Министр просвещения рассказал Владимиру Путину, какие качества хочет воспитывать в школьниках. РИА Новости, 15.06.2021
Министру просвещения РФ Кравцову С.С.
Копии:
Министерство образования Московской области
Председателю региональной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по литературе М.А. Мищериной
Уважаемый Сергей Сергеевич!
24 ноября 2021 г. мною получен ответ из Министерства образования Московской области на моё обращение в Минпрос, в котором я просила разъяснить, почему в муниципальный этап олимпиады школьников по литературе 2021–2022 гг. по Московской области включено произведение Линор Горалик «Как в норе лежали они с волчком…». Мне ответили начальник управления общего образования Е.М. Жданкина и Председатель региональной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по литературе М.А. Мищерина, что это стихотворение «изящное, многоплановое и очень доброе».
Почему же вся остальная «поэзия» Горалик, выложенная на интернет-сайтах, вызвала волну возмущения писателей, учёных, журналистов? Её матерщинные опусы вынуждены приводить авторы серьёзных статей в газетах «Советская Россия», «Слово», «Русский вестник», на портале «Столетие», в литературных журналах «Наш современник», «Родная Кубань». Как же могут этого не замечать специалисты в сфере образования, составители школьных олимпиад? Стыд и срам «творчества» Горалик не прикроешь стихотворением про зайчика. Если уважаемой комиссии, составлявшей задания по олимпиаде, так мил этот зайчик, почему же она тогда не включила в олимпиаду задания, отражающие лейтмотив «творчества» «писателя» – комиксы Горалик «Заяц ПЦ и его воображаемые друзья» с репликами героев, где зайчик говорит: «Я опять изнасиловал хорька»? Дети, участвующие в олимпиадах по литературе, – читающие. Они посмотрят, что ещё пишет Горалик. И вот что они найдут в комиксах: «Я не курю, не пью, не прокачиваю по вене, <…> не женюсь и не завожу детей, потому что всё это может отвлечь меня от важных суицидальных мыслей».
Разбирая конкретно стихотворение «Как в норе лежали они с волчком…», один из преподавателей московского вуза отмечает: «"Стихи" Горалик производят впечатление не поэзии, а её лингвистической модуляции, выстроенной по принципам нейролингвистического программирования. Очевидно, что выбор такого "произведения" для олимпиады свидетельствует об очень низком уровне представлений о развитии современной поэзии. И указывает на то, каким узким кругом выбора стихотворных произведений руководствуется как министерство, так и его эксперты. Это значит, что отборочная комиссия со своими функциями не справляется, раз выбирает задания для олимпиады из крайне суженного круга произведений, не различает поэтического чувства и технической составляющей потока сознания и фактически не может отличить поэзию от элементарной техники стихосложения».
И ещё немаловажно: неужели никто из членов уважаемых комиссий не обратил внимание на то, что Линор Горалик (живущая в Израиле) в феврале 2013 года, как сообщается в Википедии, записала для проекта «Против гомофобии» видеообращение в поддержку ЛГБТ-сообщества. В ноябре с.г. суд оштрафовал «Муз-ТВ» за ЛГБТ-пропаганду среди несовершеннолетних. Почему же Л. Горалик продвигают в школьную олимпиаду?!.
Итак, я привела свидетельства, что произведения Л. Горалик негативно воспринимаются значительной частью профессионального литературного сообщества, не говоря уже о читательской аудитории, ориентированной на ценности русской классической литературы.
В ответе из Министерства образования Московской области приведён довод, что Линор Горалик – лауреат литературных премий «Нос», «Бегущая по волнам». Что ж, возьмём премию «Нос» за роман «Все, способные дышать дыхание». Кто-то из региональной предметно-методической комиссии читал этот роман?
