Нина ЧАЛАЯ. Учительские труды и дни

             На фото: Нина Чалая. 1 сентября 2012 года

Горбачёвская река Гласность Без Берегов разлилась взбаламученным морем.

Мутные волны накатом оплёвывали грязью всё Святое – историю Отечества, наших Героев, родную Культуру…

«Новое мышление» и его «мыслители» остервенело кидали на учебные парты роскошные с виду, но ядовитые по содержанию учебники, а к ним – книги, журналы, газеты. Схоже промывало наши умы телевидение, радио, кино…

Как не растеряться учителю?..

И вот – спустя годы встречаемся с учениками. Рада за них. В большинстве они не иваны, не помнящие родства, не манкурты…

Помогло им выстоять, считаю, краеведение…

 

1998 год. Тропинка к книге

Осталось ещё в памяти многих, как не без оснований гордились, что мы самая читающая в мире страна. Сейчас всё обстоит совершенно иначе. Книгу теснят видеофильмы и компьютерные сети. Теснят, но не заменяют. Беда в другом. На прилавках и библиотечных полках плещется «разливанное» море низкопробной литературы, которая калечит души читателей. Под хитроватым объяснением – мол, спрос диктует рынок, творится, по сути, подмена истинных жизненных ценностей мнимыми.

А поскольку этому противостоит русская классика – основа учебных общеобразовательных программ по курсу литературы, – то ей и достаётся больше всего. Золотой фонд отечественной культуры сбрасывают с «парохода современности». Миллионными тиражами печатаются и печатаются «образцы» школьных сочинений, краткие пересказы изучаемых книг и им подобные пособия сомнительного качества. Тем самым, не облегчается учение, а отупляется, оглупляется.

Трудно в такой обстановке не растеряться учителю отечественной словесности. Как же не отвратить, а приучить ребят к осмысленному чтению? Как проложить тропинку к настоящей книге – «учебнику жизни», чтобы она надолго, если не навсегда не зарастала, а оставалась необходимой твоему воспитаннику? Чтобы он уже сам мог находить и ценить литературу, пробуждающую и утверждающую человеческое в человеке.

Эти задачи, уверена, посильны учителю. Ведь за нами необоримая сила – «великое русское слово». Их решать мне лично помогло краеведение. Напомню, что в старину его именовали куда звучнее: отчизноведение, родиноведение. Оно долгое время существовало благодаря учительской самодеятельности. Вместе с ребятами изучаем, в частности, культуру и литературу отчего края.

В нашем Россошанском колледже мясной и молочной промышленности первокурсников обычно удивляет с порога кабинет литературы. Бросаются в глаза стенды от «Слова о полку Игореве» к «Тихому Дону». Впрочем, тут и академику вроде не грех удивиться. Провинциальный воронежский городок Россошь чуть ли не славянская литературная столица!? Наш край, оказывается, напрямую связан с Л.Н.Толстым и А.П.Чеховым, с М.А. Шолоховым и поэтом-классиком украинской литературы Е.П.Плужником, даже – со «Словом о полку Игореве».

С «жемчужины» древней славянской письменности и начнём рассказ. Видеокамеры, к сожалению, в руках ещё не имелось, зато сохранилась магнитофонная запись и фотографии, напоминающие о встрече учащихся с гостем из Москвы, автором книги «Где ты, Каяла?». В основу песни - поэмы, как известно, положены действительные исторические события. Они и не дают покоя по сей день исследователям. Неразгаданной тайной остается, в частности, маршрут похода и место битвы русичей с половцами. Во тьме веков затерялись названия речек, на берегах которых развернулось сражение. Установить их попытались и москвичи Поливановы – вначале дядя Николай Николаевич, а затем его племянник. Вот он-то, Алексей Михайлович, с указкой у нашего классного стенда подробно изложил детально разработанную и основанную на данных летописей, археологии, астрономии, математики, гидрологии, топонимики версию-хронику пути «полку Игорева» в воронежские степи. Вариант Поливановых не досужий вымысел. Он занесён на страницы научной пятитомной «Энциклопедии «Слова о полку Игореве», изданной в Санкт-Петербурге в 1995 году. Там же в статье «Поход» указано, что ещё в XIX веке видный историк русского права И.Д.Беляев считал, что князь «преломил копье край поля Половецкого» именно на среднем Дону. Важно с ребятами рассмотреть и вникнуть в содержание «Слова». Важно научить почувствовать красоту поэтической речи. Нужно попытаться понять, что главные мысли «песни» будто о нашем времени сказаны. Постижение «Слова» происходит не отстранённо. Подчеркиваю: возможно, что всё это было – и скрип обозов, и кровавая сеча – на твоей родимой земле. Там, на холмах за речкой Россошью - Каялой, где степное озеро опоясано цепью древних курганов. В этом-то и значимость, даже прелесть краеведения.

На занятия, посвящённые народному фольклору, этнографии, пригласили землячку Раису Ефремовну Дерикот. Она пишет замечательные стихи, собирает старинные наряды. «А узоры на рубахах, – говорит хозяйка «бабушкиного сундучка», – вышивали не только для красы. По ним можно многое узнать о человеке. У девушки одна узорчатая «канва». У замужней женщины – другая, У вдовы – третья». Интереснейшие рассказы записали - засняли на видеокассету, и теперь Раису Ефремовну с телеэкрана слушают и другие группы учащихся.

