Виктор КРАСУСКИЙ. Два Иринарха

Издревле так повелось на Руси, что благословляли воинов на ратные подвиги крестом и молитвой святые отцы, а иной раз и сами брали меч в руки.

В ноябрьские дни, на Казанскую, мы вспоминаем защитников Отечества: князя Дмитрия Пожарского, ополченца Кузьму Минина, протопопа Савву и отмечаем День народного единства. Но до сих пор мало известно имя насельника Борисоглебского монастыря инока схимника Иринарха затворника Ростовского, благословлявшего русских воинов на битву с иноземцами: поляками и литовцами в XVII веке. Память преподобного Иринарха совершается в Православной церкви 13 (26) января и 23 мая (5 июня) в собор Ростовских святых.

Благодаря преподобному Иринарху Затворнику Ростовский Борисоглебский монастырь вошел в историю становления русской государственности. В день Казанской иконы Божией Матери, Русская православная церковь отмечает также общую память преподобных Фёдора и Павла – первостроителей и святых подвижников Борисоглебского монастыря.

Борисоглебский мужской монастырь был основан в 1363 году на берегах реки Устье, в окрестностях Ростова Великого по благословению игумена земли Русской Сергия Радонежского.

Смутное время начала XVII века породило и предателей земли Русской, и молитвенников, и защитников, и спасителей. Благословлял русских людей на битву с иноземными захватчиками преподобный Иринарх Ростовский затворник, правда, тогда он ещё не был преподобным, а именовался иноком схимником Ростовского Борисоглебского монастыря.

Родился Илия («Сила Божия» – греч.) в будущем инок Иринарх, в 1547 году в крестьянской семье в селе Кондаково Ростовского уезда. Занимался до тридцати лет торговыми делами. А затем принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре с именем Иринарх («Миротворец» – греч.). Ещё будучи шестилетним младенцем, сказал он своей матери: «Вот вырасту – постригусь, буду носить на себе железо и трудиться для Бога. Буду всем наставником».

В монашестве Иринарх принял на себя тяжёлое послушание: спал на голой земле, ходил босым, искал крестного подвига во имя Христа, претерпевал физические страдания и насмешки братии. Ежедневная жизнь монастырского инока была отягощена принятыми на себя трудами. Иринарх обрёк себя на затвор и ношение вериг. Не всей братии по нраву пришлись обличения и труды монаха, а потому и клеветали, старались избавиться от провидца, изгнать его из монастыря. Конфликт разрастался и пришлось Иринарху оставить на время Борисоглебский монастырь и поселиться вначале в Авраамиевом Богоявленском монастыре, а затем и в Ростовском монастыре святого Лазаря. Со временем покаялся игумен и отправил за Иринархом иноков, дабы вернуть его в Борисоглебский  монастырь. Вернулся Иринарх и вновь понёс свой труд аскезы, совершая духовные подвиги.

Денно и нощно пребывали при преподобном Иринархе его ученики Александр и Корнилий. Житие преподобного Иринарха было написано его учеником Александром, бывшим при преподобном вплоть до его кончины.

В 1606 году было видение Иринарху Затворнику о великом разорении Государства Московского и нападении на Москву иноземцев. Предвидя разрушение и захват Москвы литовцами, Иринарх порывался отправиться в Москву предупредить царя Василия Иоановича Шуйского о надвигавшейся угрозе. Зимой 1606–1607 годов игумен монастыря благословил Иринарха выйти из затвора и тот вместе со своим учеником Александром отправился в путь. Царь Василий Шуйский принял Иринарха в Благовещенском соборе. Сообщив царю о своих видениях и благословив царицу, Иринарх, не задержавшись в Москве и дня, отказавшись от царских даров, поспешил в монастырь, где вновь принялся горячо молиться за успех русского воинства. Его пророчество вскоре сбылось: польско-литовские интервенты и отряды Лжедмитрия II вторглись в Русскую землю весной 1608 года.

