Владимир МОРОЗОВ. Как во времени менялся двуглавый орёл?

Герб России – двуглавый орёл, это знают все. Но все ли знают, что тот вид, в котором орёл существует сегодня, он обрёл не сразу? Например, все ли знают, что крылья орла поначалу были опущенными – кто и когда сделал их поднятыми? Сразу ли появились в лапах орла скипетр и держава? Откуда взялась третья корона над головами орла, и откуда взялся змееборец на груди орла? Обо всех этих и некоторых других вопросах, связанных с нынешним гербом России, мы и поразмышляем в данной статье.

Как известно, процесс объединения русских земель вокруг Москвы начался одновременно с освобождением Руси от татаро-монгольского ига. При Иване III российское государство, наконец, добилось полной независимости от Золотой Орды.   Сын Ивана III,  Василий III, без войн присоединил к Москве Псков и Рязань, после   нескольких русско-литовских войн к подконтрольным Москве городам добавились Чернигов и Смоленск.

Усиление могущества Великого князя Московского, превратившегося в правителя обширной державы, потребовало изменений в его титуле. Наряду с перечислением названий земель, вошедших в состав России, в титуле появляется слово «самодержец», а в дипломатической переписке слово «царь». Напомним, что со времён монголо-татарского завоевания «царём» именовался хан Орды. Превращение России в мощную независимую державу было замечено в Европе: в 1489 году император Священной Римской империи  предложил Ивану III принять от него королевский титул. Великий князь отказался, указав, что «мы Божиею милостью государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от Бога, как наши прародители, так и мы… а поставления  как прежде ни от кого не хотели, так и теперь не хотим».

К жалованным грамотам Ивана III подвешивалась мастичная круглая пластинка с двухсторонним оттиском великокняжеской печати.

Рис 1. Прорисовка великокняжеской печати, датируемой 1497 годом

На печати надпись: «ИОАНЪ Б(О)ЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ГОСПОДАРЬ ВСЕЯ РУСИ И ВЕЛИКИ КН(Я)ЗЬ». На оборотной стороне печати надпись, являющаяся продолжением титула лицевой стороны: «И ВЕЛИКЫИ КН(Я)З. ВЛАДимирский. И МОСковский. И НОВгородский. И ПСКовский. И ТВЕрской. И УГОрский. И ВЯТский. И ПЕРмский. И БОЛгарский». 

   На этой государственной печати впервые появляется двуглавый орёл с        коронами, что символизировало претензии на принятие царского титула. Относительно происхождения двуглавого орла в исторической литературе существуют различные мнения. Наиболее традиционный взгляд на его появление в качестве государственного символа заключался в том, что орёл заимствован из Византии, а принесла его с собой племянница последнего византийского императора, жена Ивана III, Софья Палеолог. Мнение это восходит к Карамзину, однако со времён Карамзина в научный обиход были введены некоторые новые факты. Более обоснованным сегодня считается мнение о заимствовании орла из геральдики Священной Римской империи, использовавшей этот символ с 1442 года  –  в этом случае эмблема символизирует равенство рангов императора Священной Римской империи и Великого князя Московского. Как видно по приведённой иллюстрации, первый орёл был совсем не таким, как сегодняшний. Но о его эволюции мы скажем чуть позже, а вначале – несколько слов об изображении всадника-змееборца на княжеской печати. 

В борьбе за объединение русских земель, а также за право называться «царём»,   Ивану III надо было показать себя защитником православной веры. Церковь в этом поддерживала Ивана III, призывая «крепко стояти за православное христьянство», «оборонити своё отечьство… от безбожных варвар… безбожного бессерменьства», подобно тому, как прадед его (Димитрий Донской) «мужьство и храбьство показа за Доном… над теми же окаанными сыроядци». Образ защитника православия как нельзя лучше соответствовал любимому на Руси образу Святого Георгия. Есть много свидетельств любви Ивана III к этому святому. Так, при нём скульптурой Георгия Победоносца украшаются главные ворота Кремля. И для своей главной печати Великий Князь Московский выбрал изображение известного всей Руси святого воина Георгия.

Георгий Победоносец был необычайно популярен в России. Христианская литература считает, что Георгий родился в Малой Азии и имел высокий военный чин. При гонениях на христиан во время императора Диоклетиана (царствовал в 284–305 гг.) Георгия принуждали отречься от веры во Христа, но он претерпел все мучения и был обезглавлен 23 апреля 303 года. Такая смерть поставила его рядом с другими христианскими мучениками из военного сословия – Фёдором Стратилатом и Дмитрием Солунским. Все они считались покровителями «христолюбивого воинства».

