Николай ПЕРНАЙ. Жизнь, зачем ты мне дана?

Портрет академика Владимира Вернадского. Фото Евгения Элленгорна

Размышления на трудную тему

Одно из главных затруднений существующего сегодня способа мышления – в нашем понимании природы Мироздания. Многим изначально представляется, что природа состоит из неживой материи (минералов, атомов, субатомных частиц, звездного вещества и т.п.) и живой (видов, организмов, биологических клеток), и в нашем сознании неживое и живое кардинально различны. А другие формы, переходные от неживой материи к живой, нам почти не известны.

Совсем иные подходы открыло бы нам признание того, что в природе нет ничего неживого, Всё – есть жизнь. Природа – единая система, Мироздание – единый организм, в котором всё подчинено единым правилам и законам, и все сущности, формы и явления существуют во взаимосвязанном единстве. Всё – живое: и электрон, и протон, и окружающие нас предметы и существа, и планета Земля, и Вселенная, и параллельные мирыТонкий мир и другие. И всё обладает разумом (сознанием). Понимание того, что у всего живого есть Сознание, возможно, приблизило бы нас к разгадке того, как оно, Сознание, проявляется и на субатомном уровне, и у животных, и у человека. Возможно, это приблизило бы нас и к осознанию сущности Разума Вселенной (Бога), о существовании которого с древних времен рассказывалось во многих мифах, тайных эзотерических учениях и писалось в официозных теологических трактатах.

Нужны новые подходы и поиски.

 Мы предполагаем, что Разум есть изначальное свойство Вселенной, но нам почти ничего не известно о сущности Разума. Что есть Разум человека? Продукт его собственной мозговой мыслительной деятельности или результат его контактов и интеграции с Вселенским Разумом? Если на этот вопрос не могла ответить даже академик Наталья Бехтерева, великий знаток мозга, нам остается только строить догадки. Однако уже сегодня наукой установлено, что возможности человеческого мозга и возможности развития Разума человека безграничны.

Далее речь пойдет о смыслах жизни не только человека, но и других биологических существ (животных, растений, бактерий), и жизни так называемой неживой материи (минералов, жидкостей, газов, атомных и субатомных частиц, волн вероятности), и метафизического Тонкого мира. Естественно, нас интересует и то, каковы цели жизни, и каковы направления ее эволюции, и какова роль Разума во Вселенной.

***

Итак …

Что такое жизнь? Что нужно для того, чтобы жизнь была?

Поскольку научного определения понятия жизнь не существует (и вряд ли оно будет сформулировано в обозримом будущем), наши суждения об этом понятии могут быть (даже при очень высокой степени их очевидности и доказательности) только – гипотетическими.

Пока придется ограничиться констатацией очевидного, а именно: в общем плане, жизнь есть бесконечный процесс существования и постоянных изменений находящихся в неустойчивом состояниях стихий и субстанций, что само по себе приводит к Эволюции разнообразных форм, видов и явлений объективной реальности.

Что касается жизни биологических форм, то она, как известно, состоит из следуюших этапов:

- зарождение организма в результате делимости клетки или соединения мужской и женской клеток и создание зародыша новой клетки;

- дородовой рост организма – в соответствии с генетической программой наращивание массы зародыша в результате дальнейшего деления клеток. При этом эмбрион должен в виде пищи получать в утробе матери необходимые для роста вещества и элементы;

- самостоятельная жизнь после рождения, для этого: надо обеспечивать себя пищей, водой, воздухом; стать сильным и ловким, чтобы не быть съеденным или уничтоженным хищником; если ты самец, то во внутривидовой борьбе надо победить соперника, чтобы получить право на спаривание с самкой для продолжения потомства. Набор необходимых инстинктов для выполнения этих программ заложен в генах. В случаях резких изменений условий обитания, внешней и внутренней среды, – приспособление к новым условиям, мутации, внесение изменений в генетический код. Адаптация и перестройка функционирования многих систем организма в новых условиях;

- передача своего генетического кода потомству и зачатие наследства. Забота о потомстве, о росте и выживании потомства. Борьба с врагами. (Человек, например, активно живет до тех пор, пока способен к деторождению и пока его организм может эволюционировать);

- физическая смерть организма – это разложение его клеток на первичные химические элементы.

