На фото: памятник Александру Невскому в Переславле-Залесском
Часто ли мы задумываемся, когда и каким образом начинается формирование личности ребёнка, и, от каких факторов в наибольшей степени зависит этот процесс? Что необходимо постичь маленькому человеку, чтобы стать достойным наследником своих родителей, рода, народа, Родины?
На эти вопросы бесхитростно и довольно точно ответила некогда популярная песня «С чего начинается Родина?» Там обозначены эти необходимые факторы: колыбельная песня матери, картинка в букваре, старая отцовская «будёновка», просёлочная дорога, ведущая от родного дома в бесконечные просторы России… Всё это – составляющие элементы образа Родины, того духовного наследства, «что в любых испытаниях у нас никому не отнять»!
А теперь вспомним, когда слышали эту песню в последний раз или пели сами, да и поём ли хоть что-нибудь вообще над детской кроваткой? Анализируем ли, какие картинки нарисованы в современных букварях и учебниках наших детей, чему их учат, заполонившие полки библиотек и книжных магазинов «Вредные советы» Григория Остера, «Гарри Поттеры» и другое массовое чтиво, по которому постигают жизнь и окружающий мир будущие граждане России? Легко ли им из нынешних песен, книг, телепередач понять, для чего они явились на свет и, куда стремиться в этом непонятном мире телепузиков, орков, гоблинов, шреков, нинзей?
Если допустить, чтобы ребёнок усваивал законы человеческого общежития в основном из электронных средств массовой информации и книжек про всевозможных ирреальных уродцев, что, к сожалению, в данное время происходит в большинстве семей россиян, то в итоге страна получит не одно поколение неврастеников, жестоких монстров, инфантильных потребителей «Клинского» и прочей лохотронной продукции от современных «телегебельсов». Это даже не «мауголизация» подрастающего поколения, ибо звери научили человеческого детёныша выживать в джунглях, а чему могут научить современные телеужастики?
Это только Зигмунд Фрейд отдавал первенство в процессе формирования личности наследственным факторам. Большинство же других психологов и педагогов считают главным влияние общественной среды. Следовательно, какие образы культивирует семья и общество со всеми своими институтами воспитания, такой стереотип поведения воспримет и ребёнок.
В нашей стране, изголодавшейся за годы социалистических экспериментов по частной собственности, дорогим и качественным вещам, свободе слова и времяпрепровождения, в постсоветский период наметился опасный крен в сторону безудержного потребления материальных благ в ущерб духовному развитию. Супермаркеты, ночные клубы, рестораны, бары густо покрыли территорию городов и посёлков вымирающей год от года страны. Их блеск на общем унылом фоне убогой российской действительности, как пир во время чумы. И только восстающие из праха и мерзости запустения храмы и монастыри затепливают свет надежды на духовное выздоровление в русской глубинке. С помощью Русской Православной Церкви и трезвомыслящих политиков и общественных деятелей начинает пробуждаться понимание необходимости возвращения России на свой тысячелетний путь эволюционного развития в русле Православной идеологии и культуры. Создаются общественные объединения, фонды, организации, способствующие этому процессу.
Среди них, вот уже три десятилетия активно занимается просветительской, миссионерской и попечительской деятельностью фонд Святого всехвального апостола Андрея Первозванного и, созданный на его базе, Центр национальной славы. Не буду перечислять все благие дела этих организаций, назову лишь некоторые, получившие большой общественный резонанс: это ежегодные принесения Благодатного огня из Иерусалима от Гроба Господня, принесение в Россию святых мощей Андрея Первозванного, Иоанна Крестителя, апостола Луки, великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой и инокини Варвары, великого князя Александра Невского, проведение ежегодных мировых форумов «Диалог цивилизаций», награждение радетелей Православия и укрепления российской государственности международной премией «Вера и верность», восстановление Марфо-Мариинской обители в Москве и десятков храмов в России и за рубежом, проведение культурных акций «Я люблю Россию», «Семья – ковчег спасения», «Святость материнства», реализация многочисленных программ для детей и молодёжи.
С 2007 года Центр национальной славы и фонд Андрея Первозванного разработали и приступили к реализации многолетней программы «Александр Невский». Как сказал председатель Попечительского совета программы В.И. Якунин, целью этого проекта является консолидация национального общественного сознания вокруг выдающегося деятеля русской истории – святого благоверного князя Александра Невского.