Моим ученикам 15-18 лет, а как дети любят мир русской народной сказки, который сохранили опять-таки воронежцы! Это известные сказительницы – две Анны, Барышникова и Королькова. Знакомимся, разумеется, с биографией и творческим наследием собирателя и первоиздателя народных сказок А.И. Афанасьева. Он уроженец уездного Богучара, вырос в Боброве, выпускник Воронежской гимназии. Здесь в народе он начинал записывать русские сказки. Особое внимание уделяем его знаменитой книге «Поэтические воззрения славян на природу». Приходим к выводу, что начальная история наших далёких предков сохранилась в пришедших из глубины веков преданиях и поверьях, легендах и сказках, песнях и былинах, пословица и поговорках.

Приступая к изучению творчества автора «Войны и мира», путешествуем «очно или заочно » (когда как удаётся), в близкое от Россоши село Еленовку, точнее, к Чертковским прудам. Возле них когда-то располагалось духовное «дворянское гнездо». Сюда приезжал Лев Николаевич Толстой, записал, что «места здесь очень красивые». По его совету на хуторе Ржевск владелец усадьбы В.Г.Чертков создал издательство «Посредник». К печати готовили дешёвые книги из мировой классики для просвещения народа.

Нет уже Ржевска. «Лишь кусты одичалой сирени на опушке степной дубравы, звонкий ручей у пруда да гранитный камень напоминают о былой кипучей жизни». Кстати, памятник поставили на средства и силами работников Россошанского молочного завода. А в его коллективе трудятся немало наших выпускников.

Открывая книгу Чехова, зачитываю учащимся слова Антона Павловича: «Я вышел из воронежских недр». Спрашиваю у ребят, кто приехал в колледж из соседнего райцентра Ольховатки. Поднимают руки, как правило, несколько человек. Они бывали в местном музее и рассказывают, что родные писателя числились крепостными. Крестьянствовали и работали на сахарном заводе. Дед Егор Михайлович сумел выбиться в люди. Собрал деньги и выкупил семью из неволи. Его сын, Павел Егорович, поселился в Таганроге, женился. Там и появился на свет будущий писатель.

Михаила Александровича Шолохова тоже считаем своим земляком. Учился он почти рядом – в Богучарской гимназии. Да и к станице Вёшенской рукой подать. В его «Тихом Доне» упоминается красный командир Иван Домнич, уроженец россошанского села Морозовка. Россошанские сорта яблок растут в шолоховском саду. И в нашем колледже хранится автограф писателя. С нескрываемым любопытством слушают ребята письмо.

«Прошу вас обратить внимание на абитуриентку отделения технологии молочных продуктов Жулудкову Ирину Владимировну. Вешенскому району очень нужны местные кадры специалистов.

С уважением, М.Шолохов. 10.8.83 г.».

Наслышаны, что забота о земляках всю жизнь была важной для Михаила Александровича. А тут – живое подтверждение. Шолохов знал, что малыми делами творятся большие. Об этом нужно помнить и нам.

На уроках рассматриваем творческое наследие, говорим о жизни Евфимия Болховитинова, Кондратия Рылеева, Алексея Кольцова и Ивана Никитина, Николая Станкевича и Андрея Серебрянского, Александра Эртеля и Алексея Суворина, Ивана Бунина, Андрея Платонова и Михаила Пришвина.

Открытием стали стихи и проза Евгена Плужника – уроженца воронежской слободы Кантемировки. Расцвет его творчества приходится на 20-30-е годы минувшего столетия. Творил он на украинском языке, что вполне объяснимо. Юг Воронежской губернии – это славянский «перекрёсток»: пограничье русское, украинское, донского казачества, которое роднило языки, культуру, обычаи.

По злому навету Плужник был сослан на Соловки, умер в тюремном лазарете. Книги его долго оставались в забвении. Только недавно в библиотеке колледжа появились сборники «Ранняя осень», «Родюча земля», в которых впервые на русском языке представлены лирика, поэмы и роман земляка, уже именитого на Украине. Что интересно, мои ученики сразу заметили близость поэзии Плужника стихам русского поэта Алексея Прасолова, родившегося и росшего под Россошью. «Я славянин: моё счастье, что во мне, как в месте, где рождён, скрестилась кровь южной России, Малороссии...» Наверное, так же вслед за Прасоловым мог сказать о себе и Плужник. Если к его наследию только-только подступаемся, то «Прасоловские чтения» уже прочно прописаны у нас в колледже. Смотрим видеофильм. На пленке запечатлен поэт, читает свои стихи. Алексея Тимофеевича вспоминают близко знавшие его люди. Затем снова звучат стихи Прасолова, ребята и гости говорят о собственном восприятии поэзии земляка. В планах поездки в прасоловские Ивановку и Морозовку, в плужниковскую Кантемировку.

