Интервью с поэтом, певцом и актёром
Моё знакомство с этим удивительным человеком произошло через его творчество. Впервые я услышала стихи Константина Фролова-Крымского «Мы русские» в исполнении Александра Михайлова:
Один чудак с лицом фальшиво-грустным,
«Ютясь» в салоне своего «порше»,
Сказал: «Мне стыдно называться русским.
Мы – нация бездарных алкашей».
Солидный вид, манера поведенья –
Всё дьяволом продумано хитро.
Но беспощадный вирус вырожденья
Сточил бесславно всё его нутро.
Его душа не стоит и полушки,
Как жёлтый лист с обломанных ветвей.
А вот потомок эфиопов Пушкин
Не тяготился русскостью своей.
Себя считали русскими по праву
И поднимали Родину с колен
Творцы российской мореходной славы
И Беллинсгаузен, и Крузенштерн.
И не мирясь с мировоззреньем узким,
Стараясь заглянуть за горизонт,
За честь считали называться русским
Шотландцы – Грейг, де Толли и Лермонт.
Любой из них достоин восхищенья,
Ведь Родину воспеть – для них закон!
Так жизнь свою отдал без сожаленья
За Русь грузинский князь Багратион.
Язык наш – многогранный, точный, верный –
То душу лечит, то разит, как сталь.
Способны ль мы ценить его безмерно
И знать его, как знал датчанин Даль?
Да что там Даль! А в наше время много ль
Владеющих Великим языком
Не хуже, чем хохол Мыкола Гоголь,
Что был когда-то с Пушкиным знаком?
Не стоит головой стучать о стенку
И в бешенстве слюною брызгать зря!
«Мы — русские!» — так говорил Шевченко.
Внимательней читайте Кобзаря.
В душе любовь сыновнюю лелея,
Всю жизнь трудились до семи потов
Суворов, Ушаков и Менделеев,
Кулибин, Ломоносов и Попов.
Их имена остались на скрижалях
Как подлинной истории азы.
И среди них как столп -старик Державин,
В чьих жилах кровь татарского мурзы.
Они идут – то слуги, то мессии, —
Неся свой крест на согбенных плечах,
Как нёс его во имя всей России
Потомок турка адмирал Колчак.
Они любовь привили и взрастили
От вековых истоков и корней.
Тот — русский, чья душа живёт в России,
Чьи помыслы — о матушке, о ней.
Патриотизм не продают в нагрузку
К беретам, сапогам или пальто.
И коль вам стыдно называться русским,
Вы, батенька, не русский. Вы – никто.
Стихи тронули меня до глубины души. Так мог написать только человек верующий, смелый и преданный России. Мне очень захотелось лично встретиться с Константином Юрьевичем и задать ему ряд вопросов.
И хотя нам удалось пообщаться только виртуально, я испытала такое чувство, словно он находится рядом, разговаривает со мною просто, искренне и доверительно. А ещё, я многое для себя поняла (в плане творчества) и очень благодарна Константину Юрьевичу за его откровение.
Вот наша беседа.
– Что значит для вас семья?
– Я вырос в нормальной семье, где были отец, мать, бабушка, дедушка и со стороны отца, и со стороны матери, дяди, тёти, двоюродные и троюродные братья и сёстры. Поэтому и семья для меня – это основа, которая позволяет человеку осуществить своё предназначение в жизни.
– Как произошла встреча с вашей будущей супругой?
– Будучи студентом Воронежского педагогического института, я проходил практику во Всесоюзном пионерском лагере «Артек». Там же в это время работала вожатой и моя будущая супруга, моя Муза – Вера. Она приехала из Риги. Это произошло в 1975 году, когда «Артек» отмечал своё 50-летие. Мы встретились и сразу поняли, что созданы друг для друга. В этом году «Артеку» исполнилось 96 лет, а нашей семье – 46.
– Верите ли вы в знаки, которые посылает нам Господь?
– Вся моя жизнь сопровождается знаками, которые посылает нам Господь. Я в это безусловно верю. Я благодарен Всевышнему за то, что он неоднократно выручал меня и мою семью в трудные минуты жизни. И поездка в «Артек», и встреча с моей будущей супругой, и выбор дела, которому мы посвятили все свои силы и способности, и многое-многое другое – всё это происходило не само по себе, а с благословения Всевышнего. Фактически все мои, казалось бы, несбыточные мечты сбылись: я мечтал пересечь море под парусом, научиться летать, побывать в дальних странах и тому подобное – всё это свершилось.
– Что значит для вас вера? Были ли случаи в вашей жизни, когда Господь вмешивался в неё чудесным образом?
– Частично я уже ответил на этот вопрос. В 2000-м году мы с дочерью Ксенией покрестились в Форосском храме Воскресения Христова. Это удивительный храм, построенный на одинокой скале в Крыму. Я не знаю, был ли я крещён с рождения. Тогда были суровые времена в этом отношении. А 5 лет назад мы с женой обвенчались в храме в Нижней Ореанде, Ялта. Этот храм в своё время очень любил император Николай Александрович. К тому времени мы уже 40 лет прожили вместе.
