7 ноября, в родительскую субботу, ушёл из жизни поэт, драматург, основатель и издатель «Исторической газеты», лауреат Государственной премии РСФСР им. М. Горького Анатолий Анатольевич Парпара (15.08.1940 – 7.11.2020).
Полнокровную, долгую, трудную жизнь, начиная с военного детства на Смоленщине, прожил этот человек. Он был верен Богу и Отечеству, достоинство и честь были для него жизненными принципами.
Мне выпало счастье ученичества у Анатолия Парпары, мне дана была радость почти четверть века делать одно общее дело с этим выдающимся подвижником. Сберечь пространство русской культуры, которое для нас оставлено Ломоносовым и Пушкиным, Циолковским и Менделеевым, Есениным и Рубцовым, Свиридовым и Гаврилиным… Другой задачи у Анатолия Парпары не было. И только это было для него дороже всех земных благ, дороже жизни. «Мы с тобой просветители», – по-доброму шутя, часто говорил мне Анатолий Анатольевич, когда мы готовили очередной номер «Исторической газеты», выходившей с 1996 по 2008 гг. Сотни портретов великих людей России – правителей, полководцев, изобретателей, писателей, художников, музыкантов, сотни замечательных материалов о них вышли к читателю в те годы, когда страну нещадно грабили младореформаторы и русская земля уходила из-под ног. «Благодаря тому, что Вы рассказываете о нашей истории, о великой России, вы вернули нам смысл жизни», – писал один из читателей Анатолию Анатольевичу.
Мы делали газету, проводили поэтические вечера, создали домашний музей М.Ю. Лермонтова в дачном доме Анатолия Анатольевича в Железноводске, к 200-летию М.Ю. Лермонтова издали сборник одного стихотворения «Выхожу один я на дорогу» на 45 языках мира и проводили мероприятия, на которых ученики разных школ читали Лермонтова на своих национальных языках, в последние годы Анатолий Анатольевич готовил к изданию свои дневники, в которых отражено больше полвека писательской жизни – и его, и нашей страны.
Анатолий Парпара – автор поэтической дилогии о времени Ивана III и Смутном времени «Противоборство и Потрясение», за которую он был удостоен Государственной премии РСФСР им. М. Горького (1989 г.). Стихи его переведены на пятьдесят языков мира, книги выходили в Праге и Дели, Скопье и Дамаске, Коломбо и Софии. Поэт награждён золотой медалью Субраманьи Баради (Индия) и «Злато перо» (Македония) за поэтические переводы на русский язык. Звучали по радио в своё время и песни на стихи А. Парпары, к примеру, «Рябина Победы» в исполнении Рената Ибрагимова.
Анатолия Парпару многие помнят как заведующего отделом поэзии в одном из ведущих в Советском Союзе изданий – журнале «Москва». Именно его упорством и умением отстаивать правду были опубликованы не проходившие тогда в других журналах поэмы Василия Фёдорова «Женитьба Дон Жуана», Юрия Кузнецова «Золотая гора», Владимира Соколова «Сюжет».
А.А. Парпара – организатор более трёх сотен поэтических вечеров в московском Доме (советской) российской армии и Международном фонде славянской письменности и культуры, руководитель многих творческих объединений по всей стране.
Как ни позвонишь Анатолию Анатольевичу, он всегда или готовится к выступлению на вечере какого-то знакомого поэта из провинции – «вдова очень просила выступить», или улетает в какую-то из республик почтить память тамошнего писателя – «не могу отказать, мы были приятелями», а ещё добавит – «надо только деньги найти на дорогу…». Почти все переведённые А.А. Парпарой поэты стали его друзьями. Среди них славяне чехи (стихи девяти поэтов, собраны в сборник «Щедрость яблонь» (1987 г.)), сербы, болгары, македонцы, поэты Кавказа – начиная от Расула Гамзатова и далее: Иван Тарба (Абхазия), Талех Гамид (Азербайджан), Саркис Харазян (Армения), Ираклий Абашидзе (Грузия)... Это была полифония огромной страны, без которой сегодня мы стали глухи друг к другу, мы все обеднели.
Передо мной фотоархив А. Прапары, где на многочисленных фото в разных городах страны он – участник или организатор мероприятий. Рядом Валентин Распутин, Василий Белов, Сергей Смирнов, Михаил Алексеев, Константин Скворцов, Владимир Цыбин, Владимир Соколов, Владимир Чивилихин, Яков Ухсай…
А. Парпара. Лермонтовский праздник. Пятигорск. 1996 год
Анатолий Парпара мог приехать в любую точку Союза на литературное мероприятие, его везде знали, он мог прочитать чьи-то тексты, отличить плохое от хорошего, настоящее от пустого. Это было время великой литературы: Василий Шукшин, Василий Фёдоров, Леонид Леонов, Николай Рубцов… Было какое-то единомыслие, ощущение почвы под ногами у литераторов того времени. Эти люди согласно мыслили, хотя находились в Вологде (В. Белов), на Ангаре (В. Распутин), на Алтае (В. Шукшин).
Сколько прошло мимо него судеб, литературных побед, поражений, конфликтов. Но он со своим характером, с неизменными убеждениями, с рассудительной мудростью до конца дней оставался таким же, каким он был и полвека назад, каким он был бы, если бы жил во времена Ивана III, или в XIX веке, или в революционные годы. Его суть, его характер, гражданская позиция не выводимы не из времени, не из чего. Это дар Божий. Как та материнская слеза в 1942 году, которая упала на его лицо и вернула его к жизни.
