На фото: Министр иностранных дел С.В. Лавров // Фото: РБК
«Россия поможет украинцам избавиться от абсолютно антинародного и антиисторического режима… оба народа продолжат жить вместе».
«У нас нет каких-либо предубеждений от того, чтобы возобновить переговоры по более широкому кругу вопросов c Украиной, но дело зависит не от нас…»
Оба эти высказывания были сделаны в один и то же время, и одним и тем же лицом – министром иностранных дел России С.В. Лавровым. Понятно стремление бывалого дипломата сглаживать острые политические углы. Но вряд ли оправдано публично озвучивать при этом взаимоисключающие положения, доведенные до прямого абсурда. Оправдано ли вести переговоры с «абсолютно антинародным и антиисторическим» режимом, от которого ведущие эти переговоры российские политики помогают украинцам избавиться? Да и можно ли вообще договориться с ярыми русофобами, которые убеждены, что Украина «стала вечным врагом» России и делают все, чтобы наши народы не «продолжали жить вместе»?
Но главное в другом. Никаким письменным, не говоря уже об устных договоренностях ни с нынешним киевским режимом, ни со стоящим у него за спиной Западом доверять нельзя. В любой момент откажутся от них, если сочтут для себя выгодным, попирая не только нормы международного права, но и веками соблюдавшиеся элементарные правила общечеловеческого приличия. Ведущаяся против России Западом тотальная война дает тому множество примеров. Выход тут один. Всех этих якобы «цивилизованных» господ и их киевских сателлитов надо ставить перед свершившимися фактами, создавая новую реальность, с которой они просто вынуждены будут считаться. В нынешней ситуации это образование дружественной России Украины. О конкретных ее государственных формах, которые, естественно, должны определяться волеизъявлением ее народа, разговор особый.
Переговоры же с нынешним режимом могут вестись только о его капитуляции, натовские лидеры вообще не должны влиять на урегулирование конфликтов внутри единого русского мира. Россия же не лезет с посредническими услугами в западные страны, где таких конфликтов вполне хватает. А что касается «переговорного процесса» и учета на них «позиции партнеров», к чему так тяготеет нынешняя российская дипломатия, то все это возможно лишь в плане предоставления каких-то личных гарантий киевским лидерам. В обмен на прекращение ими кровопролития и уничтожения своего же народа. Это было бы вполне оправданной уступкой со стороны России и ее донбасских союзников. По существу, нынешние киевские правители вместе со своими западными покровителями должны предстать за свои страшные преступления. перед международным трибуналом с вынесением им самых суровых приговоров.
«Миротворческие» жесты с надеждой на ответные шаги приводят к прямо противоположным результатам. Киевский режим и его западные покровители расценивают их как признак слабости и податливости российской стороны, сразу же ужесточая свои позиции. Так было в горбачевско-ельциновский период, так продолжается и в наши дни.
Когда в марте на переговорах в Стамбуле российская делегация представила компромиссный, вполне приемлемый для киевского режима проект прекращения военных действий, последовал окрик из Вашингтона. Почти полностью согласованное двумя сторонами соглашение было отвергнуто. Что, скорее всего, было к лучшему. Российские непрофессиональные «переговорщики» готовы были, следуя традициям своей профессиональной дипломатии, сдать антирусскому режиму то, чего добились на поле боя военные. В реальности все ограничилось бы мирной передышкой перед новым еще более кровопролитным конфликтом. То есть новым вариантом заведомо нежизнеспособных Минских договоренностей. С очередными официальными уверениями, что новым соглашениям «альтернативы нет». Как не было якобы их и прежним…
Как бы там ни было, под давлением своих заокеанских покровителей президент Зеленский стал выдвигать заведомо неприемлемые для России требования ухода с якобы оккупированных украинских территорий, включая и российский Крым. Сложилась парадоксальная ситуация. Казалось бы, именно украинские руководители на фоне успехов и неуклонного продвижения российской армии должны были стремиться к возобновлению мирных переговоров. А готовность к ним, да еще «по широкому кругу вопросов» регулярно выражают российские политики и дипломаты. И это делается в тот момент, когда даже натовские лидеры начинают понимать бесперспективность поддержки киевских правителей, придерживая обещанные им кредиты. Что это, как не спасательный круг, подбрасываемый киевскому режиму? А заодно и поощрение тех сил на Западе, которые все еще лелеют надежды на сохранение всей довоенной Украины как враждебного России государства. Что ж удивляться тому, что на подобные «миротворческие» заявления украинская армия отвечает усилением своей активности, включая варварские обстрелы жилых районов освобожденных территорий. Натовские же лидеры укрепляются в своей решимости продолжать поставки украинской армии западного оружия и боевой техники.