Я не скажу, что регулярно посещаю церковь, принимаю участие в богослужении и т.д. Но я стараюсь не совершать поступки, за которые мне было бы стыдно перед Всевышним. А по поводу помощи от Всевышнего в трудные минуты – это было неоднократно.
Один из таких случаев произошёл в самом начале нашей самостоятельной жизни, когда я окончил институт и был назначен директором школы в одно из сёл Воронежской области. Как-то сразу у меня на заладились отношения с директором совхоза в этом селе. Дело в том, что у этого человека были очень сильные (родственные) связи в обкоме партии, поэтому в селе он был царь и бог и творил всё, что ему вздумается. Он мог посадить человека в тюрьму или наоборот «отмазать» за какие-то грехи. А я, по своей наивности, попытался ему в чём-то противоречить. В результате директор совершенно откровенно мне сказал, что моё ближайшее будущее в Афганистане, где только что началась война. В армии я не служил, так как сразу после школы поступил в институт. Так что перспектива у меня была весьма конкретная. И он бы это сделал, если бы не вмешался Господь. Директор неожиданно разбился насмерть в автомобильной катастрофе. Я думаю, одного этого факта вполне достаточно, чтобы поверить в Божий Промысел.
– Как вы считаете, что ценнее и полезнее для человека: дар мудрости или дар любви?
– Если человек искренне любит, он уже в чём-то мудр. Я думаю, эти понятия дополняют друг друга. Просто нужно точно знать, что такое Любовь. Глупый человек на настоящую любовь не способен.
– Были ли в вашей юности пророческие стихи?
– Про юность не буду говорить. Более-менее стоящие стихи стали появляться у меня в институте, где я играл в студенческом театре и писал для него песни. Что-то я исполняю до сих пор. Пророческие стихи и песни стали рождаться у меня в конце 80-х, перед распадом СССР. Например:
Огонь не может быть холодным,
Когда от сердца он зажжён.
Народ не может быть свободным,
Покуда он разъединён…
Эти стихи читал народный артист СССР, мой друг и учитель Юрий Иосифович Богатиков. Он с ними объездил всю страну. В 1991 году я написал стихи «К украинским националистам», в которых были слова:
Зачем же рай сулите вы лукаво
За отреченье от святого права
Самим решать судьбу своей страны?
Ведь свастика висит над Украиной!
И кто её не видит, тот повинен
В первопричинах будущей войны!
А в 2011 году написано пророческое стихотворение «Мы однажды вернёмся, Россия, Под твои вековые крыла…» Это стихотворение переписывали от руки и пересылали друг другу, причём, не только на Украине, но и во многих других бывших республиках СССР.
– Как родятся ваши стихи? Что появляется в начале – мелодия (ритм) или текст?
– Я профессиональный поэт. Это примерно, как профессиональный краснодеревщик, гончар, ювелир и т.д. Если раньше мне необходимо было, чтобы пришла какая-то фраза, образ, мотивация, то теперь это не обязательно. Мне достаточно найти тему, которую нужно оформить в поэтическую форму. Сами по себе стихи – это сосуд, до поры до времени пустой. Он может быть изящным или примитивным – это неважно. Он пуст. И его надо наполнить содержанием. А содержание должно быть поэтическим и самодостаточным. Поэзия – это квинтэссенция человеческой мысли. Здесь не должно быть ничего лишнего. Мне часто и много дарят сборники стихов. Мне достаточно прочитать одно четверостишие, чтобы понять, стоит ли читать дальше или нет. Стихотворение – это маленький спектакль с завязкой, развитием, апофеозом и развязкой. Всё остальное – это графомания. Если из стихотворения можно без потери выкинуть несколько четверостиший или наоборот дописать пару-тройку куплетов – это не поэзия. Я очень жёстко отношусь к соблюдению поэтических размеров. Если в стихотворении соблюдены размеры, его всегда можно легко положить на музыку.
По поводу того, что раньше рождается – стихи или музыка, это происходит по-разному. В фильме Натальи Бондарчук «Одна любовь души моей» об Александре Сергеевиче Пушкине звучит несколько моих романсов, написанных на стихи Пушкина и Владимира Раевского. В сериале «Сармат» на титрах звучит песня «В доме моём», где музыку написал московский композитор Игорь Кантюков, а я написал стихи. Всевышний ко мне очень щедр, он наделил меня разными талантами. Я мог бы быть и неплохим художником, и радиоконструктором, и астрономом. Но на всё просто не хватает времени и сил. Да и лучше что-то одно делать качественно, чем многое, но кое-как.
– Я слышала, как вдохновенно Александр Михайлов читал ваши стихи «Мы русские». Вас связывает дружба?
– Опять-таки Всевышний подарил мне встречи и дружбу с удивительными людьми: Это и Андрюша Ростоцкий, с которым мы очень крепко дружили и снимали кино, и охотились, и ездили друг к другу в гости. Это Юрий Богатиков, который вывел меня на профессиональную сцену, читал мои стихи и пел мои песни – от Кремлёвского Дворца до Магадана. Это и необыкновенно человечный и отзывчивый Михаил Иванович Пуговкин, с которым мы вместе записывали романсы под гитару, часто сиживали за столом за доброй беседой и в Ялте, и в Москве. Это потрясающий Алексей Владимирович Баталов, который общался со мной виртуально на протяжении четверти века и пел под семиструнную цыганскую гитару мой романс «Посвящение жёнам декабристов». На особом месте стоит мой второй отец (так я его воспринимаю до сих пор) Василий Семёнович Лановой. Его уход – это личная трагедия нашей семьи.
