Владимир ЛИТОВ. Новая дума и старые лидеры КПРФ

Встреча с лидером КПРФ Геннадием Зюгановым 17 сентября 2019 года Москва, Кремль. Источник фото: сайт главы государства

На выборах в Государственную Думу я голосовал за КПРФ, хотя хорошо понимал, что большинства голосов она не получит. Надеялся, что возросшее недовольство людей и активизация левых сил, объединившихся, наконец, вокруг компартии, заставит ее руководство начать реальную, а не показную, как это было до сих пор, борьбу с правящим буржуазным режимом. Более двух десятилетий российская власть, обслуживающая интересы олигархических кланов, создавала видимость решения обостряющихся проблем страны. Оппозиция же в лице КПРФ – создавала такую же видимость заботы об интересах широких слоев народа. Судя по первым заявлениям и действиям руководства компартии, так будет продолжаться и в новом, восьмом созыве российского парламента.

В ходе «прямой линии» лидера КПРФ с президентом В. Путиным сразу после завершившихся выборов Зюганов не стал решительно протестовать против массовых фальсификаций на них со стороны власти. Не потребовал он и освобождения незаконно арестованных в ходе выборов более 60 членов партии и поддерживавших ее активистов. Мельком упомянув о допущенных нарушениях, лидер «непримиримой» оппозиции перешел к тому, что для него было главным. То есть стал привычно уверять президента, что фракция КПРФ по-прежнему будет совместно работать над выполнением намеченных властью проектов и программ, добавляя к ним и свои законы, направленные на защиту интересов широких масс. В диалоге «первых лиц» даже не было упомянуто, что прежние проекты и программы так и не были выполнены. На законы же, подготовленные фракцией КПРФ, единороссовское конституционное большинство не обращало никакого внимания. О явной аномалии подобного многолетнего «конструктивного взаимодействия» власти и оппозиции Зюганов даже не поставил вопроса, фактически согласившись на его продолжение и впредь.

Правда, наиболее активные депутаты-коммунисты, поддержанные сторонниками движения «За новый социализм», пытаются изменить эту ситуацию. Выдвинуты предложения создать Координационный Совет левых сил, сформировать теневое правительство и даже провести общенациональный референдум по ключевым вопросам. Но все это уже было в прошлом – автор данных строк участвовал даже в разработке программы правительства народно-патриотических сил в начале двухтысячных – но эти действия ни к чему не привели. Если не впадать в парламентские иллюзии, то для кардинальных перемен во взаимоотношениях власти и оппозиции необходимы, с одной стороны, политическая воля руководства российского государства, с другой – политическое мужество лидеров КПРФ. Ни того, ни другого пока нет и не предвидится.

Руководители компартии, правда, грозят власти сотнями исков и обращений в суды по поводу фальсификаций на выборах, хотя прекрасно понимают, что все это останется, как всегда было в прошлом, без каких-либо практических последствий. А ведь могли бы, проявив необходимую твердость и волю, добиться вполне реального результата, а заодно и роста доверия к себе со стороны избирателей. Например, не признать результаты выборов и отказаться от участия в работе Государственной Думы вплоть до отмены электронного голосования в Москве. Тут у оппозиции, главным образом, тех же коммунистов, самым наглым и бесцеремонным образом отобрали голоса, передав их провластным кандидатам. Кремль наверняка пошел бы здесь на уступки. И даже не столько ради пресловутой внутренней «стабильности», сколько из опасений не обострять отношения со своими партнерами на Западе. Там и так не собирались признавать итоги выборов, а здесь еще и отказ от их признания самой крупной и официально признанной оппозиционной партией. Но на решительные действия, даже в строго конституционных рамках, приспособленчески настроенные руководители КПРФ попросту неспособны, хотя и постоянно сетуют на пассивность и равнодушие большинства людей. Но трудно вести за собой массы, действуя по принципу «Делай так, как не делаю я!»

Поневоле начинаешь понимать тех, кто в очередной раз проигнорировал думские выборы. Однако участвовать в них все равно необходимо. Помимо соглашательской верхушки КПРФ в самой партии немало честных, преданных социалистическим идеалам людей, которые начинают открыто выступать за смену ее руководства. Успех на выборах и появление в законодательных органах по-настоящему настроенных на борьбу с правящим режимом депутатов укрепляет их позиции. Да и нельзя хотя бы из уважения к самим себе позволять властям относиться к своему народу как к безропотному и бессловесному стаду, готовому смириться с чем угодно.

Лидеры КПРФ постоянно оправдываются тем, что у партии в Думе нет большинства, что власть срывает принятие необходимых людям законопроектов. Но еще Ленин подчеркивал, что буржуазный парламент может отражать лишь меняющиеся настроения масс, через него к власти коммунисты не придут и потому они должны переносить упор на «низовую» работу в этих массах, используя парламент как вспомогательное направление, в основном для обличения антинародной политики правящих режимов. Но у нынешнего руководства коммунистов пропорция развернута в обратную сторону – оно не желает, да и не умеет работать с широкими и разными слоями населения, а делает упор как раз на законодательно-парламентской говорильне, которая только отталкивает простых людей. В их глазах партийные бонзы, привычно рассевшиеся по парламентским и законодательным комитетам, вполне обоснованно сливаются с центральным и местным чиновничьим начальством – разница почти неразличима Что же удивляться тому, что имея в стране более чем 80% оппозиционный, лево-социалистический потенциал, КПРФ даже с учетом фальсификаций получает на выборах очевидное меньшинство голосов, Впрочем, этого и следовало ожидать.