Иначе как явным рецидивом горбачевско-ельцинской дипломатии, ослабляющим стратегические позиции России, нельзя расценить и соглашение с киевским режимом по экспорту зерна из украинских портов. Помимо разблокировки морских портов киевский режим получил возможность заработать миллиарды долларов на военные цели. И опять все это делается со ссылками на популярные в горбачевские времена «общечеловеческие интересы». На сей раз ради предотвращения угрозы голода в мире. Хотя несостоятельность этого аргумента хорошо показал на конкретных цифрах В. Путин. А в обмен на односторонние уступки и послабления киевскому режиму Россия получила лишь обещание представителей ООН посодействовать снятию санкции с российского экспорта зерна и удобрений.
Однако условия здесь определяют не ООН, а Вашингтон. А он снимать санкции отказался, о чем прямо заявил госсекретарь США Блинкен в телефонном разговоре с С. Лавровым. Казалось бы, хорошо знающий своих западных «друзей» главный российский дипломат должен был помнить, сколько было в прошлом таких пустых надежд в обмен на реальные российские уступки. Так нет же, в очередной – тысячный или тысяча первый раз – понадеялся на благоразумие своего американского «партнера». Поистине, эффективные менеджеры во внешней политике так же «эффективны», как эффективные менеджеры в российской экономике.
Впрочем, внешняя политика, как и внутренняя, работает на нынешнюю российскую олигархическую власть. И здесь невольно вспоминаются неоднократные высказывания Сталина о том, что буржуазия всегда предавала и будет предавать национальные интересы страны ради собственных своекорыстных выгод. В наши дни, когда Запад в приступе своего высокомерного безумия ополчился на российских олигархов, пытаясь заставить их выступить против кремлевского руководства, это положение несколько видоизменяется. Нынешняя российская власть, защищая себя, вынуждена одновременно отстаивать и национальные интересы. Но делает это нерешительно, неумело и не используя все свои возможности. Что и понятно: она находится под сильным влиянием российских олигархов и их ставленников в правительственных структурах, которые не заинтересованы в полной победе нашей страны на Украине, хотя всячески афишируют свой показной патриотизм. Такая победа создаст для них новые осложнения и проблемы, которых рыночные «прагматики» всячески стараются избежать. Совершенно очевидно, например, что для ее достижения нужна общенациональная мобилизация всех сил и средств под испытанным лозунгом «Все для фронта, все для победы», причем не только в военной сфере. Надо срочно реализовывать широкомасштабные государственные меры по восстановлению на современной основе разрушенного в ходе либерально-рыночных реформ экономического и научно-технического потенциала страны, который и лежит в основе ее военной мощи. Нынешняя сырьевая структура российской экономики, подчиненная интересам связанных с западным капиталом олигархических группировок, для этого не подходит, ее нужно кардинальным образом перестраивать. А для этого подбирать и ставить на решающие правительственные посты действительно компетентных и умелых руководителей, не связанных с олигархическими группировками, что, естественно, ничего хорошего им не сулит.