…Земля моя! Дивлюсь твоим истокам,
Преодолевшим тысячи скорбей
От старины, былинной и далёкой
До жуткой были памяти моей.
Какие смерчи жгли твои отавы,
И смерть суровый предъявляла счёт,
Но в рост великий выгоняешь травы
И наделяешь мужеством народ!
Это ещё 1976 год, когда можно было радоваться жизни в стране, уверенно шагающей к коммунизму. Но откуда эта тоска по старине былинной, пронзительный прорыв ко всей тысячелетней истории?..
А вот дневниковая запись А.П. – 1984 год: «Стать большим писателем очень просто: для этого надо навести порядок в своей жизни и уметь наблюдать беспорядок жизни природы и иногда делать пристрастные выводы».
Понимание глубинных законов истории, неразрывных с духовным предназначением народа и государства помогло А. Парпаре чётко отреагировать на грядущие перемены в стране:
Россия! Родина! Тревожно…
Опять волна неправоты.
И отмолчаться невозможно.
И кривда затыкает рты.
Она вошла в такую силу,
Она взяла такую власть,
Что пересилила России
Защитоборческую часть…
1989 г.
…Жили мы, с правдою споря,
И утонули во лжи.
Боже, на всё Твоя воля,
Но Волю и нам укажи!
1990 г.
В январе 1991-го в интервью газете «Молодёжь Бурятии» А. Парапра сказал: «То, что происходит сейчас в стране, это, видимо, следствие безначалия. Происходит смута, когда ослабляется державная рука правительства… Главное – должна быть национальная программа».
В другом своём выступлении он говорил: «Горькая она и доблестная, с трагической безысходностью и высокими взлётами духа, с омутами смут и заревами, просторами народных ликований. Это моя история. Я кровно причастен к ней. И эта причастность дала мне моральное право заняться изучением её».
Потом, в 1993 г., корреспонденту газеты «Рязанское узорочье» А. Парпара скажет: «Сейчас важно понять нужду Отчизны. И как это ни покажется странным, спасение России – в спокойствии, в сосредоточенности. Народ всё больше понимает цену лживым обещаниям, осознаёт собственную силу. Выход из кризиса – только в совместных действиях на благо Отчизны. А сегодняшние чёрные силы рано или поздно обязательно потерпят поражение».
Что же изменилось сегодня? Одна из последних записей А. Парпары в его дневнике: «…К власти пришли люди, которые мечтали о ней, но взяв в руки, не знают, что делать, мечутся в поисках достойных поступков и не понимают того, что в посылке их действий лежит обман и шарлатанство. Желая получить маленький парашют, они в полёте разорвали большой, а теперь дёргают в падающем пространстве за стропы, а парашют не раскрывается, и нет рядом спасателей и даже желающих спасти. Счастье их, если они приземлятся на склон или в воду глубокой реки. Ужас их в том, что они увлекли за собой огромную страну. Победителей не будет. Только побеждённые. И трагедия эта велика».
«Нужно снова напомнить, – говорил Парпара, – что мы живём на земле, богатой подвигами, вспомнить духовные подвиги, вспомнить старцев, подвижников светских, не только полководцев (таких малоизвестных, как Румянцев, Ляпунов), но и просветителей… Сложное ныне у нас положение. Но что вы хотите, если мы столько лет повторяли, что мы родом из Октября».
Труды и сама судьба Анатолия Парпары, человека государственного ума, открывают нам, его соотечественникам и современникам: «Нет ничего страшнее для живущих, чем – бездействие и незнание!» И ещё он говорил: «Не надо участвовать в делах тьмы. Так советует вековая мудрость. И я убедился в её правоте».
В начале сентября, когда я приехала к Анатолию Анатольевичу домой, он был спокоен и будто уже глядел в Вечность. «Знаешь, Ирина – сказал он, – у меня такое ощущение, что была большая битва. Все мои друзья погибли, а я один остался на поле боя». В тот день мы гуляли по скверу возле его дома на Хорошевском шоссе, Анатолий Анатольевич радовался детям, игравшим на площадке, радовался траве, цветам. К нему слетелись птицы и он, улыбаясь, сказал: «Они меня знают».
Не пристало нам разбираться в судьбах Божиих. Так, грешным делом подумала, будто Илья Числов, тоже великий подвижник, ушедший в декабре прошлого года, позвал за собой в Небесное Воинство своих наставников и соратников. Владимир Осипов. Владыка Черногорский и Приморский Амфилохий. И вот – Анатолий Парпара.
Я всё сделаю, о чём Вы просили, дорогой учитель, близкий мой человек.
Редакции журналов «Суждения», МОЛОКО и сайта «Славянство – Форум славянских культур» скорбят вместе с автором этого прощального слова. Вечная память славному сыну России - Анатолию Анатольевичу Парпаре!
***
Время придёт, и уйду я в природу.
Людям припомнится: кто же он был?
Скажут, что землю свою и свободу
Как надлежит славянину любил.
Был иногда опрометчив, но, впрочем,
Дело своё справедливое знал:
В юности ранней, когда был рабочим,
Зрелым, когда сочинителем стал.
Не суетился, но всё же старался
Большее сделать, чем было в нём сил…
Песней от смерти не откупался,
Кровью за честные строки платил.