Родной Челябинск, тракторный завод

В декабре 2022 года исполняется 100 лет со дня образования СССР – первого в мире государства трудящихся, победивших эксплуататоров в ходе пролетарской революции. СССР оставил человечеству бесценный опыт строительства социализма на земле – этот опыт отражен в объектах материальной и духовной культуры, в том числе таких, как музей ЧТЗ, которому 27 октября исполнилось 55 лет.

А 16 ноября свое 75-летие отмечает директор музея ЧТЗ, Заслуженный работник культуры РФ Надежда Артемьевна Дида.

Надежда Артемьевна любезно согласилась ответить на вопросы, которые интересуют многочисленных читателей газеты патриотов Южного Урала «Танкоград».

- Надежда Артемьевна! 75 лет – это что: грусть, тоска по ушедшему времени или тревога за день грядущий?

– Нет. Я считаю, что 75-летие – это важный рубеж непрерывного естественного взросления человека, на котором можно и нужно взглянуть на свой опыт, свои знания, а главное, на сумму полезных дел, которые каждый из нас положил на алтарь Отечества.

Грусти и тоски я не испытываю, потому что все, на что надеялась, о чем мечтала – все счастливо случилось, ведь я родилась в советской стране, в атмосфере новой идеологии, общественного устройства и возможности для развития человека и реализации его способностей во благо Родины.

А вот чувство тревоги свойственно  каждому человеку, ведь многие события врываются в нашу жизнь стремительно, развиваются спонтанно, несут с собой массу негативных последствий для общества, для каждого человека. Таковым событием, на мой взгляд, стала так называемая перестройка, которая привела мир к геополитической катастрофе с далеко идущими последствиями, которые мы сегодня переживаем. Равнодушным в этой обстановке быть нельзя.

С какими взглядами на жизнь вы вышли из родительского дома?

– Я считаю, что родительский дом, это не просто избушка, в которой светит родное окошко. Ведь в семье зажигается искорка, которая затем перерастает в пламя, освещающее всю жизненную перспективу. И я с этим чувством вспоминаю мать и отца, всю семью, все, что меня окружало.

Мама работала воспитателем в детском саду, ее понимали и любили дети, их родители и бабушки. Она много читала, владела научной (насколько это было возможно в те далекие годы) методикой работы с детьми, была культурным, приветливым человеком. У мамы был хороший голос, она активно участвовала в художественной самодеятельности, пела русские, украинские народные и советские песни, знала много арий из различных опер и успешно проводила культурные мероприятия.

У мамы был тонкий эстетический вкус, она владела понятиями дизайна, кроила и шила платья, блузки, рубашки не только для детей, но и для взрослых.

Серьезное влияние на формирование моих жизненных принципов оказал и отец. Выше всего он ценил в людях совесть, правду, честность, «настоящность», он не был религиозным человеком, но хранил в душе веру. Отец был инженером железнодорожного транспорта, следил за новинками и всегда умел помочь консультациями при установке нового оборудования, освоении передовых технологий. У него были золотые руки и все, за что он брался, делал продуманно, аккуратно, добротно. Отец не мирился со злом и предательством. К нам, детям, относился с уважением, не навязывал своей воли.

Годы моей юности совпали с грандиозным подъемом энтузиазма молодежи, стремившейся сделать все вокруг светлым, полезным для людей. Вот почему я абсолютно сознательно и решительно вступила в комсомол, чтобы вместе с товарищами на одном дыхании активно участвовать в созидательном процессе, невзирая на разного рода трудности.

Со временем человек обретает не только определенный опыт, но и начинает видеть противоречия в реальных общественных отношениях. При этом одни люди мирятся с обстановкой, готовы «притихнуть», «переждать», другие, наоборот, упорно ищут верную дорогу, учатся, трудятся и побеждают – так вели себя встретившиеся на моем пути коммунисты и комсомольцы, давая пример другим людям. 