О жизни святого Георгия существовало много преданий. Наиболее любимое в народе – «Чудо Георгия о змие». В нём рассказывалось, как гигантский дракон-людоед поселился в озере около города. По жребию ему ежегодно отдавали на съедение юношей и девушек. И вот жребий пал на дочь царя. Стоя на берегу, она ждала гибели, но в это время к озеру подъехал Георгий. Вопреки старой традиции, когда богатырь побеждал чудовище в бою, Георгий заставляет дракона покориться силой молитвы, начертав на земле крест.

Как только змей показался из воды, святой Георгий воскликнул: «Во имя Иисуса Христа, сына Божия, покорись, жестокий зверь, и ступай вслед за мною». Змей упал к ногам святого, царевна накинула на шею чудовища свой пояс и повела его в город на поводке, «как послушнейшего пса». Увидев свою дочь живой и невредимой, а чудовище укрощённым, царь с царицей и все горожане-язычники воскликнули, обращаясь к святому воину: «Тобою веруем в единого Бога Вседержителя и в единого Сына его, Господа нашего, Иисуса Христа, и в Святой животворный Дух». Царь повелел поставить церковь во имя Георгия и украсил её золотом, серебром и дорогими каменьями. Заметим, что в описанной ситуации Георгий выступает не просто как воин, но и как проповедник христианства, чья сила не только в оружии, но и в слове.      

  

Рис. 2. Святой Георгий. Икона. 1-я половина XIV в.

На Руси святого воина считали  покровителем скотоводов и земледельцев (имя Георгий по-гречески – «земледелец») и призывали его на помощь при болезнях скота. Наказывал святой воин и воров, возмещая потерпевшему сторицей украденное имущество. Словом, различными были его подвиги, и снискал он любовь и князей, и крестьян, и воинов.  

Св. Георгий, начиная с XI века, считался покровителем князей, их небесным заступником и помощником, особенно в военных делах. Один из первых русских христианских князей – Ярослав Владимирович Мудрый (в крещении Георгий) особенно много сделал для прославления своего святого покровителя: в Киеве построил в его честь придел в церкви Святой Софии, открыл монастырь, основал город Юрьев (теперь – Тарту), где также поставил Георгиевскую церковь. Лик святого Георгия украсил и выпущенные в Новгороде серебряные монеты – сребреники («Ярославле сребро»).                             

Конечно, изображение на печати – это символ, а не икона. Над головой  Св. Георгия отсутствует нимб, есть и другие неканонические детали. Но образ очень узнаваем, он приобрёл черты общности, выходя за рамки религиозного сюжета. С конца XVII – начала XVIII века, когда пришли в Россию гербы, головы святых воинов стали украшать шлемы с плюмажем, шлемом будет украшена и голова Георгия Победоносца. В таком виде его изображение было помещено на груди двуглавого орла в гербе княжеской столицы, города Москвы.

В последующие века  необходимость исторического обоснования царского характера власти подвигло Ивана Грозного, сына Василия III, на практические действия. В возрасте 16 лет (перед женитьбой) он завёл речь об официальном принятии царского титула. 16 января 1547 года произошло венчание молодого правителя Московии на царство. С этого времени и в искусстве, и в атрибутике власти проявляется идея    прославлять правление и деяния «венчанного самодержца». 

  В 1613 году Земским собором был избран первый царь из рода Романовых, Михаил Фёдорович (1596–1645). При нём двуглавый орёл с Драконоборцем на груди получил «прибавление»: над головами орла, увенчанными коронами, появляется третья корона, символ самодержавной власти. О дате «прибавления» сообщалось в грамоте 1625 года: «Ныне перед прежнею печатью прибавлено в Государственном именованьи: Самодержец;…и ныне…Над главами у орла корона». Предписывалось с 25 марта 1625 года скреплять новой печатью различные документы: грамоты, наказы, подорожные и т.д.

Рис. 3. Печать царя Михаила Фёдоровича – основа будущего Государственного герба. 1625 г.

На основе   печати Михаила Фёдоровича его сыном, царем Алексеем Михайловичем (1629–1676) был разработан и узаконен первый Государственный герб России. В 1654 году Алексей Михайлович повелел «дать» в лапы двуглавому орлу символы царской власти – скипетр и державу, а крылья орла из опущенных стали расправленными и поднятыми.

Рис. 4. Первый Государственный герб России

14 декабря 1667 года появился первый в русской истории Указ о гербе («О титуле царском и о государственной печати»), в нём приводилось описание царского герба. Так, три короны это «великие Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства, пазноктях (в когтях) скипетр и яблоко, и являет милостивейшего Государя, Его Царского Величества Самодержавца и Обладателя».

