Виктор КРАСУСКИЙ. Сталинский сокол Анатолий Серов

Анатолий Константинович Серов

На фото: Серов Анатолий Константинович (1910-1939)

Родился Анатолий Константинович Серов 20 марта (2 апреля) в 1910 году на Воронцовском руднике на Среднем Урале. Семья вслед за отцом помоталась по разным рудникам, долго прожила в Богословском, где Толя учился в школе, потом в Краснотурьинске, а в 1925 году осела в Надеждинске. Тошка и не думал никогда, что после его гибели город будет носить имя – Серов.

Непоседливый был паренёк. Однажды подбил товарищей бежать в Америку – с заездом в Москву к товарищу Ленину. Правда, хлеб и сало подъели уже в Верхотурье. И благо заметил их знакомый отца. Ухватил за шиворот и вернул домой, к отцу и матери.

Любил Тошка небо с детства. Увидев аэроплан, мечтал так же вольно пролететь по бескрайнему простору. Но поначалу его путь был другим – металлургический завод. Уж больно крепок и вынослив был подросток, настоящий уральский богатырь. Да и ещё металл чувствовал. Быть ему сталеваром, – пророчили старые рабочие. Мартеновский цех, печь № 9, стали его рабочим местом на несколько лет. А наставником мастер – Иван Алексеевич Кучин. Часами тренировался Толя, учился накидывать магнезит в печь, доводил до автоматизма каждое движение. Такой же был и в спорте. Сгонял лишний вес многокилометровыми лыжными пробежками. Вот и прозвали его товарищи-комсомольцы: Тошка – «лыжный зверь». А уж звездный лыжный пробег надеждинских комсомольцев ещё долго вспоминали на Урале.

 

*  *  *

Небо звало. В детстве часто слышал Тошка рассказ о Серове-стрельце, соорудившем крылья для полета. Замыслил и сам собрать крылья и взлететь. Чего уж проще – взять рейки, обтянуть полотном. Прикрепил к рукам, и лети куда хочешь. Но первый полет оказался неудачным, да и как могли поднять его хрупкие полотняные крылья. Но мечта, как звёздочка, манила и звала, не угасала, и через несколько лет получил комсомолец Серов путёвку в 1-ю Вольскую теоретическую школу лётчиков. Занятия по теории курсанты прозвали «тёркой». Летать не приходилось, рулили только по полю, изучали матчасть, теорию полётов, историю российской авиации. Анатолий читал всё, что находил о высшем пилотаже, российских пилотах. Уже тогда бредил «бочками», «иммельманами», «петлёй Нестерова». В Вольске от инструктора узнал Анатолий о лётчике Чкалове. А позже друзья-курсанты дали Серову прозвище «младший брат Чкалова». Валерий Чкалов стал для Анатолия примером, идеалом лётчика.

Анатолий Серов писал: «…Я и мои товарищи, лётчики-истребители, росли и формировались под влиянием Чкалова. Не скрою, что желание подражать Чкалову когда-то овладело всем моим существом настолько, что одно время даже и ходить-то я начал по-чкаловски — медленно и слегка раскачиваясь…»

 

*  *  *

После успешных экзаменов в Вольске командование подписало заключение: курсант Серов переводится в практическую школу военных лётчиков и направляется в 3-ю военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей им. К.Е. Ворошилова в Оренбурге. Анатолий съездил в Надеждинск к родным, побывал в цехах и ФЗУ, поговорил с мастерами и ребятами. И скорей в Оренбург. А в Надеждинске бывал Серов ещё и не раз. Заходил на завод, где его ждали товарищи. Отца прокатил над городом на самолёте.

