«Встречаться надо ради того, чтобы нас не обвинили в том, что мы не хотим встречаться». Эти слова были сказаны Министром иностранных дел С. Лавровым перед одной из его бесчисленных и, как правило, безрезультатных встреч с государственным секретарем США еще в период президентства там Обамы. Привычное для нынешней российской дипломатии занятие, когда реальную работу по отстаиванию внешнеполитических интересов страны заменяют пустой протокольной говорильней. Сегодня подобная аргументация вновь звучит в преддверии практически уже согласованной встречи президентов США и России, в ходе которой никаких договоренностей и соглашений не предвидится, что подтверждают представители обеих сторон.
Запад настолько привык к пассивности и «беззубости» российской дипломатии, что на сей раз Президента России приглашают для «конструктивного», «джентельменского» диалога в чисто хамской манере, называя его «убийцей» и подкрепляя это беспардонное хамство все новыми антироссийскими санкциями. Одновременно, даже не извинившись, начинают поощрять нелепые нападки на российское руководство чешских, польских и прибалтийских политиков. Уж они-то всегда рады любой возможности выслужиться перед своими заокеанскими покровителями, развязавшими по сути глобальной войну против России. Дошло даже до запрета российского гимна на международных соревнованиях, что совсем недавно даже трудно было представить.
Никогда, пожалуй, с Россией так не обращались. Ни в царское, ни в советское время. А на протесты и «грозные» предупреждения российского руководства западные политики никакого внимания не обращают. Там знают, что Кремль привычно стерпит любые плевки в свой адрес, чтобы только российским политикам не закрыли возможность хотя бы изредка контактировать с сильными мира на Западе. На то, что от этих контактов никакой пользы, наоборот, только ущерб репутации страны и без того целенаправленно подрываемой ее западными «партнерами», внимания не обращают Куда важней попиариться перед мировыми информационными агентствами общими фразами о «стратегической стабильности» и «честном» и взаимоуважительном диалоге». Так происходило после подобных контактов в прошлом. Так, наверняка, произойдет и на предстоящей встрече. Поневоле вспоминаешь слова русского писателя и историка Карамзина: «Кто себя не уважает, того и другие уважать не будут».
Но тут возникает неизбежные вопросы: а почему же США и их натовские союзники игнорируют неизменную терпимость и готовность к «конструктивному» сотрудничеству российского руководства, постоянно наращивая на него давление? Зачем им отталкивать от себя страну, экономика и финансовая система которой по-прежнему, как и в 90-е годы, ориентирована на Запад и работает на него в ущерб самой России?
Дело в том, что в самой России усиливаются настроения и ширятся требования кардинально изменить нынешний губительный для нее курс как внутри страны, так и на международной арене. Руководство страны при всех своих прозападных настроениях вынуждено считаться с этим, вот на него и давят, чтобы не делало никаких реальных шагов в этом направлении. Сама логика событий в условиях обострения мировой обстановки требует восстановления и укрепления внешнеполитических позиций российского государства, подъема его социально-экономического, научно-технического и военного потенциала. А это совершенно неприемлемо для Вашингтона и его западных союзников, которые, как это принято в мире капитала, запугивает российских руководителей силовым давлением и угрозами, предупреждая о недопустимости «агрессивных действий» и усиления «тоталитарного режима. Запад и так теряет свой гегемонистский статус на мировой арене, который обеспечивает ему фактический грабеж отсталых и мерее развитых стран, включая ту же Россию. Ее возрождение как великой державы еще больше ускорило бы этот процесс.
Помимо «кнута», правда, применяется и «пряник» вроде предстоящей встречи. Кремлевскому руководству дают понять, что если оно будет вести себя послушно и смирно, а не как это было случилось с присоединением Крыма, дверь для «конструктивных» контактов с западными лидерами будет открыта. И, надо отдать должное Вашингтону, а в его лице коллективному Западу. Тактика «кнута и пряника» до сих пор срабатывает, как она срабатывала в 90-е годы. Раздающаяся из Кремля и поощряемая им патриотическая и даже ура-патриотическая риторики только прикрывает дальнейшее ухудшение стратегических позиций страны.
К геополитической катастрофе № 1, развалу Советского Союза, добавилась геополитическая катастрофу № 2 – образование в самом центре российского мира самого враждебного России государств Украины. И разве прямую ответственность за это несет нынешнее кремлевское руководство? Присоединили маленький Крым, побоялись идти дальше вопреки своим же обещаниям, потеряв большую Украину. В результате создали крайне опасную ситуацию не только для России, так и для сохранения всеобщего мира.