А с Александром Михайловым мы братья по крови. Сегодня я отвёз его в аэропорт, он улетал в Санкт-Петербург на спектакль. Александр Яковлевич старше меня на 12 лет. Но мы этой разницы не замечаем. Он читает несколько моих стихотворений и поёт мои песни. Буквально вчера я подарил ему свой 11-й сборник стихов и прозы «Время дано», который только что вышел в печати. Это невероятно совестливый и честный, порядочный и нравственно чистый человек. На него всегда можно положиться, он никогда не подведёт. Я тоже стараюсь ему соответствовать. Наша встреча произошла в Москве на вечере памяти М.И. Пуговкина. Она была мгновенна, как будто мы знали друг друга сто лет. Так соединяются два магнита.
– Как вам помогает в творчестве образование историка?
– Я глубоко убеждён, что главными предметами в школе должны быть русский язык, литература и история, причём, в первую очередь, история нашего Отечества. Это неиссякаемый источник для творчества. Ведь то, что произошло вчера – уже история! Этот предмет позволяет взвешивать и оценивать происходящие ныне события и делать выводи и предсказания. А удивительные судьбы людей, которые существовали на самом деле, затмевают всех выдуманных персонажей мировой классики. Наши спектакли и программы полностью основаны на исторических событиях, происходивших в нашей стране и за рубежом. Здесь ничего не надо выдумывать и изобретать. К сожалению, мы очень мало знаем о себе и о своих корнях. Поэтому-то наши зрители называют нас Просветителями.
– Как возникла идея создания семейного театра «Улыбка Пьеро»? И почему Пьеро?
– Наш Дуэтный театр вышел из стен знаменитого Крымского академического русского драматического театра имени Горького. В труппу театра меня пригласил главный режиссёр театра Анатолий Григорьевич Новиков. Мы с ним познакомились, когда я и Вера работали в сельском Доме Культуры. Но к тому времени я был уже лауреатом многих песенных конкурсов и фестивалей. Новиков приехал к нам со своим спектаклем. После представления мы собрались за кулисами и долго общались. Я пел свои песни, Новиков слушал. А потом сказал: «Если переберётесь в Симферополь, жду вас в своём театре». Мы перебрались, и Анатолий Григорьевич выполнил своё обещание. В театре мы прошли очень хорошую школу. Нам сразу дали одну из семи сцен, на которой мы ставили исключительно свои спектакли. Позже, когда мы окрепли и у нас появился свой зритель, мы с благословения Новикова ушли на вольные хлеба, создав свой Дуэтный театр. Почему «Улыбка Пьеро»? Потому что так назывался один из наших очень популярных спектаклей по творчеству Александра Вертинского.
– Вы счастливый человек?
– Да.
– Что вы хотите сказать нашим современникам?
– Многое хотелось бы сказать. Человек с раннего возраста должен определить для себя, кто он и чего хочет добиться. Если это бизнес, деньги, личный дворец, шикарная машина, дача, курорты, Лас Вегас и т.п., то жтому человеку я ничего говорить не буду. Бесполезно. Это тупиковая ветвь. Если же у человека проявляются другие чувства – открыть что-то новое в науке, создать мировой шедевр в искусстве, обеспечить теплом и вниманием обделённых людей, построить новые города и освоить дикие земли – это совсем другое. Таким людям я бы сказал: – Не теряйте зря времени! Оно очень быстро уходит, особенно в наш век супер-технологий. Но запомните – Родина должна быть превыше всего. Без Родины вы – рабочий материал, гаечный ключ или отвертка. Стоит вам сломаться, и вас тут же выкинут и заменят другими такими же инструментами. Наша Родина – это источник Божественной силы. Именно здесь рождаются великие изобретатели и учёные, поэты и художники, непобедимые воины и мудрецы. Имея за спиной такую державу, вы сможете достичь невероятных вершин в любом благородном деле.
Закончу строками из стихотворения, написанного на Камчатке:
Много лет я мечтаю украдкой,
(Не из прихоти, а для души) –
Вы слетайте хоть раз на Камчатку
Из своей европейской глуши!
Оторвитесь хоть раз от причала!
Осознайте задумку Творца:
Ведь у нашей земли нет начала,
Точно так же, ка нет и конца!
Мы не хуже заморских ньютонов!
Мы умеем и сеять, и жать.
Нам хотя бы пятьсот миллионов
За ближайших сто лет нарожать!..
…Чтобы дети и внуки просили
У родителей – ныне и впрок –
«Подарите нам карту России!
Чтобы Родину знать назубок!»
Подготовила Елена Потехина, руководитель Духовно-просветительского центра Кинешемской епархии, член Союза писателей России
12 августа 2021 года