Таможенный союз ЕАЭС-2019
Эту статью я написал несколько дней назад. Два журнала отклонили ее с мотивировкой, что сейчас вокруг Беларуси и так много разных спекуляций, не следует добавлять еще одну. Я и сам в засомневался в целесообразности публикации. Мало ли что мне привиделось в моем воображении...
Но если Симонян и некоторые другие почти официальные лица открыто призывают к поглощению Беларуси, при необходимости с использованием гибридной войны, возникает ощущение, что моя фантазия все-таки может реализоваться. Значит, надо публиковать. Может быть, хоть кто-то призадумается.
Текст открытый. Разрешаю перепечатывать всем желающим.
Автор
Написанное ниже является плодом фантазии автора. Автор не хочет реализации подобного сценария и никого к этому не призывает. Напротив, он надеется, что у всех сторон возможного конфликта хватит благоразумия вовремя остановиться. Тем не менее, данная фантазия основана на посылках, существующих в действительности. Это вызывает опасения. Задача данной статьи – довести эти опасения до широкой аудитории и предупредить всех потенциальных участников о возможных последствиях.
Начать следует с того, что идея создания Союзного государства, возникшая еще в 90-е годы, предполагала не только объединение («глубокую интеграцию») России и Беларуси, но и включение в Союз других государств, ранее входивших в состав СССР. О этом свидетельствует активный сторонник и лоббист данного проекта В. Алкснис
В 90-е годы реализация этой идеи казалась возможной, по крайней мере, в отношении Беларуси. Интеграционные настроения в обеих странах были сильны. В 1994 г. А. Лукашенко победил на президентских выборах благодаря пророссийской риторике. В России в фокус-группах, проведенных С.Белановским, полного единодушия не было, но желание объединения преобладало, особенно у многочисленного в те годы «поколения войны» (50+), которое было готово ради этого идти даже на финансовые жертвы. Объединительные референдумы в обеих странах в те годы были вполне возможны.
Здесь нет необходимости подробно описывать дальнейшую трансформацию идеи объединения. Общеизвестно, что Лукашенко чем дальше, тем больше отходил от нее, хотя на словах демонстрировал приверженность углублению интеграции. Благодаря этому он добился от России значительных торговых преференций, не делая никаких реальных шагов в сторону создания объединенного государства.
К сожалению, в России гораздо меньше известно, что за прошедшие два с половиной десятилетия сильно трансформировалось белорусское общество. Идея объединения с Россией в единое государство делалась все менее популярной.
По данным независимого беларуского социолога А. Вардомацкого доля сторонников объединения сегодня невелика (17%) и быстро сокращается. Белорусов устраивают отношения в рамках Таможенного союза, открытые границы, выгодные для них условия торговли, но создания единого государства они уже не хотят.
Произошли и серьезные идеологические изменения: усилился белорусский национализм, появились сомнения в экономической целесообразности объединения, ухудшилось персональное отношение к В.Путину. Это подтверждает серия глубоких интервью, с белорусами, проведенная в июле 2020 г. исследовательской Группой Белановского
• Белорусам нужно, конечно, своё национальное государство (женщина, 47 лет, Гродно).
• В России другие законы, у нас это вызовет экономический кризис. Предприниматели и ITотрасль из страны уедут (мужчина, 36 лет, Минск).
• Путин – такой же, как Лукашенко, даже хуже (женщина, 32 года, Брест).
В России мало известно, что за прошедшие годы в Беларуси значительно усилилось влияние Польши и отчасти Литвы, являющихся членами Евросоюза и НАТО. И если международный вес Литвы можно считать незначительным, то Польша превратилась в мощного политического игрока, ставшего геополитическим врагом России. Польское влияние в Беларуси сделалось весьма заметным, особенно в западных областях Беларуси.
Это делает ситуацию в Беларуси намного более похожей на украинскую, чем представляется многим. Разделение страны на «восток», тяготеющий к России, и «запад», тяготеющий к Польше (а через нее и к Евросоюзу) на протяжении двух десятилетий маскировалось отсутствием политической конкуренции и мнимым единством нации.
К сожалению, создается впечатление, что современная российская власть не учитывает этих изменений, пребывая в плену представлений 90-х годов. Она по-прежнему настаивает на углублении интеграции, которая в сегодняшних условиях может означать только ту или иную форму объединения государств, поскольку сотрудничество в рамках Таможенного союза и без того достаточно глубоко.
