Аркадий Самохвалов об эффективности советского и российского госуправления

Аркадий Самохвалов

На фото: Аркадий Федорович Самохвалов, действительный государственный советник Российской Федерации 1-го класса

Что мы имели в советское время? Жестко централизованную командную экономику. Были выстроены министерства, ведомства. Существовал госаппарат, так называемые «приводные ремни» экономики и пр. Это не помогло. Мы уперлись в то, что в этой экономике не присутствует или слабо присутствует инициатива, которая вынуждена пробивать себе дорогу через всевозможные преграды, зачастую непреодолимые. Но эта система существовала.

Что мы имеем сегодня? Даже возросший бюрократический аппарат, который не является приводным ремнем.

Но что мы имеем в тех словах и предложениях правительства, которые оно произносит сегодня? Появляется Единый план действий. Зачитаю:

«Обеспечение темпа роста выше мирового при сохранении макроэкономической стабильности. Реальный рост экспорта на неэнергетические товары не менее 70% по отношению к 2020 году. Повышение конкурентоспособности отечественного машиностроения».

Мне это напоминает то, что было в советское время. Во всяком случае, с таким замахом зачитывались директивные документы, но они хоть как-то сопровождались усилиями и, главное, была ответственность, которая падала, но была. А сегодня это просто разговор перед телевизором.

Нас господин Медведев увещевал своими телевизионными выступлениями на протяжении 8 лет. И что? Да ничего! И ничего не может произойти. Поэтому до тех пор, пока правительство ни займется процессами, никакого конструктивного результата мы не увидим. Думаю, что эти начинания и декларации закончатся ничем.

Что же такое рулить экономическими процессами и формировать их? И на что они должны быть в первую очередь нацелены? Остановлюсь только на двух небольших тезисах.

Первое. Чтобы предприятие начало развиваться, у него должны появиться средства: заемные или в результате собственной хозяйственной деятельности.

Про заемные средства много сказано, и это ужас, что с ними творится. И дело не только в процентной ставке. Если бы у нас инфляция была 30%, то процентная ставка 15% была бы очень хорошей. Но у нас этого нет, и кроме экономически неоправданных процентных ставок существуют залоги, возможные запредельные отчисления в коммерческих банках, и не существует стимулирования банков, чтобы они работали с реальным сектором экономики, да и конкуренции в банках нет.

То, что творится в банковском секторе, приводит к повышению доли безответственных банков… У нас Греф умудряется развивать всё, что угодно, только не кредитование. Это ненормально. И поэтому с заемными средствами очень плохо. И до тех пор, пока решений, предложений правительства не появится о доступности заемных средств, это всё бессмысленно.

Тяжелое положение и с собственными средствами предприятий, которые зависят от уровня налогообложения. От того, насколько быстро и оправданно растут тарифы и всё остальное. В конце концов, это положение зависит от того, какую внешнеторговую политику проводит государство. Потому что есть нормальная политика, она создает платежеспособный спрос и внутри страны, и за пределами – на экспорт. Если нет ее, то это кончается очень плохо.

Если мы не видим от государства и правительства предложений, расширяющих доступность заемных средств, или мер, увеличивающих собственные средства предприятий, инновационного развития не будет.

Сколько надо времени, чтобы понять: влияют ли предложения правительства на процессы на развитие экономики?

Я по своему опыту говорю, что если в течение нескольких месяцев ничего не меняется, то ничего не изменится вообще.

Из выступления на заседании Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России «КОВИД-кризис и его влияние на экономику и промышленность России»

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2020

Выпуск: 

1