Соглашение по Карабаху остановило разгоревшуюся там азербайджанское-армянскую войну и стало очевидным достижением российского руководства, лично Президента В. Путина. В крайне сложной и непредсказуемо развивавшейся обстановке удалось найти единственно возможный и, главное, мирный выход, отвечающий интересам как азербайджанского и армянского народов, так и России. Надо отдать должное и здравомыслию руководителей Азербайджана и Армении, хотя определяющую роль здесь, как в Крыму или Сирии, сыграли российские военные, действовавшие быстро, грамотно и решительно. А подключили бы российский МИД и других гражданских «миротворцев», до сих пор тянулась бы бесплодная переговорная говорильня на фоне продолжающегося кровопролития и страданий людей, как это происходит уже седьмой год в Донбассе.
Достигнутое соглашение нормализовало обострявшуюся обстановку на Кавказе. При этом, однако, оно внушает серьезную обеспокоенность и тревогу, если задуматься о возможных вариантах развития в будущем. Что имеет в «сухом остатке» от достигнутых договоренностей наша страна? Появление на постсоветском пространстве, где должна безоговорочно доминировать Россия, сильного и опасного соперника – Турции. Конъюнктурный тактический «плюс» может быть многократно перекрыт крупным стратегическим «минусом», что резко ослабит российские международные позиции, и не только в этом регионе.
Именно Турция, этот, «генетический», многовековой противник России, выступившая в силу ряда обстоятельств в роли ее временного союзника, стала реальным бенефициаром войны в Карабахе. Именно турецкая политическая, экономическая и, в особенности военная поддержка и подтолкнула азербайджанское руководство на развязывание войны. От своего новоявленного покровителя, начавшего вытеснять Россию с Кавказа, Азербайджан получил и современную боевую технику вместе с военными инструкторами и специалистами, и целые воинские подразделения, включая, кстати, и переброшенные из контролируемой Турцией сирийской провинции Идлиб отряды недобитых исламских боевиков.
Турция теперь не только прочно «застолбила» свое присутствие, включая военное, в Азербайджане (ее военнослужащие стали частью персонала создаваемой там мониторинговой станции по контролю за соглашением), но и стала распространять свое влияние на российских мусульман. И не только на Кавказе, что показали прошедшие далеко от него демонстрации под турецкими флагами по поводу одержанной над христианскими-армянами «победы». Вот это уже реальная опасность для российского государства! Мусульманское население в нашей стране, в отличие от русского, постоянно растет. Сообщения о выявленных «спящих ячейках» террористических исламских организаций поступают уже из многих российских регионов. Слава богу, ФСБ не дремлет, работает грамотно и четко, эти ячейки вскрывают, привлекают к уголовной ответственности окопавшихся там исламских радикалов, предотвращая готовящиеся террористические акты. Ну а сколько еще невскрытых? Но когда на российские улицы выходят агрессивно настроенные люди с турецкими флагами, это уже качественно иной масштаб опасности, на которую надо реагировать, и не только во внутренней политике.
Парадокс в том, что российское руководство своей якобы «прагматической» политикой фактически способствовало нарастанию этой опасности. Понятно, что непредумышленно, но от этого не легче. Турецкий президент Эрдоган давно уже не только проповедует, но и пытается реализовать идею «Великого Турана», то есть объединения всех мусульман в единое государство под эгидой Турции. Территориям, где проживают российские мусульмане, при этом отводится особая роль. Дошло до того, что Эрдоган во всеуслышание объявил, что Крым в силу своей истории и традиций должен принадлежать Турции. Кстати, российский МИД никаких протестных демаршей по этому поводу не предпринял. Руководствуются, видимо, заявлением главы российского государства, что не следует обращать внимания на слова турецкого лидера, поскольку с ним легко можно договориться на деле. Договориться? Но вспомним 30-е годы прошлого века, когда другой вождь и строитель глобальной империи Адольф Гитлер ничуть не скрывал своих планов мирового господства, помалкивая, как и Эрдоган, каким путем он этого достигнет. И на его слова также особо не обращали внимания, с ним тоже пытались договариваться, предпочитая «умиротворяющие» закулисные сделки. Чем это закончилось, хорошо известно. Но тогда в отличие от легковерного, точнее, лицемерного Запада, Советский Союз заключал соглашения с Гитлером для оттягивания неизбежной с ним войны, точнее, лучшей к ней подготовки.