 

*  *  *

«Тов. Серов в школу прибыл 29 июня 1930 года. Инструктором, у которого учился тов. Серов, был тов. Бушев. Тов. Серов вылетел самостоятельно на 42–45 полете, вместо положенных 60 полетов, оценка первых полетов была отличная. Взысканий Серов имел, по данным учета, за время учебы 2, поощрений и наград имел много, получил часы. Характеристика при выпуске, данная Серову: инициативен, имеет силу воли, энергичен, настойчив, решителен, сообразителен, утомляемости нет, знание материальной части прекрасное. Общее развитие хорошее, физически развит хорошо. В общественно-политической и культмассовой работе участие принимал. Участвовал во всех физкультурно-спортивных соревнованиях, работал спорторганизатором в эскадрилье, занимался легкой атлетикой, лыжным спортом, футболом, теннисом. Степень усвоения пройденного курса – показатели на экзаменах: специальная подготовка – отличная, военная – хорошая, общеполитическая подготовка – хорошая, усвоение летной программы – отличное. Из школы Серов выпущен летчиком-истребителем 17 декабря 1931 года с отличной оценкой по технике пилотирования.

Начальник штаба училища капитан Кленин. Начальник отделения кадров батальонный комиссар Давыдов»

 

*  *  *

Потом была Гатчина, служба на Дальнем Востоке. На Дальнем Востоке в звено, кроме Серова, входили Александр Власов и Андрей Сидоров. Так постепенно Серов начал формировать «звено воздушных акробатов». И вновь главный ориентир – лётчик Нестеров. Его постоянно цитирует Серов и его друзья: «С практической стороны танцы — бессмыслица. Но это не значит, что танцевать не следует. Так вот: мой аэродром — зал для танцев. Когда я лечу с известной целью на большое расстояние, мне никогда не придёт в голову выкинуть что-нибудь необыкновенное, но над аэродромом при настроении я танцую. Между лётчиками есть нетанцующие, потому что не умеют, есть нетанцующие из принципа, есть танцующие только при настроении, и есть любящие танцевать». Серов любил «танцевать» над аэродромом!

 

*  *  *

На Дальнем Востоке доказал в полетах Анатолий Серов свою решительность и самообладание. «Двойка» Серова горела в воздухе, и, спасая машину, приземлился Анатолий в тлеющем комбинезоне. Приземлялся зимой с отстегнувшейся лыжей. Тренировал свое звено в ночных полётах, полётах по приборам. Как чувствовал, что вскоре и это пригодится. Так постепенно формировался лётчик Серов, организатор ночных боёв.

Серова зачисляют кандидатом в Военно-воздушную академию имени Жуковского.

Серов пишет: «Мне сейчас приходится очень туго: мешает в работе моя молодость (ведь командовать приходится «стариками»!). Но партия поставила меня на эту работу и требует, чтобы я справился с нею лучше, чем те, кто работал до меня. Я обязан выполнить это требование как коммунист, и я выполню, обязательно выполню её поручение. Награда же за это меня ждёт известная: поеду учиться с громадным опытом практической работы опять же по заданию партии, для которой быть полезным — это вся моя жизнь».

В 1935 году Анатолий Серов поступил в академию имени Н.Е. Жуковского, ему было присвоено звание старшего лейтенанта. Поучившись в академии, Серов почувствовал, что без неба жизни нет, и стал добиваться разрешения перевести его в лётную строевую часть или назначить лётчиком-испытателем Военно-воздушных сил. Через некоторое время его просьба была удовлетворена. Он был назначен командиром отряда лётчиков-испытателей.

 

*  *  *

Летал Серов и вправду здорово. Это и роднило их с Валерием Чкаловым. Изучать матчасть, летать как можно больше, так чувствовать самолет каждым мускулом, каждым нервом, чтобы сродниться с железной машиной, стать её продолжением. Со временем образовался у Серова и фирменный полётный почерк. С какой радостью выполнял он фигуры высшего пилотажа. Это сложное искусство, зародившееся среди пилотов ещё в годы Первой мировой войны, не раз сослужит хорошую службу в воздушных боях. А свой опыт он передаст всем молодым пилотам. Каскады фигур, переворот Иммельмана, серия бочек, так заходил на посадку Анатолий Серов. Прожить без полётов он не мог и дня. Летать для него было всё равно, как дышать. О таких часто говорят: лётчик от Бога.

И вправду, в лётном мастерстве ему давалось всё легче и быстрее, чем многим. Именно Серов открыл путь, по которому пройдут лётчики современной России. Он первый сформировал пилотажную группу. Тогда в 30-х их называли «воздушные акробаты». Первые пилотажные группы советских асов. Их было трое, потом пять, потом семь. Пилотам на ярких красных стремительных машинах доверяли участвовать в парадах, пролетать над Красной площадью.

