танкиста.

В июле 1943 года Вилен принимал самоходную установку СУ-152 на Челябинском Кировском заводе. Погонял её как следует на заводском полигоне, чтобы проявились все неполадки, под нагрузкой рассыпался один из подшипников. Беду тут же устранили заводчане. Потом загнал самоходку на железнодорожную платформу и отбыл с эшелоном под Москву, как оказалось, в резерв. Потом опять на платформу под Тулу для сплачивания в тульские танковые лагеря, где находился резерв ставки Верховного главнокомандования.

«Простояли в Туле долго, даже в самоволки в город ходили. Однажды, уже зимой, построение. Команда – «Передать машины». Смотрю, кому передаём, а это 13-я рота и мой товарищ Юрка, – рассказывал Вилен. – Он уже обстрелянный с орденом Красной Звезды, наган в кобуре. Увидел меня, говорит: «Ну у тебя точно машина в порядке!». Я ему меховой шлемофон, нож перочинный и шёлковый платок, чтобы топливо фильтровать. Друг рад – все отлично! Вот до сих пор и не знаю, жив он остался или нет?» – закончил рассказ Вилен.

Меня заинтересовала судьба его друга, и я занялся поисками.

10 января 1944 года техник-лейтенант Юрий Тимофеевич Елькин, старший механик-водитель СУ-152 1546-го тяжелого самоходного артиллерийского полка, в составе 5-го танкового корпуса был награждён орденом Красной звезды. (Замечу, что полк 1546-й был сформирован в Челябинске по директиве ГКО 2889сс от 14.02.1943).

Строки из наградного листа:

«В период боевых действий полка с 16 ноября по 20 декабря 1943 года показал себя смелым и ответственным офицером, умеющим маневрировать на поле боя. Благодаря хорошему знанию материальной части и маневренности на поле боя экипаж систематически выполняет боевые задачи. 14 декабря 1943 года в районе деревни Овсеенки Городковского района Витебской области была подавлена 75-мм батарея и до 50 солдат и офицеров противника, в деревне Выровля, этого же района, разбито четыре дома с немецкими автоматчиками,  15 декабря 1943 года в деревне Корево Городковского района Витебской области прямой наводкой подбито три 75-мм орудия. 16 декабря 1943 года в районе станции Бычиха Меховского района Витебской области выкатил самоходное орудие на прямую наводку, смело маневрируя на поле боя, экипаж уничтожил до 60 человек немецких солдат и офицеров…

Командир 1546-го  тяжелого самоходного артиллерийского полка подполковник Нода».

(Наградной лист от 20.12.1943 г.)

Юра Елькин, кавалер ордена Красной Звезды, в 20 лет сгорит в самоходке ИСУ-152. При попадании снаряда в самоходную установку механики-водители часто погибали первыми. Рядом находился топливный бак, а оглушённому или раненому механику-водителю выбраться со своего места часто не удавалось.

Юрий Тимофеевич Елькин убит 20 апреля 1944 года, 4 км южнее дер. Подвербцы (Пидвербцы, Тлумацкий район, Ивано-Франковская область) Станиславской (город Ивано-Франковск) области.  Перезахоронение в с. Незвиско, Городенковский район, Ивано-Франковская область. Братская могила, похоронено 614 человек.

В этот же день погибли танкисты, механики-водители:

Липкин Леонид Максимович, техник-лейтенант старший механик-водитель, член ВЛКСМ с 1939 года, 1924 г.р. Призван – Октябрьский РВК г. Свердловск. Проживал г. Свердловск, ул. Энгельса, 42в. Мать Липкина Евгения Яковлевна. Убит 4 км южнее д. Подвербцы, Станиславская область.

Карпунин Александр Александрович, младший техник-лейтенант старший механик-водитель, беспартийный, 1914 г.р., кадровый с 1941 г., проживал Вологодская область, Сокольский район, деревня Серково, сестра Сафукова Феодосия Павловна.

Королёв Александр Гаврилович, старший лейтенант старший механик-водитель, 1922 г. рождения, б/п. Призван Ржевским РВК с 1941 г., Калининская область, Ржевский район, село Зальково. Дед Королёв Арсентий Максимович.

Суворов Александр Иванович, старший лейтенант старший механик-водитель, 1907 г. рождения, член ВКП(б), Ивановская область, Владимирский район, село Брутово, призван Москворецким РВК, г. Москва, 1942 г. Жена Гусева Надежда Ивановна, г. Москва, Нагатинское шоссе, дом 1, завод имени Карпова.

Донесение подписали:

399-й гвардейский САПП

Командир

Гвардии подполковник Кобрин

Начальник штаба 

Гвардии майор Кошмаров.

