Николай ЧЕПАСОВ. Человек долга и чести

На фото: Геннадий Георгиевич Ведерников – заместитель председателя Совета министров СССР, Посол в Дании в 90-е годы

 

 

5 августа 2022 г. исполнится 85 лет со дня рождения видного государственного и партийного деятеля СССР Геннадия Георгиевича Ведерникова. Он родился в посёлке Верхне-Сталинского прииска Алданского района Якутии в трудовой семье, переживавшей серьезные потрясения.

После средней школы Геннадий поступил в Сибирский металлургический институт в г. Новокузнецке и окончил его с отличием, как говорят сегодня – с красным дипломом, показав высокие знания в области «физической химии и теории металлургических процессов». По распределению Г. Ведерников в августе 1960 года прибыл на крупнейшее предприятие качественных сталей в СССР – Челябинский металлургический завод.

В советской металлургии был порядок: любой выпускник вуза, прибывший в цех, не сразу устраивался в «кресло» руководителя, а становился непосредственным участником трудового процесса на рабочем месте – подручным сталевара, горнового, шихтовщика и т.п. Выдержавших закалку непосредственно у печи и неразочаровавшихся в выборе «стальной» профессии, последовательно перемещали по профессиональной лестнице. Они обретали опыт, закрепляли и расширяли вузовские знания и становились настоящими металлургами, чем славен до сих пор Челябинский металлургический комбинат.

 

*   *   *

В 1963 году Геннадий Георгиевич был принят в ряды Коммунистической партии, а в 1970 году избран вторым секретарем Металлургического райкома КПСС г. Челябинска. В это время помимо металлургического в районе действовали заводы электродный, автотракторных прицепов, «Теплоприбор», металлоштамповочный, крупнейший в стране трест «Челябметаллургстрой» с мощной базой стройиндустрии, десятки мощных специализированных организаций и управлений Минчермета, Минмонтажспецстроя, несколько научно-исследовательских и проектных институтов, транспортных организаций, общеобразовательные школы, десяток известных училищ системы профтехобразования, много барачного жилья и масса молодежных общежитий.

И если экономика действовала в системе планомерного динамичного развития, то социальная сфера требовала постоянного внимания – остро стояла жилищная проблема, сфера бытовых услуг и общественного транспорта. Благо он профессионально и внутренне был готов к решению этих задач, не отрывал их друг от друга.

Мы, работники аппарата райкома, быстро почувствовали позитивный сдвиг в стиле работы РК КПСС: организаторская и идеологическая работа стала освобождаться от налёта формализма, стала более конкретной и связанной с практическими задачами партийных организаций и трудовых коллективов; документы райкома партии стали более содержательными, усилилась работа по контролю и проверке исполнения принятых решений.

Активизировалась работа кабинета политпросвещения, вошла в систему практика работы аппарата с публикациями научно-технического и социально-политического характера.

Предприятия района стали чаще выходить с полезными инициативами, встречными планами, дополнительными обязательствами по экономическому и техническому развитию. 

Работа в райкоме партии, поступательное развитие экономики и социальной сферы приносили удовлетворение и Геннадию Георгиевичу, который смысл своей жизни видел в масштабной созидательной работе на благо Родины. Опыт работы в Металлургическом райкоме КПСС очень пригодился Геннадию Георгиевичу на следующих ступенях высокой государственной деятельности.

В 1973 г. в связи с серьезными кадровыми решениями Минчермета СССР он возвратился на ЧМЗ в качестве начальника производственного отдела. Бывший в то время заместителем начальника ЭСПЦ-1, авторитетнейший инженер-электрометаллург, ныне член Совета ветеранов комбината Борис Григорьевич Вайнштейн вспоминает сегодня: «С ним было легко работать. Он никогда не считал, что знает все сам, умел выслушать людей. Мы всегда находили выход из трудных ситуаций, умели вместе решать проблемы. В 1975 г. Геннадий Георгиевич был назначен главным инженером завода, резко выросли масштабы задач. Но вырос и Геннадий Георгиевич – он умел набираться опыта, непрерывно работал над собой, умел анализировать трудные ситуации и находить наилучшие решения. Был всегда спокойным, вдумчивым. Прошло  много лет, но доброе отношение к нему у меня сохранилось на всю жизнь».