А как вы решились уехать из дома в Сибирь?

– Жизнь в нашей стране в послевоенный период отличалась невероятным динамизмом. Восстанавливали народное хозяйство, разворачивалось строительство целых городов, создавались производства, которые и сегодня составляют мощь экономики России, щит безопасности Родины. Сотни тысяч молодых людей по оргнабору или комсомольским путевкам ехали на великие стройки, покоряли одну вершину за другой. Стремление к знаниям было неодолимым. Молодежь шла в техникумы и вузы, в профтехучилища. Я поступила в Новосибирский институт геодезии, аэрофотосъемки и картографии, который окончила в 1970 году. Хочу подчеркнуть, что вуз давал не только инженерное образование, но и, как говорил В.И. Ленин, давал известное научное мировоззрение, т.е. вводил в понимание объективных законов развития всех сфер жизни, помогал различать противоречия в любых явлениях, принимать правильные решения в сложных ситуациях.

Судьба, как я считаю, подошла ко мне благосклонно и я по распределению вместе с мужем была направлена в Челябинск на легендарный тракторный завод.

Какое впечатление на вас произвел ЧТЗ?

Я испытала потрясающие впечатления. Во-первых, производственная площадка предприятия, четкие здания цехов завода, отсутствие какой-либо суеты. Во-вторых, культура производства, организованность, дисциплина на любом участке, доброжелательное отношение со стороны персонала цехов. Но особенно хочу сказать о той атмосфере, которая была создана вокруг молодых специалистов руководителями цехов, производств, инженерного корпуса завода. Мне не дали даже растеряться: корректность, деликатность со стороны старших товарищей я почувствовала сразу, с первых дней. Это были руководители-коммунисты, для которых завод и был их родным домом, смыслом их творческой, организаторской и политической деятельности. Я этих людей могу перечислить, даже проснувшись поздней ночью.

С великой благодарностью я вспоминаю своих наставников: Б.М. Фельдмана, С.В. Галактионова, В.П. Соловьева, И.П. Величко, Л.С. Кудрявцева, Г.В. Зайченко, Г.Д. Дробота, Н.М. Пискунова, В.А. Бешкарева, Е.Г. Ховива, Е.В. Степанова, Н.Р. Ложченко, В.М. Платонова… И не мне одной этот отряд наставников помогал в освоении жизненного пространства. Особо подчеркну: общий курс наставничества полностью совпадал с моими знаниями, принципами, которые я накопила в семье, в школьном и вузовском комсомоле. На заводе не дали «засохнуть» ни одному позитивному задатку, которые сложились у меня в голове и сердце к этому особому этапу моей жизни в коллективе ЧТЗ. Я с радостью убедилась, что ЧТЗ это и есть социалистическое предприятие, где трудятся люди, воспринявшие идеи и задачи компартии, как подлинное отражение их мечты о свободе, равенстве, справедливости.

Люди работали не только на себя, а ради будущего своих детей и ради своей Родины, которая социализм обязательно построит. Инициатива трудящихся не знала границ. Вместо пресловутой конкуренции в коллективе распространялось социалистическое соревнование, обмен знаниями и опытом, взаимная поддержка, трудовая слава и высокая оценка обществом человека-труженика. Вся эта атмосфера укладывалась в мои представления о социалистическом характере труда, о новых принципах отношений в трудовых коллективах. Люди трудились не из-под палки, как это было в английских колониях в Азии и Африке, а работали с огоньком, сознательно и с полной отдачей.

На любом участке я работала с удовольствием, особенно когда видишь, что твой труд оценивается людьми, приносит пользу.

Но я сама непрерывно училась. Наставники мне советовали основательно познать… трактор. Ведь в каждой детали, в каждом агрегате этой мощной машины заложен сознательный физический творческий труд рабочего, конструктора, инженера, а стимулы к труду нуждаются в совершенстве, чем и должны заниматься руководители… У меня это получалось, к моему глубокому удовлетворению, на любом посту, включая руководство Дворцом культуры ЧТЗ.