Сегодня же объявляю учащимся, что следующее занятие - семинар будет вести поэт Михаил Тимошечкин. Говорю: с ним вы встречаетесь нередко на улицах нашего города, в читальном зале библиотеки. В шутку и всерьёз добавляю: знайте, перед вами «живой классик». Истина в этом утверждении есть. Стихи фронтовика вошли в «Антологию русской поэзии XX века». А ещё в роли учителей выступают член Союза писателей России Светлана Ляшова, выпускник техникума поэт Виктор Беликов. Желанные гости в колледже – земляки - поэты члены Союза писателей России Виктор Беликов, Света Ляшова из Россоши, Михаил Шевченко из Москвы. Разговор с ними обычно выходит за рамки собственного творчества. Ребят интересует не только современная литература, но и жизнь во всех её проявлениях. А писателям, поэтам хочется узнать, чем дышит молодое поколение. Беседу обычно в самом разговоре врасплох прерывает звонок. Расстаёмся с вопросом: когда встретимся вновь? А в литературном музее, который создаём, ставим на полку подарок – новую книгу с автографом и напутствием земляка.

...Когда на уроке выпадает свободная минута, рассказываю моим ученикам о давней поездке в Чехословакию. В советские времена наш техникум дружил с училищем города Простеева в Моравии. Студенты и преподаватели ездили друг к другу в гости. Возили нас на поле «битвы трёх императоров». Там глазами Андрея Болконского смотрели в «небо Аустерлица». Там же, в южной Моравии, нам напомнили, что здесь братья Кирилл и Мефодий утверждали алфавит – кириллицу. На понятном всем славянским народам письме зазвучало Священное писание – Евангелие.

Спустя века, в 1847 году, сын земли воронежской, историк Николай Костомаров вместе с Тарасом Шевченко и друзьями - украинцами создали братство. Назвали его Кирилло - Мефодиевским. Они мечтали: «Пусть рожью-пшеницею, как золотом покрыта, неразмежеванной останется навеки от моря до моря – славянская земля».

 

2005 год. Героев стало двое

Краеведческий поиск всегда полон неожиданностей.

К юбилею создавали музей истории учебного заведения. Отдельный стенд посвятили выпускнику предвоенных лет Ивану Сороке. В дальнейшем он закончил ещё и артиллерийское училище. На фронте командовал артдивизионом. За подвиги был удостоен звания Героя Советского Союза. Единственный из наших питомцев – участников Великой Отечественной войны. В память об Иване Николаевиче открыли мемориальную доску.

Биографию его составляли по материалам, публикациям в газетах и книгах, изданных в Белгородской области. Наш Герой родился в селе Красное Алексеевского района, который в ту пору числился в Воронежской области.

Перелистываю книги. Вдруг – читаю: в нашем техникуме учился ещё один Герой Советского Союза Фёдор Тарасов. Он уроженец села Белый Колодезь Вейделевского района. Местность эта ранее, до образования Белгородской области, тоже входила в пределы Воронежской.

Сразу созвонились с Вейделевкой. Там подтвердили, что Фёдор Ефремович – их уважаемый земляк. Фронтовик до выхода на пенсию работал в районном комитете Коммунистической партии. Одно из главных дел его – местный историко-краеведческий музей. Тарасов, к сожалению, скончался. Но таких людей уважают не только при жизни, вспоминают добрым словом и после. Именем Фёдора Ефремовича названа новая улица в райцентре.

Нас пригласили в гости в Вейделевку.

Переговоры вёл директор колледжа Сухарев. Сергей Александрович, кстати, историк, заслуженный учитель школы РСФСР, по его инициативе рождался музей. Он-то и организовал нашу поездку на родину Героя. В путь отправились ребята из музейного актива вместе со своим руководителем Ларисой Речинской и педагоги.

Что сразу удивило в Вейделевке, музей – известное учреждение. Первый встречный обстоятельно рассказал, как проехать, хотя музей, как оказалось, совсем недавно сменил место жительства. Райцентр небольшой, как и сельский район, – до 24 тысяч жителей. Сравним с нашими воронежскими Ольховаткой, Каменкой.

Поразило, к истории края, что означает – и к воспитанию населения, здесь относятся с великим почтением. В посёлке семь с половиной тысяч жителей, а музей очень богат экспонатами-выставками. Прекрасно его художественное оформление. А директор Марина Ушатова рассказала, что с нею здесь работают ещё три научных сотрудника. Все – педагоги-историки, с высшим образованием. Проводят межрайонные научно-практические конференции, по итогам каждой изданы краеведческие сборники. Что важно, в этих конференциях участвуют учителя и учёные, писатели и журналисты, краеведы и сотрудники музеев из других районов, даже – районные руководители, язык в этом случае не поворачивается называть их чиновниками.

Тут и мы побывали у времени в гостях. «Здесь Родины моей и нашей начало,», – говорила экскурсовод, вернее, путевод Марина Михайловна и вела нас из зала в зал из веков древних в день сегодняшний, рассказывала, кем и чем гордятся её земляки. Чернозёмы искони кормят человека. На них учёным-биологом Константином Прохоровым выведены великолепные сорта и гибриды подсолнечника. Да и масло питательное из «цветка солнца» впервые в мире добыли крестьяне в здешних краях. Графиня Софья Панина, памятник ей есть в Вейделевке, открыла и содержала лучшую в Воронежской губернии сельскую больницу-лечебницу, первую в России Биологическую станцию по изучению и сохранению природы степной. Из сельских недр родовые корни известной оперной певицы Ирины Архиповой, академиков в области электротехники Михаила Костенко и биолога Владимира Любименко.

