– Кто такой адмирал Ушаков?
– Флотоводец.
– И всё?
– Всё!
Юность беспощадна к авторитетам. Чему может научить «парусный дед» судоводителя, флотского офицера ХХI века, у которого дизель под палубой, на мостике репитер гирокомпаса, компьютер, цифровизация, а над ним ведущие его навигационные спутники?
А знаете ли вы, что был Фёдор Ушаков не только флотоводцем, но и дипломатом, и государственным деятелем, и строителем? Что мы и сейчас пользуемся многим из того, что он сделал?
Чтобы узнать это, надо лишь прийти на проводимые Общероссийским Движением Поддержки Флота по всей стране Ушаковские беседы, которые ДПФ организовывает уже около тридцати лет и без каких-либо указаний и содействия сверху.
Морской стратег
В этом году в Москве они прошли в храме Морского и Речного флота России на Лодочной. Морское сообщество страны отметило
276-летие великого русского флотоводца 24 февраля – в день рождения Фёдора Фёдоровича. Но адмирал ведь не только был флотоводцем, но и причислен церковью к лику православных святых. Потому никого не удивил ни выбор места, ни присутствие на беседе лиц и духовных, и светских: представители руководства Федерального агентства морского и речного транспорта, Объединенной судостроительной корпорации, Общероссийского Движения Поддержки Флота, курсанты Академии водного транспорта, ученые, писатели, ветераны флота, молодежь.
И всё равно об Ушакове сегодня знают немного даже причастные к морскому делу люди. Вспомнят разве, что он не проиграл ни одного сражения, за что часто име-нуют морским Суворовым. И каждые проводимые ДПФ по всей России беседы открывают всё новые знания о прославленном адмирале.
Какой нужен нам сегодня Ушаков и что с его наследием или он остался лишь одним из славных имен в истории Русского флота?!
Выступавшие и в этот раз не уставали повторять, что победы Ушаков одерживал достаточной для успеха силой, даже тогда, когда перевес был у неприятеля. Приводили число вымпелов и число пушек у сторон, называли новые тактические приемы, примененные адмиралом.
Его отличали быстрая оценка боевой обстановки, точный расчет всех факторов успеха и решительная атака. Гений морского боя, он предоставлял командирам кораблей необходимую свободу в действиях, позволявшую его флоту быть более быстроходным и маневренным. Корабли, находившиеся под его командованием, двигались быстрее, а стреляли точнее.
Настоятель православного храма Николая Мирликийского на Лодочной, впечатляющего духовного центра Морского и Речного флота России, священник Олег (Яньшин) назвал и ещё одну причину побед. Построенную не на силе оружия, а на силе духа, на православной вере. И эта вера вела адмирала всю жизнь. И не случайно то, что в последние свои годы Ушаков посвятил себя молитве и широкой благотворительной деятельности. Он был похоронен в Темникове, у стены Санаксарского монастыря в Тамбовской губернии, ныне эта территория входит в Мордовию. Вера в сочетании со знаниями и даром флотоводца, победоносная душа и мощный характер адмирала и приводили к победам.
Кто же дал знания Ушакову? Собственное сильное желание познания мира и учеба в Морском корпусе, где заложили основы, дали первую науку, которые помогли ему проявить себя не только на командирском мостике, но и на государственно-дипломатическом поприще, в решении международных задач.
Дают ли такую базу сегодня наши морские, водные вузы? Особенно те, что носят его имя?! Какие проблемы решаем в них? Из докладов участников беседы кажется, что сегодняшние достижения скромнее: наконец-то обеспечили курсантов формой и питанием, чуть-чуть подняли зарплату преподавателей, более-менее ведется реконструкция учебных зданий, общежитий. Скромные «победы» как следствие бед конца века прошлого?! Или проблемы в другом?! Ведь времени для значимых сегодняшних успехов уже прошло и в начале XXI века немало.
Представитель Объединенной судостроительной корпорации, советник гендиректора Владимир Никитин с подъёмом говорит о реализуемой масштабной судостроительной программе, о ремонте кораблей и о православном храме-маяке Ушакова.
Но, к огромному сожалению, сегодня в долгом ремонте находится атомный ракетный крейсер «Адмирал Ушаков» проекта 1144. И корабль, годы носивший его имя, с потраченными деньгами, другими ресурсами на ремонт, теперь ждёт утилизации. Негоже это! – особо подчеркнул председатель ДПФ, капитан первого ранга Михаил Ненашев. Российский флаг на корабле с его именем должен быть в море. Чтобы мы это знали, а враги – видели. И хотя имя Ушакова носит сегодня эсминец Северного флота, крейсера и авианосцы – это Ушаковский стратегический уровень.
Выступавшие на Ушаковских беседах больше говорили о своих повседневных служебных делах, но невольно перекликались с многовековой давности делами адмирала.