Внимательно следил преподобный за событиями политической и военной жизни. Молился и благословлял русских воинов на победу. Просфора старца, крест и молитва – это сильнейшее благословение на ратные подвиги русского воинства ещё со времён Сергия Радонежского.

Как прозорливо предвидел Иринарх, так и случилось. Захвачены многие русские города и в 1608 году Борисоглебский монастырь. Слава о трудах старца раскатилась по всей земле Русской, дошла и до захватчиков. Иноземцы шли поклониться старцу. Шляхтич, командир хоругви, впоследствии провозглашенный гетманом, Ян Петр Сапега  посетил келью старца Иринарха. Яну Сапеге было странно видеть старца, молящегося за царя Василия Шуйского, в холодной келье, носящего на теле многопудовые вериги, истязающего свою плоть во имя Господа. По преданию, старец Иринарх сказал Сапеге: «Я в России рожден и крещён, за русского царя и Бога молю». Преподобный, прозорливо видя конец Сапеги, уговаривал его прекратить военные действия и покинуть Россию, предсказывая его скорую смерть. Так вскоре и случилось. Свою смерть Сапега принял в Москве в 1611 году в покоях царя Василия Шуйского. Удивившись стойкости старца, Сапега приказал монастырь не грабить, наказал виновных и покинул монастырь.  Впоследствии в монастыре появился стяг Сапеги, видимо, пожертвованный монастырю Михаилом Скопиным-Шуйским.

В 1609 году Иринарх предвидел победу Михаила Васильевича Скопина-Шуйского над поляками при Калязине. В 1610 году Михаил Скопин-Шуйский, преследуя войска Яна Сапеги, посылал за благословением к преподобному Иринарху. Преподобный передал Михаилу Скопину-Шуйскому просфору и свой крест. Михаил Скопин-Шуйский отблагодарил старца и дважды посылал ему дары. После взятия Москвы и торжественного входа в освобожденную Москву вернул он старцу его крест, за которым специально прибыл инок Александр.

В житийной литературе приводится молитва старца при получении им креста от Скопина-Шуйского: «Слава тебе, Владыко Человеколюбче, господе Иисусе Христе, сыне Божий, претерпевшему на сем честном и животворящем кресте распятие и смерть ради нашего спасения и показавшему сему нашему роду милость и чудеса от сего честного креста, помощь князю Михаилу на литву, на побеждение и прогнание, как древле при царе Константине на супостатов».   

Слава Михаила Шуйского и всенародная любовь послужили причиной его скорой гибели. Национальный герой Отечества был подло отравлен и скончался 23 апреля 1610 года.

Проходя через Ростовские земли, князь Дмитрий Пожарский и руководитель ополчения Кузьма Минин навестили старца в Борисоглебском монастыре. Преподобный Иринарх благословил воинов и вручил им свой крест и просфору. Дмитрию Пожарскому преподобный велел без колебаний идти на Москву, сказав при этом «Узрите славу Божию».

В   августе 1612 года рати Минина и Пожарского подошли к русской столице и осадили её. Войско Ходкевича было отброшено от Москвы. 22 октября 1612 года состоялся успешный штурм и сдача польского гарнизона. В день всенародной победы у Кремлёвской стены стояли две великие святыни – чудотворная Казанская икона Богородицы и победный Иринархов крест. Крест, вручённый князю Пожарскому в помощь на одоление супостата, был вскоре возвращён святому старцу вместе с грамотой от руководителей ополчения. Эта грамота освобождала Борисоглебский монастырь от воинских налогов и сборов – по причине опустошения и разорения обители польскими интервентами.

С каждым годом «труды» старца Иринарха становились все тяжелее и тяжелее: медные кресты, цепи. После святого старца осталось: «…142 медных креста, семь наплечных вериг, цепь в 20 сажен, которую он носил на шее, железные ножные путы, восемнадцать ручных оков, «связни», которые он носил на поясе, весом в пуд, и железная палка, которой он избивал свое тело и прогонял бесов».