Несмотря на огромные затраты и потери, до сих пор не завершена гражданская война в Сирии, единственно дружественной России стране на Ближнем Востоке. Этой войны тоже не было в 90-е годы. И ее, так же, как и гражданскую войну на Украине, можно было бы предотвратить принятием своевременных, в том числе и военных мер. Кстати, полностью соответствовавших международному праву. Единственным приверженцем которого в мире на фоне попирающего все его нормы Запада остается кремлевское руководство.
А совсем недавно произошло, казалось бы, немыслимое: появление турецкого военного присутствия на постсоветской территории в Азербайджане. Р. Эрдоган, амбициозный лидер сотни лет враждовавшей с нашей страной Турции, уже не скрывает своих планов распространить пантюркистскую экспансию на территорию среднеазиатских республик. Более того, он объявил о своих претензиях даже на российский Крым.
Ну и, наконец, самое постыдное: присоединение находящейся под американским санкциями России к инициированными теми же американцами санкциям против Северной Кореи. Что, кстати, наносит ущерб только нашим двум странам.
Что бы ни говорилось о защите национальных интересов и суверенитета с высоких трибун, у России в результате этой «защиты» фактически не осталось союзников. Колеблется даже Беларусь. Все большее влияние на азиатской части постсоветского пространства приобретает Китай. В условиях введения новых санкций ослабляются позиции России и в других регионах, предпринимаются все новые, небезуспешные попытки ее дальнейшей изоляции. Если считать все это достижениями независимой внешней политики страны, то что тогда назвать ее очевидными провалами?
Конечно, ослабевшая Россия – это не мощный Советский Союз. Разоренной либерально-рыночными реформами стране, развитие которой фактически было заблокировано последние два десятилетия, не до сохранения глобальных функций. Но свои жизненно важные интересы на ключевых для нее направлениях она вполне могла отстоять. Если это успешно делают небольшие и слабые Венесуэла, Куба, та же маленькая Северная Корея, то почему этого не сможет несопоставимо более сильная Россия?
Хотя бы восстановить свои позиции на той же Украине и довести до конца освобождение от исламских боевиков в Сирии, в том числе и применяя необходимую для этого вооруженную силу. Как это делают все уважающие себя страны. Однако ни политической воли, ни решимости, ни готовности выдержать очередной яростный приступ русофобии со стороны Запада российское руководство не проявило в прошлом, не проявляет и теперь. В результате конфликтные ситуации постоянно загоняются внутрь, а затем разрастаются, создавая для страны дополнительные трудности и сложности, подставляя под новые все новые риски и угрозы.
И тут невольно обращаешь внимание на парадоксальную, на первый взгляд ситуацию. Казалось бы, для Запада сейчас куда большую угрозу представляет «коммунистический» и «тоталитарный» Китай с его мощным экономический и быстро развивающимся научно-технологический и военным потенциалом. Однако основное давление идет именно на «демократическую» и «рыночную» Россию, которая представляет для США и их западных союзников куда меньшую опасность.
Но в капиталистическом мире у сильного всегда бессильный виноват. Слабая, безвольная, способная только на «решительное» обличение «двойных стандартов» Россия, куда более удобна для шантажа и угроз. Для нее вполне привычно на шаг вперед тут же западным давлением сделать два шага назад. А попробуй-ка тронь сильный и не поддающийся такому давлению Китай! Сразу же получишь в ответ крайне болезненный удар с ощутимым для того же Запада экономическим ущербом.
Конечно, «прагматичные» западные лидеры возьмутся и за него, но уже потом, когда в очередной раз поставят на место, а еще лучше, сломят Россию, противника послабее. Как говорится, сами подставились, пенять тут не на кого.
И здесь невольно вспоминаются слова одного из последних советских руководителей Андропова: «Чтобы американской империализм стал считаться с тобой, ему надо раза два дать сильно по морде». Грубовато, конечно, но совершенно точно.
Впрочем, тогда Советский Союз проводил самостоятельную политику и не пасовал перед угрозами и шантажом своих противников. На сегодняшнюю же внешнюю политику оказывают определяющее влияние российские олигархические группировки, тесно связанные с Западом и не желающие идти на обострение отношений с ним, даже когда этого требуют жизненные интересы страны.
Сам В. Путин в первые годы своего президентства назвал действия тогдашнего руководства страны «штопаньем постоянно возникающих дыр в расползающейся ткани». Это «штопанье», то есть безвольный дрейф с постоянными уступками Западу, как во внутренней, так и во внешней политике, продолжается и поныне. И все это на фоне «патриотических» слов и деклараций о «возрождении» и «усилении» России и даже о ее начавшемся «национальном подъеме». У тех, кто произносит все это с высоких трибун большое чувство юмора. Только сами они этого не сознают.