– Человек с такой жизненной школой, полученной в передовом социалистическом коллективе нашей Родины, не мог остаться незамеченным, и в вашей жизни начался новый этап творческой деятельности. Какой остался след?

Весьма существенный. В 1986 году меня пригласили на работу в Челябинский горком КПСС. На уровне миллионного города я зримо ощутила глубину проблем состояния и развития культуры. Правда, теоретическая, идеологическая проработка проблем культуры в Челябинском горкоме партии была высокой, что позитивно влияло на конкретные вопросы политической работы среди трудовых коллективов и населения по месту жительства. Горком партии имел прекрасную, хорошо сформированную кадровую систему с опорой на парткомы и партбюро предприятий, организаций и учреждений, многие из которых были созданы еще в годы советских пятилеток.

В 1987 году я была назначена на должность заведующей отделом культуры Челябинского горисполкома. Это была очень важная работа с серьезным проникновением в гущу трудовых коллективов, с организацией массовых мероприятий.

В 1990–94-м работала заместителем председателя Челябинского областного фонда культуры. И скажу, что мне удалось внести свой личный вклад в развитие культуры и искусства области.

Так, была создана и реализована программа международного благотворительного фонда «Новые имена», организован цветаевский культурный центр, Бажовский фестиваль, организован памятник индустриальной культуры «Пороги», археологический и природно-ландшафтный заповедник «Аркаим». Я горжусь тем, что помогала создавать реальные условия для развития творческих союзов, укреплять кадровый потенциал сферы культуры Южного Урала.

С 1994 года я работала в администрации (позднее – в правительстве) области в должности помощника первого заместителя губернатора области, курировала вопросы культуры, занятости и социальной защиты населения: взаимодействия с Пенсионным фондом России. Горжусь тем, что мне было доверено участвовать в разработке важных программ, правовых актов, улучшающих пенсионное и социальное обеспечение ветеранов, инвалидов и малообеспеченных семей.

– Понятно, что именно с таким уровнем эрудиции и компетентности в вопросах культуры, социологии, интеллектуальной подготовки мог кто-либо претендовать на должность директора национального достояния социалистической культуры, каким является музей «ЧТЗ-Уралтрак» в 2008 году. Как вы встретили это предложение.

Судьба водила меня по высоким кабинетам государственной службы в течение 25 лет, но память о заводе, о его людях никогда не покидала меня, особенно «во дни сомнений и тягостных раздумий», говоря словами И.С. Тургенева.

Мы знаем, что явления природы (землетрясения, извержения вулканов и др.) своим воздействием способны менять русла рек, неся разрушения и поглощая плоды человеческой цивилизации. Но у природы есть еще одна неумолимая сила – это время. А у него есть глубинная пропасть Тартарары и Лета-река беспамятства. Все, что туда срывается, теряет следы на земле и из памяти людей исчезает навечно. Но и сами люди могут влиять на жизнь, их иррациональные решения могут катастрофически менять жизненную ситуацию с нежелательными последствиями.

Вот и мой родной завод к 2008 году радикально изменился. Но духовная память, которая хранится не только в материальных ценностях, созданных трудом поколений, но и в документах не должна сорваться в Лету и исчезнуть. Ведь неслучайно в 1966 году партком завода принял решение о создании музея предприятия, ведь с таких заводов, как ЧТЗ, началась индустриализация страны, первые шаги новой социалистической эпохи. Эта идея была встречена в трудовом коллективе и в общественных организациях завода с огромным энтузиазмом. Открытие музея состоялось 25 октября 1967 года. Музей сразу же обрел популярность не только у тракторостроителей, но и у трудящихся Челябинска и области.

Понятно, что переход экономики и всего жизненного уклада на рельсы либерализма, т.е. капитализма, отразился на всех сторонах жизни трудового коллектива, связанных с заводом. Однако мы посчитали, что допустить снижения значения музея для воспитания людей и связи поколений нельзя.