 

Удивительно, но сохранился отчет о боевых действиях 339-го гв. ТСАП за 20.04.1944 г. по отражению танков противника. Это по-военному чёткое  описание боя.

Отчет о боевых действиях 399-го гв. ТСА по отражению атаки танков противника 20.04.44 г.:

399-й Гвардейский Проскуровский тяжелый самоходный артиллерийский полк 13.04.44 г. в 8:00 получил пополнение маршевыми батальонами в количестве 21 установки ИСУ-152, станция разгрузки Гусятин.

Подготовленность экипажей:

Экипажи установок ИСУ-152 за 6 дней до отправки в действующую армию были собраны в своем составе, получили матчасть, отстреляли 1 упражнение боевых стрельб и были направлены в Учебный центр самоходной артиллерии Красной Армии для сплачивания. В пути следования с завода г. Челябинска были переадресованы в действующую армию. Командиры батарей были назначены перед отправкой на фронт и недостаточно ознакомились с экипажами своих подразделений (по заявлению командиров батарей).

Из личного состава участников в боях всего 30 %. Остальная часть в боях не участвовала.

8:00. 13.04.44 г. маршевые батареи № 51, 52, 53, 54 по прибытии на станцию Гусятин поступили в распоряжение 399-й гв. ТСАП.

9:30. батареи выступили на марш протяженностью 7 км в район Чабарувка, где заправились б/припасами и ГСМ.

15:00. Выступили на марш Чабарувка – Косув протяженностью 65 км.

24:00. полк прибыл в Косув и поступил в распоряжение командира 47-го СК и к 7:00 14.04.44 г. занял ОП на участке 167-й СД.

10:30. 14.04.44 г. полк вступил в бой по сопровождению огнём наступающей  пехоты 167-й СД.

В течение 14.04.44 г. полк ведёт жаркие бои по сопровождению пехоты в направлении Бучач.

В течение 15 – 16.04.44 г. полк занимает оборону на достигнутых рубежах  и отражает контратаки танков и пехоты противника.

В результате боёв полк уничтожил: сожжено танков п-ка 7 штук, подбито 3 шт., 2 ПТО, 1 автомашина и до 300 немецкой пехоты.

В 3:00 17.04.44 г.  по приказу командующего БТ и МВ войсками 1-й гв. армии гвардии полковника Копылова полк совершает марш Войцехувск – Обертин протяженностью 200 км и прибывает в распоряжение командира 1-й гв. ТА.

К 6:00 полк прибыл в Назвиска, где поступил в распоряжение командира  11-го гв. т.к.

К 7:50 занял ОП на участке 27-й гв. мсбр. (гвардейская мотострелковая бригада – прим.).

1-я батарея заняла ОП у развилки дороги ю.-в. Живачув. 2-я батарея заняла ОП у развилки дорог, что ю.-з. Подвербце. 4-я батарея заняла ОП по западным скатам высоты 317.0. Общая задача батарей – не допустить прорыва танков противника с направления Живачув, выс. 320.0, Исакув, Подвербце в направлении Назвиска, Гарасимув.

3-я батарея в резерве заняла ОП, овраг южнее Подвербце, с задачей быть готовыми поддержать огнём батареи 1, 2, 4.

В 11:00 20.04.44 г. противник начал  арт. минометную подготовку. В 12:00 20.04.44 г. танки противника перешли в атаку в направлении Живачув, выс. 320.0, Исакув, силами до 57 шт., типа «Пантера», «Тигр», в направлении Назвиска, Гарасимув.

С наблюдательного пункта полка батареи были предупреждены о появлении танков противника. Первой открыла огонь по танкам противника первая батарея с дистанции 1200–1400 метров. К 12:30 все батареи, кроме резервной, вступили в бой по отражению атаки  танков противника. Первые танки противника были подожжены на расстоянии 1400–1500 метров. Несмотря на огонь самоходных установок, танки противника, неся потери, приблизились к ОП батарей, делая обходы по лощинам, используя складки местности. Установки, отбивая атаки превосходящих танков противника, не отходя ни на шаг и нанося им урон, сами начали нести потери.

В 16:30 20.04.44 г. на усиление левого фланга  в район высоты 302.0 была выброшена резервная батарея, которая также вступила в бой. По отражению атаки более 10 танков противника, пытавшихся пройти в направлении высоты 302.0, первыми выстрелами батареи были подожжены 3 танка противника, остальные скрылись.

Полк в течение 7 часов вёл напряженные бои  по отражению атаки танков и пехоты противника. Атака танков противника была остановлена на рубеже шоссе Живачув, Назвиска, высота 317.0.

В результате боя уничтожено:

1-я батарея подбила 2 танка, сожгла 3 танка.

