На фото: В Екатерининском зале Кремля Владимир Путин вручил государственные награды выдающимся гражданам России. 25 декабря 2013 года. Посол по особым поручениям МИД России, специальный представитель Президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой награждён орденом Дружбы. Источник: http://kremlin.ru
Самым загадочным и непонятным из всех российских государственных учреждений следует признать Министерство культуры. Если все другие такого рода структуры априори должны заниматься хотя бы тем, что обозначено в их названии, или просто имитировать бег на месте, то об этом «почтенном» учреждении ничего толком сказать нельзя.
Почему, возникает естественный вопрос. Смею предположить, дорогой читатель, что культура в глазах тех, кто ею якобы управляет – это просто корм для «пипла», то есть для скота, в который хотят превратить российское общество эти, с позволения сказать, менеджеры. Начнем с самого «яркого» и «прославленного» из них «господина» Швыдкого, который дал ну просто «гениальное» определение культуры. Оказывается она – «это система табу, а искусство – это система преодоления табу». Ну как не восхититься таим открытием! Бывший министр культуры РФ, доктор искусствоведения, профессор Российского государственного гуманитарного университета и Российской академии театрального искусства знает что говорит. Если я, по причине плохой памяти, не перечислил все регалии этого «выдающегося» ученого современности, то прошу прощения у читателей.
Возникает сакраментальный вопрос – может, его деятельность на посту министра этой самой культуры соответствовала названию? Ничего подобного! Этот, с позволения сказать, «господин» с легкостью необыкновенной убирал все запреты (табу в его терминологии), которые сложились в обществе за прошедшие столетия. Значит, в итоге доктор искусствоведения победил все-таки государственного чиновника, ведь не зря же он целых четыре года был на посту министра (см. подробнее: Александр Туманов: Михаил Швыдкой – подрывник русской культуры). Цитирую тезисы из этой статьи, в которой дается ссылка на известный российский деловой журнал «Профиль»: «Среди членов кабинета министров непревзойденным виртуозом мата считается бывший министр культуры (ведь поделом назначили на эту должность!). Далее в статье вполне обоснованно ставится вопрос о ценности его передач на телевидении под громким названием «Культурная революция». Целых 16 лет за государственные деньги, то есть за наши с Вами деньги дорогой читатель, Швыдкой проводил так называемые ток-шоу по таким «интригующим» темам как, например, «Русский фашизм страшнее немецкого», или «Утечка мозгов полезна для России», или «Беспризорность – это плата за свободу»!
Уход с административного Олимпа если и уменьшил влияние этого «господина» на российскую культуру, то только на самую малость. Насколько можно судить по публикациям в интернете, его «железный» авторитет, опирающийся на ораву многочисленных единомышленников и лично обязанных ему деятелей различного толка, позволяет Швыдкому и сегодня уверенно направлять развитие отечественной культуры вне зависимости от сменяющих друг друга политиков и чиновников. (См. подробнее: Швыдкой, обыкновенный враг народа. Краткое досье. https://leon-rumata.livejournal.com/2834442.html).
Но, в конце концов, что мы так придираемся к этому доктору искусствоведения. Он что единственный такой оказался в столь уважаемом учреждении. Может быть, нынешний министр культуры госпожа Ольга Любимова лучше?
После ее назначения на этот пост в блогосфере долго и «трепетно» обсуждали «впечатляющую» надпись на ее футболке, сделанную много лет назад. Причиной такой жаркой дискуссии стало давнее фото совсем молодой Любимовой в этой самой футболке с нецензурной надписью, а также ее старый блог с высказываниями, которые ну совсем плохо сочетаются с привычным образом даже не министра культуры, а просто нормального русского человека.