 

*   *   *

В 1978 г. начинается новая страница в кипучей биографии Ведерникова – он избирается вторым, а затем – первым секретарем Челябинского горкома КПСС.

4 января 1980 г. Президиум Верховного Совета СССР за успехи, достигнутые трудящимися г. Челябинска в хозяйственном и культурном строительстве, обеспечение разгрома немецко-фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне и большой вклад в индустриализацию страны город Челябинск был награжден орденом Ленина. По этому поводу торжественные собрания и митинги прошли на сотнях предприятий столицы Южного Урала.

А 5 января на пятитысячном митинге трудящихся города во Дворце спорта первый секретарь Челябинского ГК КПСС заявил, что «челябинцы и дальше полны решимости трудиться с полной отдачей сил и энергии на благо Родины».

Первый секретарь обкома КПСС М.Г. Воропаев подчеркнул: «Орден Ленина, которым награжден г. Челябинск, – это всенародное признание славных заслуг как старших поколений, так и тех, кто ныне уверенно подхватил их эстафету».

29 мая 1980 г. орден Ленина был вручен представителям трудовых коллективов и общественных организаций в театре оперы и балета членом Политбюро, секретарем ЦК КПСС К.У. Черненко.

Орденоносное знамя легендарного Челябинска крепко держал Геннадий Ведерников, который всего 20 лет до этого момента также уверенно держал в руках инструменты подручного сталевара в ЭСПЦ-1 металлургического комбината.

В 1980 г. по его инициативе в г. Магнитогорске прошел Всесоюзный семинар секретарей ЦК КПСС, курирующих промышленность, секретарей республиканских обкомов с целью изучения и распространения положительного опыта, накопленного на металлургических предприятиях Советского Союза.

Для выполнения рекомендаций этого семинара Челябинский обком КПСС под его руководством разработал специальную программу и подключил к ее реализации все партийные силы области.

В 1980 году вместе с руководством Магнитогорского меткомбината (И.Х. Рамазан, А.П. Литовченко) Ведерников добился поддержки правительством страны плана реконструкции сталеплавильного производства и строительства кислородно-конвертерного цеха на ММК. Он неоднократно участвовал в работе штаба по строительству ККЦ и оказывал необходимую поддержку руководству ММК и строителям цеха.

 

*   *   *

В 1984–86 годах Геннадий Георгиевич Ведерников – первый секретарь Челябинского обкома КПСС. В этот период он особое внимание уделял проблемам сельского хозяйства. По его предложению с помощью промышленных предприятий началось массовое строительство кормоцехов, сенохранилищ, животноводческих помещений. Это позволило увеличить объемы производства с.-х. продукции, укрепить социальную сферу села.

ЦК КПСС поддерживал инициативы Челябинского горкома, обкома КПСС, в частности, Движение за достижение наивысшей производительности труда на каждом рабочем месте при высоком качестве продукции. Это движение было наполнено активнейшим и сознательным участием сотен тысяч производственников – рядовых рабочих, инженеров, рационализаторов, изобретателей, ученых индустриального региона России.

С большой пользой для экономики страны был проведен всесоюзный семинар «Об опыте работы партийных комитетов и хозяйственного руководства Челябинской области по эффективному использованию железнодорожных вагонов».

В 1986 году он назначается заместителем Председателя Совета Министров СССР. На мой взгляд, это был своевременный и безошибочный выбор ЦК КПСС. Ему было поручено курировать шесть министерств и ведомств, в т.ч. Министерства черной и цветной металлургии, а также ряд проектов «прорывного характера».