Постулаты и закон живой (биологической) жизни

в формулировке академика В.И. Вернадского:

Первый постулат Вернадского: «жизнь вечна на Земле. Раз зародившись, жизнь не прекращалась ни на йоту времени в геологической истории планеты, невзирая на великое множество губительных катастроф и деструктивных катаклизмов, изобиловавших в этой истории …»

Второй постулат Вернадского: «благоприятные для жизни природные условия» были созданы и создаются самой жизнью».

Третий постулат Вернадского – закон живой жизни в формулировке самого В.И. Вернадского: «Жизнь создает в окружающей ее среде условия, благоприятные для своего существования». [Грузман Г. Загубленные гении России. – М., 2018].

Имеет ли жизнь какую-то цель? Имеет ли цель развитие человечества?

Телеология – учение о цели и целесообразности – считает, что не только действия человека, но и ход развития истории, и природные эволюционные процессы направлены к определенной цели. Христианская телеология утверждает, что Бог – единственная и высшая конечная цель всего сущего. Однако не все с этим согласны.

Были предложены и другие идеи. Так, еще Гераклит (VI-V века до н.э.) сравнивал мировое начало, Логос, то есть Разум, с играющим ребенком («царство [над миром] принадлежит ребенку»), что само по себе предполагает неопределенность целей. И поскольку мир изменчив, в нем «всё течет», то в каждый данный момент всё живое саморазвивается и может иметь свою цель в самом себе, но не в мире за его пределами. А современный ученый-генетик Ли Сильвер предлагает такую гипотезу: свободная эволюция не направлена к какой-то цели и не обязательно связана с прогрессом – она всего лишь ответ на изменения среды. И каков бы ни был результат, достигнутый в ходе эволюционного приспособления, он не обязательно будет хорошим, – утверждает философ Фрэнсис Фукуяма.

Похоже, что никаких заранее намеченных целей, к достижению которых нужно стремиться, ни у каких форм жизни, биологических, небиологических и метафизических, нет. Для того чтобы какой-то объект был признан целесообразным, нужно, чтобы некий внешний субъект установил, каким целям должен служить этот объект. Потому что целесообразность может быть задана только кем-то: Богом, человеком или другой разумной сущностью, такой, которая способна и задавать цели, и давать развитию энергетический импульс. Однако поскольку мы предполагаем, что никакой субъект извне цели не задает, то эволюция, вероятно, должна заключаться в бесконечном и слепом реагировании в ответ на происходящие изменения. При таком допущении всё сущее во Вселенной должно казаться всего лишь результатом изменчивости и хаотичной, бесцельной адаптации, достигшей в результате длительного развития той гармоничности, которую мы наблюдаем. Адаптация на самом деле приводит не к созданию «лучшего» вида, а всего лишь к более эффективному приспособлению вида к окружающей среде. Но в таком случае возникает вопрос: почему биологические организмы так упорно стремятся к адаптации? Эволюционисты на это дружно отвечают: для самосохранения. Для жизни.

И потому наиболее взвешенным мне представляется постулат древнейших индуистских учений адвайты-веданты о том, что цель жизни есть сама жизнь со всей неопределенностью и стихийностью ее свободного течения.

Что касается Бога, то мои гипотетические представления о Нем можно сформулировать так: Богэто сама Вселенная, все миры Вселенной с присущим им Разумом Вселенной; Бог – это Всё-Что-Было-Есть-и-Будет; Бог – это Всё-Что-Проявлено-и-Непроявлено.