Серова знали и любили – и молодые пилоты, и заслуженные асы. Анатолий, как никто другой, понимал, что боевой опыт лётчика складывается из полетов в любых условиях, днём и ночью, в облачность и пургу.

 

*  *  *

Небо Испании доказало его правоту. Защищая небо над Мадридом, Серов научился воевать в небе сам и передал свой опыт товарищам. Разработал основы ночного боя, учил заходить со стороны яркой луны, прикрываясь облачностью. Так незаметно лётчики дожидались, когда подойдут самолеты фашистов, шедшие бомбить Мадрид. Фашисты летали в ясные ночи при полной луне. Начали сбивать фашистов и по ночам.

Бесстрашный лётчик. Сколько раз он заходил на посадку на своем буквально изрешеченном «И-15», «Чато»-«Курносом», так испанцы называли советские истребители – бипланы Поликарпова. Маневренный, скоростной, высотный истребитель. Равных ему не было в небе Испании в 30-е годы. На нём, по признанию опытных истребителей, при известной сноровке можно было поймать собственный хвост. Испанец-механик только охал, глядя на пробитые плоскости, и горестно разводил руками: «Не бережёт товарищ Родриго свою машину». (Все добровольцы из Советского Союза воевали в Испании под испанскими  псевдонимами. Лётчик-испытатель научно-испытательного института РККА Анатолий Серов в Испании был известен, как Родриго Матео. – Прим. автора.) Да и на вынужденную приходилось садиться вблизи окопов фалангистов. Помогало безукоризненное знание машины. Сам выбрал «И-15». Ничего что требует серьезного к себе отношения, маневренная, чуткая машина, только на такой и сражаться.

Рос авторитет Серова среди лётчиков, прибавлялся опыт и вот уже его советы помогают сбивать фашистов, его назначают командиром эскадрильи. Правительство Испании оценило его боевые заслуги и подарило красный автомобиль «Крайслер». «Королева» – называл его Серов. На нём он приметен в Москве. Его знали и любили. По земле с водителем, а в небе всегда сам за штурвалом. Перелёты с подмосковных аэродромов, как поездки на мотоцикле.

В январе 1938 года грудь Серова украсилась двумя орденами Красного Знамени, в феврале ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а 7 марта вручены орден Ленина и Золотая Звезда Героя. После возвращения из Испании ему присвоили звание полковника и назначили командиром авиационного отряда, в мае 1938 года Серов назначен на должность начальника Главной лётной инспекции ВВС. Высокие награды получили и его боевые товарищи. Анатолия Серова часто приглашали на торжественные приемы в Кремль. Сталин внимательно следил за биографией своего любимца.

 

*  *  *

В Москве присмотрел себе Анатолий Серов невесту.  Встретил её 3 мая 1938 года  у прославленного советского полярного летчика, первого Героя Советского Союза Анатолия Васильевича Ляпидевского. Как и обещал своей матери, нашёл «настоящую королеву», актрису Валентину Половикову. Скоро весь Советский Союз узнает и полюбит её, когда выйдет на экраны страны фильм «Девушка с характером». Свадьба состоялась 11 мая 1938 года. И ровно через год, 11 мая 1939 года, в Рязанской области произойдет авиакатастрофа. Во время тренировочного полета самолет УТИ-4, пилотируемый Полиной Осипенко – Героем Советского Союза и Героем Советского Союза Анатолием Серовым потерпел аварию. Анатолий Серов погиб в 29 лет.

Через несколько часов к месту гибели прилетел испанский генерал Дуглас – командарм Яков Смушкевич. Взглянул в кабину, отошел и заплакал. Смотревший не раз в глаза смерти, потерявший боевых товарищей на земле Испании, Смушкевич не смог сдержать слез.

Два дня и две ночи не прекращался поток людей в Колонный зал. Советский Союз прощался с Героями! Во время похорон Анатолия  Серова Иосиф Виссарионович Сталин лично нёс урну с прахом отважного лётчика.

