Семья Гавришей накануне Великой Отечественной войны
Отличную работящую семью создал участник Первой мировой войны, коммунист Яков Владимирович Гавриш с любимой женой Евдокией Ивановной. Глава семейства до пенсии добросовестно трудился на мельзаводе механиком паровой машины, а жена уделяла большое внимание домашнему хозяйству. Они воспитали четырёх сыновей. Первенцем в семье в 1922 году стал Анатолий, через два с половиной года судьба подарила им близнецов: Бориса и Владлена, а осенью 1936 г. появился младший наследник – Геннадий. Под стать своим родителям братья росли дружными, крепкими, закалёнными, сообразительными и трудолюбивыми. Они были среди первых в учёбе, трудовых делах и соревнованиях.
Братья-близнецы, Борис и Владлен, в 1932 году пришли в первый класс начальной школы поселка Мельзавод-2. Сидели за одной партой. Были всегда вместе. Учительница и одноклассники долго не могли различать их. Учились они стабильно, на хорошо и отлично. Во втором полугодии в целях повышения уровня успеваемости в классе к каждому сильному ученику посадили ученика послабее. Братья восприняли это как важное задание и старательно помогали в учёбе своим сверстникам, стали пионерами.
Они знали из радиопередач, газет и журналов, рассказов учителей и родителей об огромных изменениях, происходивших не только в нашей стране, но и в Челябинске, в годы довоенных пятилеток. По знаменитому ленинскому плану ГОЭЛРО была возведена и дала первый ток крупнейшая на Урале Челябинская ГРЭС, построен ЧТЗ – величайший в мире тракторный завод, комбинат ферросплавов, абразивный, цинковый и лакокрасочный заводы.
В те дни газета «Правда» писала: «На месте старой Челябы, где этапная тюрьма была самым значительным зданием города, новый Челябинск – крупный индустриальный центр страны». В 1934 году развернулось строительство Бакальского металлургического завода. Посёлок, в котором Гавриши жили, на глазах преображался. Дорога, начинавшаяся сразу за деревянным мостом, через реку Миасс, стала оживлённой, а позднее превратилась в первую улицу Металлургического района – шоссе Металлургов. Начала формироваться строительная площадка будущего завода. Братья ещё не знали тогда, что на этом заводе им придётся поработать многие годы.
У братьев появилась перспектива получить высшее образование, проживая в своей семье. Были созданы первые в нашем городе высшие учебные заведения: педагогический институт и институт механизации сельского хозяйства, открыт крупнейший на Урале двухзальный кинотеатр имени Пушкина, возведены 5-7-этажные громады на улицах Сталина и Спартака. По улицам областного центра повезли пассажиров автобусы и трамваи.
Братья Борис и Владлен продолжили обучение в числе лучших учеников в семилетней школе № 29, располагавшейся в сохранившемся до сих пор здании за спорткомплексом «Метар-спорт». В восьмом классе они были приняты в комсомол, обучаясь в 28-й средней школе авиагородка училища штурманов.
«А мы-то ведь были большими патриотами, — вспоминали братья в книге Льва Попова «Годы, опалённые войной», — немедленно откликнулись на призыв комсомола учиться в школе ФЗО на ЧГРЭСе. Окончили её с отличием, получили специальность «газовик газогенераторной установки» и направление на работу в электродное производство будущего ЧЭМК. В это время началась война. Старший брат Анатолий ушёл на фронт, а нам выдали бронь. Несколько раз мы ходили в военкомат, просились на фронт и всегда получали один ответ: “Вы нужны здесь”».
Осенью 1942 года после лечения в госпитале вернулся Анатолий, получивший в битве за Москву тяжёлое ранение руки и ноги. Младшие братья, затаив дыхание, слушали его рассказы о войне, и все больше думали о том, почему они, комсомольцы, здесь, а не на фронте. И однажды, воспользовавшись выходным днём, пришли в райвоенкомат, который располагался тогда на улице Сталина. С большой радостью они получили направление на учёбу в Молотовское военно-морское авиационно-техническое училище и, собрав необходимые вещи, помчались на вокзал, имея на руках железнодорожный литер. А вот доехать в то время до города Молотова, так в те годы называлась Пермь, оказалось более чем сложно. Добирались на подножках и крышах вагонов. Приехали в училище грязными, закопчёнными паровозным дымом, беспокоясь о том, а вдруг нас, таких чумазых, не примут. Но их приняли. Училище располагалось на высоком берегу Камы. Из его окон была видна река, суда на ней, а за рекой в лесу — полигон, на котором курсанты проводили практические занятия. В училище изучали разные типы самолетов, группа, в которой учились братья Гавриши, специализировалась на истребителях Ла-5, Як-1, Як-3, Як-7 и ЛаГГ-3. Учились с большим желанием, помогая друг другу. Сложных вопросов для отличников не существовало.