Давайте обратимся к тексту:
«Так закончилась для меня эта война. Обойдемся без дешевого саспенса: шестью днями позже она закончится и для всех остальных. После нее останутся детки – маленькие и большие слова; война нарожает их кучей, как хорьчиха хорьчат; многоголовый слизкий помет, кто помельче, а кто потолще, кто совсем ледащий, а кого поди прибей еще. Будут в этом помете и слова про «постыдное, но героическое поражение», и слова про «почетное, но героическое поражение»; и «историческая неизбежность» будет в этом помете, и «Божья кара»; родятся и маленькие конспирологические ублюдочки – глухие, трехногие, наглые и визгливые олигофрены; выйдут с последом сутулые, подслеповатые, обреченные изнурять себя чтением, онанизмом и рефлексией сиамские сестры – вина и невинность, а в целом никто и помнить не будет, что среди всего выпавшего нам была еще и война, короткая маленькая война; она растворится в том, для чего появится на свет жирное, огромное, дряблое, как желе, липкое, как звериные слюни, слово «асон».»
Ещё можно полистать:
«Юлику Артельману тринадцать, как раз между двенадцатью и тринадцатью он вдруг стал ОГРОМНЫМ и железным – и, честно говоря, довольно страшным, и отцы его ни разу не обмолвились об этом ни словом, но когда Юлик Артельман однажды вдруг долгим сухим взглядом проследовал за мокренькой киской вдоль бортика паркового бассейна, Илья Артельман медленно приподнялся из шезлонга, как охотник приподнимается на стременах; к счастью, из всех живых существ бедный Юлик Артельман по доброй воле общался только с Яськой. Итак: Юлик Артельман в одних носках стоит посреди радужной, нежной, золотой и красной игрушечной скорлупы, Ясик Артельман висит на нем, как обезьянка, и воет-воет, ну, теперь уже ничего не поделаешь, Юлика Артельмана нельзя двигать, Ясика Артельмана нельзя от него отдирать, Илья, оставь, ждем, кот, зайди ко мне с той стороны, только надень тапки; блин, реально? Сейчас мы будем разбираться, почему на мне твои тапки? Я тебя умоляю, надень ЧТО-НИБУДЬ и зайди с той стороны, у меня рука в каком-то говне…».
Далее, читаем выборочно:
«Просто к ней опять приходил вязкий философствующий потнюк из Защитной службы и вел долгие разговоры, и рассказывал, что его бывшая держала кота, так вот этому коту и слова были не нужны, и без слов было ясно, что кот – говнюк; когда он первый раз пришел к этой бывшей потрахаться, он кота уже через пять минут взял за шкирку и швырнул об стенку – и сутки был нормальный котик…»
То, что творчество Л. Горалик аморально и представляет собой кладбище мерзости доказывает она сама, каждым своим произведением. Не знать этого чиновники не могли. Представляя эту мерзость в качестве образца «литтворчества», они подписались под тем, что сами являются носителями этой безнравственности. Стало быть, наиважнейшее – кадровый вопрос, то есть немедленное устранение носителей безнравственности из органов просвещения.
Уважаемый Сергей Сергеевич! В нашей стране и сегодня трудятся настоящие писатели: знатоки отечественной истории и культуры. Среди них Валентин Сорокин, Владислав Бахревский, Юрий Лощиц, Владимир Крупин, Станислав Куняев, Ольга Фокина, Виктор Николаев, Василий Дворцов, Лидия Сычёва, Анатолий Байбородин, Светлана Сырнева… Есть талантливые писатели и среди молодёжи. Неужели люди, которые составляют программы школьных олимпиад, не знают, что детей надо воспитывать на классике, на самых лучших образцах художественного слова?..
Некоторые из вышеперечисленных писателей являются лауреатами высшей литературной премии – Государственной премии РСФСР им. М. Горького, трое – лауреаты Патриаршей литературной премии, пятеро – лауреаты Большой литературной премии Союза писателей России. Разве мало у нас писателей – лауреатов Бунинской премии, Есенинской, Шукшинской, Фатьяновской, премии Александра Твардовского, Петра Ершова, Павла Васильева, премий «Прохоровское поле», «Бородинская осень», «Имперская культура» им. Э. Володина?.. Почему же выбор комиссии пал на автора таких малопрестижных премий, как «Нос» и «Бегущая по волнам»?..
