Редко вспоминают либералы-демократы революционера Юрия Ларина (подлинное имя Ихил-Михл Залманович Лурье), а ведь он в ленинские годы играл большую роль в нашем государстве. Происхождением Ларин (будем называть его партийным псевдонимом) из раввинского рода, отец был «писателем-палестинофилом». С ранних лет Ларин страдал мышечной атрофией, передвигался с трудом, что не мешало ему мотаться по России и Западной Европе, обманывать жандармов и даже бежать из заключения, перелезши с помощью товарищей тюремную стену, а в другой раз его вынесли в корзине для белья – так, во всяком случае, писали восхваляющие этого «друга Ленина» демократы. Ларин, как и Троцкий, нигде не учился и никогда до революции не работал, если не считать пописывания статеек в партийные газетки. Состоял в меньшевиках, а в августе 1917-го перебежал к большевикам.
После Октябрьского переворота сразу занял большие посты. По его проекту возник ВСНХ (высший совет народного хозяйства), он один из создателей Госплана. Считался видным экономистом, «курировал» промышленность и науку. Однажды к нему на приём с деловыми предложениями пришёл знаменитый уже тогда авиаконструктор Сикорский. Но «видный экономист» выгнал его, сказав, что рабочие и крестьяне России будут строить рай на земле, а в небо им лезть незачем. Сикорский понял, что за придурок решает судьбы науки в «Новой России», уехал в США и прославил эту страну многими инженерными достижениями, в частности – изобретением вертолёта. Кто ещё из специалистов приходил к «товарищу Ларину» – не знаю.
А «крупный экономист» потратил много сил на то, чтобы отменить в Советской России денежное обращение и перейти к прямому товарообмену. Думаю, доказывать бредовость этого прожекта нет нужды, но Ларин долго бился за свою идею, намереваясь провести её как постановление съезда Советов. В конце концов даже Ленин стал с осторожностью относиться к прожектёрству своего старого протеже. А в 1923 году потомок раввинов загорелся идеей создания в Крыму, на Украине и в Белоруссии еврейских земледельческих районов. Особенно интересовал его, естественно, Крым. Там он предлагал основать Еврейскую республику с населением 280 тысяч человек. В её руководящий орган набрал группу известных по тем временам деятелей, в том числе кровавых палачей русского народа – Розалию Землячку, Бела Куна и Эммануила Якира. Он вообще уделял большое внимание еврейскому вопросу, в частности – проблеме антисемитизма.
Умер Ларин-Лурье в 1932 году, в сорок девять лет, и был похоронен на Красной площади. На его могиле можно было бы выбить отзыв известного американского советолога и ярого русофоба Ричарда Пайпса: «Этот полупарализованный, страдавший страшными болями инвалид, мало известный даже специалистам, может по праву считаться автором уникального в истории достижения: вряд ли кому-нибудь ещё удавалось за невероятно короткий срок, в тридцать месяцев, пустить под откос экономику великой державы».
Только не подумайте, что американским профессором двигал антисемитизм: Пайпс по происхождению польский еврей, настоящая фамилия его – Пипес.