К тому же, несмотря на бандитский по сути захват части их капиталов и собственности «цивилизованным» Западом, российские олигархи все равно с надеждой посматривают в его сторону. На черный день у них там все равно осталось немало. Давно подготовлены и посадочные площадки для себя, и своих близких. Даже в условиях раздуваемой на Западе русофобии мало кто из российских миллиардеров связывает свою судьбу с собственной страной. Обирать свой народ они предпочитают в России, а жить подальше от нее. И опасаться будущего у них есть все основания.
Российская победа на Украине неизбежно усилит там позиции левых сил, ориентирующихся на социализм. Неслучайно в освобожденных украинских городах наряду с российским триколором развиваются и советские флаги. А подобный пример может быть заразителен и для России, где так же, несмотря на сопротивление властей, растет влияние левых сил. Иными словами, для российской олигархической элиты куда предпочтительней не победа, а очередной «договорняк» с киевским режимом и стоящим у него за спиной коллективным Западом. Ну и что из того, что о такой «договорняк», точнее, олигархическая сделка, не решив ни одной из кардинальных проблем, станет лишь временной передышкой к новой, еще более кровопролитной войне? Воюют-то не элитарные «верхи», а простые «низы». Они уже привыкли к попирающей их интересы экономической политике властей, к многочисленным житейским и бытовым неурядицам, привыкнут и к тяготам военного времени.
Перестроившись на ходу в «крутых российских патриотов», представители олигархической элиты в военно-политических и особенно в финансово-экономических кругах страны, всячески ограничивают масштабы и, главное, эффективность спецоперации на Украине. Речь, конечно, идет не о тех ограничениях, к которым, союзные силы, в отличие от украинских, вынуждены прибегать, чтобы свести к минимуму потери мирного населения и разрушение гражданской инфраструктуры. Тут налицо сознательное и целенаправленное стремление придать действиям на Украине ограниченный и чисто региональный характер. Как бы не замечая, что там идет настоящая широкомасштабная спецоперация, истощающая и обескровливающая как Украину, так и Россию. Отсюда и явно несоразмерный формат противоборства. При нынешней численности российских войск и ставке на контрактников и добровольцев добиться решающего стратегического перелома с последующей капитуляцией украинской армии попросту невозможно.
Нужна вся мощь и возможности профессиональной армии с присоединением воинских подразделений союзников. Так поступают США в своих захватнических, фактически колониальных войнах. Но на это не идет Россия в своей по-настоящему справедливой и освободительной борьбе с киевским режимом, насаждающим антирусские настроения… Ее вялая, инертная, неспособная на решительные действия дипломатия даже не ставит об этом вопрос.
А тут еще и запреты на выведение из строя пунктов военно-политического управления киевского режима, а также кардинальное разрушения транспортной системы, обеспечивающей логистику военных действий. Не принимается сколько-нибудь эффективных мер по прекращению националистического оболванивания населения с помощью СМИ и интернета. Все это оправдывается внешне разумными соображениями как финансово-экономического, так и гуманитарного порядка. Но именно внешне. Ссылаются, например, на необходимость беречь жизни солдат и офицеров союзных войск. Однако компетентные военные эксперты убедительно доказали, что увеличение численности войск и расширение боевых действий не увеличивает, а, наоборот, заметно уменьшает потери наступающих войск. Нынешний же их формат боевых действий неизбежно ведет к продлению спецоперации на многие месяцы, а то и годы.
Судьба Украины, да и России зависит от политической воли ее руководства. В 2014 году президент В. Путин пошел на присоединение Крыма, хотя значительная часть российской элиты была против. Еще большим шоком для нее стало проведение спецоперации на Украине. Коллективный Запад, послушный разъяренному Вашингтону, сразу же начал против непокорной России тотальную войну. Но российский президент вновь принял единственно возможное и спасительное для национальных интересов решение.
Будем надеяться, что и на сей раз отчаянное сопротивление антирусских сил за рубежом и «пятой колонны» внутри страны будет преодолено. В конце концов, правда и справедливость на стороне России. А это, чтобы ни говорили, великая сила.