Если бы министр образования Московской области И.М. Бронштейн обратился в Союз писателей России, мы предложили бы учителям основательный список литературы, составленный в 2020 году коллективом педагогов и психологов.
Уважаемый Сергей Сергеевич! Есть Указ Президента В.В. Путина об утверждении Основ государственной культурной политики, документа, правовой базой которого является Конституция РФ. В первой строке Основ сказано: «Россия – страна великой культуры». Далее в документе говорится: «Ключевая, объединяющая роль в историческом сознании многонационального российского народа принадлежит русскому языку…». «В формировании системы ценностей России особую роль сыграло православие». «Утверждение приоритета культуры призвано обеспечить более высокое качество общества, его способность к гражданскому единству, к определению и достижению общих целей развития. Главным условием их реализации является формирование нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей творческой личности».
Как эти постулаты сочетаются с творчеством автора, попавшего в школьную олимпиаду? Где у Горалик великая культура, где бережение русского языка? Где уважение к православию? (Кощунственный рисунок Горалик «Снятие беса с креста» выставлен на её страничке в Фейсбуке). Где в её опусах то, что может сформировать нравственную и ответственную личность?
Очень жаль, что судьба юношества России часто зависит от недобросовестных людей. Мы знаем, что бывшему ректору Московской школы социальных и экономических наук Сергею Зуеву, бывшей замминистра просвещения Марине Раковой и бывшему заместителю гендиректора «Фонда новых форм развития образования» Евгению Заку вынесено обвинение в том, что они заключили фиктивные договоры о трудоустройстве в РАНХиГС 12 сотрудников Минпросвещения России. Их вина пока не установлена, но к ним есть вопросы.
Мы не знаем фамилий людей, которые входят в состав комиссии, отбиравшей авторов для школьной олимпиады по литературе Московской области 2021–2022. Но выбор для школьной олимпиады автора столь спорных «произведений», вызвавших такую волну возмущения – это не просто отсутствие профессионализма или испорченность эстетического вкуса. Это сознательная акция разрушения отечественной культуры.
Органы управления образованием, лишённые общественного контроля, становятся придатком антирусского, антигосударственного, антихристианского лобби, не по праву занявшего сегодня важные позиции в российской культуре.
Союз писателей России, литературные журналы «Наш современник», «Москва», «Молодая гвардия», «Нева», «Родная Ладога», «Отечественные записки», «Роман-газета», МОЛОКО, «Роман-журнал. XXI век» объединяют, берегут и развивают отечественное литературное наследие. Игнорирование органами управления образования национальной традиции в литературе приносит свои горькие плоды: юношество оторвано от исторической почвы, плохо владеет русским языком.
Российское общество сегодня стоит перед угрозой гуманитарного кризиса, о чём сказано в Указе Президента РФ от 24 декабря 2014 года «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Поэтому, как сказано в документе, важнейшей целью государственной культурной политики является «передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образов поведения».
Почему Министерство образования Московской области не следует Указу Президента РФ?
На основании вышеизложенного прошу специалистов вверенного Вам министерства:
1) внимательно изучить основания и мотивы, которыми руководствовались эксперты при выборе стихотворения Линор Горалик для включения в задания олимпиады для старшеклассников;
2) подготовить расширенную справку о творчестве Л. Горалик, его темах и содержании;
3) сделать заключение о соответствии выбора экспертной комиссии основным положениям государственной культурной политики;
4) на основании справки и заключения сделать запрос в Министерство образования Московской области и в Региональную предметно-методическую комиссию Всероссийской олимпиады школьников по литературе о соответствии их выбора культурным потребностям и социальным целям просвещения старшеклассников.
Прошу Вас провести ревизию работы экспертно-методических комиссий по литературе и представить её результаты общественности. Состав и принципы формирования экспертно-методических комиссий должны быть пересмотрены во избежание повторения ситуаций, подобных нынешней.
Ирина Владимировна Ушакова, журналист, член Союза писателей России, член Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры
Письмо впервые опубликовано на сайте газеты «Завтра»