Призывало Отечество – крестьяне становились в ряды его защитников. Помнят и чтят в Вейделевке своих полных Георгиевских кавалеров, кавалеров ордена Славы, Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда.

После экскурсии в конференц-зале нас уже ждали школьники-старшеклассники. Вместе с ними мы слушали рассказ и о «нашем» Герое Тарасове. Закончив сельскую школу-семилетку, Фёдор поступил учиться в Россошанский техникум, именовавшийся тогда – птицепромышленным. А работать пришлось и на нефтепромыслах в Баку, и учётчиком-счетоводом в колхозе, в родном селе. Здесь парня застала война и фашистская оккупация. После освобождения в январе 1943 года ушёл на фронт. Воевал сапёром. На передней линии фронта «выращивал» защитные минные поля, а перед наступлением обезвреживал вражеские. Его боевой путь в составе 104-го отдельного сапёрного батальона 89-й стрелковой, а затем 273 гвардейской дивизии отмечен Курской битвой, освобождением Украины, Молдавии, Польши, Берлинской операцией.

Главный подвиг сапёра описан во фронтовых газетах и листовках, в наградном документе. Уже в Польше враг надёжно прикрывал «врата» в Германию оборонной полосой по реке Пилица. Речка глубока, лёд тонок. И вот 15 января 1945 года штурмовому отряду старшего сержанта Фёдора Тарасова удалось захватить мост. Фашисты подготовили его к взрыву. Фёдор Ефремович быстро разобрался в ситуации. Обезвредили три пятидесятикилограммовых бомбы и толовые заряды, заложенные под опорные сваи. Тем самым, «было обеспечено беспрепятственное продвижение советской боевой техники – танков, орудий на западный берег. Мы шли на Берлин!»

Марина Ушатова нам не только рассказала о Тарасове, но и передала в музей техникума копии документов, фотографии. А ещё познакомила с сыном Героя – главным инженером теплосети посёлка Вейделевка. Сергей Фёдорович поделился воспоминаниями об отце:

– Можно сказать, что в двух шагах от Победы его ранило. В госпитале спас ему жизнь, и такое случалось, немецкий хирург. Позвоночник укрепил нержавеющими железными пластинами. Отец с ними и прожил немало, а умер совсем от другой, неизлечимой пока болезни.

Окончил он заочно исторический факультет Воронежского государственного университета.

Для меня отец – настоящий человек. Если бы в партии таких людей, как он, было больше, со страной не произошло бы то, что случилось в девяностые годы.

– Главным хранителем памяти назвала Фёдора Ефремовича директор музея, у истоков которого Тарасов встал тридцать лет назад. Труды его в потомках, помнящих своё родство и любящих свою милую родину.

Марина Ушатова провела нас по улицам и площадям чистой и зелёной Вейделевки. Запомнились клумбы с птицами-скульптурами из цветов. Расширяются парковые зоны с аллеями новорожденных и ветеранов, школьных выпускников, как в райцентровском посёлке, так и в каждом селе.

Так осуществляется областная программа «500 парков Белогорья» – подарок будущим поколениям. Здесь считают: люди должны жить не только в чистоте, но и в красоте.

На автотрассах особый дорожный знак. Человечек предлагает проезжающим выбрасывать мусор только в придорожный контейнер, опоясанный цветным каменным заборчиком.

И на новой улице имени Фёдора Тарасова уже зеленеют газоны, подрастают деревца.

А мир, оказывается, точно – тесен. Уже прощались, сын Тарасова вдруг спросил:

– Тамару Жабскую не вспомните? Моя жена. Училась в вашем техникуме. Правда, давненько: почти тридцать лет назад.

Отвечаю Сергею Фёдоровичу:

– Фамилия редкая. Встречалась, кажется.

– А мы сейчас уточним,– говорит и набирает номер по мобильному телефону. – Тамара, с тобой поговорят. Из Россоши.

Здороваюсь. Только сказала «день добрый!», в ответ слышу: «Нина Павловна, сразу голос ваш узнала! Вы же нас русскому языку учили, литературу вели».

Краеведение снова подарило неожиданную встречу.

 

2007 год. Поездка в окопы Сталинграда

В дни 65-летия юбилея Сталинградской битвы в Волгограде побывали учащиеся Россошанского техникума – колледжа мясной и молочной промышленности. Ребята впервые воочию увидели памятники и музейные выставки, запечатлевшие героизм советских воинов в сражениях, предопределивших исход Второй мировой. О чём и размышляют в своих сочинениях.