2-я подбила 3 танка, сожгла 2 танка.

3-я подбила 0, сожгла 1 танк.

4-я подбила 2, сожгла 3 танка.

Итого полком уничтожено: сожжено 9 танков, подбито 7 танков, уничтожено пехоты до 100 человек, разбито 2 ПТО с прислугой.

Потери полка: сгорело от огня танков противника установок 12 шт.

В бою отличилась батарея № 4, командир батареи гв. капитан Икрамов (Икрамов Борис Самуилович),  тремя орудиями сожгла и подбила пять танков противника.

Отличились экипажи:

1. Экипаж командира установки лейтенанта Белякова В.Е. (Василия Ефремовича)

Мех.-водитель техник-лейтенант Тужилкин Н.П. (Николай Павлович).

Наводчик ст. сержант Митяев Д.И.

Заряжающий сержант Зыков Н.П.

Замковый мл. сержант Иваньков И.Ф.

Экипаж уничтожил 3 танка противника.

2. экипаж ст. лейтенанта Шагибекова (Баязит Абдулгазизович).

Водитель техник-лейтенант Суворов.

Наводчик ст. сержант Гатлевский (Николай Кузьмич).

Заряжающий сержант Жигалов.

Замковой сержант Коротков (Николай Спиридонович).

Экипаж сжег 3 танка противника.

3. экипаж лейтенанта Горынина И.Е. (Ивана Егоровича).

Мех.-вод. т/лейтенант Карпунин А.А.

Наводчик ст. сержант Тараканов А.А.

Замковой сержант Беспалов С.И.

Заряжающий…

Экипаж уничтожил 2 танка противника.

4. экипаж лейтенанта Кудинцова (неразборчиво)

Водитель т/лейтенант Королёв.

Наводчик сержант Кутовой.

Заряжающий сержант Стеценко.

Замковой сержант Москвитин.

В течение 21 и 22 апреля 1944 г. полк находился в обороне в составе 5 установок ИСУ-152 в готовности отразить атаки танков противника.

Недостатки:

1. Не было дано времени даже для знакомства с экипажами, сразу с разгрузки и длительного марша установки вступили в бой.

2. Плохая подготовка расчетов установок сказалась на боевой работе в бою:

а) малая скорострельность и недостаточная меткость стрельбы. Экипажи установок, которые были подменены старыми расчетами, воевали лучше;

б) экипажи не имели хотя бы сутки отдыха с момента разгрузки;

в) сложившаяся обстановка не дала времени на подготовку к бою.

3. Самоходные орудия вели бой, не имея впереди себя прикрытия от пехоты и танков.

Положительные стороны:

1. Ни один из расчетов не проявил трусости, проявлял героизм, не отступил ни на шаг, дрались до последнего.

2. Управление батареями, как внутри батарей, также с КП и НП осуществлялось по радио, которое работало отлично.

3. Своевременная выброска резервной батареи для усиления левого фланга и хорошие действия этой батареи не дали возможности  продвижения в южном направлении танков противника.

4. Отличное состояние материальной части обеспечило участие в бою всех установок. Полк совершил 200-километровый марш, не имея  ни одной вынужденной остановки.

Командир 399-й ПТСАП  гв. полковник Кобрин (Кобрин Дмитрий Борисович)

Начальник штаба  гв. майор     Кошмаров (Кошмаров Василий Андреевич, убит 22.01.1945 г.)

Электрон Приклонский дойдет до Берлина, закончит службу в звании полковника и на основе дневниковых записей напишет книгу «Дневник самоходчика», в которой вспомнит  своих товарищей. Марат Аникейчик получит орден Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени, служить будет до 1970 года, покинет службу в звании инженера-полковника. Вилен Рейзин, кавалер ордена Отечественной войны II степени, медали «За отвагу», закончит службу в Польше в 1947 г. Будет заниматься радиоизмерительной техникой, станет главным конструктором Курского радиозавода, выйдет на пенсию, уедет в Израиль.

Прочитав документы последнего боя, я позвонил Вилену: «Погиб Юра 20 апреля 1944 года».

Вилен помолчал и сказал: «Эх, а я думал, он всё-таки жив остался…»

От редакции: фамилии, имена, отчества в скобках даны автором для расшифровки.

P.S. К сожалению, мне не удалось разыскать фотографии Юры Елькина и Марата Аникейчика. Может быть, кто-то из родственников прочитает эти строки и пришлёт фотографию.

Материалы из истории Челябинска военной поры, биографии и воспоминания челябинцев читайте на сайте Центральной библиотеки имени А.С. Пушкина «Челябинск.Танкоград.Победа» (танкоградпобеда.рф).

 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2020

Выпуск: 

6