Надежда ЛЫСАНОВА. Петру Симону Палласу Челябинск понравился

Петр Паллас, его книга, герб Челябинска

В своих статьях я часто упоминаю Петра Симона Палласа* (1741–1811) и называю его труды. Он был ученым и увлеченным путешественником, объехал российские земли – Поволжье, Урал, Сибирь, Алтай, Забайкалье (1769-1774). Собрал столько сведений, что обработка их продолжалась им многие десятилетия. Немец, но большую часть жизни прожил в России (43 года). Девять месяцев находился в Челябинской крепости, оставил о ней подробное описание. К сожалению, не все его работы доступны нам до сих пор, многие так и не переведены с немецкого.

Как же продвинутый молодой немец (27 лет), но уже известный в европейских ученых кругах, оказался в России? Из Берлина его пригласило русское правительство в 1767 году в Петербургскую академию наук. Для чего? Он был назначен руководителем Академических экспедиций, летом 1768 года из Петербурга в разные районы выехало несколько научных отрядов на Волгу, Кавказ, Урал, в Сибирь. Ученый сам руководил одним из оренбургских отрядов. Основная цель научных экспедиций – картография российских территорий, изучение естественных ресурсов. Однако Палласа очень интересовали жители, их быт, традиции, ремесла, народное творчество, животный и растительный мир, водоемы, а не только минералы. Например, он дал подробное описание рыбных богатств Яика: стерлядь и осетр водились в таком количестве в реке, что когда шли в верховьях на икромет, то ломали запруды, и рыбу отпугивали пальбой из пушек.

Первый год экспедиции Палласа прошел в Поволжье, но наведывался ученый и в Приуралье. Познакомился с П.И. Рычковым, исследователем Оренбуржья, и старался придерживаться его советов и рекомендаций. Второе место зимовки Палласа – Уфа. В Уфу он возвращался из Оренбурга вдоль реки Белой (Ак-Идели) и сделал наиболее полное описание быта и нравов башкирского народа. Проводил минералогические наблюдения, которые позднее включил в труды о происхождении гор. В Уфе обрабатывал свои записи, и они вошли в книгу «Путешествие по разным провинциям Российской империи» (1786, описание путешествия составило 600 страниц и 100 страниц – описание животных и растений).

После зимовки в Уфе Паллас пересек Уральские горы по 55-й параллели. И в конце весны 1770 года добрался до Исетской провинции и Челябинской крепости, но не стал в крепости задерживаться. В Исетскую провинцию входили земли от Урала до Оби, а также земли нынешних Челябинской, Курганской, Оренбургской областей. Огромнейшая территория! Все лето Паллас изучал неизвестные ему земли. В окрестностях Челябинской крепости он наблюдал за перелетными птицами: «Сюда стадами слетались и на многочисленных здешния степи озерах приятное для себя пребывалище и довольной корм сыскивали; и так везде были видны кучи диких гусей, уток и всяких водяных птиц, в коих ни в какую осень Исетская провинция недостатку не имеет». Изучал Паллас соленые озера между реками Миасс и Уй. Побывал он на Среднем Урале. Вернувшись осенью в Челябинскую крепость, встал в ней на постой. Начал приводить в порядок записи, Исетскую провинцию он описал подробнейшим образом.

Здесь, в Челябинской крепости, пересеклись пути нескольких исследователей: Н.П. Рычкова (сына П.Н. Рычкова), Иоанна Готлиба Георги. Паллас сделал по поводу этого запись: «…позавчера сюда прибыл, на радость мне и к ужасу моей ипохондрии, господин Георги, которого профессор Фальк несколько дней тому назад отправил в путь по почтовому тракту». А в середине марта из Оренбурга поспешил Иоган Петер Фальк, ехал он по последнему зимнему тракту. На Оренбургской и Уйской линиях было неспокойно. Отряды казахов нападали на крепости. Вот что записал Паллас 4 марта об этих событиях на Урале: «На прошлой неделе их отряды угнали всех башкир (включая женщин и скот), которые живут на озере Буташ, в 70 верстах отсюда».

Однако настроение Палласа было отличным, потому что в Челябинской крепости встретились в одно время единомышленники, с которыми ему было о чем поговорить. В его дневнике есть запись: «От прибытия сих приятелей учинилось прибывание мое в Челябинске гораздо для меня приятнее, поелику я с самого Тобольского зимнего пути по причине случившихся мне различных припадков мало имел веселых дней. Я сожалел, когда вскоре наступающая весна напоминала мне, что должен я ехать и с ними расстаться».

Паллас в третий сезон летних путешествий чувствовал невероятную усталость. Так намотался по российским просторам! А еще заболели глаза, зрение не сразу вернулось. Несмотря на свои недомогания, он продолжал работать, пересматривать записи. Ученый оставил нам подробное описание первых десятилетий Челябинска, пожалуй, одно из лучших, до нас дошедших: «В нем находится одна каменная и одна деревянная церковь, также различные изрядные публичные и приватные строения; но большая часть домов построена на деревенский вкус, также и упражнение большей части жителей состоит в хлебопашестве». Палласу Челябинск понравился, уютненько он в нем перезимовал, без особых хлопот и переживаний. Описания же его ценны для нас, ведь он явился очевидцем челябинской жизни, зарождением нашего города, ничего не нафантазировал, поскольку был правильным ученым, настоящим, и факты для него имели огромное значение. Да и окрестности крепости им были исследованы тщательным образом.

Но надо было ехать ему дальше, его ждала Сибирь: «Наконец оставил я город Челябинск; оный состоял сперва из одной токмо крепости, построенной противу киргизских и башкирских набегов, но потом, когда Исетская провинция причтена к Оренбургской губернии, то через переведенную в оный город воеводскую канцелярию, под ведомством которой состоит три уезда: Шадринский, Окуневский и Куртамышский стал он быть знатным. Он укреплен по образцу здешних крепостей деревянным строением и разделен на правильные улицы; лежит несколько вдоль по правому берегу Миасса и имеет одно предместье на левом берегу реки, находящееся однако ж, на довольно высоком месте, чтоб от наводнений быть безопасну и во всякое время сухим, по причине покатистого положения и каменистой земли».

*«Доктор Медицины, Профессор Натуральной истории и член Российской Императорской Академии Наук, и Санктпетербургского Вольного Экономического Общества, также Римской Императорской Академии испытателей естества и Королевского Английского ученого собрания» (из книги «Путешествие по разным провинциям Российской империи»).

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2021

Выпуск: 

9