Вадим ТИКСИН. Союзна ли Россия «союзной» Беларуси

Президент Белоруссии Александр Лукашенко во время встречи с председателем правительства РФ Михаилом Мишустиным в Минске, 3 сентября 2020 года. Источник: Газета.Ru

Провал госпереворота в Беларуси, который пытались организовать западные спецслужбы и их клевреты в Польше и Литве, прояснил и истинное отношение российского руководства к этой стране. Согласно его официальным заявлениям, Беларусь – это «наше союзное государство и братская нам страна». Президент России признал выборы состоявшимися, поздравил А. Лукашенко с победой, постоянно беседовал с ним по телефону, состоялась и личная встреча. Осудил Путин и создание в Беларуси не предусмотренных Основным законом страны органов власти, хотя и призвал прислушаться к уличным протестам. Была гарантирована также внешняя безопасность Беларуси, то есть неприкосновенность ее границ и объявлено о создании кадрового резерва «силовиков» на случай экстремальных ситуаций – поджогов, погромов и т.д. Меры вполне обоснованные в условиях, когда к границам как со стороны Польши, так и со стороны Литвы, стали подтягиваться натовские войска, а со стороны Украины – банды националистов-боевиков, готовых к погромам и расправам с «пособниками москалей».

 Но это чисто военные аспекты, напрямую затрагивающие и безопасность России. Что же касается позиция по ситуации в самой Беларуси, то ее изложил пресс-секретарь Д. Песков: «Мы относимся ко всему, что происходит в Беларуси, как к внутреннему делу этой страны, и считаем, что все должны делать все необходимое, чтобы были созданы условия для сохранения ситуации в рамках правового поля, в котором мог бы осуществляться необходимый диалог». Песков также подтвердил готовность российского руководства к контактам с Координационным советом белорусской оппозиции. С тем самым, который открыто заявил о непризнании итогов выборов и своем стремлении сместить Лукашенко с президентского поста.

Как это сочетается с осуждением Путиным создания не предусмотренных Конституции республики органов, то есть, того же Координационного Совета, трудно понять. Впрочем, российский президент призвал одновременно белорусскую власть прислушаться к уличным протестам. Но протесты направлены на свержение власти, другого лозунга у них нет. Сам Лукашенко предлагает прислушиваться не к этим протестам, не к «диктату улицы»» с единственным лозунгом «уходи!», а к мнению трудовых коллективов, с которыми уже начато обсуждение политической реформы и новой Конституции страны.

Разница существенная.

Незрелая, малоопытная молодежь и домохозяйки действуют под влиянием эмоций, усиленно разжигаемых извне. Рабочие и служащие старшего поколения, проголосовавшие на выборах за Лукашенко, понимают, каким кошмаром для них может обернуться приход к власти невежественной в политике и поддерживаемой западными спецслужбами домохозяйки С. Тихановской, способной лишь, по ее же признанию, «жарить котлеты». Кстати, близкая к оппозиционерам организация «Голос», начавшая независимый подсчет голов с конкретных избирательных участков, установила, что за Лукашенко проголосовало на них более 60% голосов, после чего о «фальсификации» активисты оппозиции стали помалкивать, всецело переключившись на «уходи!».

Вернемся, однако, к сути событий.

Обнаглевший международный бандит в лице коллективного Запада и его подручных с огромной политической, идеологической, финансовой и «спецслужбовской» мощью обрушивается на братское и союзное России небольшое государство. Ее руководство, однако, заявляет о своем «невмешательстве» в белорусские дела, оставляя союзника наедине с этим бандитом.  И тут же вмешивается в эти дела, предлагая своему «брату» и «союзнику» вступить в диалог с подручными напавшего на него бандита, создавшими в Беларуси свой Координационный совет. Более того, выражается готовность и самого российского руководства наладить контакты с этим нелегитимным органом и легитимно избранными белорусским президентом. Как говорится, «и нашим, и вашим».