Марина Нутрякова: – В памяти возвращаюсь к панораме «Сталинградская битва». Там я сама будто стала не только свидетелем, но и участником яростного боя. Огненный ад ужасает. Потому, наверное, понятнее подвиг защитников города. Для меня теперь Ватутин, Ерёменко и Рокоссовский, Родимцев, Шумилов и Чуйков не просто имена, а живые полководцы. Живые люди. Как рядовой связист Матвей Путилов, которому осколками раздробило руки, так он зубами сжал оборванные телефонные провода. Умер, а телефонную связь восстановил.

Максим Сизов: – Одно дело – слушать о Сталинграде на уроке. Другое – увидеть. Я даже потрогал рукой побитую пулями стену Дома сержанта Павлова и лейтенанта Афанасьева. Двадцать пять храбрецов превратили этот дом в неприступную крепость на линии обороны. Четыре месяца ежедневно отбивали вражеские атаки. Выстояли до победного часа.

Женя Фоменко: – Я сейчас больше знаю о войне. Мне запомнилось дерево-памятник. Оно было изранено железными осколками и не засохло, выжило. Высокий ветвистый тополь.

Андрей Хижняков: – Поразило вооружение военных лет. Самолёты, ракетные установки – знаменитые «Катюши». А танки, оказывается, выпускали на тракторном заводе. Считай, на линии фронта. Прямо из цехов уходили в бой. Я даже взялся рукой за руль старого мотоцикла.

Екатерина Сарычева: – Закрою глаза – и вижу: мать-Родину на Мамаевом кургане, Волгу, плотину гидроэлектростанции.

Диана Рябоволова: – Река почти сливается с горизонтом. Так широка. Здесь, на берегу, понимаешь слова защитников города: за Волгой для нас земли нет. Хватит отступать. Ни шагу назад!

Александр Крекотень: – Легендарный снайпер Василий Зайцев сам бил фашистов и на передовой открыл школу снайперов. Его товарищи в дни битвы противотанковыми ружьями сбивали вражеские самолеты. Приспособили ПТР под зенитку.

Ксения Овчаренко: – День больших впечатлений – так бы я назвала нашу поездку. Стоишь на Мамаевом кургане, видишь огромный город в зелени парков, речной простор. Было ведь всегда здесь красиво. Нет, война и красота несовместимы.

Александр Крекотень: – Гибли мирные жители. Без слов говорит об этом памятник. Бомба зависла. Секунды до взрыва. А под ней стоят дети, женщины.

Нельзя забывать о героях и жертвах войны.

Андрей Пойманов: – Я сейчас в Волгограде узнал, что скульптура Родины-матери выше американской статуи Свободы.

Мария Жук:– Это самый высокий памятник на планете. Творение скульптора Евгения Вучетича восхищает. Америка гордится своей статуей, а мы мало знаем о наших памятниках.

Волга в лучах утреннего солнца мне показалась будто нарисованной на картине. Не верилось, что я на набережной.

Анастасия Моругина: – О городе можно судить по тому, как его жители относятся к собственной истории. Волгоград – город и герой, и хранитель исторической памяти. Сколько интересных музейных выставок. Сколько мемориалов, все памятники в цветах.

Всюду чисто, ухожено. Широкие улицы разделены парками и скверами. Зелёные травяные газоны. Город почти на сто километров протянулся полосой по берегу Волги. А на уличных дорогах нет пробок автомобильных. Нам сказали, что скоростной трамвай всех выручает в поездках.

Ольга Пыж: – На экскурсиях встречались школьники и ветераны, молодежь и взрослые.

Марина Нутрякова: – Хотела бы ещё побывать в Волгограде.

Надежда Пушкарская: – Волга ошеломила. Напомнила мне чем-то море. Вода синевато-голубая и прозрачная. Чайки летают над волной. Свежесть в воздухе.

На Мамаевом кургане в Зале воинской славы чеканили шаг солдаты. Шла смена почётного караула. Застыли, как вкопанные, не шевельнутся. Поднимаюсь выше. На площади скульптурные стены-руины, как каменная книга-летопись Сталинградской битвы. Её герои будто восстают из развалин. Где-то в глубине слышится музыка. Стою и плачу...

 

2003 год. Цвета времени

В 1970-ые годы в Россоши состоялась, наверное, первая коллективная выставка, на которой широко представили своё творчество местные художники – любители и профессионалы.

Мне запомнился портрет сельской женщины. Вроде присела она отдохнуть у печки. Но – нет. Глаза, непривычно сложенные руки выдавали, что в мыслях хранительница семейного очага жила заботами о доме – о текущем и вечном. За плечами на простенке золотился свежесвязанный венок лука…

Автором картины была Надежда Радевская, молодой преподаватель живописи детской школы искусств. А недавно круглую дату – пятидесятилетие – Надежда Михайловна, кстати – лауреат фестивалей Слободской украинской культуры, отметила персональной выставкой. На ней побывали мои ученики – студенты Россошанского колледжа мясной и молочной промышленности. Картины, исполненные художницей в традиционной русской реалистической манере, тронули души семнадцатилетних.

*  *  * 

Конечно, когда идёшь в галерею, представляешь себе огромный зал с красивыми люстрами. Но понимаешь, откуда в Россоши взяться такой галерее, ведь для этого нужны большие деньги.