В почётном карауле – друзья-лётчики «красной пилотажной семёрки»: Михаил Якушин, Борис Смирнов, Евгений Антонов, Виктор Рахов, Иван Лакеев, Александр Николаев.

 

*  *  *

После смерти Анатолия Серова Валентина уже в годы Великой Отечественной войны вышла замуж за Константина Симонова. Стихи «Жди меня», как и многие другие,  были посвящены именно ей –  В.С.

 

*  *  *

Завершить небольшое повествование о нашем земляке Анатолии Серове я хочу словами его друга, генерал-майора авиации Михаила Нестеровича Якушина. В Испании он воевал под псевдонимом Карлос Кастехон. Именно Михаил первым сбил самолёт фашистов в ночном бою над Мадридом. Летал Михаил Якушин и в пилотажном звене Серова. О лётчике может так сказать только лётчик.

«На фронте все знали: есть среди нас человек, к которому все тянутся в трудную минуту. Этим человеком был Серов. Я просто не могу объяснить почему, но когда мы летели на боевую операцию, я в преддверии боя всегда подходил к Серову под крыло и прижимался к нему плотнее. Вот есть такая вера в человека, в то, что он тебя не подведёт и всегда выведет из любого сражения живым и невредимым, а противника разгромит… Серов во многом был похож на Чкалова. Простота, скромность, прямодушие, безумная храбрость в сочетании с совершенным владением техникой, глубочайший патриотизм, стремление передать свой опыт другим — вот что роднило Чкалова и Серова… Анатолий был мастером воздушного боя. Лётчик-истребитель, он не ограничивался непосредственной практикой, но постоянно искал и находил новое, обобщал опыт, смотрел далеко вперёд. Ни у Чкалова, ни у Серова не было ни тени эгоизма и тщеславия. Свои находки, достижения, опыт они немедленно передавали другим. Руководила ими любовь к советской авиации, любовь к Родине».

В городе Серове Свердловской области установлен памятник прославленному летчику. В Краснотурьинске в музее хранятся личные вещи героя, создан виртуальный интерактивный музей. Память об Анатолии Константиновиче Серове жива!

 

 

Анатолий Серов – не единственный уралец, воевавший в Испании. В Испанию было направлено 2094 добровольца. Среди них были и уроженцы Урала:

Суязин В.А., капитан. За Испанию был награждён орденом Красного Знамени. В годы Великой Отечественной войны: полковник. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени.

Пуртов П.А., старший лейтенант, погиб в воздушном бою под Мадридом.

Вараксин П.И., лейтенант (в боевых действиях в Испании участия не принимал. В годы Великой Отечественной войны – командир эскадрильи, награжден орденами, перелетел к немцам и занимался вербовкой летчиков для РОА, погиб во время тренировочного полета).

Черных С.А., лейтенант. За Испанию присвоено звание Герой Советского Союза, генерал-майор, командир 9-й смешанной авиадивизии Западного фронта (г. Белосток), потерявшей в первый день войны 347 самолетов из 409. Арестован. Обвинен в бездействии, трусости и невыполнении приказа. Расстрелян. Реабилитирован 05.08.1958 г.

Киселев Д.А. За Испанию награжден орденом Красного Знамени. В годы Великой Отечественной войны: капитан, командир авиаэскадрильи. Не вернулся с боевого задания.

Пильщиков К.А., авиационный техник. За Испанию награжден орденом Красной Звезды (27.06.1937). В годы Великой Отечественной войны: подполковник, командир авиационного полка, затем дивизии.

Паршина Е.А., переводчик. За Испанию награждена орденами Красного Знамени и Красной Звезды. В годы Великой Отечественной войны: старший лейтенант, сотрудник НКГБ СССР, руководитель подпольной группы на случай захвата немцами Москвы, представитель СМЕРШа на Северо-Кавказском фронте. После войны переведена в Первое главное управление (разведка), была на нелегальной работе за границей.


Константин СИМОНОВ

 

                      В.С.

 

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придёт,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждёт.

 

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

 

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: — Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, 

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.           


Источник: Газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин                

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2022

Выпуск: 

5