Такая нагрузка была под силу, пожалуй, только такому руководителю, как товарищ Ведерников – профессионал, знавший до тонкости (как говорил В.И. Ленин) дело, которое ему поручено, невероятной эрудиции в самых разных областях техники и экономики, владеющий известным научным образованием. И в то же время он находил возможность быть в курсе дел металлургов Челябинской области.

Письмо академика Г.И. Марчука академикам Ю.А. Овчинникову и Н. М. Жаворонокву о договоренности с Г.Г. Ведерниковым создать рабочую группу по подготовке совещания по концепции снижения вредных газов и примесей в металлургии.

Так, он поддержал талантливого изобретателя из ЭСПЦ-3 ЧМК Леонида Григорьевича Притуляка, который разработал рассеивающие устройства, работающие без шума с частотой колебания сит в 15 000 герц, сыпучие материалы быстро, без шума и опасной пыли делятся на фракции идеальной грануляции. Эти устройства эффективны при рассеве не только промышленных сыпучих материалов, но и сельхозматериалов (зерновых и злаковых культур).

«Лаборатория» Л.Г. Притуляка располагалась в подвале жилого дома и не могла устойчиво и непрерывно работать. Ведерников посетил «лабораторию» и вскоре с местной властью решил вопрос о предоставлении изобретателю надежного помещения для постоянной работы оборудования.

Особенно велика его  роль в реализации планов реконструкции ЭСПЦ-2 ЧМК. Известно, что ЧМК (ЧМЗ) строился в годы Великой Отечественной войны, электросталеплавильные печи устарели физически и морально и отставали от иноземных аналогов по важным параметрам. Высокая эрудиция металлурга Ведерникова в области электросталеплавильного производства продиктовала новый подход к реконструкции ЭСПЦ-2: не «подтягивать» печь до уровня западных аналогов, а сконструировать новую дуговую электросталеплавильную печь с опережающими качественными параметрами.

 

*   *   *

В мае 1987 г. вышел приказ министра черной металлургии № 495 о создании ВТК – временного творческого коллектива для разработки конструкции современной дуговой сталеплавильной печи ДСП-100 ЧМК с максимальным уровнем механизации и автоматизации. Приказом министра руководителем ВТК и главным конструктором новой печи был назначен сотрудник научно-исследовательского института металлургии (НИИМа), талантливый металлург-технолог, конструктор И.Ю. Зинуров. Он был наделен большой самостоятельностью в технических вопросах и подборе кадров. За короткое время председатель ВТК создал коллектив из тридцати известных опытных конструкторов, часть которых при поддержке Г.Г. Ведерникова удалось привлечь «со стороны». Ильяс Юнусович и сам оказался не только грамотным конструктором-сталеплавильщиком, но и способным организатором творческого процесса создания уникального агрегата, преодолевшего консервативный подход некоторых отставших специалистов к разработке ДСП-100 ЧМК.

ВТК работал как часовой механизм: раньше срока были изготовлены печные трансформаторы и некоторые узлы уникального агрегата. К сожалению, «перестройка» взяла свое, загнав в тупик новаторские решения не только в металлургии, но и во всей экономике страны – готовое оборудование для ДСП-100 ЧМК поступало не на площадку цеха, а на… склад УКС ЧМК, а затем было использовано при реконструкции других печей ЧМК.

Можно предположить, что пример создания ВТК для реализации прорывных идей в различных отраслях экономики помог бы снять все проблемы с т.н. импортозамещением, которое было сорвано некомпетентностью политического и хозяйственного руководства в отраслях экономики.

 

*   *   *

Помимо плановой работы, Ведерников неоднократно возглавлял правительственные комиссии по ликвидации последствий техногенных и природных катастроф и больших аварий, в т.ч. в Каменске-Шахтинском, Арзамасе, Таджикистане, Аше, Чернобыле.

