В городе Белостоке в Подляском воеводстве Польши на кладбище прихода св. Пророка Илии архиепископ Белостоцко-Гданьской епархии Польской православной церкви Яков и епископ Андрей освятили памятник «Жертвам изгнанничества и защитникам православия на Подлясье». 2020 год
Когда заходит разговор о гонениях на религию, о разрушении храмов, обычно обсуждают события в нашей стране после большевистского переворота, именуемого многими Великой октябрьской социалистический революцией. Часто вспоминают, что в Москве из множества разрушенных храмов две трети были уничтожены в десятилетнее (1954-1964) правление полоумного Никиты Хрущёва. И при этом редко вспоминают заграничные дела. А зря.
Особенным зверством в этом отношении отличалась Польша в межвоенный (1919-1939) период. Получив независимость «гиена Европы» (так её назвал Уинстон Черчилль) принялась с остервенением громить православные приходы. (Заметим, что тогда в Польше жило 5 миллионов украинцев и миллион белорусов.) Уже до 1924 года у православных отобрали 500 монастырей и храмов плюс 20 тысяч гектаров церковной земли с хозяйственными постройками. Потом из-за протестов мировой общественности и вменяемых поляков (были же и такие) погромы почти прекратились. Почти – это значит за несколько лет было разрушено «всего» 23 церкви.
Но в 1936 году был основан специальный общегосударственный комитет по искоренению православия. Оттуда идёт и специальный термин ревиндикация – массовый захват и уничтожение православных святынь. Главный удар пришёлся на Подлясье и в Холмщину (где процент православных людей был выше, чем в среднем по стране), только летом 1938 году разрушили 91 церковь, 10 часовен, 26 молитвенных домов, три храма передали католикам. С глубокой скорбью рассказывал мне об этом выходец из тех краёв видный деятель Русской Православной Церкви владыка Феодосий, закончивший свои земные дни митрополитом Омском и Тарским. Надо обязательно подчеркнуть, что в Польше («любимой дщери католической церкви») всё это варварство творилось с одобрения Ватикана.
Никакого «идеологического» прикрытия при этом не делалось. Офицер, руководивший погромом, открыто заявлял: «В Польше только поляки являются хозяевами и полноценными гражданами, только они имеют право голоса». Захваты и разрушения православных храмов производились не только по решению центральных или местных властей, но и по решению католиков соседнего прихода. И не только здания разрушались, в том числе древние, имеющие большую историческую ценность. Иногда уничтожались деревни, окружающие древний храм.
И, наконец, нередки были случаи убийства православных священников и церковных активистов. Причём эти убийства совершались не только во время немецкой оккупации (особенно выделялся 1944 год) но даже и после освобождения Польши советскими войсками. Последнее из таких убийств, насколько мне известно, было совершено в 1948 году.
Так что когда в следующий раз вы будете проклинать «наших» большевиков, рушивших церкви, не забудьте и о варварстве, творившемся в Польше, кичащейся своей религиозностью.