13 января 1616 года отошел старец ко Господу. В этот же год отошел ко Господу и ополченец Кузьма Минин.

*   *   *

В историю нашего Отечества вписано имя ещё одного Иринарха (Парфёнова), архиепископа Московского и всея Руси, Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия).

Иван Васильевич Парфёнов родился 5 ноября 1881 года в слободе Печёры под Нижним Новгородом в семье кузнеца и батрачки, а умер 3 марта 1952 года в городе Москве от повторного инфаркта и похоронен на Рогожском кладбище на Архирейских могилах.

Проучившись в школе три года, Иван Парфёнов окончил её с похвальным листом и с 12 лет начал работать рассыльным в фирме «У.С. Курбатов», где дослужился до должности приказчика второго разряда. При этом начал прислуживать в старообрядческом молитвенном доме, существовавшем при этой фирме. В 1900 г. Иван Парфёнов женился и переехал в село Большое Мурашкино Нижегородской губернии. В 1913 г. по избранию прихожан села был рукоположен во диакона, на следующий день – во иерея. В 1925 г. овдовел. В ноябре 1928 г. Парфёнов был утвержден кандидатом во епископы на Самарско-Ульяновскую и Уфимскую кафедру, принял иноческий постриг с наречением имени Иринарх. 23 декабря в Самаре Иринарх был хиротонисан во епископа старообрядческим Московским архиепископом Мелетием (Картушиным). После хиротонии Иринарх переехал в Самару. В июле 1930 г. ему было поручено возглавить Семипалатинскую и Миасскую епархию. 8 декабря 1932 г. Иринарх был арестован и осужден по обвинению в «контрреволюционной деятельности» на 5 лет заключения. Наказание отбывал в Красновишерском лагере, в Горной Шории, затем в Мариинском лагере. Был досрочно освобожден и в начале декабря 1936 г. прибыл на жительство в Кострому, где поселился у сына и дочери. В 1940 г. Калужско-Смоленским епископом Саввой (Ананьевым) Иринарх был возведен в сан архиепископа Московского и всея Руси. 14 октября 1941 г. Иринарх был эвакуирован в Ульяновск. 7 апреля 1942 г. вернулся в Москву.

В трудное время пришлось архиепископу Иринарху возглавить старообрядческую церковь. Архиепископ деятельно собирал вокруг себя старообрядческих священников, организовывал сбор средств в помощь Красной Армии, обращался с посланиями архипастыря к старообрядцам. В годы войны старообрядческая архиепископия собрала и передала на оборону страны около 1 млн рублей. Владыка Иринарх единственный старообрядческий Первосвятитель, заслуживший официальное поздравление с днем 65-летия от Советской власти в лице председателя Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР И.В. Полянского.

Вскоре после начала Великой Отечественной войны архиепископ Иринарх обратился к пастве с архипастырским посланием:

«Старообрядцы никогда не были изменниками Родины. Они до последней капли крови всегда защищали свое родное отечество. Мы уверены, что в годину тяжелых испытаний, которые нам в настоящее время приходится переживать, старообрядчество, также верное своим вековым традициям, дружно даст отпор коварному врагу, посягнувшему на наши священные границы. Пришло время, пришел час для каждого верующего старообрядца направить все свои силы и помыслы на борьбу с насевшим врагом и не щадя живота постоять за други искреннея своя, отстоять грудью великую, мирную и прекрасную Родину!

Всяк, кто в силах держать меч, пусть отправляется на бранное поле. Всяк, кто в силах трудиться на полях, заводах и фабриках, пусть трудятся честно на благо нашей Родины. Сотворим же крестное знамение во имя Честнаго и животворящего креста, святой и нераздельной Троицы и по примерам прошлых лет, по примерам наших святых воителей, с благословения и молитв всех святых и аз благословляю Вас на подвиги ратные».