Трагедия на Чернобыльской АЭС потрясла не только нашу страну, но и взбудоражила соседние страны. Потребовались чрезвычайные усилия – организационные, технические, конструкторские и др. для ускоренной ликвидации опаснейших последствий катастрофы. Оптимальным оказалось решение о сооружении железобетонного саркофага над аварийным реактором. Вблизи объекта было построено несколько бетонных заводов, которые поставляли в неделю 7 тысяч тонн бетона – это было явно недостаточно для создания саркофага в кратчайшее время. По распоряжению Г.Г. Ведерникова в течение семи дней производительность бетонных заводов была увеличена до 30 тыс. тонн бетона за неделю. На горячий объект были доставлены два из трех имевшихся в стране бетонозакачивающих насосов.

Он лично следил за параметрами излучения в каждом секторе аварийного объекта, определял со специалистами меры по снижению опасности для групп ликвидаторов, которые направлялись в зону риска.

Работа на реакторе шла чётко и слаженно, и Геннадий Георгиевич решил добровольно остаться на аварийном объекте, чтобы не затягивать работы в том случае, когда новая команда преодолеет организационные вопросы и войдет в рабочий ритм. Из 62 членов «команды» 59 тоже добровольно согласились остаться на объекте до завершения сооружения саркофага, это говорило о высочайшей степени доверия членов правительственной комиссии к компетентности своего председателя – Геннадия Георгиевича Ведерникова.

К великому сожалению, его самоотверженная работа на аварийном объекте Чернобыльской АЭС стоила ему очень дорого – он получил недопустимо высокую дозу облучения и потерял здоровье.

 

*   *   *

Известно, что в этот период в нашей стране разворачивалась т.н. «перестройка», вызвавшая недоумение у миллионов граждан СССР, особенно тех, кто строил великую социалистическую страну, защищал ее в кровавой битве с фашизмом!.. Не то строили? Что значит «перестройка»? Но на эти вопросы ни затейник этого мероприятия, ни его окружение вразумительного ответа дать не могли. Они твердили об «общечеловеческих ценностях», о гласности, демократии…

Перестройщикам вместе с западными советниками и консультантами удалось парализовать, а затем и переформатировать общественное сознание: со всех трибун, с манифестаций и шествий вплоть до курилок непрерывно раздавались голоса: Больше социализма! Даешь свободу, демократию! Партия, дай порулить! Даешь рынок! Эти призывы были упакованы в блестящие рекламные словоблудия о свободе, равенстве, демократии, правах человека.

Не в пример некоторым «перестройщикам» Геннадий Ведерников обладал современным опытом работы на передовых позициях и в экономике, и в трудовых коллективах стратегического региона страны – в Челябинской области. Он имел известное научное образование, передовое мировоззрение, прекрасно разбирался в сложнейших ситуациях, возглавляя правительственные комиссии по ликвидации катастрофических последствий как природного, так и техногенного характера.

Как материалист-диалектик он на анализе событий убеждался в том, что причины тяжелых потрясений нередко кроются в нарушении диалектического единства формы и содержания явлений жизни. Производство усложняется, развивается, рвется вперед, а форма чаще всего со временем теряет гибкость, консервируется, отстает от содержания, начинает тормозить движение вперед. Следовательно, говорил Геннадий Георгиевич, надо совершенствовать форму, проводить реформу, чтобы жизнь шла вперед.

Но реформы надо проводить осмотрительно, так, чтобы не угробить жизнь, прогрессивное развитие ради реформы! Как подтверждает И.Ю. Зинуров, Г.Г. Ведерников изложил свое видение процесса перестройки, реформ в деловой записке на имя М.С. Горбачева, однако вразумительного ответа от инициатора перестройки не последовало…

Вскоре Геннадий Георгиевич был освобожден от работы в правительстве и переведен на дипломатическую службу – Чрезвычайным и Полномочным послом в «Европейскую дыру» – Датское королевство.