Отметим важную деталь в изображении Георгия Победоносца на русских иконах и государственных печатях. Движение всадника справа налево в геральдике обычно обозначает отправление в поход, слева направо – возвращение. Таким образом, символика изображения говорит о возвращении после победы, одержанной над злом, олицетворяемым  страшным чудовищем. Победы, одержанной не только  оружием, но и словом Божьим. Победы не для завоевания, а для защиты самого прекрасного на земле – юной невинной девушки. На приведённой иконе копьё занесено, но не опущено, а чудовище покорно идёт за девой.

Образ Георгия Победоносца на столетия прочно вошёл в символику России, перейдя  с Государственного герба на знамёна воинских соединений, на Орден  Св. Георгия и солдатские «Георгиевские кресты», вручавшиеся офицерам и солдатам за личные воинские подвиги. В иерархии наград Орден  Св. Георгия был вторым после ордена  Св. Апостола Андрея Первозванного и одновременно высшей военной наградой Российской Империи. Существенным отличием его было то, что он мог вручаться только за личные воинские заслуги на полях сражений. Об этом говорил и девиз ордена: «За службу и храбрость».

 Императорский орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия был учреждён по указу императрицы Екатерины II 26 ноября (7 декабря) 1769 года. Орден стал первым в российской наградной системе, присуждаемым не только представителям высшего сословия, но и военным, проявившим особое мужество на службе. Лаконичный внешний вид и принципы награждения оказали большое влияние на всю российскую наградную систему.

Рис. 5. Звезда и знаки ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия 1,2,3  и 4 степеней

История награждений этим орденом стала историей побед русского оружия, а сам орден – символом храбрости и стойкости русской армии. Георгиевский орден на груди офицера или Георгиевский крест солдата был свидетельством, что для её обладателя нет выше ценности, чем служение Отечеству. Орден Св. Георгия, как и «солдатский» Георгиевский крест, имел четыре степени, с чёткой регламентацией оснований к награждению. Так, за всю более чем полутора вековую историю кавалерами всех четырёх степеней ордена стали всего 4 человека: генерал-фельдмаршал светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский; генерал-фельдмаршал князь Михаил Богданович Барклай-де-Толли; генерал от инфантерии граф Иван Фёдорович Паскевич-Эриванский; генерал-фельдмаршал граф Иван Иванович Дибич-Забалканский.

 

* * *

Вот уже почти тридцать лет, как Россия вновь обрела свой исторический герб.   Почти одновременно в наградную систему Российской Федерации в качестве высшего военного ордена вернулся и Орден Св. Георгия, и Георгиевский Крест, сохранившие и прежний вид, и прежний девиз «За службу и храбрость».

 Регалии Президента России, знаки его верховной власти в полной мере отвечают исторической памяти. В их основе – четырехконечный православный крест, символ пути Православия, выбранного для России более тысячелетия назад Св. Князем Владимиром. На кресте –  герб России, двуглавый орёл. В центре герба – Георгий Победоносец на белом коне, поражающий дракона. Три короны над головами орла символизируют, в современной трактовке, единство трёх ветвей власти в стране.  Скипетр, увенчанный Российским гербом – выбор пути, держава – единство страны. На оборотной стороне креста   – круглый медальон, по окружности которого девиз: «Польза, честь и слава». На медальонах, которые чередуются в цепи со звеньями в виде гербов, крест в центральной части и тот же девиз: «Польза, честь и слава». Интересно, что такой же девиз был на Ордене Святого Владимира, введённом Екатериной II. Этот орден  тоже имел в основе четырёхконечный крест, покрытый красной эмалью, и девиз «Польза, честь и слава».

Рис. 6. Официальные современные регалии Президента Российской Федерации, украшенные двуглавым орлом и изображением Георгия Победоносца

Рис. 7. Значок участника движения «Бессмертный полк» с Георгием Победоносцем

Символика таинственным образом  рождается и в наши дни. Тому пример – поистине всенародная, а теперь и всемирная акция «Бессмертный полк». На полях сражений Второй мировой солдаты Советского Союза несли на пилотках и касках   красные звёзды. Красные звёзды светятся и на обелисках, и на безымянных могилах. На Красном Знамени Победы – пятилучевая звезда. Как говорится, на войне нет неверующих, слишком небо близко к земле. Земля и небо символически соединились в памятном знаке движения «Бессмертный полк России»: Звезда Победы  и Георгий Победоносец, поражающий дракона. Добро, побеждающее зло. Такова победная символика России.

 Санкт-Петербург, 2021 г.

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2021

Выпуск: 

1