Об углублении интеграции говорил, в частности, президент России Путин в своем поздравлении Лукашенко. За дипломатическими формулировками могут скрываться более конкретные предложения, которые посол Беларуси в РФ В.Семашко оценил, как команду «руки вверх» https://www.interfax.ru/world/715457.
Далее мы переходим в область предположений, которые, мы надеемся, не реализуются. Речь идет о возможности возникновения гибридной войны.
Википедия со ссылкой на N.Popescu дает следующее определение этого понятия.
• Гибридная война (англ. hybrid warfare) — вид враждебных действий, при котором нападающая сторона не прибегает к классическому военному вторжению, а подавляет своего оппонента, используя сочетание скрытых операций, диверсий, кибервойны, а также оказывая поддержку повстанцам, действующим на территории противника. При этом военные действия могут вообще не вестись, и с формальной точки зрения гибридная война может протекать в мирное время. Нападающая сторона осуществляет стратегическую координацию указанных действий, сохраняя при этом возможность правдоподобного отрицания своей вовлечённости в конфликт.
В настоящее время никаких признаков гибридной войны, за исключением странного эпизода с арестом 33 российских граждан, на территории Беларуси нет. Однако в украинском СМИ появилось сообщение о создании так называемой Витебской народной республики.
По сообщению этого источника, в сети появился паблик, призывающий к созданию "Витебской народной республике" и введению российских войск. Приводятся следующие слова, якобы написанные «организаторами».
• Мы призываем президента России ввести войска в Витебскую область и сохранить тут мир. Россия – гарант спокойствия. Поймите же вы, Лукашенко враг России!
Безусловно, данное сообщение может быть фейком, провокацией или чьей-то неудачной шуткой. Однако подобные провокации являются неотъемлемым элементом гибридной войны, с чьей бы стороны они ни исходили. Оно уже спровоцировало обсуждение о возможном источнике данного сообщения: Украины, Польши или России. Обсуждение идет и в российском сегменте социальных сетей.
Серьезность ситуации состоит в том, возникновение в 2014 г. гибридной войны на Украине было неожиданным для всех вовлеченных в конфликт сторон. Сегодня фактор неожиданности утрачен, все потенциальные стороны к ней готовы.
В случае дестабилизации обстановки в Беларуси может возникнуть противостоящая России коалиция Литвы, Польши и Украины: Литвы из-за страха потенциального российского вторжения, Польши из-за исторических обид, а Украины вследствие желания взять реванш за прошлое поражение и желания дестабилизировать ситуацию в России.
Если в классической войне ни одна из названных стран и даже их коалиция не сможет противостоять России, то в гибридной войне они могут действовать вполне успешно. Кроме того, главные геополитические противники России – США и Евросоюз хотя и не станут непосредственными участниками войны, но оказывать значительную материальную и пропагандистскую помощь своим союзникам они, без сомнения, будут.
Как в этих условиях сможет действовать Россия? Если гибридная война все же будет развязана, она может принять упорный и затяжной характер с вовлечением в нее «восточных» и «западных» белорусов, которые сегодня ее категорически не хотят. Причем, координирующий центр этой войны будет находиться за пределами досягаемости для России – скорее всего в Польше. Попытка ликвидировать этот центр военными средствами приведет к масштабному мировому конфликту, на который Россия не пойдет.
Затяжная гибридная война крайне невыгодна для России, особенно если противостоящие ей силы сделают попытку перенести ее на российскую территорию (по меньшей мере в пропагандистском аспекте).
В сложившейся ситуации России не только не следует инициировать в Беларуси гибридную войну с целью поддержки Лукашенко или иного политического лидера, но и, напротив, всячески избегать поводов для обвинения в развязывании такой войны, избегать провокаций.
Чем бы ни завершился политический кризис в это стране, Беларусь при любом правительстве будет заинтересована в сотрудничестве в рамках Таможенного союза. По данным нашего исследования это прекрасно понимают и рядовые белорусы. По мнению жителей обеих стран, такого сотрудничества вполне достаточно. Дальнейшее углубление интеграции, навязывание Беларуси российских правил игры не в интересах самой России.