Недавно я посмотрел по телевизору передачу «Большая игра», которую вели Вячеслав Никонов, Алексей Пушков и Владимир Познер со стороны России и Дмитрий Саймс – с американской.
В «Большой игре» большие ставки. Одна из них – как сохранить мир, не поступаясь при этом ни американскими, ни российскими национальными интересами. «Большая игра» – попытка понять, можем ли мы договориться, либо ментальные и культурные противоречия делают это практически невозможным.
Ведущие Никонов и Саймс не просто представители двух стран, это люди, которые являются носителями их политической ментальности.
В последней передаче, которую я смотрел, темой обсуждения Никонова и Саймса явился распад Советского Союза.
И вот что хочу высказать по этому поводу. Не буду говорить об откровенных врагах и предателях нашей потерянной Советской Родины, таких, как Горбачёв, Яковлев, Бурбулис, Ельцин и других.
Во-первых, я категорически не принимаю этот самый распад. Ни умом, ни сердцем. И когда я слышу слова о распаде Советского Союза, сказанные с равнодушием, походя, с каким-то удовлетворением, я готов ненавидеть этих людей, этих выродков, которые не поняли той страны, где они жили. Вот, к примеру, риторика Хакамады: «Когда грохнулся Советский Союз!» Какая же это... Как могла она так выражаться! И это сказано, когда наш президент высказал, что распад Советского Союза есть драма русского народа. У Хакамады никакой драмы, у неё торжество врага России. А ведь она громко представлена на сегодняшней политической арене!
А во-вторых, все эти люди – ничтожества, не подумали, что на примере Советского Союза была попытка создать справедливейшее государство в мире. Иначе как тогда наша Родина смогла одолеть враждебнейшее, лютое, бесчеловечное фашистское государство, выращенное западным миром, который непонятным образом растерял свой гуманизм.
А что сейчас? Недавно я прочёл произведение популярного западного писателя-детективщика Джеймса Чейза, который в романе «Только за наличные» показал, что представляет современное американское общество.
Коротко содержание романа. Герой произведения Джонни Фаррар прибыл в некий американский городок с целью добраться до Майами и как-то пристроиться там. В прошлом, служа в армии, он увлекался боксом и даже боксировал с самим Джо Луисом. Был крепок и красив. Его втянули из-за случайных непредвиденных обстоятельств выступить на ринге с тем, чтобы он потерпел поражение. Но Фаррар нарушил условие и нокаутировал соперника, на которого сделал ставку глава городской мафии, сделавший большую ставку на противника Фаррара.
Фаррар вместе с подругой-любовницей, необыкновенной красавицей, которую он успел приобрести, попадает в автоаварию, в которой погибает муж любовницы, хозяин богатого казино. Любовница втягивает героя в аферу, с целью завладеть казино.
После всех замысловатых интриг к Фаррару попадает чемодан с 250 000 долларов. В острейшей, драматической борьбе за его обладание трагически погибает несколько человек, в том числе и любовница. Фаррар всё время на грани жизни и смерти. Ни один персонаж городка, всего его описываемого общества, не исполнен чувства правды, справедливости, законности и долга, всё пропитано алчностью, желанием отхватить кусок пожирнее, не считаясь ни дружескими, ни родственными чувствами. Опять убийство за убийством. Всех на пути наживы поджидает гибель. Алчность одолевает всех – чиновников, юристов, полицейских и самого начальника полиции. Наконец, Фаррар, думающий всё-таки о законности, загоняется на крышу высокого особняка и просто разбрасывает все деньги в толпу, которая собралась полюбопытствовать на его травлю. И внизу здания разворачивается жестокая борьба за летящие сверху доллары, между всеми – шофёрами, торговцами, жителями, охранниками, полицейскими, тем обнажая сущность американского общества, где нет ни долга, ни законности, когда возникает возможность обогащения.
И вот в такое общество втягивает нас жить этот ничтожный западный мир, мерилом которого являются Соединённые штаты.