Упомянули о вреде, нанесенном флоту, всей стране пандемией, и сразу вспомнили, что первый свой орден Ушаков заработал в борьбе с чумой, когда он первым на Черноморском флоте справился с заразой и сберег от неё экипаж своего строящегося корабля на верфи в Новороссии.
Руководители дежурно жаловались на «девятый вал» бумаг и обилие контролеров по всем вопросам. И с завистью упоминали о самостоятельности, которой не боялся наделять командиров кораблей командующий эскадрой и флотом Ушаков. Его корабли уходили, оставаясь без постоянной связи с берегом, воевали, несли флаг и решали стратегические задачи. Ни начальства, ни контролеров, но и вся ответственность на тебе. Как поступать в трудный момент, когда не у кого спросить совета? Ответ один: так, как для России лучше.
Адмирал для нас воевал за Черное и Средиземное моря, за Крым. Появилась возможность – стал обустраивать Черноморский флот, являясь его командующим, создал Севастопольскую военно-морскую базу. Казармы, госпитали, дороги, колодцы – до всего ему было дело. Перевозы через бухты были учреждены при нем.
А нынешнее восстановление и развитие мест базирования флота разве не то же самое?! Не думаю, что адмирал был бы очень уж доволен состоянием работы по обустройству флота у своих потомков. Работы, хотя и идущей, но уж очень медленным темпом. Сегодня и в этом направлении нам было бы полезно почаще применять к себе принципы и заветы Ушакова-флотостроителя.
Выступавшие отметили, что и в повседневных делах адмирала есть чему у него поучиться всем, от курсанта до младшего, старшего и высшего офицерского уровня.
Бывший командующий Балтийским флотом адмирал Владимир Валуев, давая оценку методам службы флотоводца, заключил, что экипаж корабля под командованием Ушакова сегодня решал бы проблемы, которые под силу дивизии кораблей.
И будто появился среди современных боевых кораблей в Балтийске фрегат с белыми парусами… Хотя что несовременного в школе адмирала Ушакова? Лейтенант должен знать, откуда родом его матрос, из какой семьи, каковы его нужды, взгляды. В кают-компании говорить на русском, ведь вы – в русской кают-компании, – как воспитывал в свое время любителей чужеземного, в ущерб отечественному, молодой офицер Ушаков.
Командиру, офицеру знать, что, если в его подразделении введен карантин, его режим должен быть исполнен им самим столь же строго, что и матросом.
А старшему офицеру, делая карьеру, помнить, как стремился Ушаков с мостика царской яхты на мостик линейного корабля. Будто не понимал, на каком из них эту карьеру легче сделать.
Уже, будучи адмиралом, он приходил на корабли смотреть за подготовкой молодых офицеров, матросов. Был внимателен, строг, но справедлив. А относиться к подчиненным порядочно – это разве несовременно? Адмирал Ушаков и сегодня присутствует на всех флотах. Частички его мощей во всех флотских храмах. В его канонизации принимали участие офицеры ВМФ России, командующие флотами, представители Морского транспортного и Речного флота, Морской Пограничной береговой охраны, судостроительной, судоремонтной промышленности, Рыбопромыслового флота.
Ну а современному флотоводцу есть что почерпнуть из его жизни? Конечно!
Выйдя в отставку, Ушаков поселился в деревне и продолжил служение нашей отчизне. В 1812 году возглавил Тамбовское ополчение, а поскольку в силу преклонных лет не смог идти в поход, отдал сбережения на формирование Темниковского полка и организацию госпиталя. Фёдор Фёдорович до последних дней своих занимался воспитанием русской молодежи и помогал здраво обустраивать жизнь в регионе.
Рецепты жизни и службы от Ушакова простые, только жить по ним трудно.
И слава, и любовь народная
А ещё, услышав на беседе о народной любви к Ушакову, попробуем разобраться, откуда у адмирала на века народные слава и любовь? Их ведь никаким указом не назначишь.
Когда в 1944 году появились государственные награды для моряков, сомнений, чьи они будут носить имена, не было. Нахимов и Ушаков. Или, может, Ушаков и Нахимов? Ведь у орденов есть своё старшинство, статус. Нахимов был на слуху больше. Оборонял тот же Севастополь, что и советские моряки в полыхавшей тогда войне.
Поймут ли они, что Ушаков оказался впереди среди морских наград? Поняли и приняли. И здесь снова вопрос о славе, не той, которая по приказу, а о народной. Которая у каждого проявится по-своему: в букете цветов к памятнику адмирала, гордости за главные морские ордена и медали, приложении к его лику на иконе. Ещё один показатель: орден Ушакова был сохранен в системе государственных наград современной России.
Словно из поколения в поколение передавалось уважительное мнение народа о нем.
