На фото: Челябинская область
Колхозное поле, колхозный амбар
И в клубе колхозном играет баян.
Скажи, председатель, кому мы нужны?
Живём мы как будто во время войны.
Колхозное поле быльём заросло,
В колхозном амбаре зерно проросло.
А в клубе скучает один баянист,
Кому, председатель, нужна эта жизнь?
Зачем разорили деревни страны,
Такого не знали во время войны.
Давай, председатель, народ соберём
И с песней задорной работать пойдём.
Посеем пшеницу, наполним амбар,
Придём к баянисту, чтоб он не скучал.
Давай, председатель, по-божески жить,
Как мать или сына Россию любить.
Россия – берёзовый край и родники,
Останутся скоро в селе лишь старики.
Современная российская деревня живёт трудно, выживает... Производства нет, от советских животноводческих ферм, тракторных мастерских, социальной сферы в основном остались одни развалины. Эта картина повсеместная и удручающая. Стоят ещё построенные в Советском Союзе кирпичные дома, живут в деревнях люди, как правило среднего и старшего поколения, молодёжи нет или её совсем мало. Эту картину я рисую не для того, чтобы выдавить из читателя слезу, я пишу то, что вижу и что меня мучает. Мысли грустные, раздумья печальные. Я часто бываю в командировках, и не только по нашей области. Встречаюсь с сельскими людьми и в их разговорах звучит одна мысль: за что так безжалостно обошлись с деревней? Её как бы приговорили к уничтожению, так откровенно говорят мне крестьяне.
Совхозы и колхозы были развалены не только и не столько по экономическим соображениям. Как говорил Чубайс, главная задача реформаторов была уничтожить всё советское. Установка исходила из-за бугра.
Многие крестьяне, надо сказать, поначалу с надеждой смотрели на подобные преобразования: вот сейчас заживём, думали они, получим землю, угодья, но на деле вышло всё наоборот. Либеральная власть сделала ставку на фермеров – они и появились, и сейчас работают, но фермеры не обеспечат Россию в достаточном количестве сельхозпродукцией. С нашими просторами, с долгой зимой, с высокими ценами на горючее, электричество – им просто не устоять без государственной поддержки.
Затем стали появляться агрохолдинги, льготное кредитование и прочие государственные посулы. Но нет былого. Нет той помощи, которая была при советской власти, нет той заботы о деревне, не в почёте у властей стал труд крестьянский. Подобное я слышу, когда бываю в деревнях. Что сказать по этому поводу могу я? Да, собственно, сказать мне нечего, а возразить тем более... Вот только возникает вопрос – нужна ли деревня государству? Вопрос, может быть, покажется на первый взгляд глупым, но он не так глуп, как кажется. Что ждёт в будущем российскую деревню, кто будет работать на земле и кому она достанется? Все эти вопросы повисают в воздухе, ответов на них нет, по крайней мере, крестьяне эти ответы не получают.
В этом году прогнозируют большие урожаи зерновых, мы обеспечили продовольственную независимость – всё это хорошо. Наверное, не так всё плохо, как нам порой видится. Может быть, крестьяне и я вместе с ними сгущаем краски? Может быть…
Деревня, на мой взгляд, – это не только зерно, трактора, фермы, это гораздо больше, глубже – не выразить словами порой, но это и есть Россия, с её традициями, с её культурой, с лесами и полями, с памятью, с подвигами и славой – это и есть деревня – и без неё не прожить, без неё невозможно представить Россию ни сейчас, ни в будущем.
Выживет деревня – будет стоять и Россия.
Стихи, которые я привёл в тексте, написаны Юрием Краснопёровым, к сожалению, недавно ушедшим от нас. Они тронули меня своей правдивостью, своей честностью, эти стихи настоящие – их написал крестьянин от души и с болью. Лучше и не скажешь…
Трактор прошумел за окном,
Мы с Петром вдвоём за столом,
Вечер на дворе, вся деревня спит,
Краснопёрка вяленая на гвозде висит.
Я вчера слыхал в новостях,
Президент опять, слышь, в гостях!
Продаёт им газ, нефть опять сулит,
О деревне ничего пока не говорит.
Он же городской, с Питеру…
Ладно, наливай спиртику!
Завтра бы мороз, заколоть быка –
Как корова в запуске, так нету молока.
Был бы президент нам родня,
Я б его позвал на три дня,
Он бы нам помог, всем дома срубил,
Я за эти десять лет ничего не накопил.
А в Москве, слыхал, доллары…
Ладно, наливай полную!
Лишь бы не война, да посеять в срок –
Как-нибудь управимся, да нам поможет Бог!
Источник: газета «Танкоград», г. Челябинск