Темпы индустриализации страны, одним из главных направлений которой как раз и было создание военной промышленности, были просто фантастическими. Советский Союз на глазах превращался в мощную военно-промышленную державу. Гитлер в своем так называемом «Завещании» признавал, что если бы Германия запоздала с нападением на один-два года, «с Советами уже ничего нельзя было бы поделать».
Но сегодня в стране и другой строй, и другие руководители. Экономика сегодняшней России топчется на месте уже два десятилетия, все сильней отставая от ведущих держав. Та же Турция начинает перегонять нашу страну по производству некоторых видов вооружений, что было немыслимо в советское время. И карабахская война, где армянские военные и ополченцы были вооружены российским оружием, лишний раз подтвердила это. В оптимистические же заявления российского руководства о новых образцах «чудо-оружия» на фоне деградировавшего экономического и научно-технического потенциала не очень-то верится, тем более, что эти, прошедшие лишь экспериментальную стадию, образцы были извлечены из старых запасников советского периода. К тому же многие дававшиеся в прошлом заверения и обещания российского руководства так и не были выполнены, что, естественно, порождает недоверие и к нынешним…
Понятно, что в большой политике приходится маневрировать, заключать временные союзы и соглашения. Сближение с Турцией было вполне оправдано, учитывая, что ее независимую политику по отношению к США и их натовским союзникам - главным противникам России. К тому же, в отличие от них, она охотно идет на сотрудничество и более надежна здесь, чем западные «партнеры». Но при всем этом Турция была и остается геополитическим противником нашей страны, что, естественно, должно учитываться и в политике. При всей важности сотрудничества и взаимодействия с ней надо все-таки держать своего противника на расстоянии, когда надо проявлять твердость и одергивать, а не идти на поводу, закрывая глаза на невыполнение обещаний, а то и явно враждебные шаги. Не говоря уже о том, чтобы напрямую укреплять его позиции, подчас даже за своей счет, поощряя к дальнейшим требованиям и претензиям. Словом, самим себе создавать проблемы, которые уже в скором будущем чуть ли не героическими усилиями придется преодолевать.
«Турецкий поток», строительство атомной станции, торгово-экономические контакты – все это осуществляется в режиме наибольшего благоприятствования для Турции, как говорится, с «душой нараспашку». Ей проданы новейшие российские ракетные комплексы С-400, хотя из русофобского блока НАТО страна не выходила и не собирается это делать. А значит, может в любой момент развернуться против России. То, что против приобретения российских комплексов возражали американцы, весьма слабое утешение, тем более, что такая сделка еще более осложнила и без того конфронтационные отношения нашей страны со сверхдержавой.
Свою истинное отношение к России как партнеру и союзнику Эрдоган показал разорвав в клочья подписанные обеими странами, а также Ираном соглашения по Сирии в Астане. В ходе переговоров он сумел настоять на отмене уже подготовленного сирийцами совместно с российскими военными специалистами наступления на последнюю сирийскую провинцию Идлиб, где хозяйничали боевики. Ее взятие означало бы долгожданное окончание многолетней кровопролитной войны, что было бы очевидным стратегическим выигрышем как для Сирии, так и для России. А заодно и ликвидацию баз, с которых исламские боевики совершают вооруженные вылазки на другие сирийские провинции, а также на российские военные объекты.
Ссылаясь на возможные жертвы мирного населения, Эрдоган взял на себя обязательство разоружить боевиков, навести в провинции порядок, а затем и передать провинцию Сирии. Это был заведомый обман своих российских партнеров и «друзей», под прикрытием которого турецкий лидер стал реализовывать свои амбициозные планы. Боевики с турецкой помощью только укрепились в Идлибе, более того, их стали перебрасывать в другие страны, включая Ливию, а затем и Азербайджан.
Саму же провинцию Идлиб в нарушение всех достигнутых договоренностей фактически присоединили к Турции. Там были установлены порядки этой страны, включая введение ее национальной валюты - лиры. Однако никакого сколько-нибудь адекватного, то есть, жесткого и эффективного, ответа с российской стороны на это коварство не последовало.