Можно предположить, что, вероятно, дух господина Швыдкого навечно поселился в здании Министерства культуры. И это проявляется во всем! В июле этого года руководить одним из крупнейших в мире театральным музеем, названным по имени известного русского мецената и купца Алексея Александровича Бахрушина, было поручено некой Кристине Трубиновой из кадрового резерва бывшего министра культуры господина Мединского. Она тоже прославилась в годы бурной молодости фотосессией в интернете, где снималась под изображением свастики между двумя молодыми людьми, один из которых был вооружен немецким пистолет-пулеметом, а второй позировал в форме СС. (См. подробнее: Кадровая клоунада на высоких постах в Минкульте. Токарева М. «Она сломала даже домики для котов», а теперь будет рушить дом Бахрушина. Скандал в Театральном музее не утихает - здесь). Жив, оказывается в министерстве культуры лозунг Швыдкого, «Русский фашизм страшнее немецкого». Русские ведь, к несчастью для этого «государственного» деятеля, победили, а должно было быть, судя по этому лозунгу, ровно наоборот. Что ж этот «господин» может гордиться собой – у него нашлись достойные продолжатели! Посему предлагаю всем неравнодушным людям пригласить известных экзорцистов для изгнания бесов из министерского особняка. А вдруг поможет?!..
***
Но вернемся к «госпоже» Любимовой, с легкой руки которой Кристина Трубинова стала директором прославленного музея. Надо полагать, что новоиспеченный министр уже в юности готовила себя к блистательной карьере на государственном культурном поприще. Чего стоит только одно ее выказывание: «Если быть честной перед собой, то я просто не переношу: ходить на выставки, в музеи, оперу, балет, классическую музыку, для меня сущий ад». Надо полагать, что музеи, опера, балет будут «процветать» при таком министре. В обратном направлении, конечно.
Но, может быть, не стоит так сильно негодовать по этому поводу, ведь абсолютное большинство русских людей, даже атеистов, воспитывались в традициях православия, а они велят прощать грешников. А вдруг Ольга Любимова просто заплутавшая «овечка», а в душе истинная – истинная христианка. Но не тут то было! Вот ее очередное «смелое» высказывание: «Православная гимназия для меня стала лагерем "Аль-Каиды"» (террористическая организация, запрещенная в России, — прим. Авт.). (см.: здесь)
Но, удивительное дело, как легко эта дама меняет личины. Недавно она, ничтоже сумняшеся, заявила, что считает недопустимой цензуру в сфере искусства, но при этом высказалась против использования в ней ненормативной лексики. Ура! Гениальное решение «великого министра»! Так и представляю картину – Швыдкой весь слезах и соплях собирает чемоданы, чтобы убыть навсегда из «дикой нематерящейся» России на любимую родину. А где она у него? Риторический вопрос.
Но любой достаточно дотошный читатель может выразить недоумение – почему все время пишут только о кремлевских деятелях, осевших в Москве. А где остальная Россия? Может быть, в провинции дела с культурой обстоят лучше? Чтобы далеко не ходить, рассмотрим ситуацию в Московской области. В сентябре 2019 года ее министр культуры Нармина Ширалиева оставила свой высокий пост после того как в печати появились статьи о том, что весьма дорогостоящие загранкомандировки этой даме оплачивало ее же учреждение за счет банального перераспределения средств. Процитируем источник: «Министр культуры Московской области Нармин Ширалиева внесла в бюджет Московской облфилармонии две свои поездки в Италию на сумму шесть миллионов рублей, сняв деньги с проекта "Детская филармония"…. И если к этому прибавить поездку в ноябре на встречу выпускников в Париж за бюджетный счет под предлогом презентации программ Московской области на "Трианонском диалоге" и в апреле в Лиссабон для продвижения фестиваля в Клину – ответ: лучше б эти министры и впредь водились где-то далеко-далеко», – писали авторы Telegram-канала «Закулиска», предоставляя слитые в Сеть документы (Василенко Е. Во благо культуры Подмосковья: как министр съездила в Италию, Португалию и Париж за бюджетные деньги.)