Время учёбы пролетело быстро. После успешной сдачи экзаменов братьев направили в 10-й гвардейский Краснознамённый истребительный авиационный полк Балтийского флота, оборонявший Ленинград и Кронштадт – главную базу флота. Каждый из них получил по самолёту для технического обслуживания. Ответственность была большой. Результаты воздушного боя зависели не только от боевого мастерства лётчика, но и технического состояния самолёта и его вооружения. Борису достался Ла-5 с бортовым номером 92, а Владлену – с бортовым номером 48 и с надписью на фюзеляже «Пензенский комсомолец», на котором летал командир эскадрильи Герой Советского Союза Владимир Абрамов, совершивший в годы войны около 600 боевых вылетов, участвовавший в 65 воздушных боях, сбивший лично 21 и в группе 8 фашистских самолётов.
К концу войны у каждого из братьев Гавришей насчитывалось по 300 подготовленных и успешно завершившихся самолетовылетов. Возвращающиеся с боевого задания свои машины братья безошибочно определяли по звуку. «Однажды, – вспоминал Борис Яковлевич, – идёт на посадку мой самолет, дымит, коптит. Проверил, оказалось, что нет компрессии сразу в четырех цилиндрах. Это значит, нужно все их менять. Работа большая, а утром самолёт должен быть в строю. Дело было зимой. Закрыв машину брезентом, мы с мотористом при свете электролампочки в высоком темпе приступили к работе. К нам на помощь подошёл Владлен, и к утру самолёт был готов. Заменить четыре цилиндра за одну ночь в те времена считалось невероятным случаем».
Войну братья закончили в Таллине на аэродроме Лагсберг. После победы продолжили службу вблизи польской границы. А в 1949 году им предложили учиться в Киевском военно-морском политическом училище, но медицинскую комиссию прошёл лишь Борис, а Владлена из-за травмы руки вернули обратно в часть. Так братьев разлучили. Они почувствовали себя неуютно, каждому чего-то не хватало. В 1950 году Борис получил письмо от Владлена с сообщением, что он воинскую службу закончил, демобилизуется и едет домой. «Раз ты едешь домой, то я тоже кончаю службу», — ответил Борис, подал рапорт об отчислении из училища и вперёд брата оказался дома.
А дома, в Челябинске, к этому времени появился Металлургический район и огромный завод, возведённый в самый разгар войны героическим трудом строителей. Сталь ЧМЗ, воплотившись в снаряды, двигатели танков и самолётов, внесла свой вклад в разгром фашистской Германии и её союзников. Отгремели победные залпы войны, но комбинат постоянно строился, новые цеха входили в строй действующих. ЧМЗ превращался в одно из крупнейших предприятий Советского Союза по производству высококачественных сталей и сплавов. Братья устроились работать в обжимной цех № 2: Борис — оператором стана, Владлен — электриком машинного зала. Требовалось большое число специалистов, а школа мастеров с возросшими задачами производства уже не справлялась.
11 июля 1955 года министр чёрной металлургии СССР Александр Шереметьев, выполняя Постановление Совета Министров СССР, подписал приказ об основании Челябинского горно-металлургического техникума. В его учебные аудитории пришли передовые рабочие комбината, которым война помешала получить профессиональное образование. Бывшие фронтовики и труженики тыла с энтузиазмом принялись за учёбу. Среди первых в учёбе и труде были братья Борис и Владлен Гавриши, Артур Кроневальд, Иван Погорелец, Иван Полегаев, Михаил Резепин, Борис Тимченко и многие другие.
Вместе учились в металлургическом техникуме, вместе занимались общественной работой на заводе. Как и их отец Яков Владимирович, братья Борис, Владлен и Геннадий стали коммунистами. Не за каким-то благом пришли братья Гавриши в партию. Пришли за единственной привилегией коммуниста – быть впереди, там, где труднее. Борис являлся секретарём парторганизации обжимного цеха № 3, а Владлен председателем цехового комитета, а затем секретарём парткома прокатного передела. В 1955 году Бориса избрали депутатом Верховного Совета РСФСР. Владлен позднее стал заместителем начальника сортопрокатного цеха № 1. К их боевым наградам добавились трудовые: у Бориса Яковлевича орден Ленина и орден Трудового Красного Знамени, а у Владлена Яковлевича орден Октябрьской Революции, орден Трудового Красного Знамени и орден «Знак Почёта».
Борис Гавриш
Со дня основания завода «Теплоприбор» слесарем по изготовлению оснастки творчески трудился Анатолий Яковлевич, пройдя славный путь от бригадира до начальника производственного отдела предприятия.
Их младший брат Геннадий Яковлевич с детства старался походить на них, подражал им. Он служил в 1956–1960 годах на Тихоокеанском флоте, не раз участвовал в дальних походах, на себе испытав, что такое настоящий шторм. После военно-морской службы, окончив вечернее отделение политехнического института, прошёл трудовой путь на заводе «Теплоприбор» от ученика фрезеровщика до заместителя начальника инструментального цеха, cекретаря партийной организации. Будучи на пенсии братья участвовали в работе партийной организации КПРФ Металлургического района, в движении «За возрождение Урала» с первого дня его образования. За активное участие в работе совета ветеранов ВМФ братья были награждены медалью «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Род Гавришей продолжается во внуках и правнуках и им есть с кого брать пример.
Все лучшее, что в характере советских людей, вы найдете в семьях Гавришей – патриотизм, верность слову и делу, братство, трудолюбие, cмелость, мужество и отвагу.