Мое знакомство с журналом «На русских просторах» началось недавно. Я принял участие в конкурсе «Серебряный голубь России-2017», который проходил под патронажем журнала и заинтересовался этим изданием. Спасибо редакции, которая прислала мне несколько экземпляров. Я стал их просматривать и… И – зачитался.
Да, именно так и произошло, поскольку со времен своей научной деятельности я приобрел привычку просматривать печатные материалы. Думаю, что такая привычка вырабатывается у многих специалистов, имеющих дело с большими информационными массивами. При просмотре выделяются нужные материалы, для предметной работы
С журналом «На русских просторах» я изменил своей привычке и не скажу, что подряд, но рядом статей зачитывался. Что мне понравилось в журнале, так это то, что редакция дает возможность высказаться не только мэтрам от литературоведения и критики, но и авторам, не являющимися профессиональными литераторами. Нужно отметить, что эти авторы владеют материалом. Конечно, перо редактора делает свою работу, но общего впечатления не меняет. Стиль, эмоции автора сохранены, что особенно важно, когда человек делится сокровенным. Отсутствует сухость и регламентация, хотя в журнале нашли место дневники и отчеты.
Вопреки многим печатным изданиям редакторы «На русских просторах» не боятся размещать биографические работы. Конечно, если автор пошлет воспоминания, как он работал на трубопрокатном заводе, и забьет строки производственными показателями, это вряд ли будет интересно. Но если мемуарист на фоне своей жизни рассказывает об эпохе, о времени, в котором ему довелось жить, то автор желанный гость в редакции.
Я тяготею к автобиографическому жанру, но давно не разговариваю с издателями на эту тему. Причина проста: их не интересуют биографии: «Кто это будет читать?! Пишите детективы». Обиды у меня нет. Издательство – это бизнес. Но я был приятно удивлен тем, что на страницах журнала мирно сосуществуют критика, биографии, профессиональные работы по искусству. И, главное, всё читается с интересом.
Знакомство с присланными мне номерами закончились тем, что я через интернет нашел экземпляры журнала с 2016 года. Это был внушительный информационный багаж, и я понял, что просто закопаюсь в массиве выпусков.
Как я уже сказал, привычка просматривать материалы помогала мне в научной деятельности. Когда я был «зелёным» доцентом, то стремился охватить всё, что читал, продумывал прочитанное. На это уходило время, а эффект был не очень высокий. Меня «спас» мой старший коллега. Профессор, зав. кафедрой, доктор физико-математических наук, корректно поинтересовался, как я осваиваю материалы. Я пожаловался, что не могу справиться с валом дипломных работ, статей аспирантов и рецензий на диссертации.
Узнав, что я стараюсь охватить весь пласт работ, он, улыбнувшись, напомнил мне, что я заканчивал экономический факультет, отделение «экономической кибернетики». Это дает надежду, что обладая экономико-математическими методами, я в состоянии структурировать прочитанное. А основой понимания работы является содержание.
Это была профессиональная подсказка. Позднее профессор мне по секрету сказал, что он, новичок в экономике и финансах, преподавая студентам финансовую математику, ощутил потребность в изучении «Капитала» Карла Маркса. Когда ему в библиотеке показали на что он собирается замахнуться (несколько томов «Капитала» плюс тома «Теории прибавочной стоимости») то наш профессор решил, что, если он возьмется за прочтение, то последствия будут непоправимые.
И он засел …, правильно, за изучение содержания, структурируя его.
Понимаю, что будет нескромно сравнивать себя с заслуженным профессором физмата, но я внимательно изучил содержание всех известных мне журналов (начиная с 2016 года и заканчивая вторым номером 2020). Всё стало на свои места. Наступила ясность и понимание структуры журнала. Я понял, что это журнал посвящён историческому и культурному наследию России. В нём находят место мемуары и дневники частных лиц, литературная критика, рецензии и информация о событиях культурной жизни страны. Публикуются современные произведения, хотя редакция отдаёт преимущество историко-литературным материалам. Благодаря такой подборке материала журнал «На русских просторах» востребован у широкой читательской аудитории, интересующейся подлинной историей и культурой страны.
Журнал профессионально структурирован. Каждый раздел статей несет свою определённую цель, они не пересекаются на читательском поле, а складываются в определённое целеполагание, которое несёт журнал. А несёт он понятия, которые важны для страны любой формации: любовь к Родине, уважение к своей истории.
Статьи в журнале качественные. Они не носят научный характер, но тему освещают профессионально. Читались такие работы с интересом. Подчеркиваю, именно читались, а не просматривались. Особенно это касалось исторического цикла. Редакция журнала внимательно ведёт темы: не были пропущены даты Первой мировой войны, революций, особенное внимание уделялось событиям Второй мировой войны. Не обошёл я вниманием и то, что редакция тщательно фильтровала материал на предмет достоверности событий и выдерживания библиографии. Многие работы снабжены сносками, которые делают честь автору. Я не один раз «закапывался» в сносках, так как не встречался с подобной информацией. Тем самым расширял свой кругозор в сферах, в которые никогда бы не заглянул. Думаю, что так считаю не только я один, а каждый или почти каждый читатель, который взялся за чтение журнала. В этом, я считаю, заслуга редакции, которая приучала авторов к написанию добротной и правдивой работы.