Как вы смогли уберечь музей в условиях бескомпромиссных перемен в жизни завода?

– Повторюсь, где бы я ни работала, я никогда не забывала «университета жизни», которым стал для меня наш легендарный тракторный завод, поэтому без лишних раздумий я включилась в практическую работу по сохранению и развитию музея ЧТЗ. К этому времени мне был прекрасно известен опыт организации музейного дела в нашей стране и мире. Современные способы подбора материалов, их экспонирования с учетом достижений науки, электронной техники и продуманных технологий. А в музее работали преданные своему делу Татьяна Прокопьевна Пушкарева, Ольга Александровна Котова  и мы вместе продолжили работу по сохранению наследия ЧТЗ.  И как итог: В 2021 году музей ЧТЗ принял участие  во Всероссийском конкурсе на лучшую экспозицию музеев предприятий, посвящённом боевому и  трудовому  подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941–1945.  Экспозиция музея, представленная на конкурс, была признана одной из лучших,  музей ЧТЗ стал лауреатом конкурса.

Наших современников, посетителей музея постоянно интересует вопрос: откуда на огромной стройке в условиях нехватки строительных машин и механизмов, при массе ручного труда горел огонь инициативы, энтузиазма, героического труда. Через подлинные документы мы показываем авангардную роль коммунистов и комсомольцев и на строительной площадке ЧТЗ, и в годы Великой Отечественной войны, и в дни послевоенной мирной, но очень трудной жизни. Руководители завода, начальники цехов, начальники участков, мастера в основном были коммунистами и не только  агитировали, но и сами подавали пример самоотверженного труда. Неслучайно заявления о приеме в партию подавали целые бригады рабочих, на деле убеждались, что вместе с коммунистами они шаг за шагом идут к светлому будущему: спорились дела на производстве, открывались школы, детсады, развивалась система профессиональной учебы.

На стендах музея много заслуженных людей страны: К.Е. Ворошилов, М.И. Калинин, А.Н. Косыгин, Е.К. Лигачев, посещавших в разное время стройплощадку и действующий завод. Экспозиция богата материалами, документами,  фотографиями и другими свидетельствами истории завода от звена гусеницы первого трактора до сверхмощного бульдозера Т-800. Отбирая экспонаты для демонстрации посетителям, музейщики стремились взять именно те, которые наиболее типично отображали свое время.

«Ваш заводской музей тем и ценен, что в нем экспонируются материалы, представляющие собой исторический интерес и ценность», – такое заключение в свое время сделали работники музея Революции, ознакомившись с экспозицией музея ЧТЗ.

Уже в 2000-е годы была создана виртуальная версия экспозиции заводского музея, она размещена на сайте завода.

Сегодня мы поддерживаем тесные научные связи с крупнейшими музеями нашей страны, многочисленными общественными организациями. Это помогает музею эффективно вести культурно-просветительскую, патриотическую работу на благо нашего Отечества. Музей ЧТЗ входит в десятку лучших музеев России.

Главным рецензентом нашей работы является общественность города, Южного Урала и даже отдельных регионов страны. В своих отзывах посетители отмечают чрезвычайно важную роль музея в воспитании патриотизма, связи поколений, воодушевляющей молодежь на поступки, укрепляющие и прославляющие нашу Родину.

Эту работу мы будем продолжать, как бы не менялись разного рода обстоятельства. Мы верим, что система мечты и работы приведут нас к новым свершениям.

Редакция газеты «Танкоград» и её читатели шлют юбилярам пламенный привет и желают новых успехов коллективу музея и его директору Надежде Артемьевне Дида в чрезвычайно важной работе, которую они проводят на благо нашей любимой Родины.

Беседу вел Николай ЧЕПАСОВ

Источник: газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2022

Выпуск: 

10