«Странные» рассуждения людей не от мира сего! Что значит фраза – такие министры должны быть где-то далеко-далеко? Ведь эта дама, ранее бывшая ведущей телеканала «Культура», была назначена министром культуры совсем не для того чтобы лицезреть разрушенные дворянские усадьбы и умирающие деревни Подмосковья. Для современной России вполне естественно и в порядке вещей, что очередной авантюристке захотелось вкусить сладкой министерской жизни. А вдруг до этого она была нищенкой и собирала деньги на паперти? Но глубокие сомнения гложут меня. Ведь, оказывается, она дочь министра здравоохранения Азербайджана! Вот это поворот! Оскудела совсем русская земля, некого было назначить на такую высокую должность. И как это всегда бывает в нынешней властной вертикали, сразу после разразившегося скандала она перешла на должность советника губернатора области господина Андрея Воробьева и продолжила уже на этом посту заниматься вопросами культуры. Правда, совсем недолго – всего два месяца. Но без работы не осталась и в настоящее время является профессором кафедры международной журналистики МГИМО. Почему профессором – очередная загадка, поскольку она имеет ученую степень кандидата исторических наук. Но не будем придираться, ведь в нашей стране власть имущие и близкие к ним служки могут все – закона для них даже в виде дышла не существует. О своей карьере в должности министра культуры в биографии, размещенной на сайте МГИМО, Нармин Ширалиева не упоминает совсем, но этот факт почему-то отражен в Википедии. Странная забывчивость! Надо полагать, что теперь эта дама учит будущих дипломатов искусству конвертации должностных привилегий в звонкую монету и тут же мгновенно забывать об этом. «Чудесное» занятие, ничего не скажешь!
Но мерзость этой ситуации состоит в том, что Нармин Ширалиева не такая уж необычная дама и, скорее всего, она просто пошла по проторенной тропинке. Ведь примерно за год до ее назначения министром культуры в мае 2018 г. администрация Московской области оказалась в центре публичного скандала. Из четырехэтажного коттеджа кадастровой стоимостью всего 28 млн руб., принадлежащего заместителю главы администрации Московской области «госпоже» Елене Харламовой, украли элитные часы Louis Vuitton, Rolex Submariner, а также другие украшения. Владелица особняка оценила нанесенный ей ущерб в сумму 1,4 млн. рублей. Но откуда такое богатство – задают вопрос изумленные россияне? Но не будем переживать по этому поводу. Это не последние деньги, которые она, работая денно и нощно, копила всю жизнь. Так, некоторые журналисты утверждают, что стоимость обучения ее сына в Университете Центральной Флориды в столь ненавистной всем российским «государственным деятелям» Америке начинается от 22,5 тысяч долл. за год.
Так откуда все-таки такое богатство? Ларчик открывается просто. Наивные люди думают, что культура это для фанатиков, которые не думают о «презренном металле», а совсем о другом – «чтобы глаголом жечь сердца людей». Очнитесь! В России она очень даже хорошо кормит, правда не всех, а только избранных, к которым без сомнения принадлежит Елена Харламова. Эта дама четыре года руководила Центром культурных инициатив и получила за свои «тяжкие труды», как утверждают злопыхатели, более 80 млн. рублей (См. подробнее: Дело на миллион. Ограблена замглавы администрации губернатора Подмосковья.). Но что из себя представляет это загадочное учреждение, которое возглавляла столь «уважаемая» дама? Посмотрел в Интернете и «прослезился». Оказывается ежегодно ЦКИ проводит Международный яблочно-книжный фестиваль «Антоновские яблоки», «Рождественскую ярмарку» с историческими праздничными реконструкциями, Международный День музеев 18 мая, зимний арт-фестиваль «Ледяной дом» и т.д. и т.п. У руководителей этого почтенного учреждения даже мысли не возникает, что лучше было бы заняться детьми, их воспитанием, потому что, увы, мы теряем молодое поколение и, следовательно, Россию.
***
Но, кажется, мы напрасно избрали столичный регион для выяснения культурной ситуации в нашей стране. Может быть, следует переместиться в солнечный Крым, ведь в этой республике столько памятников культуры мирового значения, значит, и руководить ею должны высокообразованные и интеллигентные люди. Увы, должен Вас разочаровать – хотя Крым только в 2014 году стал частью современной России, но заветы Швыдкого проникли и сюда. Как сообщают средства массовой информации, министр культуры Крыма Арина Новосельская в марте 2021 года использовала нецензурную лексику на совещании руководящих работников республики. А чего, собственно говоря, стесняться, ведь свои же люди.
