Сцена из спектакля. Фото: Челябинский государственный драматический «Камерный театр»
Рецензия на комедию «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича»
26 и 27.02. 2021 года Челябинский камерный театр представил зрителям т.н. «мировую» премьеру – чёрную-комедию «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича». Спектакль был явно приурочен к 68-й годовщине со дня смерти И.В. Сталина – 5 марта 2021 года.
Местные антисоветчики от культуры решили еще раз облаять Отца народов. Вряд ли сами додумались, скорее всего, по заказу антисталинистов, которых страшно пугает небывалый рост авторитета Сталина среди простых людей, и прежде всего, молодежи. Сегодня более 70% населения одобряют его эпоху и роль в истории. На фоне ограбленного нищего народа и полуколонии, в которую капиталисты превратили великую ленинско-сталинскую державу, это неудивительно.
С другой стороны, в условиях собственной творческой импотенции хочется любой ценой прозвучать, стать известными, да и привлечь зрителей на скандальных опусах. Тем самым, заработать.
Своих новых мыслей и творческих проектов у бездарей нет и вряд ли будут. Посещаемость спектаклей ниже среднего. Чем-то, действительно, хорошим и известным этот театр не прославился. Как тут быть? Остаётся одно – использовать для этого известность советских лидеров. Спекуляции на них – это верный способ заявить о себе.
Посмотрел этот спектакль. С трудом выдержал, хотя с первых сцен было ясно, что к настоящему искусству эта постановка имеет весьма далёкое отношение.
Главная мысль пьесы, – по мнению местных критиков-либералов, – свобода творчества, свобода самовыражения, свобода человека… А на самом деле все эти пафосные слова прикрывают бездарность антисоветской подделки.
На сцене перед зрителями забор из досок с колючей проволокой (символ тирании), фонтан с фигурой писающего мальчика и монумент девушки с веслом – бездарная эклектика, непонятная, а, значит, ого, «талантливая».
Суета, подозрительность, доносы охранников Сталина друг на друга, Ленин на велосипеде ведёт диалог со Сталиным с использованием непечатной лексики. Тут и Берия с Хрущевым, и виртуальный Путин, который всё видит, хотя самого на сцене нет. Президент расстроен, что вождь умирает, предлагает сделать вместо похорон рождение вождя. Все хохочут… Какой-то помощник министра сжигает первую благодарственную телеграмму Путина, как недействительную, а пепел собирает в пакетик… В финале звучит песня «С чего начинается Родина».
Весь этот абсурд из издевательских сцен, ужимок и кривляния над создателями и руководителями советского государства принимается кое-кем, как новое слово в искусстве. Некоторые из них оценивают его многозначительно, но туманно: «В спектакле зашифровано столько слоёв разных тем и смыслов, что хочется пересмотреть».
Кому – как. Вам – авторам и лакеям свободного от гуманизма и морали искусства, в любом дерьме видится художественный подтекст и разные темы и смыслы, а нам – нет. Нам видна художественная ущербность и несостоятельность постановки, призванной использовать антисоветскую тему для пиара и получения денег из бюджета.
Весьма «интересно» оценивает всю эту пошлятину главный режиссер театра. Как «гениальный новатор» (а точнее, провокатор), он провозглашает: «Театр смело берется за сложную тему, которая вызовет недовольство со всех сторон, но мы принимаем вызов истории – и наш проект станет началом грандиозных похорон сталинизма».
И как ему не быть смелым, ведь на премьере побывала сама жена губернатора Челябинской области Ирина Текслер, которая вручила цветы автору Артуру Соломонову и режиссеру-постановщику Виктории Мещаниновой.
Что же касается «начала грандиозных похорон сталинизма», то чья бы корова мычала. За прошедшие десятилетия немало было похоронщиков, от Гитлера до Хрущева, от Горбачева до Ельцина и до более мелких – Солженицина, Млечина, Сванидзе, Гозмана, Сытина и Навального. Но на фоне этих политических карликов и лакействующих холопов исполинская фигура Сталина становится все более притягательной и зовет к возрождению нашей державы – СССР.
Всё действие – невразумительное, натужное, с претензиями на новизну и модерн, на свободу форм выражения, направлено на то, чтобы опошлить создателей Советского государства. На то, чтобы через их осмеяние и глумление над их памятью оплевать всю советскую эпоху. Превращая трагедию в фарс, авторы глумятся над здравым смыслом, над общечеловеческими, морально-этическими ценностями. В любой эпохе и в любом обществе в любых государствах и религиях это осуждалось и пресекалось. У нас – нет, у нас можно… Некая зрительница написала отзыв: «Смешно и жутко!».
Это не смешно и не жутко. Это примитивно и пошло. Это – очередной плевок в великое прошлое своей страны.
Малоуважаемый автор пьесы Артур Соломонов из Израиля, по которой сделана премьера, вы спросили хотя бы вашего известного и авторитетного политолога – земляка Якова Кедми о Сталине, прежде чем писать халтурную и пошлую пьесу. Яков Кедми не вам чета, он объективный и авторитетный политический обозреватель. Он бы выдал вам – малограмотному «художнику» сполна о «тиране» Сталине и об истоках сталинизма, в которых вы ничего не понимаете. Да и видимо, и не хотите понять.
А вы, Виктория Мещанинова (постановщик), Петр Артемьев (режиссер, исполнитель роли Сталина), Сергей Александров (художник-постановщик), вы в кого плюете? В тех, кто не может вам ответить. В тех, кто создал величайшую в истории советскую державу, где главными ценностями были труд, социальная справедливость, духовность и моральная чистота. Все то, что вы сейчас топчите, искажаете, оплевываете – вы оплевываете не только историю своей страны и своих предков, но и самих себя. И тем – довольны…
Не трогайте память о Сталине грязными руками. Вы её недостойны.
Предлагаю объявить бойкот подобным деятелям «культуры» и их провокаторским постановкам. Пусть сами смотрят свои лживо-художественные, вызывающие тошноту, опусы. Я хочу вам сказать, «художники», на Урале оплевывать Сталина не следует, наш трудовой уральский люд вас не поймет и проклянёт за глумление над Великим Сталиным, под руководством которого мы одержали Победу над фашизмом и это никому не удастся перечеркнуть!
г. Челябинск