(О Разуме Вселенной необходимо сделать особые пояснения. Было бы весьма странным, нелогичным (и ненаучным!) предположение о том, что Великая Мать-Природа в ходе Эволюции в течение многих миллиардов лет смогла создать многочисленные виды разумных существ как с примитивным, так и развитым мозгом (в том числе Homo sapiens), но сама при этом была инертна, безмозгла и неразумна. Так не могло быть. Конечно же, в ходе Эволюции вместе с развитием различных форм и видов разумной объективной реальности не мог не сформироваться Вселенский Разум, который многие религии считают Богом, Аллахом, Брахманом.)

Бог есть средоточие жизни. Все, что входит в состав Вселенной есть, на мой взгляд, жизнь. То есть Бог есть не только любовь, как сказано в Библии, Бог есть сама жизнь. И все, что свойственно жизни, свойственно и Богу. Так же, как любые формы жизни, Бог (Абсолют, Брахман) может пребывать в состояниях эволюции или инволюции (индуисты называют такие состояния Днями и Ночами Брамы). Однако цели развития, то есть цели эволюции и инволюции, Бог, по-видимому, не ставит.

Очень важно понять, в каком направлении идет развития жизни?

В реальности явственно прослеживается такие, видимые невооруженным глазом, тенденции Эволюции жизни:

- устойчивое стремление всех частиц, форм и видов к своему сохранению (самосохранению);

- развитие от элементарных частиц, простейших форм и видов до сложнейших образований и высших форм и видов; но – не наоборот;

- повышение содержательности самих жизненных процессов;

- неизменный рост роли Разума (Сознания), который изначально является свойством материи (энергии) и, следовательно, жизни, и ускорение энцефализации. (Во Вселенной, как известно, всё то, что мы привычно считаем материей, имеет энергетическую основу, и Разум (Сознание) является неотъемлемым свойством материи. Уже в микромире на субатомном уровне было замечено действие Разума (Сознания) – сегодня это хорошо известно физикам. Но еще древние египтяне и греки знали, что в основании Вселенной лежат два начала – дух (в других интерпретациях разум, сознание) и материя (энергия); связанные воедино они назывались дух-материя, или сознание-материя.).

Один из показателей эволюционного развития – так называемый коэффициент энцефализации, показывающий удельную массу мозга живого организма относительно массы его тела. Самый большой коэффициент энцефализации у человека, Homo sapiens сильно обогнал другие виды. Энцефализация человека, то есть рост и усложнение его мозга, шла с необычайной быстротой, не сравнимой с энцефализацией у рыб или рептилий. Однако на путях эволюции у человека есть достойные конкуренты, например: муравьи, осьминоги, из позвоночных – вороны.

Наблюдаемые нами направления Эволюции настолько устойчивы, что иногда возникают иллюзии, будто всё устремляется к каким-то дальним, важным стратегическим целям. На самом деле таких устремлений нет.

Тогда зачем всё это? Для чего эта настойчивая устремленность всех форм и видов к самосохранению и самосовершенствованию? Может быть – для обеспечения вечного, всё расширяющегося воспроизводства и кругооборота жизни? Если это так, то можно предположить, что смыслы любой жизни заключаются в сохранении и развитии обозначенных тенденций Эволюции, то есть:

- в самосохранении, расширенном воспроизводстве и

- в самосовершенствовании и усложнении бесконечно во времени и пространстве многообразных форм и видов жизни и гармонии нашего мира;

- в дальнейшем повышении разнообразия (т.е. содержательности) жизненных процессов;

- еще, вероятно, в бесконечной Эволюции присущего жизни Разума, в том числе в расширении познании, самопознании и творчества.

Как реализовались эти смыслы в ходе Эволюции в течение многих миллиардов лт?