Здесь невольно возникает аналогия с майданной Украиной 2014 года. Ее тогдашнему президенту Януковичу российские политики вместе с западными лидерами также рекомендовали «диалог» с уличной оппозицией, требовавшей его ухода. Чем все это закончилось, хорошо известно. Но Лукашенко, слава богу, это не трусоватый и недалекий Янукович. Он не последовал губительным для белорусского государства рекомендация западных «партнеров» и российских «друзей». Белорусский лидер категорически отверг «диалог» с Координационным советом, против участников которого белорусская генпрокуратура возбудила уголовные дела по обвинению насильственном захвате власти. И так же решительно Лукашенко отказался от контактов с западными лидерами Макроном и Меркель, предлагавшими «посредничество» в контактах с преступными элементами, затеявшими государственный переворот.

Вопреки ожесточенному давлению со всех сторон, Лукашенко сумел предотвратить белорусский майдан и отстоять национальные интересы своей страны. А по большому счету, и России тоже. Потеря Беларуси, переход ее в лагерь прозападных натовских сил, а именно к этому объективно вела дело оппозиция, обернулась бы для нашей страны не менее катастрофическими последствиями, чем бандеризация Украины. Потребовались бы десятки миллиардов долларов, чтобы компенсировать потерю стратегических военных объектов на территории Беларуси и закрытие огромной геополитической бреши, которую немедленно заполнил бы блок НАТО. Огромным был бы и экономический ущерб. Достаточно сказать, что торговый оборот между двумя странами держится на уровне 40 млрд. долларов, что в 4 раза больше, чем, например, с Индией.

Уклонение от решительной поддержки союзных или дружественных режимов и призывы наладить «конструктивный диалог» со стремящейся к их свержению оппозицией. При одновременном посредничестве русофобских настроенных западных «партнеров». Таков фирменный стиль нынешней российской дипломатии, на словах твердо защищающих национальные интересы страны. И проявляется такая «твердость» не только в Беларуси. Югославия, Ливия, Ирак, Сирия. «Крым наш» не отменил, а лишь видоизменил этот «конструктивный стиль». Возьмите тот же Донбасс, где российская дипломатия наглухо увязла в заведомо бесплодных попытках договориться с бандеровски настроенным киевским руководством при посредничестве враждебных России западных «партнеров». И результат подобного подхода, начатый еще Горбачевым и продолженный Ельциным, точно такой же – ослабление, а то и утрата союзников России и усиление ее врагов, почувствовавших слабину своих кремлевских «партнеров».

 Двойственность, противоречивость, а иногда и явное лицемерие российской внешней политики определяется объективными интересами правящего класса. С одной стороны, он вынужден как-то реагировать на враждебность Запада российскому государству, заметно возросшую в последнее время. С другой – считаться с тем, что экономика и финансы страны по-прежнему интегрированы в мировой рынок, где доминирует тот же Запад. Там же размещены собственность и капиталы российских олигархических группировок. А тут еще и постоянное силовое давление, непрекращающиеся угрозы новых санкций и ограничений в случае, если России начнет действовать самостоятельно, без оглядки на США и их натовских союзников.

Шумиха, поднятая вокруг отравления, реального или мнимого, Навального – очередное тому подтверждение. Все это, конечно же, приносит свои результаты. Советская внешняя политика вполне эффективно защищала безопасность страны на дальних рубежах, В случае необходимости, по примеру тех же США, использовалась и военная сила, как это было в Венгрии, Чехословакии, Афганистане. Российская же дипломатия не может сколько-нибудь эффективно отстоять национальные интересы даже на ближнем пространстве единого русского мира. Украина – впечатляющий пример. От очередного ее провала, на этот раз в Беларуси, спас Лукашенко, которого, кстати, отнюдь не жалует российское руководство. Скорее, наоборот.