И вот мы на пороге стеклянного «аквариума», пристроенного к девятиэтажке. Стены густо увешаны картинами. Какая-то женщина стоит, волнуясь, в углу, возле стола. Перед тем, как идти сюда, нам дали задание – выбрать картину и написать о ней сочинение. И мы сразу двинулись вперёд выбирать картины.

Женщина подходила к каждому и пыталась что-то объяснить, но все так были увлечены, рассматривали  портреты, пейзажи и натюрморты, что просто не слышали её. Потом успокоились и сбились в одну «кучу», обсуждая, кому что понравилось.

Нас попросили рассесться на лавочках, и только тогда мы поняли, что тихая и неприметная хозяйка и есть автор картин. (Надя Гончаренко).

Этой выставкой я была просто поражена. Направляясь туда, думала только о том, как бы быстрее прошло время, и я оказалась дома. Но, у картин забыла обо всём.

Надежда Михайловна Радевская – женщина средних лет, с очень доброй душой. Это видно по её улыбке, глазам, выражению лица. Её очень приятно слушать. Она необычный и интересный собеседник (Лена Мекка).

Я вошла в зал и сразу почувствовала какое-то умиротворение, уют и тепло. Всё это исходило от картин Радевской. (Катя Бондарева).

Когда прошла во второй зал картинной галереи, в мои глаза бросилась картина, на которой изображена горящая свеча. На столе, рядом со свечой, сидит сова и лежит книга, а на книге – очки. Меня очень заинтересовало, что же художник хотел выразить в этой картине. На первый взгляд мне показалось, что художницей владело чувство ночного романтизма. Я имею в виду свечу и полумрак, сова – это человек, которому не спится зимней ночью, а книга и очки означают, что эту бессонницу можно совместить с чтением какой-то интересной книги.

Но на самом деле всё оказалось иначе. Эта картина посвящена памяти художника Басова, с которым работала Радевская. Так что свеча означает вечную память и скорбь, сова – это символ мудрости, а книга – символ учения и света. Вот так можно увидеть одну и ту же вещь. (Катя Грицынина).

Самое большое впечатление на меня оказали две её работы. Это картины, на которых изображен пятикупольный храм в разные времена. Первая была написана в 1995 году, на ней изображена разрушенная церковь. Смотришь – сначала кажется, что храм поднимается из земли, вокруг пустота и дорога, уходящая куда-то вдаль, всё это наводит на мысль, что у людей отняли веру, и ничего уже не вернуть. Но к храму ведёт маленькая тропинка, и сквозь тучи на небе пробивается лучик света, освещая разрушенный храм веры. Всё это оставляет надежду на то, что люди одумаются и возвратятся назад, они задумаются над своими ошибками.

Вторая картина написана спустя годы. На ней изображён уже отреставрированный храм, но, несмотря на это, от картины веет отчуждённостью и холодом. Вдумавшись, понимаешь истинную проблему нашего времени. Это отсутствие веры и наша неготовность прийти на помощь ближнему в трудную минуту. (Катя Бондарева).

Я очарована изображением храма на пустынной местности. Чёрное небо и виднеющиеся из просвета солнечные лучи скользят по куполам церкви, создавая какое-то притягивающее и завораживающее чувство. Эта картина как будто показывает настроение рисующего её человека, которому очень плохо, но он видит просвет и исцеление в церкви. Стрижи, бросающиеся вниз и снова взлетающие вверх, показывают смятение художника, но он уже выбрал свой путь – надо идти к храму, к которому ведёт маленькая узенькая тропка. (Надя Гончаренко).

Голубые купола храма как бы уходят высоко в небо, но небо покрыто тучами. Кажется, что начнётся ливень, но ему не закрыть храм – памятник веры, символ чистоты в огромном земном пространстве. (Аня. Цимбалист).

Всматриваясь в эти две разные картины, понимаешь, как хрупок мир, когда в него вмешивается человек, стараясь переделать его, сминая всё на своём пути. (Алла Ворона).

Я ради интереса посчитала картины. Их оказалось сто одиннадцать. (Ира Мельникова).

Поэтесса Раиса Ефремовна Дерикот изображена на портрете в оранжевом платье, с русским платком на плечах на фоне природы. Она смотрит на нас, приподнятая своими чистыми мыслями и любовью ко всему окружающему. (Лиза Доронова).

Портрет Дерикот написан на фоне природы, потому что все стихи, которые пишет Раиса Ефремовна, о природе, о красоте нашей земли. На мой взгляд, Радевская в этой картине показала частичку нашего русского наряда: на плечи поэтессы накинут платок с узорами. Он словно подчеркивает красоту, доброту и нежность в женщине. (Катя Деева).

Очень интересна картина с обнаженной девушкой, выходящей из моря на берег. Эта девушка – символ чистоты, искренности, а море нарисовано так, как будто сливается с небом. Приятные голубые, розовые краски придают картине особую красоту. Такое впечатление, что девушка не сама выходит из воды, а воздух и вода несут её на своих руках, как богиню (Римма Евченко).