Но мерила, принятые в Штатах, для нас неприемлемы.
Как могли у нас, в «бывшем» (даже это слово мне противно, и я не хочу принимать его. Не верю, что мы «бывшие», что окончательно погибли ростки человечного справедливого общества) Советском Союзе забыть, как легко, отрадно и духовно жилось нам в ушедшей стране, как мы радовались отношениям между народами, свободе, с которой мы могли перемещаться по всей нашей огромной Родине и везде нас радушно принимали и понимали?!
И я не совсем принимаю тезис В.В. Путина, что человек, желающий вернуть Советский Союз в прежнем виде, не имеет головы. В то же время он говорит, что тот, кто не жалеет о распаде Советского Союза, не имеет сердца. Как знать, что выше, голова или сердце? Часто сердце выше и умнее головы. Иначе как бы мы одолели исчадие фашизма, когда часто все победные решения нашего тогдашнего вождя, маршалов, генералов, офицеров, солдат и всего народа принимались именно сердцем, чувством веры в справедливость нашего строя, наших идей, пониманием и верностью сокровенным чувствам всего нашего народа.
Сейчас мы потеряли возможность создания нового общества на основе добра, правды и справедливости. И это наша вина перед Богом и человечеством всего мира, ибо создание справедливого общества и есть и цель, и мечта всех с правильным мировоззрением людей, невзирая на нации и расы. Хотя и в нашем ушедшем строе были отклонения, порождённые культом и возвышением тогдашнего нашего вождя И.В. Сталина.
Но надо быть справедливым к достижениям Советского Союза по удовлетворению желаний людей, их экономическим, духовным, эмоциональным потребностям, чувствам добра и правды. И сейчас нам в современном обществе нашем надо заимствовать от Советского Союза те благородные, священные, человеческие качества, которые мы успели вырастить и укрепить в нашей бывшей Родине – Советском Союзе и вводить их в законы нового государства.
Не думаю, что теперь у нас возникло самое справедливое общество. Над ним предстоит ещё много работы.
И если целью всех революций, переворотов, государственных изменений является в итоге возможно большее справедливое удовлетворение социальных потребностей возможно большего числа людей, то это оправдано.
Как обстоит дело сейчас – пока под вопросом.
Так я думаю, я – Кухарев Алексей, бывший хлебороб, технарь, конструктор, писатель и просто гражданин своей Родины – России.
И я не один.
В теперешней борьбе с коронавирусом выявилась беспомощность всех стран мира перед этой инфекцией. И наша пока тоже. А я помню, как в школьные годы нам делали прививки от многих заразных болезней и как сильно была поставлена инфекционная служба в то время. И мне кажется, что если бы и сейчас дело было поставлено так же, как тогда, то жертв было бы меньше. И вакцина была создана гораздо ранее, быстрее. Пусть простят меня специалисты, если я не прав. Но так хочется, чтобы пандемия была, наконец, побеждена и люди освободились от гнёта инфекции.
А что касается стремления ведущих «Большой игры» Никонова и Саймса навести мосты между Россией и Америкой, то вот как я попытался выразить это в своём стихотворении:
Американцы
Дерзкий народ, предприимчивый, дружный,
Ценит работу, веселье и мысль,
Сколько он сделал, что цельно и нужно,
Ну-ка, попробуй исчисль!
Был нам союзником, смелым собратом,
Помним мы их перелёт,
В годы войны это было этапом,
Общей победы оплот.
Как же повергнуть, как прежде сумели,
Распри меж нас навсегда?
Вспомнить, что есть у нас общие цели,
Светит одна нам звезда.
Надо воздвигнуть совместно, по-свойски,
Чтобы связать континенты вовек,
Мост величавый, Аляско-Чукотский,
Чтобы любой, оценив труд геройский,
Гордо воскликнул: «Се, Человек!»
Может, мы ходим в поисках брода,
Как всё же слиться душой,
Так и сошлись бы два славных народа
В общей работе большой.