 

*   *   *

Я верю, придет время, когда добросовестные исследователи по архивным документам партии и государства воссоздадут облик незаурядного советского руководителя конца ХХ века Геннадия Георгиевича Ведерникова.

В сердцах тех, кому посчастливилось пройти часть своей жизни в совместной работе, общении с ним, он остается Человеком, Коммунистом, с которого можно брать пример в любой жизненной ситуации. Его жизнь достойна романа о том, как человек из трудовой семьи поднялся до видного руководителя советского государства благодаря своим личным качествам и системе моральных ценностей, господствовавших в социалистической стране.

С первых дней трудовой жизни он оказался в ячейке славного советского рабочего класса – коллектива сталеплавильного цеха ЧМЗ. С открытым лицом, спокойным взглядом, доверчивой улыбкой он понравился мужественным парням у огнедышащей печи.

«Я на расстоянии вытянутой руки стоял перед печью, в которой клокотало 40 тонн стали, но мне не было страшно, так как рядом со мной были мои товарищи, готовые в любую секунду закрыть меня, и ни у кого из них не было друг против друга не только злого умысла или камня за пазухой, но даже фиги в кармане», – говорил Ведерников.

Не кичась дипломом инженера, он умело орудовал инструментами подручного сталевара, шихтовщика, капавщика и мгновенно оценивал результаты химанализа и своевременно делал все, чтобы, как говорят металлурги, «плавка попала в заказ».  

Его отличали честность, доверительное отношение к людям, стремление помочь человеку. Он был коллективистом, старался «не выделяться», но быть нужным в работе и в выездах на природу. Чистил и жарил рыбу, искусно готовил пищу, имел хороший голос, хорошо знал русские народные и советские песни. Однажды в беседе в комнате общежития Академии общественных наук Геннадий Георгиевич рассказывал мне, что был на концерте Валентины Толкуновой, которая по его просьбе спела песню «Поговори со мною, мама». Затем быстро встал, отошел к окну и несколько секунд стоял  не шелохнувшись.

Он внимательно относился к письмам и заявлениям ветеранов труда и Великой Отечественной войны. Некоторые письма откладывал на угол стола и говорил: «Это я посмотрю сам. Предупредите заявителя, что я приеду». Он твердо пресекал факты бюрократии, безразличия, хамства некоторых ответственных руководителей к заявлениям граждан и всегда подчеркивал, что ответственное отношение к заявлениям укрепляет веру людей в справедливость, правду и укрепляет доверие к партии и государству.

Геннадий Георгиевич постоянно учился, особый интерес проявляя к философии, политэкономии, научному коммунизму. Любил и знал русскую поэзию – Пушкина, Маяковского и особенно Есенина, хорошо читал стихи, высоко ценил мудрую поэзию Омара Хайяма. 

Он был истинным патриотом Отечества. Он убедил своих сыновей честно отдать долг Родине в рядах Советской армии. Один из них отслужил срочную на Тихоокеанском флоте, второй – в пограничных войсках КГБ СССР.  «Долг Родине, – говорил Ведерников, – надо не просто отдать, а сделать это как можно лучше».

Таким было его кредо, которому он не изменил до последнего дня своей жизни.

В целом же, как мне кажется, его судьба сложилась драматично. Этот народный самородок, прошедший прекрасную школу жизни, обладавший благородными личными качествами, профессиональной эрудицией, высоким уровнем образования и научным мировоззрением, выходил на орбиту государственного уровня в тот роковой период истории нашей Родины, когда злым силам удалось сбить вектор социалистического развития, раздавить позитивные ориентиры, опустошить сознание миллионов граждан и переформатировать его на блуждание в потемках. В таких условиях реализовать свой потенциал созидателя было невозможно.

27 июля 2001 года Геннадия Георгиевича Ведерникова не стало…

Источник: Газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин

 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2022

Выпуск: 

5