Все картины по-своему красивы, но почему-то из этой большой коллекции моё внимание привлекла лишь одна. Это очень простая картина, на которой изображены старые хатки. Всё вокруг укрыто снегом: деревья, соломенные крыши домиков, заборы. Мне захотелось наяву увидеть снег, серебристый иней на деревьях, вдохнуть свежий морозный воздух. (Люда Лубкина).

Мне запомнились две картины. На первой изображено зимнее солнце, в чистом небе оно особенное… Возникает ощущение, будто сейчас зима, будто на улице полно переливающегося бриллиантовыми цветами снега, а дым, который вьётся из труб, позволяет почувствовать себя в этой тёплой слободской хатке и почувствовать ту лёгкую морозную свежесть.

А на второй картине изображен – заброшенный домик, который почти не виден из сугроба. Дивные деревья наклонились от тяжести снега, привалившего их сверху. Наверное, ночью шёл тихий пушистый снег до самого утра. А яркое ослепительное солнце разбудило утром всю природу. (Наташа Ливинская).

Я очень люблю осень, и поэтому меня привлекла картина с осенним пейзажем. Дорога, укрытая листьями, уходящая в гущу леса, листва, падающая с деревьев тихим шорохом, опускается на землю, как бы стараясь быстрее выполнить свою миссию на это время года, и уснуть, то есть лечь на землю тихо и спокойно, и оставить этот мир. Среди листьев, которые были повсюду, прорывались деревья – коричневые вертикальные линии, которые уходили своими верхушками прямо в небо. Они, сбрасывая свою листву, помогали освободиться от тяжести осеннего настроения. На одном из деревьев, почти на самом верху, сидела сорока. Среди красок осени, желтых, красных, тускло-зелёных, виднелось чёрно-белое пятнышко, которое прилетело в этот чудный уголок осеннего леса. (Юля Тесля).

Осенний пейзаж. С веток деревьев падают жёлтые листья. Лес в полном смысле слова звенит. Дорога ведёт в необычайный мир, который наполнен чудесным пением птиц, где это пение не прекращается ни на минуту. Так и кажется, что художник не просто рисует эту картину, а наслаждается звонким голосом птиц, дышит свежим воздухом и приглашает тебя вместе порадоваться жизни. (Таня Гвоздикова).

  •  *  * 

На выставку Радевской попали зарубежные гости, оказавшиеся в нашей Россоши по служебным делам. Дама из Швейцарии надолго остановилась у картины. Перед ней Дон, просторы, белые горы. Спросила у Надежды Михайловны, что ей дорого в этом.

– Сама река. Радость, с которой рисовала, – ответила художница.

Иностранка вдруг призналась:

– Всю Европу проехала, а у вас в России нашла и я то, что моя душа искала…

Нина Чалая,

Заслуженный учитель Российской Федерации.

Россошь Воронежской области.


Послесловие

Январь 2022 года. Слово дочери Татьяне Петровне Малютиной (Чалой), доктору исторических наук, профессору Воронежского государственного педагогического университета:

– Так получилось, что я прочла эту ещё неопубликованную, ещё рукописную подборку. Речь в ней идёт о рассказах моей мамы о своей работе с учащимися. Речь, по сути, о её учительских буднях, из каких складывается учебный и воспитательный труд преподавателя. Хочется её дополнить живыми примерами.

Идём, скажем, по улочкам нашей родимой Россоши. Непременно нас останавливают встречные прохожие. «Нина Павловна, здравствуйте!» Завязывается разговор, в котором обязательно звучат слова искреннейшей благодарности. «Вы нас на всю жизнь пристрастили к чтению. Люблю книгу. Внучата не верят, что я «Войну и мир» Толстого дважды прочитала. Шолоховский «Тихий Дон» у меня настольный роман. А дети, внуки сейчас в телефонах – смартфонах зависли. Потому двух слов грамотно связать не могут. Двух слов без ошибок не напишут. А мы-то, спасибо Вам, и словом владеем. И стихи помним, внукам наизусть читаем. И по-русски грамотно пишем, грамотно говорить умеем».

«Нина Павловна, дорогая, Вы не забыли, как я на уроках любила Вас слушать. Всегда за первую парту напротив учительского стола садилась! Не заметишь, как Ваши уроки пролетали. Быть знающими и добрыми нас учили и воспитывали».

«Спасибо Вам, наша Нина Павловна. Сколько мы увидели в юности Вашими стараниями. В музеях Алексея Кольцова, Ивана Никитина были. О жизни первобытных людей в Костёнках услышали. Археологические раскопки в Дивногорье посетили. Прохоровское поле небывалого танкового сражения увидели. Поклонились героям, отстоявшим в борьбе с фашизмом честь и независимость нашей Родины. В памяти остаются интересные поездки к бобрам в Воронежский заповедник, к лошадям на Хреновской конезавод. Я так скажу: за время учёбы с нашей классной Ниной Павловной столько узнала интересного, сколько не увидела за всю оставшуюся жизнь. Есть теперь о чём рассказывать внукам. Пусть завидуют нам».

…Согласимся, приятно и здорово слышать то, как высоко мою маму и её учительские труды, дни и годы ценят бывшие ученики, остающиеся учениками и поныне.