Для самосохранения и воспроизводства жизни:

- возникло и существует великое разнообразие форм и видов, способных к развитию;

- совершенствуются механизмы размножения биологических организмов (от бесполого, вегетативного до полового);

- функционируют разнообразные формы метаболизма;

- возникли и совершенствуются генетические механизмы (программы) управления процессами жизненного цикла каждого биологического существа от его рождения, развития, оставления потомства, выполнения своей миссии до смерти физического тела, а после смерти (по представлениям эзотериков) перехода в Тонкий (метафизический) мир;

- работают механизмы мутаций, способствующие фундаментальному изменению биологических свойств организмов и приспособляемости к новым условиям существования (мутации – спонтанно возникающие изменения в генетическом аппарате клетки; мутации лежат в основе изменчивости; генные мутации чаще вредны для организма и нередко летальны, однако в некоторых случаях улучшают его адаптивные возможности, в таких случаях они играют исключительно важную роль в естественном отборе, являясь важнейшим фактором наследственной изменчивости);

- действуют механизмы наследственной изменчивости; постоянно совершенствуются механизмы адаптации организмов к изменениям среды;

- действует генетический и еще какой-то (непонятно, какой) механизм сохранения биологических особей и видов (действует приоритет сохранения видов перед сохранением особей; так, нередко отдельные особи погибают ради сохранения вида);

- можно предположить, что еще действуют какие-то покровительственные, защитные, но неизвестные нам, могучие космические силы по сохранению жизни на нашей планете и стабильности нашей околосолнечной планетной системы.

Бесконечное самосовершенствование жизни выражается:

- в усложнении субатомных и атомных структур, химических элементов;

- в Эволюции и все большем биологическом совершенствовании организмов (от бактерий до приматов и человека). Накопление организмами полезных свойств и достижение их оптимального совершенства происходило и происходит методами проб, ошибок и находок, а – не целенаправленным путем. В результате великой Эволюции к настоящему времени в природе наблюдается относительное совершенство биологических организмов в приспособляемости к среде обитания, например: совершенство гидродинамических свойств тел рыб, дельфинов, китов и других обитателей водной среды, аэродинамики тел птиц и проч.;

- в ментальном, духовном и физическом развитии разумных существ;

- предположительно – в возможном наличии высокоразумных существ небиологического типа, непохожих по метаболизму на тех, которые обитают на Земле.

Разнообразие (содержательность) жизненных процессов с каждым шагом развития цивилизации растет и выражается в многообразии событий, происходящих в мире, приятности многих явлений, в том числе физиологических процессов (секс, вкусная пища, хорошие напитки и т.п.), удовлетворенности хорошим состоянии своего здоровья, удовлетворенности при преодолении препятствий, при достижении поставленных целей, при решении трудных задач, при победе над противником, в радости рождения и воспитания потомства, в радости от созидания чего-либо, от творческого процесса, в радости дружбы и любви, в общении с хорошими людьми, в удовлетворенности от проживания в спокойной и здоровой социально-экономической среде, в интересе к зрелищам, играм, развлечениям и многом другом. Постепенно улучшается комфортность жизни.

В рамках эволюционных процессов рост разнообразия жизненных процессов, способствующих удовлетворению потребностей человека, может рассматриваться как стимулирование формирования и закрепления эффективных способов адаптации к окружающей среде.

Жизненные процессы любого существа сами по себе настолько важны и содержательны, что многим индивидам именно они представляются главным смыслом жизни. По этой причине они стремятся к максимальному комфорту любой ценой, однако при этом часто не считаются с интересами других.

Бесконечные возможности присущего жизни Разума, в том числе, познавательные и творческие возможности homo sapiens, реализуется в ходе научно-технического и духовного прогрессов.

Прогресс в Эволюции характеризуется тем, что в истории Земли постепенно возникают все более высокоразвитые биологические существа, то есть существа, которые становятся все более восприимчивыми к окружающему их миру и все лучше приспособлены к нему.

Прогресс, начиная с изобретения человеком каменных орудий труда и колеса и кончая созданием и массовым использованием всевозможных машин, компьютеров и проч., являл собой движение вперед, развитие от низшего к высшему, от простого к сложному. Прогресс – это развитие человечества в направлении к более совершенному состоянию.