Сам глава Крыма Аксенов по этому поводу без тени стеснения признался, что изредка употребляет «крепкое словцо», но, оказывается, не очень рад тому, что такой лексикон использует и министр культуры республики. «Конечно, плохо, что министр культуры знает такие слова. Если бы это было совещание по ЖКХ или по стройке – там все бы поняли, что без этого стройка не идет» (Министр культуры Крыма выругалась на совещании в прямом эфире. https://regnum.ru/news/polit/3212095.html). Рекомендую Сергею Валерьевичу, как бывшему военному, прочитать «Воинский Артикул» (статья 152), принятый Петром I в 1715 году, в котором за бранные слова полагались серьезные, а порой и жестокие наказания.
Но на этом культурное просвещение крымчан и гостей полуострова от Арины Новосельской не закончилось. Через несколько дней после скандального совещания, в городе Керчи она выступила в роли экскурсовода для главы Крыма С. Аксенова, министра экономического развития России М. Решетникова и сопровождающих их лиц. Самое замечательное в этой экскурсии было то, что грифонов на лестнице Митридата, которые являются символом города уже 26 веков, «госпожа» Новосельская назвала орло-львами, охраняющими ворота в ад. (КерчьИНФО: Орлолев - охранник ада: эпическое фиаско министра культуры Крыма, см. здесь ; Как обезьяне: мат и "орлолев охраняющий ворота в ад" министра культуры Крыма, см. видео).
Так и хочется с легкой руки министра культуры республики переименовать все мифические существа Древней Греции. Действительно, зачем нам кентавры, когда их можно назвать гораздо проще – человеко-кони. Или, например, почему бы сфинкса не переименовать в человеко-льва, а древнегреческого бога Пана в человеко-козла. Красиво ведь как, не правда ли?
Но, может быть, министр культуры Крыма так эпатажно себя ведет, потому что ей до смерти надоела «беспросветная» министерская работа? Успокойтесь, дорогие россияне, ничего подобного. В интервью «Крымской газете» в мае 2017 года она даже не заикнулась об этом. Наоборот. Цитируем дословно:
«Арина Вадимовна со смехом говорит, что даже если бы ей дали шанс сменить профессию, все равно осталась бы главой министерства культуры. Несмотря на столь высокую должность, успешным человеком себя не считает: – Я больше ничего в этой жизни не умею делать, – призналась Арина Новосельская. – Я всю жизнь, с четырех с половиной лет, занимаюсь культурой и очень болею за нее всегда. Очень хочу, чтобы что-то все-таки хорошее при моей жизни в крымской культуре произошло» (Арина Новосельская: Меня назвали китайским именем, но оно не прошло в ЗАГСе. См. здесь).
Пусть не расстраивается Арина Вадимовна – она навсегда вписала себя в анналы российской культуры, орло-львы создали ей славу до конца жизни. Но, конечно, она явно кокетничает, когда говорит, что ничего, кроме руководства культурой, делать не умеет. «Госпожа» Новосельская вполне может быть манекенщицей! Да-да, не удивляйтесь! Обязательно рекомендую посмотреть на размещенное в Интернете фото крымского министра культуры от 1 сентября этого года. Изумленные родители увидели эту даму в полупрозрачном кружевном брючном костюме, который она надела, чтобы поздравить с Днем знаний педагогов и учеников симферопольской школы-лицея им. Макаренко. И ее ведь можно понять! Как в наше время обойтись без «клубнички», хотя бы легкой, и кто как не сам министр культуры должен стать законодателем этого пикантного ритуала. (Министр культуры Крыма шокировала соцсети своим нарядом на 1 сентября. Арина Новосельская пришла в школу в кружевном костюме. – Комсомольская правда, 02.09.2021).
Надо полагать, что такой наряд должен был наглядно продемонстрировать кого, по мнению «госпожи» Новосельской, должна готовить эта школа-лицей. Страшно подумать – неужели проституток, извините, путан? Путана все-таки звучит более «романтично»! А почему бы и нет?..