Нынешние лидеры компартии во главе с Зюгановым вышли из партийно-государственного аппарата последних лет брежневского застоя и горбачевской «перестройки», разрушавшей социалистический строй. К этому времени в отличие от сталинского руководства партийные и советские «начальники» перестали по-настоящему работать на коммунистические цели и идеалы, превратились в чиновных бюрократов, утратив способность эффективно руководить страной в интересах трудящихся масс. Неизбежным результатом этого процесса стал Горбачев с его мещанско-обывательским, мелкобуржуазным мировоззрением, типичным для социал-демократов капиталистических стран. В России, как и других «демократических» постсоветских республиках наиболее видные деятели этой, выражаясь сталинскими словами, «когорты двурушников и перерожденцев», либо заняли крупные государственные посты, либо обменяли власть на собственность, став долларовыми миллионерами и даже миллиардерами. Ну а те, у кого наглости и хватки оказалось поменьше, тоже успели позаботиться о себе, пристроившись на комфортные и хорошо оплачиваемые должности парламентских «оппозиционеров».

С самого начала Зюганов со своей командой придерживался социал-демократических ориентиров, «коммунистическая» вывеска нужна была ему лишь для «пиара», привлечения в партию представителей старшего поколения с мировоззрениями советского времени. Он был и остается сторонником и единомышленником Горбачева, хотя на словах всячески отмежевывается от него. Говорю об этом с полным основанием, поскольку в 80-х годах и начале 90-х занимал ответственную должность в Кремле и был хорошо осведомлен о там, как создавалась тогда КПРФ.

В России, как и других буржуазных странах, социал-демократы, критикуя капитализм, фактически поддерживают его. Что дала народу возглавляемая нынешними лидерами КРПФ за более чем два десятилетия своего существования? Олигархический капитализм в России, несмотря на гневные обличения его с парламентских трибун становится все более паразитическим и несправедливым, деградация практически всех сфер жизни усиливается, продолжается процесс вымирания самого народа. Лидер коммунистов пообещал, что КПРФ в новой Думе сделает все, чтобы остановить его. Но сколько таких обещаний было в прошлом? И было ли хоть одно из них выполнено? Постоянные, заведомо невыполнимые призывы руководства КПРФ к президенту и правительству изменить свой губительный курс только распространяли иллюзии о возможности такого изменения, то есть фактически работали на правящий режим.

Малодушие и трусость – еще одно «генетическое» свойство буржуазных социал-демократов, прикрывающихся вывеской КПРФ. В решающие моменты, опасаясь общественных потрясений и связанных с ними опасностей и рисков, прежде всего для них лично, они отказываются от борьбы и безвольно и безропотно сдают власть ярым сторонникам капитализма. До сих пор не преодолены последствия дезорганизации и упадка духа у сторонников социалистического движения после отказа лидера компартии Зюганова от своей победы на президентских выборах 1996 года.

У многих, готовых поддержать кандидата левых сил на президентских выборах через три года, в 2024 году, неизбежно возникает вопрос: а не отдаст ли снова свою победу ставленнику олигархических кругов нынешний лидер компартии или его преемник, будучи кандидатами в президенты? Ведь у лидера КПРФ, как и его ближайшего окружения, по-прежнему в ходу аргументы о недопустимости «раскола общества», «массового насилия и кровопролития» и развязывания «гражданской войны». То есть все то, чем оправдывалась тогда, в 1996 году, сдача коммунистов своих позиций Ельцину. Хотя было очевидно, что при нем этот раскол и эта, пускай мирная, но все-таки гражданская война между олигархической верхушкой и подавляющим большинством населения приобретут куда более опасные для страны и простых людей масштабы

Сейчас и в самой компартии и в примыкающим к ней социалистическом движении ставится вопрос о чистке и обновлении партийных рядов. Давно пора. Но начинать с «верхов», со смены руководителя партии. Однако сегодня повторяется ситуация конца 80-х годов, когда у руля партии стоял разрушавший ее Горбачев. Тогда большинство членов компартии не доверяли своему лидеру, выступали за его смену. Но представлявшие их партийные секретари, также осуждавшие его действия, в каком-то оцепенении тянули руку «за» на выборных пленумах и съездах. Чем это закончилось, хорошо известно.

Если нынешний олигархический режим, блокируя развитие страны, лишает ее настоящего, то сегодняшнее руководство КПРФ – будущего. Когда партия уклоняется т от давно назревших перемен, она неизбежно утрачивает и способность мобилизовать и повести за собой народ. Что же, это сделает тогда другая партия. Потому что возродиться как великая и процветающая держава Россия может только в условиях социализма.

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2021

Выпуск: 

10