В истории России было немало замечательных подвижников, чья жизнь и деятельность являются образцом жертвенного служения Отечеству. Имя великого князя Александра Невского одно из самых уважаемых и почитаемых в этом ряду. Годы его жизни пришлись на самый трагичный период существования Руси. Междоусобные распри удельных князей привели к ослаблению русского государства, сделали его уязвимым перед внешним врагом. Ордынское нашествие с Востока и вторжения западных завоевателей поставили под угрозу возможность существования Руси.
Александр родился 13 мая 1221 года (по некоторым другим источникам – 20 мая 1220 года) в городе Переславле Залесском за несколько лет до первого столкновения русских воинов с монголо-татарскими кочевниками на реке Калке. А в 1236 году великий князь Ярослав, уезжая на киевский престол, поручил 15-летнему сыну самостоятельно княжить в Новгороде. В том же году передовые отряды хана Батыя под водительством Сабудай Богадура, разбившего русское войско на Калке, опустошили земли камских болгар. В следующем 1237 году они вышли через мордовские леса к Рязани и уничтожили её. Дружины великого князя Суздальского Юрия Всеволодовича – дяди Александра были разбиты под Коломной. Пали Москва, Владимир, Суздаль, Переславль, Ростов Великий, Тверь, Торжок… Вся русская земля была устелена незахороненными трупами, над которыми справляли пир стервятники и дикие звери. Только весенняя распутица заставила Батыя вернуться в половецкие степи, не дойдя до Новгорода
То, чего не достигли восточные кочевники на Северо-Западе Руси, вскоре попытались осуществить немецкие рыцари и шведские завоеватели. В 1240 году рыцари Ливонского ордена и немецкие охотники при пособничестве русского князя-предателя Ярослава Владимировича захватили Псков. А шведский король Эрих Картавый поспешил завладеть богатым Новгородом, послав в новгородскую землю морской десант во главе со своим зятем Биргером.
О том, что пришельцы не рассчитывали на серьёзный отпор новгородцев во главе с молодым князем Александром, говорит сам издевательский тон послания Биргера: «Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою». Но князь Александр проявил незаурядный полководческий талант и внезапным стремительным налётом на лагерь противника и стоявшие у берега корабли разгромил основные силы шведов, а оставшихся сбросил в Неву. Через два года он поставил победную точку и в отношениях с немецкими крестоносцами в знаменитом Ледовом побоище. Он остановил не только военную экспансию Запада на русские земли, но и насаждение католицизма папскими миссионерами.
Как известно, в 1251 году папа Иннокентий IY прислал к Александру двух кардиналов Гальда и Гемонта. Папа уверял русского князя, будто его отец князь Ярослав обещал монаху Плано Карпини подчиниться римскому престолу, но смерть помешала ему выполнить это обещание. В летописях есть ответ князя Александра Римскому папе, и он содержит резкий отказ.
Стратегическим выбором князя Александра Ярославича была мудрая политика, направленная на сохранение Русского государства, традиционных духовных ориентиров и чистоты веры. Он, как никто другой из русских князей того времени, понимал, что противостоять ордынским завоевателям только военными мерами на тот момент было невозможно. Поэтому, жёстко противодействуя «крестовому походу» на Русь с Запада, он проявлял великий талант дипломата на Востоке, отводя новые беды и нашествия от обескровленной Руси. Четыре раза он ездил в Орду, возил богатые подарки, давал согласие на перепись данников, вымаливал прощение за убийство ханских баскаков в русских княжествах, откупался от участия русских дружин в завоевательных походах ордынцев. Последняя поездка заняла около года с 1262 по осень 1263. Нужно было умилостивить хана Берке и предотвратить карательные акции. Приняв дары и выслушав доводы русского князя, хан, будто бы успокоился, но, видимо, только внешне. Александр Невский вскоре тяжко занедужил и скончался по пути на родину в Городце на Волге. Однако поездки не были напрасными. Они предотвратили ряд жестоких кровопролитий и массовый увод русских людей в полон. При его содействии в столице Орды Сарае появилась Православная епархия, и были посеяны семена будущей евразийской России. Всю жизнь он избегал сомнительных политических сделок и губительных для своего народа предприятий, действовал так, как того требовала судьба Отечества.
Нынешнее положение России во многом созвучно времени Александра Невского – экспансией чуждых идеологических ценностей, ослаблением экономической и военной мощи нашего государства, угрозами с Запада и Востока, отсутствием единства и сплочённости в российском обществе, поэтому обращение к опыту родоначальника политики собирания и возрождения Руси – насущная необходимость, особенного для молодого поколения россиян.