Невольно вспоминаются реплика израильского общественного деятеля Я. Кедми на одном из популярных ток-шоу: «У вас, у России есть официальное, подписанные еще при Ельцине обязательства Запада не размещать военные объекты НАТО в соседних восточноевропейских странах. Они грубо нарушаются, а вы ничего не делаете. Подталкиваете своих западных партнеров к дальнейшим подобным шагам». Увы, на этот раз подтолкнули уже и своего турецкого «союзника» Эрдогана, который, ощущая полную безнаказанность, стал открыто наращивать свое влияние уже в Азербайджане, на Кавказе, в зоне безусловного приоритета России. Для Запада, предпочитающего подрывать позиции нашей страны чужими руками, это настоящий подарок.
Как говорится, не делай добра, не получишь в ответ зла. Политика «умиротворения» и уступок Эрдогану дала обратный эффект. Налицо типичный пример некомпетентности и ограниченности во внешней политике. Решая текущие, конъюнктурные задачи, российская дипломатия игнорировала более важные стратегические проблемы для нашей страны, обострение которых неизбежно сведет на нет все временные тактические выгоды.
Констатирую это не как посторонний наблюдатель, а как специалист-международник работавший в аппарате А. Громыко, многолетнего Министра иностранных дел Советского Союза, которого даже на Западе высоко ценили за профессионализм и умение отстаивать интересы своей страны. Сейчас этот профессионализм резко снизился. Российская дипломатия стала вялой, безынициативной, постоянно оправдывающейся и, главное, разучившейся энергично, твердо и наступательно защищать стратегические позиции страны.
Того же Эрдогана можно и нужно было давно и быстро поставить на место. Выйти из порванных им в клочья астанинских соглашений и довести до победного конца операцию в Идлибе, вышвырнув оттуда боевиков и турецких военных. Короче довести, наконец, войну в Сирии до победного конца. С одновременным предъявлением Эрдогану ультиматума. Либо он прекращает вою экспансию на постсоветское пространство, включая, естественно, Азербайджан, либо Россия в ответ начнет действовать в его пространстве и пойдет на широкое, прежде всего военное сотрудничество с курдами, ненавидимыми Эрдоганом. Для турецкого лидера, крайне болезненно воспринимающего даже намеки на такое сотрудничество, это было бы, как говорится, удар под дых. Но с зарвавшимися наглецами только так и надо. Другого языка они не понимают. Тем более, что положение Эрдогана в Турции не столь уж и прочно. Он и раздувает пантюркистскую истерию, чтобы в ее угаре ослабить позиции своих противников и конкурентов. Малейшая заминка здесь может обернуться для турецкого лидера самыми непредсказуемыми последствиям, что он, конечно же, хорошо понимает.
Но российские политики, привыкшие безвольно дрейфовать по политическому течению на такие шаги попросту не способны. Российскому олигархическому капитализму куда важней не осложнять и без того обострившиеся отношения с Западом, в экономическую и финансовую систему которого он интегрирован. Как и с Украиной, которую давно можно было бы вернуть в лоно русского мира активной поддержкой создания Новороссии, верх берут опасения ответной реакции Запада на жесткие меры по восстановлению российских позиций в этом регионе. Турция сейчас работает на его интересы и потому ей будет оказана всемерная поддержка, виновной же в любом случае окажется Россия... А в Кремле хорошо понимают, какие красные линии им не позволено пересекать. При нынешнем режиме рассчитывать на твердую, решительную и по-настоящему эффективную защиту стратегических интересов страны попросту невозможно.
Режут слух пышные дифирамбы российской внешней политике на популярных току-шоу, регулярно демонстрируемых ведущими телеканалами. Она, де, в отличие от лихих 90-х стала, наконец, по-настоящему независимой и исходящей из чисто национальных интересов. Повремените с восторгами, господа! И не надо обманывать себя и других якобы «патриотическими» пассажами. Нынешняя политика Кремля во многом повторяет горбачевско-ельциновские подходы. И этой общей линии на прогрессирующую сдачу российских позиций не меняют противоречащие ей отдельные яркие эпизоды типа марша российских десантников в Косово еще при Ельцине, Крыма и Сирии уже в последние годы, и, наконец, совсем свежего Карабаха. Иными словами, в целом внешняя политика остается также же близорукой, некомпетентной и неэффективной, как и внутренняя. Правда, учитывая блокировку внутреннего развития и нарастание внешних угроз, гораздо более опасной для страны.