Мы живем в особенное время, время забытья, старательного вычеркивания из новой постсоветской жизни всего, что было советским, социалистическим. В журнале находится место для воспоминаний ветеранов войны и труда, очерков об ушедших защитниках родины. Редакторы показывают достижения советской эпохи, а это важно сейчас, когда оголтело пропагандируются преимущества рыночной экономики. Здесь проявлена мудрость редакторов. Они тонко чувствуют аудиторию.
Такой журнал читается долго. Будешь возвращаться к просмотренным материалам. И, чего греха таить, многое, что ты прочитаешь на страницах журнала, послужит размышлением к твоим будущим работам. Это не плагиат. Этого не нужно стесняться. Поднимаются, благодаря прочитанному, свои пласты памяти.
Особое место о фотографиях. Да, о тех старых чёрно-белых фото, которые бескомпромиссно показывают людей, которых сейчас нет, но память о них живёт. Люди, берегите старые фотографии! Посылайте их в журналы, они спасут уходящую память. Такой жизни, какую прожило старшее поколение, больше не будет.
Блок статей под названием «История и современность» я, просмотрев, оставил для дальнейшего, более внимательного чтения. Меня смутила широта охвата материала, особенно обилие статей по новейшей истории постсоветской России. Авторы обладают феноменальной работоспособностью, перерабатывая текущие материалы. Но, может быть, некоторые их выводы преждевременны. Проблемы новейшей истории ещё кровоточат.
Оставляю без обсуждения статьи, посвящённые профессиональной критике спектаклей, постановке балетов по одной простой причине: я не готов их комментировать. Я из тех читателей кто, прочитав работы о мастерстве артистов балета, актёров театров получают представление о театральном процессе в Санкт-Петербурге. Меня увлекла рубрика «2019 – год театра». Татьяна Лестева со своей командой единомышленников умело вводит читателя-дилетанта в чарующий мир тетра, балета. Ненавязчиво рекомендует, советует. С её помощью я определил, на какие спектакли пойду при очередном посещении Санкт-Петербурга.
Что касается раздела критики и полемики, то, скажу честно, я их не понимаю, а если не понимаю, то и не читаю. Как не читаю и сами суперсовременные произведения. Читаю Дину Рубину, М. Веллера, выборочно читаю Акунина. Критика, анализ работ писателей нового направления – удел людей, получивших профессиональное образование. Не стану перебирать авторов и их исследовательские работы, размещённые в разделе, но мне кажется, что некоторые могли бы стать заделом учебного пособия для студентов филологических факультетов, специализирующихся по упомянутому направлению. Их нужно не читать, а изучать, с карандашом в руке. Для читателей, не ориентирующихся в поле новой литературы, постигать идею отдельных статей дело сложное.
И последний раздел, который для меня особенно дорог. Это культура Серебряного века и материалы конкурса «Серебряный голубь России». Так получилось, что к истории русской культуры, русской философии, я, как и большинство читателей моего возраста, имел самое поверхностное отношение. И не нужно здесь винить никакие общественные формации. Кафедры философии советских вузов старались нам дать «разумное, доброе, вечное», а мы, вчерашние школьники, игнорировали лекции заслуженных лекторов, огорчая их полупустыми аудиториями. Причину мне раскрыл мой учитель и друг, доктор, профессор, зав. кафедрой философии. Когда я, при сдаче кандидатского минимума, пожалел о «бесцельно прожитых годах» в вопросах философии в МГУ имени Ломоносова, он сказал, чтобы я не посыпал голову пеплом. Всё дело, не улыбайся, читатель, в возрасте. Он поступил в ЛГУ, когда ему «стукнуло» 28 лет! «И я не ошибся», – сказал мой старший товарищ.
Он был прав, мой коллега по МВИМУ (Мурманское высшее инженерное морское училище). Философия – удел зрелых людей. Может, поэтому я и прикипел к кафедре философии, руководимой моим другом, когда мне было за сорок. Больше того, я стал посещать его лекции. Что касается истории русской философии, мировоззрения русских философов, по которым мой коллега специализировался, то его лекции привлекали не только курсантов мореходки. К нам заходили студенты педагогического вуза. И уж совсем удивитесь, что я скажу: на задних скамейках лекционного зала можно было увидеть инструкторов обкома партии.
Затем наступили, как поётся в бардовской песне, «дни перемен». Метла перестройки подняла мусор и грязь, замутив не только то, что нужно было вымести, а и всё хорошее, наработанное не одним поколением людей. Наступило время вседозволенности. Киоски выбросили на прилавки непотребное, низменное чтиво, не щадя имён, фамилий. «Бизнес оправдывает всё», – говорил мне знакомый нувориш. «Народ соскучился по правде», – добавлял он, скашивая от вранья глаза. К какой правде мы пришли, я писать не хочу. Народ выбрал «свою правду», получил то, что заслужил. Жизнь продолжается.
Я читаю в журнале «На русских просторах» об истории русской философии, о русской культуре. То есть прикасаюсь к тем незамутненным родникам, которые пытается сохранить редакция. Авторы, пишущие статьи в этом разделе, люди разные, у каждого своя подготовка. Кто-то амбициозен и стремится занять своё место на литературном небосклоне, кто-то делится сокровенными переживаниями. Но цель у них одна: спасти то, что ещё не потеряно, донести жемчужины русской философской мысли, перлы русской словесности до читателя, который еще ждет их.
Массив журналов, извлечённых из глубин интернета, исчерпан, сделаны закладки на страницах, которые нужно прочитать, изучить. Такой журнал – это не чтение одного дня.
Остается только сказать редакции: «Спасибо за журнал. Он дорогого стоит».
Норвегия, г. Осло