Научно-технический прогресс (НТП) – это поступательное развитие науки и техники, стимулирующее как материальное производство, так и непроизводственную сферу и кардинально влияющее на развитие общества. В ХVII – ХIХ веках сформировалось модернистское понимание НТП как инструмента бесконечного совершенствования человеческого общества и окружающей среды на основе непрерывно растущего вала научно-технических знаний. К началу ХХ века это понимание трансформировалось в идеологию научно-технического оптимизма, проповедующую всесилие прогресса, способного осчастливить человечество. Однако во второй половине ХХ века стали очевидными не только всесилие НТП, не только его позитивные, но и негативные следствия, в первую очередь в сохранении мира на нашей планете и в сохранении самой планеты.

Распространились и опасные технократические иллюзии – людей стали убеждать в том, что наука все может и технически все осуществимо. Пропагандируется вера в неограниченное могущество науки и техники и в якобы свободные от нравственных норм научные исследования. Авторитетное ученые и политики стали утверждать, будто наука сделала человека таким могучим, что ему теперь под силу фундаментальные изменения природы и всего живого. И вот уже ставится задача добиться господства человека над всей природой. Так за последние годы ХХ – начала ХХI веков сформировался новый тип цивилизованного развития – так называемая техногенная цивилизация, и современный мир перешел на технологии тотального разрушения экосистем и естественных сообществ организмов, деформации и кардинальных, но не всегда целесообразных, изменений окружающей среды и одновременно – на разрушение духовности человечества. Всё это привело к глубочайшему кризису современной цивилизации. НТП стал одной из причин этого кризиса, однако именно НТП может и должен стать средством его преодоления.

Большие надежды ученые и политики стали возлагать на новые направления, связанные с искусственным интеллектом. Но и здесь нас ожидает множество подводных камней: с одной стороны, создание все более совершенных человеко-машинных и машинных интеллектуальных систем, несомненно, сильно расширит производительные и познавательные возможности человечества, однако, с другой стороны, может возникнуть опасность новой поляризации общества и появления всесильной касты сверхлюдей, владельцев алгоритмических программ, и многочисленной, но бесправной и никому не нужной касты «простых» людей.

Мы видим, что природа НТП двойственна. С одной стороны – фантастические, особенно в ХХ веке, достижения, используемые на благо человечества (например, атомная энергетика), с другой стороны – наращивание возможностей использования достижений НТП в антигуманных целях, во вред природе (использование атомной энергии в военных целях). И так во всем, что бы ни открыл и ни изобрел человек. Прогресс в науке и технике, таким образом, оборачивается колоссальным ростом рисков и опасностей, угрожающих жизни как таковой. И поскольку человечество не может отказаться от НТП, оно обречено развиваться, наращивая новые знания и технику, но одновременно увеличивая все новые и новые опасности. Выход один – нужно каким-то образом блокировать возникающие опасности. Главным фактором, сдерживающим рост таких опасностей и растущей агрессивности человечества, может быть только всеобщая возросшая духовность. То есть рядом с научно-техническим должен идти духовный прогресс.

Духовный прогресс предполагает развитие таких качеств, которые направлены на защиту жизни, в том числе окружающей природы, животного и растительного мира, каждого индивидуума и всего человеческого сообщества. Духовность самого человека может выражаться в уважении и любви к ближним (в том, что называется христианской любовью), в миролюбии, доброжелательности, эмпатии, в развитии других гуманистических качеств, а со временем также – в развитии могучих, но пока скрытых способностей: от телепатии, самогипноза до самоврачевания и управления собственными внутренними органами. Основы для этого заложены в самой природе homo sapiens: в каждом человеке имеются громадные потенции. Помимо известных всем физических органов восприятия, он обладает еще многими органами, а именно, сорока девятью энергетическими центрами, которые находятся в полускрытом состоянии в различных местах его тела в состоянии бездействия, но которые по мере изменений в окружающем мире и расширения сознания человека, разовьются в органы познания и восприятия горних миров, давая различные высшие способности и высшие знания. Именно эти энергетические центры обеспечат связь физических органов человека с энергиями Тонкого мира и позволят использовать невиданную мощь этих энергий. Эволюция человека идет в направлении все большего раскрытия и развития его энергетических центров, что позволяет предположить, что в будущем (трудно сказать, в близком или очень далеком будущем) его высшие способности, относимые современной наукой к паранормальным, станут доступными многим людям.