Сколько чудесных избавлений происходило с воинами во время Великой Отечественной войны и это наряду с жесточайшим трагизмом миллионов жертв.  Потому и передаются случаи чудесного избавления от смерти из поколения в поколение.

Помятый, весь в заломах, истёртый листок в пятнах. Это пятна крови. Хранился он на груди, в кармане солдатской гимнастёрки. За этим листком – судьба выжившего бойца и история его чудесного спасения. Листок этот – обращение Владыки Иринарха, старообрядческого епископа.

7 апреля 1945 года. В районе австрийского города Вена ведёт бойцов в атаку гвардии старший сержант Александр Пушкарёв. Фашистские снайперы охотились за офицерами и командным составом, определяя его по планшетке, погонам, фуражке. Тупой удар в левой стороне груди и Александр потерял сознание. Бой был ожесточённый, много убитых осталось лежать на австрийской земле.  Похоронная команда приступила к своим скорбным обязанностям. Cвозили погибших, копали большие братские могилы. Склонился над Александром, чтобы навеки попрощаться, боевой друг Иван Прудников, и замер, – из груди донёсся еле слышный хрип. «Да ведь он живой!» – закричал Иван. Александра повезли в госпиталь и вынули пулю, которая чуть-чуть не прошила сердце.

В тяжелые для нашей Родины дни, в канун Рождества 1942 года Владыко обращался к пастве: «Я же, Ваш Богомолец, своими непрестанными молитвами ко Господу и его святым угодника, буду вашим помощником». Приведу текст полностью:

Г.И.Х.С.Б.п.н.

Возлюбленные чада старообрядческой христовой церкви!

Из центра старообрядчества – из достославной Москвы, с Рогожской заставы, Я, Ваш архипастырь и богомолец поздравляю вас с наступающими великими христианскими праздниками – Рождеством Христовым, Богоявлением и гражданским Новым годом.

Исконный враг русских и всех славянских народов – коварный немец терзает нашу страну, разоряет наши цветущие города, станицы, села, бесчеловечно мучает, насилует, убивает мирное население, не щадя ни пола, ни возраста.

Поругается и разоряет храмы Божии, в том числе и наши старообрядческие.

Помните братия и сестры, в нашей истории враги не раз вторгались на наши земли, захватывали и разграбляли наши города и сёла. Но враги всегда находили себе безславные могилы на наших полях.

Любовь к родине всегда давала нашим достославным старообрядцам святым предкам – Александру Невскому, Сергию Радонежскому, Петру, Алексею, Ионе и Филиппу – митрополитам московским и иже с ними воеводам Дмитрию Донскому, Козьме Минину, Дмитрию Пожарскому необоримую силу, они, не щадя сил и самой жизни своей, истребляли и изгоняли врагов из священной земли русской.

Немец коварен и хитёр. Он сеет среди нас недовольство, вражду, сеет вздорные слухи.

Пастырски молю и прошу Вас не поддаваться дьявольским наветам врага и в молитве, и в единении встать всем как одному на защиту родины.

Каждый из вас братия и сестры усердным и добросовестным исполнением порученных вам обязанностей лучше всего помогает нашим доблестным воинам одержать победу на фронтах.

Я же Ваш богомолец, своими непрестанными молитвами ко господу и святым его угодникам буду вашим помощником.

Призываю на весь мир Божий наше архипастырское благословение и желаю вам в наступающем, 1943 году вместе с братскими народами нашей страны достигнуть окончательной победы над врагом.

Аминь.

Смиренный старообрядческий архиепископ Московский и всея Руси – ИРИНАРХ.

26 декабря ст. стиля

13 декабря н. стиля 1942 г.

Так через 300 лет, так же, как и Иринарх Ростовский Затворник, благословил русский народ на изгнание иноземцев старообрядческий архиепископ Московский и всея Руси, владыка Иринарх (Парфёнов), продолжив традицию святых отцов земли Русской.

 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2020

Выпуск: 

11