Юрий БАРАНОВ. Тридцать лет – это много или мало?

 Тридцать лет правят нами «демократы», то есть сторонники дикого капитализма, рыночной экономики, плюрализма мнений во всём, что не касается власти, пресмыкательства перед Западом и отсутствия государственной идеологии. Итоги этих трёх десятилетий подводят по-разному. Одни восхищаются ростом числа миллиардеров и миллионеров в России, других печалит всё нарастающий разрыв между богатыми и бедными, третьих ужасает моральная деградация общества, заметное понижение уровня культуры. Я предлагаю способ сравнения с другими тридцатилетиями из нашей истории. Причём для объективности вырезать из неё не мирные, благополучные периоды, а взять подобные – страну после Смуты, то есть начало XVII и XX веков.

 Напомним – в 1612 году «чёрная сотня» Минина и Пожарского освободила Москву от польско-литовских интервентов; не забудем, что в их рядах было немало немцев-наёмников. Против России выступала Швеция, перекрывшая выход к Балтийскому морю, захватившая Новгород и другие исконно-русские земли. Смоленск и другие западнорусские города оккупировала Польша. Южной границы фактически не существовало – там разбойничали украинские казаки. Понятно, что и внутренняя, неоккупированная Россия находилась в разорении. В этих условиях в 1613 году царём был избран молодой боярин Михаил Фёдорович Романов, которому довелось править до 1645-го. Как же изменилась страна за тридцать лет его царствования?

 Россия не только пришла в себя – она быстро развивалась. С поляками и со шведами были заключены мирные договоры, которые хотя и оставляли в их руках захваченные наши земли (кроме Новгорода), но создавали стабильность на западных рубежах государства. На юге производились наступательные операции против турок, и хотя они носили временный характер, они означали перелом в отношениях с могущественным южным соседом. Зато на Востоке русское государство делало крупные успехи. За время царствования Михаила Фёдоровича сибирские владения России увеличились почти втрое, охватив огромную территорию в 4 миллиона квадратных вёрст. Освоение этого малонаселённого и необжитого края шло быстрыми темпами. Уже в 1632 году был построен Якутск, в 1635 году Олекминск, в 1638-м Верхоянск. В начале 1630-х русские землепроходцы вышли на берега Охотского моря.

 Окончание Смуты, естественно, дало мощный толчок развитию внутренних областей центральной России. В условиях безопасности быстро развивалось ремесленное производство. Но правительство уделяло большое внимание и фабрично-заводской промышленности. В 1632 году голландец Виниус поставил в Туле крупный железоделательный завод, в 1635-м швед Койет основал в Духанино стекольный завод, Промышленные предприятия открывались одно за другим -в центральной России и на Урале. Не стояла на месте и грамотность; в 1634 году был выпущен первый печатный букварь Василия Бурцева…

 Проще напомнить о событиях после второй смуты, начавшейся в 1917 года. Если начать отсчёт тридцатилетия с того рокового года, получим 1947-й. Просто смешно сравнивать Россию того и другого года. Возникла мощная промышленность, в том числе оборонная, необычайно поднялась наука, оставалось всего два года до первого взрыва советской атомной бомбы, что означало геополитический переворот. Ведь до того американские людоеды-генералы всё высчитывали и высчитывали смертельные потери Советского Союза после их безответного удара. И слава богу, что трезвый президент Трумэн не поддался на их уговоры. Короче говоря, за тридцать «послеоктябрьских» лет наша страна превратилась в мощную, авторитетную державу.

 «Демократическое» тридцатилетие рисует обратную картину: уничтожение индустрии, науки, резкое классовое расслоение народа с обеднением основной его части, рост криминала, деградация культурной сферы, унизительное поведение на международной арене и т.д. И это, на мой взгляд, неопровержимо свидетельствует, что нынешний строй России не подходит.

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2020

Выпуск: 

11