О том, какими качествами будет обладать человек ближайшего будущего сегодня еще можно фантазировать. Можно представить себе человека через 50-100 лет – вряд ли он будет сильно отличаться от нас. Но представить, каким будет homo sapiens через 100 тысяч или даже 1 млн лет невозможно даже в самых смелых фантазиях.

Некоторые футурологи предрекают гибель вида homo sapiens и его исчезновение с лица Земли уже в не очень отдаленном будущем. Полагаю, что все же это не произойдет, и вот по какой причине. Разум в ходе великой Эволюции постоянно самосовершенствовался и проявлял себя как главное стимулирующее средство жизни. Так был создан мозг – инструмент Разума. Самосовершенствование Разума всегда было и является устойчивой тенденцией. По этой причине и Разум современного человека, расширяющийся за счет развития искусственного интеллекта, уже сегодня обладает огромной жизнеспособностью. И есть твердые основания полагать, что Разум вместе с материей будет продолжать дальнейшее саморазвитие и самосовершенствование. Этот процесс не закончится никогда, потому что свойством Разума-материи всегда было и пребудет вечно самосохранение. А потому и homo sapiens в будущем не исчезнет, хотя физически, ментально и духовно он наверняка изменится основательно.

Однако нам, человечеству, надо быть осторожнее.

В природе всё едино и взаимосвязано, и, естественно, должны действовать механизмы защиты жизни от насильственной гибели и самоуничтожения. И они есть (за миллиарды лет Эволюция не могла их не выработать) и действуют, кое-что нам уже известно. Но мы недостаточно наблюдательны и много пока не видим. Как работают эти механизмы, мы знаем очень мало. А надо бы знать! По крайней мере, надо знать, каковы предельно допустимые нормы нашего поведения в политике, экономике, военном деле, экологии, дабы не навредить нашему миру.

Эзотерики считают, что современная цивилизация переживает период перехода от одной Эволюции, в которой развивался интеллект, к Эволюции духовности, когда дух начнет преобладать над интеллектом.

Духовный прогресс предполагает познание человеком ближнего окружающего мира, Бога (Вселенной) и, конечно, – познание самого себя. Очевидно, что именно человек как носитель Разума, наращивающий в ходе Эволюции свой интеллектуальный и духовный потенциал, призван все более становиться демиургом, творцом новых идей, открытий и дел.

И потому очень важно, чтобы уже сегодня – сейчас! – каждый из нас смог сам найти смысл собственной жизни. Бывший узник фашистских концлагерей известный психотерапевт Виктор Франкл дает нам такое наставление: «Один из важнейших уроков, которые я усвоил в Освенциме и Дахау, заключается в том, что в нечеловеческих условиях способен выжить лишь тот, кто устремлен в будущее, кто верит в свое призвание и мечтает выполнить cвое предназначение …Смысл нельзя дать, его нужно найти … Осуществляя смысл, человек реализует сам себя».

 Несомненно, один из главных смыслов существования человека разумного, наряду с самосохранением, самосовершенствованием и развитием познавательной и творческой деятельности, состоит в активном содействии Эволюции Разума, Красоты и Гармонии нашего мира. Ведь по природе своей человек по-прежнему остается неотрывной составной частью этого мира, частью развивающегося единства. Поэтому он, даже будучи духовно несовершенным, пока еще слишком агрессивным, не может не быть заинтересован в поддержании этого единства и сохранении жизни каждой букашки. Истина проста: существование мира, в котором мы живем - это основа нашего собственного существования. И важнейшими заповедями homo sapiens могут быть только такие: не убей! не навреди! люби! делай добро!

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2022

Выпуск: 

8