***
«Разврати женщин и нация погибнет», – так, кажется, сказал кто-то из деятелей Третьего рейха. Тогда им этого сделать не удалось. А сейчас? В наше время невозможно без внутреннего содрогания пройти мимо группы подростков – мат-перемат – это язык, на котором они разговаривают. И, самое страшное, что очень часто использование такого лексикона инициируют вовсе не мальчики, а, как это ни странно и дико звучит, – девочки.
И куда мы катимся? Или прикатились? Ведь никогда в России такого не было. Православная церковь всегда сопротивлялась этим страшным явлениям, заставляла людей избегать бранных слов, ведь «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). Достаточно вспомнить, что в Средние века на Руси за сквернословие наказывали, на рынках хватали и били людей, использовавших бранные слова. Поэтому следует согласиться с мнением неизвестного священника, которое можно найти в интернете: «Возрождение России начнется тогда, когда матерщина будет поставлена вне закона не только на уровне законодательства, но и на уровне народного сознания» (Цит. по: "Русский" МАТ. Его история и суть.).
Я думаю, что нет смысла продолжать эту тему, поскольку изложенные факты – это только вершина айсберга. Результатами интенсивной «культурной» деятельности «эффективных менеджеров» Министерства культуры РФ стали такие экзотические персонажи как, например, так называемый певец Моргенштерн, или Даня Милохин, отличившийся на Петербургском экономическом форуме и прочая, прочая, прочая. Читатели наверняка найдут много аналогичных примеров, если проедут по городам и весям нашей страны.
Картина столь удручающая, что великие русские сатирики прошлого – Гоголь, Салтыков-Щедрин, коллективный Козьма Прутков, Зощенко просто остолбенели бы, как мне кажется, от ужаса, если бы оказались на какое-то время в современной России. Или это уже не Россия, а территория, на которой ранее жил великий народ и существовала великая держава?!.. И самое печальное, что абсолютно бесполезно объяснять этим «эффективным менеджерам» от культуры, что они не на своем месте, что их поведение не соответствует никаким этическим нормам. А зачем? Понятия «стыд», «совесть», «долг», «честь» полностью отсутствуют в их лексиконе.
Существует красивая средневековая легенда. Короли и представители высшей аристократии носили мантии из меха горностая только потому, что по преданию этот зверек был готов скорее умереть, чем испачкать в грязи свою белоснежную шубку. (Почему королевские мантии подбивали мехом горностая. https://fishki.net/3555421-pochemu-korolevskie-mantii-podbivali-mehom-gornostaja.html). Современным российским, с позволения сказать, «государственным деятелям», как нетрудно заметить, смерть не грозит, они не просто испачканы грязью, они в ней с удовольствием валяются и даже гордятся этим.
Ну и в заключение немного «оптимизма». В начале августа 2021 года Президент России В.В. Путин учредил орден «За заслуги в культуре и искусстве» и медаль «За труды в культуре и искусстве» (!). Не удивляйтесь, если все вышеперечисленные в этой статье личности вдруг окажутся в первых рядах орденоносцев, ведь для кого же тогда создавали эти награды?!.. Конечно, для них! Так и представляю жуткую сюрреалистическую картину: Швыдкой с плакатом «Русский фашизм страшнее немецкого», министр культуры Любимова в своей знаменитой футболке с нецензурной надписью, Арина Новосельцева в прозрачном брючном костюме с орло-львом на руках, Кристина Трубинова под охраной эсесовцев, Елена Харламова с мешком денег, Нармин Ширалиева с фотографиями Парижа в одной руке и бюджетными командировочными деньгами в другой. М-да, этот список можно продолжать до бесконечности. Возрадуемся же, дамы и господа, а вдруг эти только что учрежденные награды найдут наконец этих «героев».
Но если серьезно, то, может быть, эти времена предвидел замечательный русский поэт Георгий Иванов, когда написал эти горестные строки:
…Хорошо – что никого,
Хорошо – что ничего,
Так черно и так мертво,
Что мертвее быть не может
И чернее не бывать,
Что никто нам не поможет
И не надо помогать.
Автор: преподаватель вуза, пожелавший сохранить своё инкогнито