 Забывают там, в Кремле, проверенную истину – опереться можно лишь на то, что сопротивляется. А «батька» всегда сопротивлялся. С одной стороны, он не позволял российским олигархам «раздербанить» белорусскую собственность, и, с другой – использовать объединительные процессы для политических комбинаций. Лукашенко жестко отстаивал интересы своей страны, что и стало основой его постоянных конфликтов с российским руководством. Тем более, что оно действовало отнюдь не по-союзнически, постоянно нарушая договоренности и обязательства – от завышенных цен на российские энергоресурсы и придирок к белорусской сельскохпродукции, до наносивших немалой ущерб республике односторонних акций, вроде внезапного налогового маневра.

Торгашеский принцип «ты мне, я тебе» не может быть основой для налаживания подлинно прочных отношений с дружественной страной. Тут нужен политический подход. «Украина от нас никуда не уйдет», – твердили российские руководители, уделяя главное внимание доходам от проходящей по территории страны газовой трубы. Но ведь ушла!.. А за ней может последовать и Беларусь. Согласно социологическим опросам, число белорусов, положительно относящихся к экономической интеграции с Россией снизилось с 60 до 40 процентов, чему реально способствовал отнюдь не союзнический подход к этой интеграции со стороны кремлевского руководства.

Как это сказалось на уличных протестах, уточнять не стоит. По крайней мере, немало людей перестало связывать решение назревших проблем в республике с нынешней Россией. Эти настроения белорусский лидер вынужден учитывать в своей политике.

 Да и в отношении самого белорусского президента действия российского руководства вряд ли можно назвать «братскими» и «союзническими. Накануне президентских выборов в Беларуси в Кремле посчитали, что положение Лукашенко серьезно пошатнулось. А раз так, было решено использовать представившуюся возможность «нагнуть», а, еще лучше, сломать непокорного «батьку». На поддержку его конкурентов на выборах – банкира Бабарыко и руководителя Центра высоких технологий Цепкало – были выделены значительные средства по линии российского Газпрома. На случай возникновения экстремальных ситуаций в республику было направлено свыше 30 российских спецназовцев из ЧВК, связанной со спецслужбами. И то, и другое, делалось без согласовании со своими белорусским союзником. Работали исподтишка, за его спиной.

Впервые против Лукашенко выступили близкие к Кремлю российские депутаты и участники ток-шоу. Но задуманная операция с треском провалилась. Незадачливых конкурентов, особенно Бабарыко, изобличили в незаконных действиях с подтверждением их конкретными фактами и документами, продемонстрированными представителям зарубежных посольств. Естественно, это сразу вывело их из игры. После громкого скандала в Россию выдворили якобы направлявших в другие страны спецназовцев. Быстро сдулись крикливые обличения «диктатора» и «кровавого подавителя народных протестов» со стороны официальных российских «патриотов» и «государственников», когда стало ясно, что обличения на руку русофобским силам. Именно они будут управлять марионеточной оппозицией, если она придет к власти.

Участники ток-шоу на российских телеканалах торжествующе твердят, что теперь, убедившись в коварстве Запада, Лукашенко преодолеет «крен» в его сторону и будет опираться только на Россию. Но к этому «крену» его подталкивают сами же российские политики. Зажатый между враждебным Западом и лицемерно-союзническим Востоком, Лукашенко вынужден маневрировать. Он признал бы, например, российским Крым не только де-факто, но и де-юре, если бы Россия компенсировала ущерб от неизбежных экономических санкций Запада за этот шаг. Но кремлевские руководители отказались от этого. Для батьки же, в отличие от них, на первом месте интересы всех жителей страны. При всем подавляющем преимуществе своих противников, как на Западе, так и в России, он переиграл их в очередной раз.

