На фото: А. Яковлев, М. Горбачёв
«На изломе». Так называется вышедшая в издательстве «Патриот» книга о событиях последнего года существования Советского Союза. В. Литов, работавший тогда в Кремле и оказавшийся в самом эпицентре острой борьбы в высших эшелонах власти, анализирует обзоры писем, поступавших на имя тогдашнего лидера страны М. Горбачева. При этом он рассказывает о попытках остановить процесс развала страны и о причинах того, почему это не удалось. О некоторых эпизодах, приводимых в книге, вообще никогда не сообщалось, а они достаточно интересны и, главное, не утратили своей актуальности в наши дни. Предлагаем выдержки из этой книги.
Прогрессирующий паралич государственной власти, как партийной, так и советской в центре и на местах. Практически все письма и обращения к партийному лидеру затрагивают эту тему. И паралич этот начинался с самых ее верхов. Горбачев и его окружение лишь имитировали управление страной. Бал правила и нараставшая мелкобуржуазная стихия и охватившая многие слои общества жажда быстрого обогащения. А в союзных республиках, особенно это касалось Прибалтики, бездеятельностью власти воспользовались националисты и сепаратисты, сами становившиеся там постепенно властью- в почте все возрастающее количество жалоб на дискриминацию и притеснения русскоязычного населения. Работая в Кремле, я наблюдал какое-то оцепенение многих партийных и государственных руководителей, хорошо понимавших, куда катится страна, но не желающих принять реальные меры по прекращению или, по крайней мере, торможению этого сползания в пропасть.
Помню телефонный звонок одного из депутатов «Союза», кажется в апреле, о том, что Горбачев на Пленуме ЦК КПСС подал в отставку, добавив, что сейчас там перерыв, участники обсуждают ситуацию. Пленум проходил в так называемом Ореховом зале, расположенном в кремлевском комплексе зданий по соседству с нами. Быстро обзвонил своих друзей и мы ринулись вниз на улицу, где обычно отдыхали и прогуливались во время перерывов члены Центрального Комитета.
Действительно, там стояли, разбившись на группы и оживленно обсуждая произошедшее, участники Пленума. Заметил много знакомых лиц – как депутатов, так и секретарей обкомов. В радостном возбуждении пожал руку первому своему знакомому, поздравил с успехом, а когда к нему подошли другие, сказал, что мы, сотрудники аппарата, готовы, как можем, поддержать участников Пленума – оперативно подготовить проект их обращения к партии, информировать депутатов, как союзных, так и республиканских, распространить информацию побыстрее в СМИ, как центральные, так и региональные,, помочь в организации в Москве и других городах митингов и демонстраций, принять решение о поддержке нашей парторганизацией и другие меры. Кое-что мы, аппаратчики, сделать могли и наши собеседники это знали. Однако заметил среди них какое-то замешательство и смущение. Все стало понятно, когда один из них, главный редактор одного из патриотических изданий, где регулярно публиковались мои антигорбачевские статьи, сказал: «Не торопись, Володя! Отставки не будет. Мы его так просто не отпустим. Сам завел нас в го..но, так пусть сам оттуда и вытаскивает». По настрою других почувствовал, что они думают точно также.
Честно говоря, я оторопел. Все стоявшие вокруг меня участники Пленума ненавидели Горбачева и понимали, что с его руководством страна неизбежно свалится в пропасть. Да и они потеряют свои высокие посты как «коммуняки» и «гонители» демократических прав и свобод. И вот опять хотят сохранить у руля того, кто страну, да и их самих скоро пустит на распыл.
Придя в себя, стал возбужденно говорить об этом, но меня уже никто не слушал. Притихшие «партийцы» понуро потянулись в зал, где и отклонили отставку Горбачева. А через несколько месяцев произошло то, чему они то ли по недомыслию и слепой вере в «вождя», то ли по привычному конформизму и трусости, а, скорее всего по тому и другому способствовали: развал великой социалистической державы, ликвидация социалистических завоеваний народа, ради которых он прошел через невиданные испытания и понес столько жертв.
А разве сейчас не происходит то же самое, опять ведь наступаем на те же грабли. Все знают, что лидер явно «не тянет», что его действия, а еще больше бездействие ведут если не к развалу и упадку, то к остановке развития, фактическому топтанию на месте, продолжающемуся уже не многие годы, а десятилетия. И всем также , как в последние годы горбачевской перестройки очевидно, что ничего уже при нынешнем руководстве изменить нельзя, что будут только правильные, но пустые слова, поскольку постоянно не подкрепляются делами, и такие же пустые, постоянно невыполняемые обещания. Все знают и даже понимают это и, тем не менее, на выборах послушно и привычно тянут руку «за», убеждая себя и других тем, чем убеждали участники этого Пленума: да, знаем, что неспособен, что ведет к развалу страну, но ведь альтернативы все равно нет. Ну а сам лидер расценивает это голосование как поддержку проводимого курса и его лично, Хотя это не поддержка, а рецидив уникальной доверчивости, внушаемости нашего народа, рецидив его многовековой веры в «доброго» царя, окруженного «злыми боярами».
Ну и конечно, также широко распространенных в широких слоях «пофигизма» и равнодушия ко всему на фоне обывательских опасений «как бы хуже не было». Впрочем, таки настроения у простых людей можно если не оправдать, то понять. Но когда они проявляются у руководителей, лидеров партий., как это было при горбачевской перестройке, это уже становится опасным для существования самого государства. Сталин, кстати, и близко не допускал к государственному рулю «кипучих болтунов» и «обещалкиных» горбачевского типа Потому страна и развивалась рекордными темпами, а люди, чувствуя постоянное улучшение своей жизни, с оптимизмом смотрели в будущее. Ну а чего от этого будущего они ожидают сегодня лучше не уточнять, от настоящего-то, извините, настроение хуже некуда.