Сейчас я сама педагог и прекрасно понимаю: такое отношение – дорогого стоит! И для меня мама всегда была и остаётся образцом для подражания. Очень хочется, по её примеру, не только любить и знать свой учебный предмет. Для меня это исторические науки. На занятиях хочется всегда быть корректной и вежливой, не выходить из себя независимо от ситуации, сохранять доброжелательность и беспристрастность по отношению к ученикам, к студентам.

Подчёркиваю, все эти лучшие учительские, а в целом и человеческие качества передались маме от родителей. Её отец Дегтярёв Павел Семёнович работал начальником уголовного розыска в небольшом сибирском городке Славгороде на Алтае. По долгу службы он был не только бесстрашным, мужественным и наблюдательным. Он умел хорошо разбираться в людях. Мог сохранять спокойствие и выдержку и не терять самообладание даже при самых экстремальных обстоятельствах (а таких в то военное и послевоенное время было более, чем достаточно).

Моя бабушка – мамина мама – Мария Яковлевна не побоялась взять на себя ответственность за судьбу четверых чужих ей ребятишек (младшему из которых на тот момент не было и годика). Стала им приёмной мамой. И ведь дети до преклонных лет считали её родной мамой. Даже сейчас в наше относительно благополучное время далеко не каждый сможет решиться на такой самоотверженный поступок. А тогда ведь шла война, все пережили нужду, голод…

Моя мама родилась на Алтае после войны. Окончила Новосибирский педагогический институт. По месту работы в Карасукском педагогическом училище встретились с отцом и переехали на его родину в Россошь.

Могу предположить, что моя мама многое взяла у своих родителей. И совсем не случайно ей присвоили почетное звание Заслуженного учителя Российской Федерации. Как тут вместе с её внучатами мне не заявить во весь голос: моя мама, наша бабушка, я и вся наша большая семья гордится тобой! Мы всегда радуемся, что ты у нас есть! Сибирского здоровья тебе и многолетия! Будь, как всегда, счастлива.


На день рождения Нины Павловны Чалой, Заслуженного учителя Российской Федерации

Открытое письмо-поздравление от выпускников 1978 года

Россошанского техникума мясной и молочной промышленности.

Мы – мальчишки и девчонки, приехали на учёбу в город Россошь из разных сёл и городов. Мы робкие и стеснительные, что немудрено, впервые надолго оторванные в пятнадцать лет от мамы и папы, со страхом входили в стены незнакомого учебного заведения. И тут к нам в аудиторию пришла молодая и миловидная, – по прошествии стольких лет можно сказать: наша ровесница –  учительница Нина Павловна Чалая. Познакомившись, сказала, что будет учить русскому языку и литературе, а так же будет и нашим классным руководителем. Ах, дорогая Нина Павловна, ни мы, ни Вы ещё не знали, что на всю жизнь станем родными людьми! Вы приняли нас, таких разных и наивных. Со всеми радостями и бедами мы бежали в первую очередь именно к Вам, а Вы всегда находили время, чтобы выслушать, утешить и помочь, дать самый нужный совет. Вы были для нас не просто учителем, а одновременно мамой - отцом и старшим другом. Не просто на словах, главное, своим примером учили нас, «с кого делать жизнь».

Теперь Ваши бывшие ученики не просто взрослые, а уже и ветераны. Знайте, что мы, как и в юности, Вас любим, ценим и уважаем. Низкий Вам поклон от нас за то, что Вы были рядом с нами. Учили любить русскую литературу, любить книгу, хорошо знать родной язык. Воспитывали в каждом из нас любовь к Отечеству. Уходя из техникума во взрослую жизнь грамотными специалистами, мы со слезами на глазах говорили «До свидания». Теперь, по истечении многих лет, мы рады вновь и вновь встречаться с Вами, звонить по телефону, чтобы услышали знакомый, такой родной и приятный голос, чтобы хотя бы мысленно вернуться в то время, где все мы были молоды, беззаботны и счастливы. Ведь с каждым из нас Вы делились не только знаниями, но и частичкой своего доброго сердца. Вы всегда пример не только для нас, но и для своих детей и внуков.

Со всей благодарностью поздравляем Вас, Нина Павловна, с памятным юбилейным днём рождения! Желаем бесконечного душевного тепла, здоровья на века, долгих лет жизни, всех земных и небесных благ, благополучия. Пусть в Вашей жизни происходит всё, что Ваше сердце пожелает. А Ваше мнение нам всегда дорого. Ваши советы очень нужны нам и сейчас! Всю жизнь Вы для нас «горячая линия» с мудрыми словами поддержки, утешения, услышав которые обретаешь спокойствие. С низким поклоном сердечное спасибо Вам и всем преподавателям!

Ваши студенты: Нина Савичева (Воронеж), Анатолий Мороз (Ровеньки Белгородской области), Галина Руденко (Митрофановка Воронежской области), Галина Каталикова (Энгельс Саратовской области), Елена Корниенко (районный посёлок Подгоренский Воронежской области), Надежда Грузинова (Луганск), Татьяна Гереева (Свердловск Луганской области) и все - все ученики за сорок два года Вашей работы в техникуме – колледже.

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2022

Выпуск: 

1