Проигравшие, впрочем, не унимаются. «Москали сожрали наше сало», «Беларусь – дармоед, живет за наш счет». Лживая перекличка на постсоветском пространстве вполне устраивает власть имущих. В России она отвлекает внимание от грабительского вывоза олигархами на свои зарубежные счета десятков, а то и сотен миллиардов долларов. Все кредиты, льготы и субсидии Беларуси составляют малую толику этих огромных средств. Вот кто действительно объедает российский народ, лишает его жизненно необходимых средств! Сравнительно небольшая российская экономическая и финансовая помощь республике, которую Лукашенко неимоверным усилиями «выбивает» из российского правительства, работающего на отечественных и зарубежных долларовых миллиардеров, идёт белорусским рабочим, крестьянам, служащим и учителям. Так стоит ли упрекать его за это? Беларуси надо помогать гораздо больше. Прежде всего потому, что это отвечает интересам России. И расширять взаимовыгодное сотрудничество с ней по всем линиям, в том числе по экономической, где кпд существенно выше, чем взаимодействие с западными «партнерами».

Своего нынешнего, пускай не очень высокого, но честного благосостояния белорусы добились собственным трудом. Помощь играет существенную, но все же второстепенную роль. В республике работают все советские заводы и фабрики, разрушенные и закрытые в нынешней России. Она экспортирует высокотехнологичную технику и оборудование, в том числе и в европейские страны. Здесь успешно функционирует единственный на постсоветском пространстве подлинно современный центр высоких информационных технологий, продукцию которого в отличие от высокозатратного, но «дохлого» российского Сколково, используют такие корпорации, как Appel, Google, японские и южнокорейские компании.

Сельскохозяйственное производство и социальное обустройство занятых в нем работников находится в Беларуси на самом современном уровне. В отличие от России, где полному разорению и запустению подверглись огромные сельскохозяйственные регионы.

 О высоком уровне науке, образования и медицины, деградирующими в нашей стране, и говорить не приходится. К этому надо добавить, что в республике нет олигархов, нет и такой вопиющей социальной несправедливости, как в нынешней России.

Отсутствует там и тотальная коррупция, отравляющая все сферы российской экономической и социальной жизни. «Народный» капитализм Лукашенко куда ближе простым людям, чем олигархический, российский.

Конечно, проблем в республике немало, протесты возникли не на пустом месте. Нет реальных сдвигов в ускорении темпов развития и модернизации всех сфер социально-экономической жизни, есть и другой негатив. Но у других государств проблем и негатива еще больше. И если и говорить об объединении наших двух стран, то, с позиций трудового большинства, не Беларусь должна присоединяться к России, а, наоборот, Россия к Беларуси.

И не стоит представлять Лукашенко как саботажника объединительных процессов. Куда полезней задуматься, кто от них реально выиграет? И, главное, повысить их привлекательность для большинства жителей республики. И не декларациями и обещаниями, а улучшением экономической и социальной ситуации в самой России.

Теперь о моем личном отношении к Лукашенко. Лет десять лет назад через своего знакомого я напрямую вышел на белорусского лидера, направив ему предложения по обеспечению преемственности проводимого им курса, включая создание массовой партии и молодежного движения, а также подготовки достойных преемников. Уже тогда – а я часто бывал в Беларуси – меня беспокоило отсутствие там какой-либо внятной идеологии и начавшийся отход от белорусского президента молодежи. Предлагался переход экономики на рельсы социалистического развития, естественно с национальной спецификой, а в духовной и культурной сферах – к социалистической идеологии. Пример социалистического Китая или быстро развивающегося Вьетнама показал, что такой переход как раз и может решить возникшие еще тогда, а в последние годы и сильно обострившиеся в Беларуси проблемы.

Лукашенко мои предложения, как сообщил знакомый, не заинтересовали. Но я до сих пор считаю, что белорусский «народный капитализм», пускай даже с реальной заботой государства о простых людях, неизбежно будет давать сбои, что сейчас в республике и произошло.

 Белорусскому лидеру надо сделать серьезные выводы из этого. И в смысле расширения своего политического кругозора, и в плане преодоления личных амбиций ради блага своей страны, судьба которой не должна замыкаться на одном человеке.

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2020

Выпуск: 

9