Строг, но справедлив, сам из народа, из дворян мелкопоместных. Берег людей. Итог только одной из его битв 1790 года вызывает изумление. Не тем, что вновь победу одержал малыми силами, меньшим числом вымпелов и орудий, а итогом. Разгромлен турецкий флот. Потери турок пять с половиной тысяч человек ранеными и убитыми, а у русских двадцать один убит, двадцать пять ранено. Слава Ушакова в Европе гремела, как и слава Суворова. Победа Черноморского флота при Тендре в 1995 году объявлена Днём воинской славы России.
С подозрением относитесь к врагам хвалящим, примите как заслугу его уважение. Как русский адмирал Ушак-паша.
Когда надо, с теми же турками Фёдор Фёдорович был союзником. Командовал русско-турецкой эскадрой в Средиземном море: 1798–1800 годы. Когда это России надо.
Ничем это нам не напоминает дней сегодняшних?
Его личность и в международном измерении не забыта и до сих пор вызывает споры за рубежом, к примеру, среди некоторых греческих слоев общества. Одни говорят – демократ с конституцией и парламентом, другие – оккупант. Да русский он прежде всего! Защищавший во всех морях интересы России.
Ушаков проявил себя как флотоводец, искусный политик и государственный деятель при создании в 1800 году Республики Семи Островов под протекторатом России и Турции. Что проще военному, чем конституцию сочинить?! Достал устав – вот вам и конституция. А у Ушакова и для парламента место нашлось, жители всех сословий получили полную и общую амнистию и гарантию уважения религии, собственности и прав личности. Потому и заслужил он эту оценку: «Доблестный благочестивый Фёдор Ушаков, главнокомандующий русским флотом… Всех Ионических островов спаситель».
Об адмирале сказано столько хорошего и высокого, что невольно представляешь себе некоего возвышенного человека с благородными чертами лица. И портреты соответствующие были. Но когда государственная комиссия вскрыла могилу адмирала на территории монастыря, по черепу академик Герасимов воссоздал его лицо.
И вышел из глубин истории обычный русский мужик. Пусть и в адмиральском мундире.
Простые, естественно-русские черты лица, как у многих других, кем он командовал, кого вёл в бой, кого защищал. Сразу вспомнишь, что родом он из глубин России, из села Бурнаково Ярославской губернии. Кстати, как и большинство великих русских флотоводцев, родился вдали от моря, мечта и дорога к которому стали путеводной звездой для многих талантливых и сильных духом ребят из речной и озерной глубинки гигантской страны. Четвертый из семи детей небогатой дворянской семьи. Как ещё в престижный Морской корпус сумел попасть?!
Попал и там не куролесил, а истово учился, служил, плавал, впитывая в себя всё передовое в военной и морской науке тех времен. Там стал и военным моряком, и дипломатом, и организатором, а патриотом России он был всегда.
Не будьте вялыми, курсанты Отечества нашего! Это ведь о вас и для вас речь!
В чем еще значение Ушаковских бесед? Сегодня на совещаниях в правительстве, в министерствах, ведомствах, на страницах профильных журналов и газет, интернетфорумах мы спорим о том, каким быть флоту, о кораблях, судах, которые надо заложить. И совсем не говорим качественно, умно, интересно о тех, кто будет стоять на капитанском, командирском мостике, кто будет командовать экипажами, флотскими коллективами.
Сколько копий сломано при обсуждении импортозамещения, того, как компенсировать и добыть то, чего сегодня из-за санкций не получишь из-за границы.
И крайне мало мы говорим на высоком, содержательном, стимулирующем уровне о подготовке моряков, корабелов, речников, как личностей и граждан России. А ведь это единственная отрасль, где принудительное импортозамещение не только не нужно, но и вредно. «Импортозамещение души», которое вовсю идет много лет и с которым, если его не остановить, закончится Россия.
На Ушаковских беседах всегда много курсантов. Не будем лукавить, для некоторых это в начале выглядит как очередное обязательное мероприятие. Но всё же многое они услышали. Услышали выступавших и сегодняшние командиры, руководители флота России.
На Ушаковских беседах присутствовали телеканалы, их прямая трансляция велась в соцсетях. Прошли они и во многих регионах, городах, где есть организации ДПФ, вузы Росморречфлота.
* * *
По всей России и за её пределы разнеслись и продолжают жить заветы адмирала. Воевать умело и достаточными силами, беречь людей и доверять им, быть строгим и милосердным, в деле ставить вперед интересы России, служить ей на своем посту и выйдя в отставку.
Уж очень современен со своими победными баталиями и духовными одолениями трехвековой давности русский флотоводец Фёдор Фёдорович Ушаков – святой праведный воин Феодор Ушаков. Ориентируясь на таких подвижников, делая полезное для России в тех условиях, в которых живешь, мы сможем сделать успешным наше Отечество.
А. Сидоров
Источник: журнал «Морской Флот»
№3, июль-август, 2021 г.